Чернова Елена Николаевна – Воспитатель МБДОУ детский сад № 6 «Цветик» г. Рассказово, Тамбовская область
Дата поступления работы на конкурс: 19.11.2016г.
Тема мастер-класса: «Здоровье сберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ»
В гостях у солнышка
Образовательная область: «Физическое развитие».
Время проведения: февраль.
Возрастная группа: (5-6 лет)
Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей.
Задачи:
– обучающие: развитие речи, памяти, мышления, умственное развитие;
– воспитательные: воспитание валеологической культуры здоровья дошкольников;
– оздоровительные: физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников.
Методы обучения: практический, словесный, наглядный.
Приём: пальчиковая гимнастика, самомассаж, физкультминутка, гимнастика для глаз.
Ход мастер-класса:
Одной из актуальных проблем дошкольного образования является сохранение физического и психического здоровья детей. Для ее успешного преодоления новый ФГОС дошкольного образования в качестве ключевых целей и задач дошкольного воспитания определяет следующие:
Охрана и укрепление здоровья детей (как физического, так и психического).
Приоритетность этой задачи связана с особенностями периода раннего детства, физиологической незрелостью и ранимостью ребенка, подверженностью его к различным заболеваниям. Дошкольное воспитание сверху донизу должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии.
Актуальной задачей физического воспитания является поиск эффективных средств совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях. Развитие интереса к движениям проводится на основе жизненной потребности ребенка быть сильным, смелым, ловким при взаимодействии со сверстниками. Существенное место в решении многогранных задач физического воспитания принадлежит гигиеническому воспитанию и обучению, направленному на пропаганду здорового образа жизни как среди детей, так и среди взрослых — педагогов и родителей.
– Как Вы считаете, что самое главное в жизни человека? (Здоровье).
Здоровье – не все, все без здоровья ничто! Если есть здоровье — человек радуется, спокойно живет, работает, учится, ходит в детский сад.
В своем мастер-классе я хочу познакомить Вас с несколькими приемами здоровьесберегающих технологий, которые я использую в своей работе.
Одной из форм оздоровительной работы является — пальчиковая гимнастика. Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Выполняя пальцами различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, что способствует развитию внимания, мышления, памяти, благоприятно влияет на развитие речи и готовит руку к письму. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует, прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
У нас сейчас конец зимы. Что нам не хватало зимой? (Солнца). А солнце – это витамин D, который так необходим нашему организму. Сегодня мы поговорим о солнце.
Предлагаю вашему вниманию несколько видов пальчиковой гимнастики.
Задание 1. «Давайте, поздороваемся».
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю-
Я вас всех приветствую!
(Пальцами правой руки по очереди «здороваются» с пальцами левой руки, похлопывая их кончиками).
Задание 2.
Нарисую солнышко, прямо на ладошке
Пусть оно сияет, хоть и понарошку.
(шарик катаем по ладошке и к каждому пальчику).
Задание 3.
Массаж каждого пальчика прищепкой.
(Взять прищепку и делать массаж каждого пальчика, затем на вырезанном круге, прищепками изображаем лучики солнца).
Задание 4. Собери солнышко.
На синей дощечке выкладываем солнышко из мозаики.
Воспитатель: Посмотрите на свое солнышко, оно заглянуло вам в глаза… Закройте глаза. Солнечный зайчик пробежал по лицу, нежно погладьте его ладонями: по лбу, по носу, по щекам, по подбородку. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть.
– Солнышко вас согрело?
Для организации образовательного и оздоровительного процесса с детьми я использую самомассаж рук. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений.
А теперь давайте с Вами помассируем каждый пальчик.
Воспитатель дает информацию, для чего мы массируем тот или иной палец:
Большой – чтобы не болела голова;
Указательный – чтобы дыхание было ровным;
Средний – для хорошей работы желудка;
Безымянный — чтобы хорошо работали все внутренние органы;
Мизинец — чтобы улучшить работу сердца.
Вот так через наши ладошки и пальчики мы воздействуем на наши органы! Массаж такой полезно делать ежедневно, и тогда никакие болезни нам не страшны!
С целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне, на занятиях я провожу физкультминутки.
Физкультминутки повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение.
Физкультминутка. (Видео).
– разминка;
– упражнение (вертушки)
Чтобы у наших детей было хорошее зрение, мы должны на занятиях
уделять достаточно много времени гимнастике для глаз. Это должно стать нормой, правилом жизнедеятельности. Упражнения с детьми провожу сидя, спина прямая, ноги свободно опираются на пол, голова в одном положении, работают только мышцы глаз.
Гимнастика для глаз «Лучик солнца».
– Лучик, солнца озорной
Поиграй-ка ты со мной (моргают глазками)
– Ну-ка лучик, повернись,
На глаза мне покажись (делают круговые движения глаз).
– Взгляд я влево отведу
Лучик солнца я найду (отводят взгляд влево).
– Теперь вправо посмотрю
Снова лучик я найду (отводят взгляд вправо).
Итог. Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам несколько приемов здоровьесберегающих технологий. Данные приемы я использую в своей работе и могу с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на речевое развитие, у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса. И в завершении я предлагаю вам расслабиться, думать только о хорошем и понаблюдать за движением рыбок в аквариуме.
Давайте улыбнемся и подарим друг другу немного света и тепла. А мне остается только поблагодарить вас за внимание, а участников за работу.
Будьте всегда здоровы!