МАСТЕР – КЛАСС «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛЬНО- ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ХАКАССКОМ ЯЗЫКЕ»

Кобежикова Татьяна Борисовна – Воспитатель МБДОУ «Детский сад «Зоренька» г. Абакан, Республика Хакасия
Дата поступления работы на конкурс: 13.02.2017г.

Тема: «Развитиекоммуникативных творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе театрально- игровой деятельности на хакасском языке»

Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. В этом аспекте актуально проведение мастер-класса.

Цель мастер-класса: Представление опыта работы по развитию творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности на хакасском языке.

Задачи:

1. Создать условия пробудить интерес к театральному творчеству, сформировать мотивы   обучения основам сценического искусства

2. Создать условия для обучения детей распознавать атмосферу события, места, времени; уметь вживаться в эту атмосферу.

3. Создать условия для стимулирования к поиску выразительных средств для создания образа, используя: движение, мимику, жест, выразительность интонаций.

4. Формировать умения по средствам образной выразительности определять эмоциональное состояние персонажей и выражать своё

5. Формировать навыки импровизации.

6. Поощрение инициативы при создании образа

Ход мастер-класса:

Существует множество форм обучения и воспитания как процесса всестороннего развития детей, но театральная деятельность стоит в этом ряду на первом месте. Ежедневно воспитателям дошкольных учреждений в работе с детьми, приходится заниматься театрально- игровой деятельностью, так как любая образовательная деятельность проводится через игру.

Театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции. Их содержание, формы и методы проведения способствуют одновременному достижению трех основных целей: развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества; личностно-социальному развитию детей.

Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлению перед аудиторией. Здесь большую роль играют показы отрывков из сказок, где присутствуют любимые сказочные персонажи, а также выступления перед большой аудиторией. Для развития выразительности речи детей в своей работе использую артикуляционную гимнастику, упражнения для губ и языка, дыхательную гимнастику, звукоподражание голосам птиц, животных. Это служит хорошим тренингом для развития речевого аппарата, мышц лица, а самое главное, – дети любят эти упражнения, что способствует положительному эмоциональному настрою на занятии. Также необходимо включать фольклор: скороговорки, загадки, потешки, дразнилки, заклички, физминутки, на хакасском языке («Тайга ээзi», «Хозанах», «Арба хоор…», «Собiрем» и т.д.), что также способствует развитию эмоциональной сферы, речевому развитию в целом.  Для развития памяти, воображения, фантазирования можно использовать пальчиковые игры, пальчиковый театр, обыгрывание стихов. Для развития навыков эмпатии (сочувствие эффективными оказались игры – двигательные импровизации в парах. Они построены на невербальном взаимодействии двух партнеров, основанном на мимике, жестах, движениях, тактильных ощущениях, принимаемых позах. Обязательным условием каждой игры является смена ролей ведущего и ведомого. Также эффективны игры на музыкальных инструментах, они развивают способности у детей эмоционально-ритмической подстройки друг к другу.

Театрализованная деятельность на хакасском языке позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации непосредственно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость также позволяет каждому ребенку проявить собственную активность, полностью раскрыть скрытые эмоциональные возможности, раскрепостить движения. Дети становятся не зажаты, выразительны и эмоциональны. Полученные знания, умения и навыки они могут применить в любом другом виде деятельности, будь то домашний спектакль или городское мероприятие.

Сегодня мы поговорим о таком аспекте театрализованной деятельности:

этапы работы над образом персонажа.

Выберем для демонстрации широко известный сказочный персонаж – Лисицу, и разберём основные этапы работы над образом этого героя

Первый этап – Определение характера образа.

Его задача – научить детей распознавать конкретный образ, выделяя характерные черты, присущие только ему.

И так мы взяли образ лисы. Наша задача показать многогранность этого образа, показать, что лиса может быть разной в зависимости от предлагаемых обстоятельств и целей, которые она преследует. Для этого лучше всего использовать метод “Начитывание контрастных отрывков” из худ. произведений о этом герое.

В наше время, мы имеем возможность не только прочитать отрывки, но и показать детям эпизоды из художественных или мультипликационных фильмов

Для примера покажем детям сказку «Заюшкина избушка», где Лисичка прогоняет зайчика. Дети наблюдают как Лиса, с целью завладеть избушкой, сначала хвастается, затем пытается обмануть «друга», и в итоге добивается своей цели. Давайте и мы посмотрим этот эпизод, (показ эпизода)

Давайте и мы поговорим о лисе и зайце об их основных чертах.

