Герасимова Наталья Владимировна – Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №4 «Ласточка» Кувандыкский г.о., Оренбургская область
Дата поступления работы на конкурс: 14.01.2020г.
Современные игрушки и их влияние на развитие ребёнка
Игрушка – предмет культуры, обладающий формой и содержанием, значением и смыслом. Игрушки – дело серьёзное. Пожалуй, не менее серьёзное, чем выбор лекарств, няни, детского сада для любимого чада. Игрушки могут развивать, лечить, развлекать. Но они-же способны расстраивать психику, давать ложное представление об окружающем мире, вызывать агрессию и попросту представлять угрозу для здоровья и жизни ребенка.
Давайте задумаемся, во что играют наши дети? … Какие игрушки мы им покупаем? Во всех этих пушистых зайцах, погремушках, пестрых паззлах, кубиках скрыта мощная – созидательная или разрушительная – воспитательная сила.
Игрушки можно разделить на следующие группы:
- Игрушки, способствующие социально-эмоциональному развитию: различные виды животных (мишки, зайчики, собачки и прочие); куклы со всевозможной кукольной утварью; наборы для игры в доктора, парикмахера, магазин; детали костюма помогающие принять и удержать игровую роль (халат и шапочка врач, руль для машины, милицейская фуражка, красная шапочка); транспортные игрушки (грузовик, поезд, машинка).
- Игрушки, способствующие интеллектуально-познавательным и моторным способностям: всевозможные кубики, конструкторы, пазлы, мозаика, лото, домино и прочие.
- Игрушки способствующие развитию физических качеств: мячи, обручи, скакалки, кегли.
Вспомните, какими игрушками играли в детстве вы? Какие чувства и эмоции они вызывали у вас? Хотели бы вы, чтобы ваш ребенок играл с ними?
У большинства из нас детство связано с любимыми игрушками, которые остались в памяти как близкие друзья, как воплощение теплоты и значимости той невозвратимой поры.
Очень часто современный ребенок имеет дело с «антиигрушкой»: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира; внешняя привлекательность игрушки-товара становится важнее игрового применения. Распространились игрушки, представляющие угрозу для детей (некро-скелетоны, маски вампира и мертвеца, игрушечный набор «Расчленитель» и др.). С их помощью дети приобщаются к демоническим образам, отражающим злодеев, насильников, слуг сатаны и т.д., которые не вписаны в отечественную культурную традицию. Им не противопоставлены светлые образы игрушек, которые входили бы в игрушечный комплект. Поэтому, такие игрушки способствуют передаче отрицательного опыта в развлекательной форме.
Сегодня детская игрушка как часть современной массовой культуры способствует построению ребенком весьма мрачной и безрадостной картины мира.
То ли дело – дымковская или богородская резная игрушка! Взгляните на них: они вызывают в человеке «взрыв радости и оптимизма». Это – жизнеутверждающие игрушки. В этих игрушках проявляется радование человека своему бытию.
Народная игрушка является культурным наследием подобно родной речи, сказке, песне. Народные игрушки тысячелетиями воспитывали ребенка, они проверены детской любовью к ней, детской игрой. В такой игрушке много теплоты, которая выражается в заботливом, любовном ее исполнении.
Народная игрушка образна, красочна, оригинальна по своему замыслу. Она доступна детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям лаконичное содержание. Это знакомые детям сказочные образы, люди и животные, выполненные из природных материалов.
Отсутствие каких-либо ценностных ориентиров на рынке игрушек приводит к их бесконтрольному производству, бессистемной закупке и бессмысленному потреблению. Выбор игрушек становится чрезвычайно хаотичным. Если ребенок прожужжал все уши о том, что у Пети и Вани по четыре бакугана, а у него только три, то мы немедля восполняем недостающего – пусть и бесполезного – мультяшного героя. Наш ребенок не хуже других, хоть и непонятно совершенно, зачем ему эта игрушка нужна. Развивающий потенциал игрушки, ее педагогическую «полезность» взрослые чаще вовсе не учитывают.
Один из наиболее весомых мотивов для покупки игрушки — «ребенок хочет именно ее». Или — «я ему обещал, если он (не будет больше драться и т. д.)». Еще один вариант — «куплю, только замолчи!» или «у меня в детстве такой игрушки не было, пусть хоть у моего ребенка будет». А может, это ваше счастье, что у вас такого не было?
Рассмотрим некоторые современные игрушки. Какую жизненную ориентацию для девочки символизирует Барби? Кто они — дочки? Подружки? Ни то, ни другое. Обладая такой куклой, девочка воображает себя не мамой, укачивающей ребёнка, а, к примеру, горничной обслуживающей госпожу, убирающей ее дом. Пропорции Барби вызывают у девочек стойкое недовольство своей фигурой – комплекс неполноценности, приводящий к неврозу. В результате и материнский инстинкт у девочек не формируется или формируется искаженно.
Самое главное достоинство мягкой игрушки — дарить нежность малышу. Как показывает практика, — симпатичный мишка, пушистый слоник или мягкая собака способны “вылечить” ребенка от страхов и даже от ночного энуреза. В мягкой игрушке воплощены какие-то глубинные потребности маленького существа.
А что продается сейчас? На полках магазинов игрушек мы с вами видим существ неизвестных видов и пород, невообразимо кричащей окраски. Вот в магазине игрушек сидит огромная (ростом с человека) черная обезьяна свирепого вида – если попадет в спальню ребенка, то ночные страхи и невроз малышу обеспечены!
Главное при выборе игрушки — просто подумать, что она собой представляет, какие качества может сформировать, чему научит и что разовьет.
- Детская игрушка должна быть безопасна для жизни ребенка.
- Игрушка должна вызывать добрые, гуманные чувства. Провокаций агрессивности вокруг и так достаточно.
- Соответствовать возрасту ребёнка
- Стимулировать активные самостоятельные действия ребенка
- Игрушка должна приносить эстетическое удовольствие. Важное достоинство – связь игрушки с культурными традициями своего народа.
- Лучше, чтобы игрушка была полифункциональной. Правильно подобранная игрушка позволит ребенку придумывать различные сюжеты для игр, а значит, и чаще будет востребована!