Мастер – класс «Сказки на кончиках пальцев»

Приказчикова Ирина Александровна – Воспитатель МОУ Детский сад №90 г. Волгоград
Дата поступления работы: 14.04.2024г.  

Мастер-класс для воспитателей по развитию речи
«СКАЗКИ НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ»

Цель: Познакомить педагогов с видами нетрадиционных пальчиковых игр и их использование в образовательном процессе ДОУ.

Задачи:

  • Повышение профессиональной компетентности воспитателей родителей по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы.
  • Познакомить участников мастер-класса с эффективными методами использования пальчиковой гимнастики в жизни ребёнка.
  • Обучить участников мастер-класса этапам разучивания пальчиковых игр, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
  • Закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания в практике. Драматизировать знакомую сказку с помощью пальцев.

ХОД МАСТЕР – КЛАССА:

Здравствуйте уважаемые педагоги, мы рады видеть вас на нашем мастер-классе. Уважаемые друзья, сегодня мы с вами являемся участниками мастер-класса на тему: «Сказки на кончиках пальцев».

 I часть.

Актуальность этой работы заключается в следующем: пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза»; имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и речи.

Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Чем больше развиты двигательные умения пальцев рук и всей кисти, тем успешнее развиваются речевые умения ребенка. Именно поэтому для развития мелкой моторики рук нами была выбрана пальчиковая гимнастика.Психика детей устроена так, что их практически невозможно заставить выполнять какие-либо упражнения, даже самые полезные, если они им не интересны. А вот пальчиковая гимнастика с простыми движениями и стихотворным сопровождением нравятся детям. Пальчиковая гимнастика развивает ловкость и подвижность пальцев, а массаж активных точек положительно сказывается на самочувствии в целом и улучшает работу мозга.

Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга. У нас на ладони находится множество биологически активных точек, воздействуя на них можно регулировать функционирование внутренних органов (мизинец-сердце, безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой палец голова). Следовательно, воздействуя на определённые точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека.

Хорошо знакомые нам «Сорока – белобока», «Ладушки», «Коза-рогатая» не что иное, как оздоровительный и тонизирующий массаж. Уважаемые коллеги, сейчас мы предлагаем вам поиграть вместе с нами в пальчиковую игру «Сорока-белобока».

Первый этап. В игре «Сорока-белобока» водить пальцем нужно по часовой стрелке, от центра ладони, постепенно увеличивая круги к внешним контурам ладони. Дело в том, что в центре ладони находится протекция толстого кишечника (текст нужно произносить не торопясь, разделяя слоги). Закончить варить кашу надо на слове КОРМИЛА, проведя линию от развернувшейся спирали между средним и безымянным пальцами: здесь проходит линия прямой кишки.

Второй этап. Описывая работу той самой «Сороки белобоки» на раздаче каши деткам не стоит халтурить, указывая лёгким касанием «этому дала, этому дала». Каждого «детку», то есть каждый пальчик ребёнка, надо взять за кончик слегка сжать и загнуть.

Сначала – мизинец, он отвечает за работу сердца.
Потом – безымянный, для хорошей работы печени и почек.
Затем – средний, он стимулирует работу кишечника.
Затем – указательный, отвечает за работу желудка.

Большой палец не случайно оставляют напоследок: он ответственен за голову, повышает функциональную активность головного мозга. Поэтому большой палец недостаточно слегка сжать, а надо как следует «помять», чтобы активизировать деятельность мозга. Не забывайте играть поочередно то с правой, то с левой ручкой.

Кстати эта игра совершенно не противопоказана взрослым. Только Вы сами решаете, какой пальчик нуждается в максимально эффективном массаже. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Главное требование в играх рукой, кистью, пальчиками: мы должны одинаково заботиться о развитии правой и левой руки. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

По опыту нашей работы, использование в практике таких здоровье сберегающих технологий, как пальчиковая и артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения дают хорошую результативность. Особенно их использование является эффективным, когда все эти гимнастики применяются в комплексе.

Уважаемые педагоги, для примера мы покажем вам упражнение, а затем выполним его вместе.

«Дятел»
Тук-тук-тук,
Тук-тук-тук,
Раздаётся чей-то стук.
(На первую строчку – постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой, на вторую – наоборот, постучать кулачком левой руки по раскрытой ладони правой. Напряжённым кончиком языка постучать в верхние резцы, отчётливо произнося звук «д-д-д-д»).
Это дятел на сосне
(Соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла, левую руку поднять,пальцы развести в стороны, изображая дерево. Напряжённым кончиком языка постучать в верхние резцы, многократно и отчётливо произнося«д-д-д-д»).
Долбит клювом по коре.

