МАСТЕР – КЛАСС «ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР СЕНСОРИКИ»

Мальцева Наталья Александровна – Воспитатель МДОУ Кубринский детский сад с. Кубринск Переславский р-н Ярославская обл.
Дата поступления работы: 24.03.2022г.

Конспект мастер-класса для педагогов

«Путешествие в мир сенсорики»

Цель: Повышение уровня компетентности педагогов в вопросе использования дидактических игр в работе с детьми дошкольного возраста по сенсорному развитию.

Задачи:

– познакомить педагогов с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей;

– Показать важность работы по сенсорному развитию у детей дошкольного возраста;

– создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования творческого потенциала педагогов.

Актуальность:

Сенсорное воспитание остаётся актуальной проблемой, так как степень сенсорногоразвития у ребенка дошкольного возраста определяет самые важные для него качества: активную речь, внимание, координацию в пространстве, восприятие, воображение.

Необычные игрушки, яркие цвета и открывающиеся, закрывающиеся предметы очень привлекают детей. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает. Именно игры и игрушки создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально – благоприятное отношение к деятельности у детей.

Этапы мастер – класса:

Теоретическая часть

Практическая часть

Рефлексия (заключительная).

Ход мероприятия:

Теоретическая часть.

Приветствие педагогов. Объявление темы.

Добрый день! Мне очень приятно видеть всех вас сегодня.

И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов.

Я рада вас видеть сегодня, друзья.

Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».

Хочу я услышать ваш честный ответ,

Детей вы любите? Да или нет? (да)

Чтоб деткам своим во всем помогать

Вы новое что-то хотите узнать? (да)

Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,

Вам нужно в работе активными быть? (да)

Тогда Вас прошу мне во всем помогать,

Приветствие кончилось, можно начать.

Тема моего сегодняшнего мастер–класса

«Путешествие в мир Сенсорики».

Ребёнка с рождения окружает огромное количество предметов и явлений, которые обладают самыми разнообразными свойствами и качествами. Для того чтобы облегчить и ускорить процесс формирования представлений об окружающем мире, необходимо обучать ребёнка основным умственным действиям и правилам восприятия. Вы можете возразить, что каждый ребенок даже без целенаправленного обучения, так или иначе, воспринимает новые объекты. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного руководства, оно нередко бывает поверхностным и неполноценным.

Практическая часть.

Блиц-опрос

1. Есть ли дома игры по сенсорике?

2. Чему могут научить эти игры?

3. Кто играет с ребенком в игры?

4. Обращаете ли вы внимание на цвет, форму, величину предметов в окружающей обстановке?

Вот и определились участники мастер-класса. (самые активные зрители)

Ведущий: Уважаемые игроки приглашаю вас в «Мир Сенсорики».

Звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?», перед педагогами появляется «волшебном ящике».

– Угадайте, что находиться в ящике?

По – другому этот предмет называют «золотое яблоко», этот предмет вырабатывает достаточно электричества — 3,5 вольта — для питания светодиода, кроме того установлено, что этот предмет не тонет в воде.

(Именно общая постановка цели способствует формированию у детей высокой мотивации и заинтересованности при выполнении заданий по ходу всей игры).

Перед вами возникла проблемная ситуация – узнать, что находится в «волшебном ящике».

Сегодня я предлагаю вам пройти тот путь, который проходит ребёнок при столкновении с неизвестным, познакомиться с содержанием и приемами, способствующими сенсорному развитию детей дошкольного возраста, познакомиться с дидактическими играми, пособиями, направленными на усвоение сенсорных эталонов.

1 Задание:

Дидактическая игра «Фигура и форма».

Цель: Познакомить ребенка с геометрическими фигурами, развить наблюдательность, зрительное восприятие.

Материалы: карточки с изображением: глобус, солнце, часы, мяч, арбуз, тарелка.

Ведущий: Перед вами на столах лежат карточки, выберите любую. Назовите, какой формы указанные предметы. (круглой)

Замечательно, это и будет первая подсказка. Следуем дальше.

Ведущий: нас встречает кукла Таня. Сегодня она затеяла большую стирку. Поможем кукле Тане, распределить одежду по цветам.

2 Задание:

Дидактическая игра «Стиральная машинка»

Цель: закреплять названия основных цветов, учить их правильному произношению, знакомить с разными видами одежды (платье, юбка, брюки и т. д.); развивать цветовосприятие (ребёнок должен хорошо различать цвета, логическое мышление (при принятии решения, в какую стиральную машинку опустить синее платье или жёлтую шапочку, мелкую моторику (необходимо взять пальчиками маленькую детальку из фетра); воспитывать внимательность, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца, отзывчивость и стремление помочь кукле Тане.

