Мастер – класс «Использование метода моделирования в работе воспитателя при обучении старших дошкольников математике»

Курилова Елена Николаевна – Старший воспитатель МБДОУ «ДС № 475 г. Челябинска» г. Челябинск
Дата поступления работы: 05.11.2024г.

Мастер-класс на тему «Использование метода моделирования в работе воспитателя при обучении старших дошкольников математике»

            Одним из приоритетных методов развития математических способностей детей старшего дошкольного возраста является метод моделирования.

            Моделирование — это одно из средств познания действительности. Модель используется для изучения любых объектов (явлений, процессов), для решения различных задач и получения новой информации.

            Модель выполняет функции замещения, представления, интерпретации и исследования. Поэтому она должна отображать обобщенный образ и подходить к группе объектов, а также раскрывать существенное в объекте. Модель должна быть многофункциональной и понятной детям.

Предлагаемый подход к изучению математики позволяет эффективно формировать у ребенка такие операции мышления как классификация, сравнение, анализ и синтез, обобщение, и стимулирует интенсивное развитие словесно-логического мышления. Фактически данный подход как раз и обеспечит формирование и развитие того, что называют математическим стилем мышления.

             Особое место в дошкольном детстве занимают игры, так как игра это ведущий вид деятельности, важнейшая сфера самовыражения ребенка. Поэтому и весь образовательный процесс с детьми проходит в игре.

В работе воспитателя при обучении детей математике можно использовать игры – головоломки.

            Головоломки — непростые задачи, и чтобы решить их, нужна смекалка. Особые знания высокого уровня вовсе не обязательны. Нужно уметь мыслить логически.

            Особое место среди используемых развивающих игр логико-математического содержания отводится плоскостным головоломкам – играм на составление плоскостных изображений предметов из специальных наборов геометрических фигур.

Одна из игр-головоломок на плоскостное моделирование, которую можно активно использовать в работе с детьми –  это танграм.

При работе с танграмом обучение детей проходит в несколько этапов.

Это знакомство с игрой. Ребенок должен сориентироваться в головоломке: рассмотреть геометрические фигуры, сравнить их, затем попробовать составить фигуру из двух-трех элементов. Прикладывая детали, друг к другу дети смотрят, что получится: грибок, домик, елочка.

Затем можно переходить к упражнениям по складыванию фигур по заданию. В этих заданиях нужно использовать все 7 элементов головоломки. На этом этапе используются цветные предметные модели.

А теперь я предлагаю вам поиграть (даю инструкцию).

Головоломки помогают не только развитию познавательных способностей, но и развитию мелкой моторики и развитию речи.

На что похожа ваша фигура?

Для детей подбираются задания различной степени сложности, учитывая индивидуальные особенности, возможности детей.

Более сложной и интересной для ребят является воссоздание фигур по образцам-силуэтам.

 (составляют по силуэту).

Сложность состоит в том, что ребенку нужно расчленить фигуру на более мелкие детали головоломки, увидеть геометрические фигуры. Дети всегда могут воспользоваться карточками – подсказками, где видна и последовательность расположения, и сами фигуры.

У вас получилось? (убрать танграм).

Кроме игры танграм нужно использовать еще и другие головоломки.

Так как в нашем детском саду мы используем комплексно-тематическую модель планирования, то все игры-головоломки я разделила по тематике.

Изображения, которые можно собрать из деталей головоломок, позволяют знакомить детей с различными темами:

  • транспорт («Листик),
  • животный мир: птицы, дикие животные («Колумбово яйцо»), домашние животные
  • я-человек («Танграм»),
  • мир природы («Вьетнамская игра»).

Играем с головоломками (даю инструкцию).

Показываю книжки-картотеки и рассказываю про них. Убрать головоломки в контейнер.

Еще одна интересная игра, которую я советую использовать всвоей работе это «Геоборд».

Геоборд состоит из плоского поля и гвоздиков, расположенных на поле равноудалено друг от друга по горизонтали и вертикали. Для работы с геобордом нужны резинки. Это могут быть обычные латексные канцелярские резинки или тонкие цветные резинки для волос.Надевая резинку на гвоздики, получаются изображения различных фигур.

Я предлагаю поиграть и с геобордом (даю инструкцию). Сначала мы создадим изображение по образцу.

Приемы работы с геобордом при обучении старших дошкольников математике разнообразны.

  • Повторить изображение по схеме
  • По словесной инструкции:

Загадка

Очень много окон в нем
Мы живем здесь это…(дом).

  • Упражнения математического содержания «Найди пропущенное число», «Какое число после…», составляем геометрические фигуры и предметы, состоящие из геометрических фигур.
  • Просто фантазировать! придумывая собственные изображения.

И я предлагаю вам тоже пофантазировать и изобразить ваше творчество на геоборде. Можете использовать дополнительные резинки.

Использование метода моделирования помогает решать в работе с детьми комплекс важных задач.

Что получилось? Какие фигуры?

И я хотела бы предложить пополнить вашу педагогическую копилку методическими рекомендациями по работе с геобордом и головоломками, с разработанными мною схемами.

А теперь я хотела бы узнать ваше мнение.

На звезде, начиная с верхнего луча, по часовой стрелке, закрасьте луч, который соответствует одному из критериев.

Вам также может понравиться...
16204