Головина Татьяна Валерьевна Учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад №7» г. Кашира Московская область
Дата поступления работы: 23.05.2022г.
Консультация для родителей “Почему надо заниматься дома”
ПОЧЕМУ НЕОБХОДИМО ВЫПОЛНЯТЬ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ ЛОГОПЕДА?
Нередко родители задают вуопрос: «Зачем нужны домашние логопедические задания, если ребенок занимается с логопедом?»
Это связано с тем, что упражнения, с которыми ребенок познакомился на занятии логопеда, необходимо повторять регулярно и многократно. И обязательно под контролем взрослого.
Иногда встречаются родители, которые пробуют поручить домашние занятия самому ребенку, но это только тормозит процесс исправления нарушений речи. У ребенка дошкольника, еще не развит самоконтроль, выполнение заданий будет некачественным, а значит и никакого результата не будет.
Почему надо многократно повторять задания? Потому что у ребенка до занятий с логопедом сформировалась привычка говорить неправильно, ему так удобно, не надо напрягаться. Нам же надо загасить старые привычки «говорения» и выработать новые, а это достигается только при постоянном повторении. (Логопеды знают такой факт: чтобы ребенок научился говорить исправленный звук в слове правильно и легко, надо это слово произнести 40-60 раз)
И вот тут родителям отводится особая роль в исправлении речевых ошибок. Хороший эффект дает закрепление с ребенком полученные на логопедических занятиях речевые умения и навыки не только при выполнении заданий в тетрадях, но и в свободном речевом общении: во время игр, прогулок, экскурсий, походов в библиотеку, то есть в повседневной жизни.
Только при систематической работе логопеда и родителей, ребенок научится пользоваться поставленным звуком в самостоятельной речи и перестанет делать грамматические ошибки..
Есть еще один важный момент. Результативность коррекционной помощи ребенку зависит от степени заинтересованности родителей в исправлении речи. Дети – это очень чуткие эмоциональные «антенны». Родители для детей являются самым большим авторитетом в жизни. Если ребенок почувствует, что родитель не особо переживает за качество выполнения заданий, то и ребенок не будет стремится к хорошему результату. Поэтому ребенку необходимо чувствовать Ваше сопереживание, настрой на положительный результат и поддержку всех членов семьи.
Логопед и родители должны работать ВМЕСТЕ, потому что в одиночку даже самый хороший логопед не справится с нарушением речи.
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И ПОМНИТЬ РОДИТЕЛЯМ ПРИ КОНТРОЛЕ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ЗАДАНИЯ РЕБЁНКОМ ДОМА:
1. Домашнее задание в индивидуальной тетради записывает логопед. Выдаётся тетрадь воспитателями группы в четверг или пятницу в вечерние часы.
2. Домашние задания выполняются не в один приём. А разбиваются на части (по10-15 минут работы).
3. Не рекомендуем выполнять задания в воскресенье вечером перед сном. Большую пользу принесёт выполнение задания небольшими порциями (по 2-3 упражнения): в пятницу в вечерние часы, суббота и воскресенье в дневное время. Артикуляционная гимнастика и автоматизация звуков выполняется ежедневно до 3-х раз в день. Остальные задания выполняются однократно:
-все задания прочитываются взрослыми для ребёнка вслух. Эти задания ребёнок выполняет устно, а взрослый вписывает в индивидуальную логопедическую тетрадь ответ ребёнка, не корректируя его: сохраняя все произнесённые окончания и формы слов.
-графические задания ребёнок выполняет самостоятельно (рисует, выполняет штриховку и пр.) но под обязательным присмотром взрослого. Тогда рабочая тетрадь будет выглядеть аккуратно, красиво и красочно на протяжении учебного года. А хорошо оформленная тетрадь один из моментов педагогического и коррекционного воздействия.
4. Папку с индивидуальной рабочей тетрадью с выполненным домашним заданием, а так же прилагающиеся альбомы и карточки в аккуратном состоянии ребёнок при-носит в детский сад в понедельник.