Материалы: Небольшие предметы разных цветов; коробочки для порошка в виде стиральной машины.

Ведущий: молодцы, помогли кукле Тане. Как вы думаете почему осталось оранжевое платье. Правильно, это подсказка, значит предмет оранжевого цвета, запоминаем.

Ведущий: Сейчас, Вам нужно разделиться на две команды.

Перед каждой командой стоит емкость с сыпучими продуктами (горох, гречка). Ваша задача: найти в них каждой команде по 3 буквы и составить из них слово. Брать можно только по одной букве. Начали!

(В детском коллективе при большом количестве человек это задание можно проводить в виде эстафеты. Выполняя задания, игроки постепенно приближаются к конкретной цели. Игроков сопровождает инструктор команды – воспитатель. Его задача – обеспечение безопасности, поддержка участников, помощь в решении организационных вопросов и взаимодействий).

3 Задание.

Дидактическая игра «Ищем клад»

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики кистей рук, зрительно-моторной координации; формирование умения сочетать по цвету (при использовании различных круп).

Материалы: емкости с крупой, буквы.

Ведущий: пока игроки выполняют задание.

Вот у меня простой карандаш. Как бы вы использовали его в своей работе?

Бусы, собранные из разных по размеру бусин.

Ведущий: Молодцы, быстро справились с заданием.

Ведущий: Замечательно, у вас получилось слово – ключик! Но где же его можно найти? Попробуйте сами в зале найти очередную подсказку. Может, он спрятан в этой емкости? Давайте попробуем его найти.

Ведущий: перед Вами на столах расположены емкости с разноцветными фишками. Ваша задача, двумя руками перебрать их, причем в каждую руку нужно собрать как можно больше фишек одного цвета. (делят на дне емкости находят ключики).

4 Задание.

Дидактическая игра: «Тайник»

Цель: развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, умение прислушиваться к своим ощущениям, обогащать сенсорный чувственный опыт малышей.

Материалы: большая емкость, 2 маленькие емкости, фишки двух цветов, ключики: большой и маленький.

Ведущий: Замечательно, ключики нашли! А теперь все в ваших руках.

Ведущий: Давайте вернемся к нашему «волшебному ящику». Открывают его там лежит «чудесный мешочек» с апельсином, и с помощью наших сенсорных ощущений определим все-таки что же там лежит. Я предлагаю вам пощупать наш загадочный предмет, вспомнить все подсказки и назвать что же лежит в нашем ящике ощущений. Теперь уже пора догадаться. (Выслушиваются предположения, делается вывод, что там находится).

5 Задание

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Цель: В ходе проведения игры дети учатся определять, что это за предмет, по характерным внешним признакам, то есть по форме. Также ее можно использовать для развития речи и воображения.

Материалы: мешочек, апельсин

Ведущий: Правильно, замечательно! Предлагает еще раз потрогать и описать какой апельсин на ощупь, на запах, на вкус. (гладкий, ароматный, сладкий).

А Вы заметили… что мы с вами здесь и сейчас просмотрели, как можно использовать игры по сенсорному развитию на всех этапах дошкольного возраста. В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего, умственного развития. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития.

Мы с вами сегодня подтвердили тот факт, что у взрослых и детей познание неизвестного происходит по одному пути: через восприятие сенсорных свойств и качеств, от ощущений к представлениям и понятиям. Наиболее полный образ объекта ребенок получит только тогда, когда задействованы все группы анализаторов.

Хотелось бы подчеркнуть, что проведенная работа принесла свои плоды. Сейчас мои воспитанники без затруднений называют основные цвета и их оттенки, знают многие геометрические формы и их плоскостные изображения, проявляют живой интерес к познанию свойств и качеств окружающих предметов.

Результаты, радуют, но есть к чему стремиться: на новой возрастной ступени необходимо продолжить работу по развитию сенсомоторных навыков. Маленький ребенок подрастает, в окружающем мире его начинают интересовать все новые и новые предметы и явления. Наша задача помочь ему!

Рефлексия.

Закончена игра! Прошу оценить нашу встречу.

– Если опыт Вам пригодится, и вы будете его использовать в своей работе, возьмите оранжевый шарик.

– Если вы частично воспользуетесь продемонстрированными приемами, возьмите зеленый шарик.

– Если опыт вам не пригодится, не берите шарик.

– Благодарю вас за активное участие! Всем большое спасибо!

До свидания.

Вам также может понравиться...
16204