КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКА»

Маврина Елена Юрьевна – Учитель начальных классов МОУ «СОШ №22» г.о. Орехово-Зуево Московская область
Дата поступления работы на конкурс: 29.04.2021г.

Роль семьи в формировании учебной мотивации школьника

(1 слайд)

«Ребёнок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце,

так и в детях отражается нравственная чистота матери и отца»

Василий Александрович Сухомлинский

     (2 слайд)

     Природа щедро одаривает абсолютное большинство детей способностями к активному восприятию окружающего мира и, следовательно, к нормальной учебе.

     Взрослые люди прекрасно знают, для чего следует учиться – чтобы получить образование, стать уважаемым человеком и т.п. Но эти причины не очевидны для детей. Взрослые внушают ребенку при поступлении в школу, что учиться надо для того, чтобы получить в будущем специальность и вырасти настоящим человеком. Эта далекая перспектива никак не влияет на мотивацию к обучению.

     Задумывались ли вы, когда – ни будь какими мотивами руководствуются дети при решении встающих перед ними проблем? Что же такое мотив?

     (3 слайд) Мотив – это побуждение к деятельности, то ради чего ребенок совершает ту или иную деятельность.

     Например, ребёнок решает задачу. Цель состоит в том, чтобы найти решение. А мотивы могут быть различными: научиться решать задачи, не огорчать учителя или порадовать родителей хорошей оценкой.

     (4 слайд) Мотивация – это стремление, идущее изнутри. Это то, чего хочу я. А то, что большинство родителей считает способом мотивировать ребенка, выражается в слове «надо».

Старшие заставляют, убеждают, но это не рождает истинной мотивации.

Для того чтобы повысить мотивацию родителям необходимо отучиться манипулировать детьми, как «пешками».

     (5 слайд) Когда взрослые пытаются ребенка замотивировать (а делается это часто посредством угроз, обвинений), происходит сдвиг мотива на цель. Ребенок начинает учиться не для того, чтобы узнать что-то новое, а, чтобы от него отвязались. Это случается в любых семьях, даже в самых лучших. Когда ребенка о чем-то спрашивают, он не думает о смысле вопроса, он начинает судорожно пытаться понять, какой ответ устроит задающего этот вопрос. 

     Мотивация — это внутренний процесс. Чем больше кто-то озабочен нашей мотивацией, тем меньше вероятность того, что она сама появится. Но ребенок ничего не хочет не просто так. Это пассивная агрессия, способ сказать: «Отстаньте от меня, перестаньте распоряжаться мной и относиться ко мне так, как будто я вам что-то должен». Дети редко решаются сообщить об этом словами. Поэтому они выражают это своим поведением. Часто дети, например, уходят в болезнь или в депрессию. У них нет никакого шанса хоть чего-то захотеть, потому что за них уже все распланировано на годы вперед. Все уже продумано: что ребенку интересно, что ему нужно, где он будет учиться. У него нет шанса вклиниться куда-то со своими желаниями. Если его желания с этим планом не совпадают, он слышит следующее: «Почему тебя ничего не интересует?» или «Ты занимаешься какой-то ерундой!».

Всё это приводит к сильным переживаниям, стрессу. Ребенок, когда-то так мечтавший о школе, уже в первом классе спрашивает: «Это что, на 10 лет?!». 

     Родителям важно показать детям, что они любят их просто так, а не за то, что они что-то выполняют. Задача родителей состоит в том, чтобы не погасить стремление ребёнка к познанию, чтобы в течение всего периода школьного обучения создавать благоприятные условия для его развития. Рассчитывать только на природные задатки детей неразумно. Мотивы учения надо специально воспитывать, развивать, стимулировать.

Очень часто к нам на консультацию приходят родители детей с вопросом: «Помогите! Мой ребенок не хочет учиться!»

Что же можно увидеть в реальной жизни?

     Если спросить у родителя, который уже столкнулся с проблемой нежелания своего ребенка учиться, как он борется с этой проблемой, то можно услышать почти стандартный ответ, что ребенка уже лишили «всех радостей жизни» как то: смартфона, планшета, компьютера, телевизора, прогулок, новых покупок на неделю, месяц, «до конца учебного года» и т.д. (кому как «повезло»). При этом родитель говорит, что названные меры ни в коей мере не решают самой проблемы! Ребенок продолжает бездельничать, не учится.