Контроль за выполнением домашнего задания позволяет поддерживать тесную взаимосвязь между логопедом, воспитателями группы и родителями, общей целью которых является успешная коррекция речи ребёнка и всесторонняя подготовка его к обучению в школе; выработка психологической и эмоциональной готовности к усвоению новых знаний и умений; воспитание грамотной, образованной, гармонично развитой личности.
Родители все чаще удивляются тому, что логопед просит принести тетрадь для выполнения домашних заданий, пишет в неё упражнения, просит каждую пятницу брать эту тетрадь домой и всё выполнять.
Зачем?
Ведь ребенок уже попал в логопедическую группу, значит все проблемы с речью у него будут решены специалистами автоматически.
И так логопед занимается с детьми несколько раз в неделю, а ещё воспитатели отрабатывают речевые умения и навыки в группе. Они и научат его правильно говорить, подготовят к школе.
А занятия с ребёнком дома организовать очень непросто.
Необходимо выкроить время после трудной рабочей недели, в законный выходной, чтобы сесть с ребенком за стол, открыть тетрадку, а там…
– упражнения для пальцев (сам запутаешься, как их соединять),
– гимнастика для языка (так и язык сломать не долго),
– устные задания по лексике и грамматике (эти слова со школы пугают),
– игры по коррекции звукопроизношения (кто это выговорит, тот уже герой).
Ещё часто логопед просит нарисовать или вклеить в тетрадь картинки по теме. А мы не умеем рисовать, принтера нет, журналы и книжки резать жалко, да и клей закончился…
И ребёнок хнычет и отказывается не только сидеть и языком двигать по инструкции, а вообще рот закрыл и зубы сжал!
В общем, одно мучение, а не учение!
Наверное, логопед просто ленится: не хочет заниматься с ребёнком, свою работу перекладывает на родительские плечи.
Однако семья и детский сад работают ВМЕСТЕ на благо каждого ребёнка, и даже самый хороший логопед не справится с нарушением речи, тем более с тяжёлым, в одиночку.
Только при совместной и систематической работе логопеда и родителей ребенок научится пользоваться поставленным звуком в самостоятельной речи, перестанет делать грамматические ошибки и будет радовать родителей и окружающих красивой речью.
Эффективное запоминание и закрепление речевого материала возможно только при многократном повторении его в саду и дома. Поэтому если домашние задания задаются и выполняются регулярно, то мы быстро получаем положительную и стойкую динамику у ребёнка.
Логопед при этом также тратит своё время на разработку общего и индивидуального задания для каждого ребёнка, на поиск интересного материала и картинок, затем всё распечатывает, вырезает, наклеивает, разносит по группам, забирает из групп и проверяет. Это точно не похоже на лень и нежелание работать.
Тетрадь с домашними заданиями – это диалог с родителями, знакомство их с тем, чем логопед занимается с ребёнком, какую тему проходят, на что нужно обратить особое внимание.
ВОТ ЗАЧЕМ НУЖНЫ ТЕТРАДИ ДЛЯ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ.
Кратко о том, КАК выполнять задания.
1. Главная ошибка родителей – выполнять с малышами задания, как в школе, за партой.
Но это – ДОшкольники. Жизнь для них – игра, и игра – это жизнь.
И дома мы играем с детьми с пальчиками, с язычком, со словами, изображаем обезьянок, эхо, помогаем зайчику, ёжику и др.
Получите сами удовольствие от игры и от проведённого вместе времени с пользой.
2. Частая ошибка родителей – выполнять задания за ребёнка.
Помогайте ребёнку – но не делайте работу за него. Он ни чему не научится, если не будет пробовать и ошибаться.
Пусть криво приклеил или неровно нарисовал, зато сам!
3. Также не нужно делать всё и сразу.
Ребёнок с речевыми проблемами очень быстро утомляется. Это нам кажется, что всё это легко, а для него – это сложная работа.
Делайте перерывы, прогуляйтесь, попейте чай и т. д.
4. Ругать или насмехаться над ошибками и неудачами – навсегда отбить желание заниматься.
Хвалите ребёнка за каждое, даже самое небольшое достижение. Он только учится, и вообще – Ваш любимый герой!
Каждую пятницу мы в предвкушении:
Тетрадку от логопеда ждём с нетерпением.
Ведь смело друг другу язык мы покажем!
Разучим стихи и на пальцах покажем!