Курилова Елена Николаевна – Старший воспитатель МБДОУ «ДС № 475 г. Челябинска» г. Челябинск
Дата поступления работы: 05.11.2024г.
Мастер-класс на тему «Использование метода моделирования в работе воспитателя при обучении старших дошкольников математике»
Одним из приоритетных методов развития математических способностей детей старшего дошкольного возраста является метод моделирования.
Моделирование — это одно из средств познания действительности. Модель используется для изучения любых объектов (явлений, процессов), для решения различных задач и получения новой информации.
Модель выполняет функции замещения, представления, интерпретации и исследования. Поэтому она должна отображать обобщенный образ и подходить к группе объектов, а также раскрывать существенное в объекте. Модель должна быть многофункциональной и понятной детям.
Предлагаемый подход к изучению математики позволяет эффективно формировать у ребенка такие операции мышления как классификация, сравнение, анализ и синтез, обобщение, и стимулирует интенсивное развитие словесно-логического мышления. Фактически данный подход как раз и обеспечит формирование и развитие того, что называют математическим стилем мышления.
Особое место в дошкольном детстве занимают игры, так как игра это ведущий вид деятельности, важнейшая сфера самовыражения ребенка. Поэтому и весь образовательный процесс с детьми проходит в игре.
В работе воспитателя при обучении детей математике можно использовать игры – головоломки.
Головоломки — непростые задачи, и чтобы решить их, нужна смекалка. Особые знания высокого уровня вовсе не обязательны. Нужно уметь мыслить логически.
Особое место среди используемых развивающих игр логико-математического содержания отводится плоскостным головоломкам – играм на составление плоскостных изображений предметов из специальных наборов геометрических фигур.
Одна из игр-головоломок на плоскостное моделирование, которую можно активно использовать в работе с детьми – это танграм.
При работе с танграмом обучение детей проходит в несколько этапов.
Это знакомство с игрой. Ребенок должен сориентироваться в головоломке: рассмотреть геометрические фигуры, сравнить их, затем попробовать составить фигуру из двух-трех элементов. Прикладывая детали, друг к другу дети смотрят, что получится: грибок, домик, елочка.
Затем можно переходить к упражнениям по складыванию фигур по заданию. В этих заданиях нужно использовать все 7 элементов головоломки. На этом этапе используются цветные предметные модели.
А теперь я предлагаю вам поиграть (даю инструкцию).
Головоломки помогают не только развитию познавательных способностей, но и развитию мелкой моторики и развитию речи.
На что похожа ваша фигура?
Для детей подбираются задания различной степени сложности, учитывая индивидуальные особенности, возможности детей.
Более сложной и интересной для ребят является воссоздание фигур по образцам-силуэтам.
(составляют по силуэту).
Сложность состоит в том, что ребенку нужно расчленить фигуру на более мелкие детали головоломки, увидеть геометрические фигуры. Дети всегда могут воспользоваться карточками – подсказками, где видна и последовательность расположения, и сами фигуры.
У вас получилось? (убрать танграм).
Кроме игры танграм нужно использовать еще и другие головоломки.
Так как в нашем детском саду мы используем комплексно-тематическую модель планирования, то все игры-головоломки я разделила по тематике.
Изображения, которые можно собрать из деталей головоломок, позволяют знакомить детей с различными темами:
- транспорт («Листик),
- животный мир: птицы, дикие животные («Колумбово яйцо»), домашние животные
- я-человек («Танграм»),
- мир природы («Вьетнамская игра»).
Играем с головоломками (даю инструкцию).
Показываю книжки-картотеки и рассказываю про них. Убрать головоломки в контейнер.
Еще одна интересная игра, которую я советую использовать всвоей работе это «Геоборд».
Геоборд состоит из плоского поля и гвоздиков, расположенных на поле равноудалено друг от друга по горизонтали и вертикали. Для работы с геобордом нужны резинки. Это могут быть обычные латексные канцелярские резинки или тонкие цветные резинки для волос.Надевая резинку на гвоздики, получаются изображения различных фигур.
Я предлагаю поиграть и с геобордом (даю инструкцию). Сначала мы создадим изображение по образцу.
Приемы работы с геобордом при обучении старших дошкольников математике разнообразны.
- Повторить изображение по схеме
- По словесной инструкции:
Загадка
Очень много окон в нем
Мы живем здесь это…(дом).
- Упражнения математического содержания «Найди пропущенное число», «Какое число после…», составляем геометрические фигуры и предметы, состоящие из геометрических фигур.
- Просто фантазировать! придумывая собственные изображения.
И я предлагаю вам тоже пофантазировать и изобразить ваше творчество на геоборде. Можете использовать дополнительные резинки.
Использование метода моделирования помогает решать в работе с детьми комплекс важных задач.
Что получилось? Какие фигуры?
И я хотела бы предложить пополнить вашу педагогическую копилку методическими рекомендациями по работе с геобордом и головоломками, с разработанными мною схемами.
А теперь я хотела бы узнать ваше мнение.
На звезде, начиная с верхнего луча, по часовой стрелке, закрасьте луч, который соответствует одному из критериев.