Вывод: Таким образом, с помощью приема «Начитывания контрастных отрывков», сравнивая два контрастных персонажа, ваши дети без труда составляют обобщенный образ лисицы и зайца. Лиса в сказках – это устойчивый образ, в котором доминирует хитрость, склонность к обману и уловкам. Лиса пойдет на всё, чтобы получить своё – будет притворяться слабой и беспомощной, пускать в ход всё своё обаяние и красноречие, а заяц доверчивый и трусливый.

Второй этап – работа над мимикой.

Его задача – научить детей передавать эмоциональное состояние героев с помощью мимики.  

Остановимся подробнее на приёме «Работа с иллюстрациями на эмоциональное состояние».

Давайте разделимся на 2 подгруппы: “Лиса” и “Заюшка”. Перед вами ряд иллюстраций с изображением детей в различных эмоциональных состояниях. Выберете те иллюстрации, на которых мимика этих детей подходит к образу вашего персонажа, аргументируйте ваш выбор и изобразите мимикой эмоциональное состояние вашего персонажа. (Выполнение задания слушателями.)

Вывод: Таким образом, мы видим, что приём “Работа с иллюстрациями” даёт возможность ребёнку подобрать мимику героя через его эмоциональное состояние.

Третий этап – работа над жестом и движением.

Его задача – научить детей двигаться в соответствии с характером персонажа.

«Запоминание физических действии»

Используем игру “Повторяйка”. Для её проведения приглашаю четырёх человек из подгруппы «Лисы»

Правила игры: первый участник показывает одно движение, присущее Лисе, задача каждого последующего участника игры, воспроизвести движение, или жест предыдущего участника и добавить свой элемент, дополняющий образ. Затем упражнение повторяет вторая подгруппа (образ зайчика)

Вывод: Таким образом, игры на память физических действий способствуют развитию двигательной активности детей, и созданию образа через жест и движения: “жест – образ”.

Четвёртый этап – работа над голосом.

Его задача – эмоциональная окраска речи персонажа. Здесь нам поможет прием -“Интонационная выразительность”,

Задание для первой подгруппы – проговорить фразу Лисички “Где вы, зайчики? Я хочу с вами поиграть!”. Задание для второй подгруппы – проговорить фразу Зайчика: “Нет, нет Лиса! Не пущу! Почему дразнилась?» Фразы необходимо проговаривать с разной интонацией, в зависимости от того, какое эмоциональное состояние изображено на вашей картинке

Выполняя задание, каждый участник с различной эмоциональной окраской проговаривает предложенную фразу.

Вывод: Таким образом, с помощью приёма “Интонационная выразительность” ребенок учится придавать речи эмоциональную окраску.

Пятый этап – Этюды

Его задача – применить изученные методы и приёмы на практике. Используем прием «Инсценирование диалогов».

Детям предлагают обыграть короткие диалоги с персонажами героев из других сказок. Проговаривая тексты диалогов, необходимо помнить о эмоциональном состоянии лисицы в данный момент, о мимике, жестах и движениях, о эмоциональной окраске голоса.

Тексты диалогов: 

1.

Медведь – Лиса.

Пошел медведь к избушке и зарычал:

– Ступай, лиса, вон!
А она ему с печи:

– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

2.

Петух-Лиса:

Петух: Ку-ка-ре-ку! Иду, на ногах в красных сапогах. Несу косу на плечи,

Хочу лису посечи – пошла лиса вон с печи!

Лиса:

– Ой-ой-ой! Собираюсь, шубу надеваю. Петенька, голубчик, уже убегаю! 

Театрализованная деятельность – это не только работа над образом. Это множество театральных игр и упражнений. Сюда относятся:

  • артикуляционная гимнастика;
  • упражнения на дыханиедикциюсилу голоса;
  • психогимнастика;
  • упражнение на ритмопластику.

 Эти упражнения   просто необходимо включать, как часть занятия, в другие виды образовательной деятельности. Они способствуют развитию ассоциативно-образного мышления; развитию речевого и опорно – двигательного аппаратов; выполнение игровых заданий, в образах животных и персонажей из сказок, помогают лучше овладевать своим телом; Театральные игры формируют нравственные и эстетические позиции; Дети становятся раскрепощеннее, контактнее, учатся четко формулировать свои мысли. Тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.    

Таким образом, очевидно, что театральная деятельность учит детей быть творческими личностями, общительными, коммуникативными, дружелюбными, добрыми, веселыми, образованными, интеллектуальными, умными, развитыми, талантливыми, музыкальными, терпеливыми, инициативными, эрудированными, художественно-литературными, художественно-изобразительными, непосредственными, здоровыми, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.

Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

Следовательно, чрезвычайно важно создавать специфическую предметно-окружающую среду, искать новые методы и приемы, способствующие развитию творческой личности ребенка.

Вам также может понравиться...
16469