Попробуем разобраться, где же ошибка родительского воспитания? (6 слайд)

     Деятельность родителей, в основном, нацелена на удовлетворение потребностей ребенка. Родители чаще всего желают дать ребёнку то, чего сами были лишены в свое время.

      В то же время, требования к ребенку – сведены к минимуму, либо отсутствуют совсем. Требования к ребенку со стороны родителей — неотъемлемая часть воспитательного процесса. Часто родители сами не придерживаются своих требований к ребёнку и снимают свой запрет. Поэтому ребенок, уходя от наказания, понимает, что ему всё можно.

     Налицо «перекос» в процессе родительского воспитания. Зачем ребенку учиться, напрягаться, если его потребности и так удовлетворяются? Утрачена мотивация учебной деятельности.

     Задача родителя в такой ситуации ликвидировать сложившийся «перекос» воспитания. Необходимо заново переосмыслить и изменить свои приоритеты в удовлетворении потребностей ребенка – дать возможность самому ребенку стать участником процесса достижения своих целей, через вовлечение в деятельность семьи, учебную деятельность. Высокая мотивация у детей бывает в таких семьях, где родители постоянно повышают уровень своих требований к детям и одновременно умеют оказывать им ненавязчивую помощь и поддержку, а также отличаются мягкостью и теплотой в общении со своими детьми.

     (7 слайд) Кроме того, важен личный пример. Если родители все время только занимаются своим мобильным телефоном, какие претензии у них могут быть к детям? Взрослые должны сами постоянно чему-то учиться, чем-то интересоваться, беседовать о том, что происходит в мире и науке. Тогда ребенок будет заражаться этим интересом, проявлять ко всему любопытство.

     Если родители хотят видеть своих детей наделенными определенными личностными качествами, то самый эффективный путь – развить эти черты в самих себе в качестве образцов для подражания. Если родители неизменно вежливы и добры по отношению к детям и друг к другу, в любой момент готовы прийти на помощь своим близким, то дети, как правило, учатся вести себя точно так же, учатся ценить простую доброту и уважение. В повседневной жизни родители должны всегда поступать честно, а не только призывать к этому на словах. Одним из основных жизненных принципов является необходимость всегда держать свое слово и выполнять обещания. Только в таком случае у ребенка будут формироваться положительные черты характера. Родителям необходимо быть авторитетом и настоящим другом для своего ребенка и быть ответственными за образование своих детей.

     Нередко родители полагают, что с приходом ребенка в школу снижается роль семьи в его воспитании, ведь основное время теперь дети проводят не дома. Однако, влияние семьи не только не снижается, а возрастает.

(8 слайд) Не стоит забывать, что ответственность за воспитание и обучение своих детей лежит в первую очередь на них самих. Это мы можем прочитать….

Конвенция о правах ребёнка, ст. 18.

}  Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребёнка.

(9 слайд) Конституция Российской Федерации, ст. 43.

}  Каждый имеет право на образование.

}  Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

(10 слайд) Закон РФ “Об образовании”, ст.52.

}  1. Родители (законные представители) обучающихся обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.

}  2. Родители (законные представители) обучающихся обязаны выполнять Устав образовательного учреждения.

(11 слайд) Уголовный Кодекс РФ, ст. 156.

     Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем наказывается штрафом в размере до 100 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Дети — наше отражение и продолжение.

Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому.

Родители – пример ему!

Себастьян Брант.

(12 слайд)  

   Ребенок нуждается в серьезной поддержке со стороны родителей, так как учеба – самое трудное и ответственное дело в жизни наших детей.

(13 лайд) Вот несколько советов родителям:

1. Проявляйте сочувствие, когда ребенок находится в состоянии стресса. На детях нагрузки больше, чем на взрослых. Например, школьники младшего возраста – у них не остается времени на то, чтобы играть и общаться со сверстниками. А для детей это очень важно!

2. Не «зацикливайтесь» на оценках. Наша система такова, что оценки часто вообще ни о чем не говорят.

3. Уделяйте внимание успехам. Интересуйтесь у педагогов, как ребенок справляется, как он слушает учителя, в чем его сильные стороны.

4. Слушайте своего ребенка. Дать указания, сделать выговор хотят все, а вот внимательно выслушать может не каждый.

5. И конечно, очень важно любить и принимать ребенка любым, не требуя от него соответствия своим ожиданиям и идеалам.

   Только в комфортных психологических условиях дети будут способны интересоваться учебой, стремиться к познанию, усвоению нового и адекватно реагировать на своих успехи и неудачи. (14 слайд)

Вам также может понравиться...
15801