А сейчас давайте попробуем повторить упражнение вместе. На примере данного упражнения мы увидели, как происходит соединение артикуляционного аппарата с движениями рук. Благодаря такого рода упражнениям у ребенка улучшается кровообращение, укрепляются мышцы лица, развивается мелкая моторика рук и в свою очередь речевые центры мозга.

Стимуляция точек соответствия, массаж кистей рук способствуют созреванию нервных клеток и активному функционированию коры головного мозга, что в свою очередь, активно влияет на развитие речи.

II часть.

Можно развивать моторику с помощью русских народных сказок. Ведь сказки любят все. И любовь эта начинается в детстве. Сказки всегда интересны. Так почему бы не использовать их для исправления речи детей?! В сказках заложен огромный творческий потенциал нашего народа, сказки написаны интересным, доступным для детей языком, они служат основой развития творчества и фантазии малыша, учат его таким понятиям как добро и зло. А ещё сказки удивительно эмоциональны! Подражая сказочным героям, ребенок учится голосом (интонацией) передавать характер и настроения сказочного персонажа.

Сейчас мы с вами попробуем рассказать сказку с помощью пальчиков. Давайте их разбудим и потренируем немножко. А для этого мы позовем к нам в гости сказку. Уважаемые коллеги, давайте начнем!

«Здравствуй, сказка!» (В. Берестов)
Солнце, дождик, приходите,
Сделать приглашающий жест сначала одной рукой, затем другой).
Детям сказку приводите! (Похлопать в ладоши)
А из тучи гром, гром (Постучать кулачками по столу)
Загоняет в дом, в дом. (Соединить руки над головой – «крыша»)
Покажись из тучи, солнце, (Поднять руки вверх, запястья соединить, сжимать и разжимать пальчики каждой руки попеременно)
Загляни скорей в оконце, (Сложить ладошки перед лицом, затем раскрыть их и приставить к щекам – «глядим в окошко»)
Освети скорей светлицу, (Поднять руки вверх и развести в стороны, описывая дугу)
Расскажи нам небылицу. (Левую руку выставить перед собой горизонтально, правую – вертикально, указательный палец правой руки приложить к правой щеке, покачать головой вправо и влево).

Пальчики мы с вами размяли. А теперь познакомимся с пальчиковой гимнастикой, которая называется «Заюшкина избушка».

«Заюшкина избушка»

В лубяной избушке – (руки над головой в виде домика)
Жил заяц на опушке – (сожмите руку в кулак, а указательный и средний пальцы поднимите. Пошевелите ими – это «заячьи ушки»)
А в ледяной избушке – (руки над головой в виде домика)
Лисица на горушке – (подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них)
Растаяла весною Избушка на горушке – (руки над головой в виде домика, изображаем таяние)
Лисица побежала – (подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них)
К зайцу на опушку – (сожмите руку в кулак, а указательный и средний пальцы поднимите. Пошевелите ими – это «заячьи ушки»)
Выгнала зайчишку – (сожмите руку в кулак, а указательный и средний пальцы поднимите. Пошевелите ими – это «заячьи ушки»)
Из лубяной избушки – (руки над головой в виде домика)
Да сама жить стала – (подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них)
В избушке на опушке – (руки над головой в виде домика)
И ни собака, ни медведь Не смогли помочь – (прямой указательный палец наклонять влево и вправо, остальные пальцы согнуты в кулак)
Петушок отважный Прогнал лисицу прочь-(положение ладоней как в предыдущем упражнении, но скрещенные пальцы прямые и напряжены)
Так остался петушок У заюшки в избушке «Здравствуй» ритмично с перехватом сжимать пальцами ладонь противоположной руки.
В лубяной избушке, Избушке на опушке – (руки над головой в виде домика)

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Уважаемые коллеги, мы поделилась с вами тем, как можно использовать в своей работе совмещение разнообразных методов и приёмов для развития речи детей. Продемонстрированные приемы мы активно применяем в своей работе, что позволило нам не раз убедиться в их результативном воздействии на речевое развитие детей, что имеет свое отражение в результатах мониторинга.

Особенно примечательно и удобно в использовании вышепоказанных игр является то, что бесчисленное их множество можно найти не только в литературе, но и бесконечно импровизировать, придумывая разнообразные движения под хорошо знакомые вам стихи, потешки, песенки.

В заключении мне хотелось бы, чтобы каждый участник мастер – класса поделился своими впечатлениями, высказал своё мнение – что Вам понравилось, что не понравилось, почему, было ли Вам интересно или не очень?

Спасибо за внимание!

Вам также может понравиться...
15720