Силонова Ольга Юрьевна – Воспитатель МБДОУ №33 с. Пышлицы, Шатурский район, Московская область
Дата поступления работы на конкурс: 20.02.2017г.
Театрализованная деятельность во 2 группе раннего возраста
В таком сложном и важном деле, как воспитание детей, наиболее эффективным инструментом является театрализация, так как в ней синтезированы практически все виды художественной деятельности в доступной и интересной для ребенка форме – игре. Универсальность театрализованной игры позволяет решать практически все образовательные задачи в работе с детьми. Поэтому, нет ни одного детского сада, где не использовался бы этот вид деятельности. В период раннего детства маленький ребенок активно познаѐт окружающий мир. В детском саду он приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе раннего развития театральной зоны или уголка сказки. И наша задача воспитателя – сделать окружение для ребенка ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным.
Задачи театрализованной деятельности во 2 группе раннего возраста:
• создать оптимальные условия для развития творческой активности ребенка в театрализованной деятельности;
• формировать у детей живой интерес к театральной игре;
• развивать речь и координацию движений у детей;
• побуждать детей к двигательной импровизации;
• доставлять детям радость.
Большое значение для развития ребѐнка 2-3х лет имеет театральная среда, она способствует его самовыражению. Все дети любят слушать сказки, но когда сказка оживает, когда герои начинают двигаться и разговаривать – для детей это настоящее чудо! Чтобы нам, воспитателям, было чем показывать такие «чудеса» мы собираем театральные уголки. Мы стараемся знакомить малышей с различными видами театра, чтобы каждый ребенок мог выбрать именно тот театр, который ему наиболее близок и удобен.
В театральном уголке есть:
– пальчиковый театр (когда каждая куколка одевается на палец);
– резиновые куклы (представлены в виде резиновых игрушек);
– настольный театр (все персонажи, а также некоторые атрибуты сказки, например: избушки, лес, пеньки и др., представлены в виде деревянных фигурок);
– куклы би-ба-бо (каждая кукла надевается на руку);
– теневой театр. Ну и конечно же сцена или ширма, которые позволяют сделать кукольный спектакль более интересным.
Ознакомление с играющими куклами начинается уже в раннем возрасте. Надев на руку куклу, воспитатель читает потешки, сказки, подражая голосам животных. Это вызывает у детей положительную эмоциональную реакцию, дети начинают повторять потешки и песни вместе со взрослым.
Пальчиковый театр с 2х лет – незаменимый помощник в общении с ребятами. Знакомство начинается с формированием умений детей управлять движениями собственных пальцев, а чуть позже обучают элементарным действиям с куклами. Воспитатель разыгрывает перед детьми сказку, соответствующую возрасту детей. Например, «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», «Репка», «Маша и медведь» и другие. Во время показа идет общение кукольных персонажей и детей.
Тесто ручками помнем (сжимаем – разжимаем кулачки) Сладкий колобок мы испечем (как будто мнем тесто) Серединку смажем джемом (круговые движения ладошками) А верхушку – сладким кремом (по плоскости стола) Бабушка и Дедушка: Подуйте, дети, на Колобок, пусть он остынет, а мы пойдем в домик, мы очень устали… (Воспитатель дует вместе с детьми.) Колобок: Здравствуйте! А вы кто? (Ответы детей). А где бабушка и дедушка? (Ответы детей.) Заяц: Дети, кто же так весело песенку поет? (Ответы детей.) Колобок (Зайцу): А ты кто такой? Уши длинные, хвостик маленький? Дети, кто это?..(и т.д.) Воспитатель: Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец! Где наши ладошки? Похлопайте немножко!
Первые занятия с малышами проходят в виде кукольных представлений, которые показывает воспитатель, а дети в этом случае являются зрителями. Основная задача таких встреч – познакомить детей с театром, вызвать интерес к занятиям, создать доброжелательную атмосферу взаимодействия воспитателя с детьми.
Основная работа по театрализованной деятельности проходит по следующей структуре:
1. Приветствие (в игровой форме).
2. Подготовка (пальчиковая гимнастика или игровые упражнения).
3. Работа над сценками.
4. Уход, воспитание и развитие детей в театрализованной деятельности – одно из основных направлений работы воспитателя, где ставят спектакли, шьют костюмы, делают декорации, изготавливают билеты, приглашают зрителей. Задача воспитателя – раскрыть талант каждого ребенка, дать ему возможность поверить в себя, почувствовать свою успешность. Встреча с куклой помогает ребятишкам расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу. Во время игры в театральной зоне дети учатся понимать обращенную к ним речь, составляют предложения, общаются со сверстниками, осваивают культуру общения. Предлагаем вашему вниманию наш вариант развивающей среды – эстетично оформленная театральная зона «Буратино и Золотой ключик». В уголке имеется сцена, уголок ряженья и достаточное количество масок для драматизации сказок, дидактических игр, атрибутов, элементов декораций, костюмов и шапочек для самостоятельной игры в театр. Эти игры мы сочетаем с артикуляционной и пальчиковой гимнастикой, где малыши учатся воспроизводить звуковые образы, осваивают правильное речевое дыхание, воспроизводят ритмы стихотворения. Широко используя литературу и иллюстрированный материал, легко сделать эти игры весѐлыми и живыми. Дети имеют свободный доступ к игрушкам и игровому оборудованию, удовлетворяется потребность каждого ребенка в речевой и творческой активности средствами театрально-игровой деятельности. Для показа детям инсценировок по сказкам («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка» и др.) используется театр картинок, настольный театр плоскостных игрушек, музыкальные инструменты и магнитофон. Дети в восторге от музыкально-театрального уголка. Театрализованные игры способствуют развитию памяти, учат доброте, чуткости, честности, смелости, формируют понятия добра и зла. Робкий ребѐнок станет более смелым и решительным, застенчивый – преодолеет неуверенность в себе. М.Е. Салтыков-Щедрин утверждал, что «из всех существующих в мире тайн тайна куклы – самая загадочная». Если к театральным куклам относиться серьезно, с полной ответственностью и пониманием, что в кукольном театре сокрыто какое-то важное сокровище и нужно искать «Золотой ключик», столь необходимый в воспитании детей. Одним из определяющих факторов воспитания малышей является развивающая предметно-пространственная среда – источник знаний и социального опыта ребенка. И хочется надеяться, что любовь к театру, к творчеству, к музыке останется у наших воспитанников навсегда.