МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ «ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ «ПОП-КУЛЬТУРА»

Мельченко Валентина Ивановна – Учитель английского языка МОУ СШ №43 г. Волгоград
Дата поступления работы: 22.05.2023г.

Элективный курс по английскому языку

«Поп-культура» (на 34 часа)

для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов

Пояснительная записка

               В связи с модернизацией общего образования России глобальной целью овладения иностранным языком считается приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. Эта цель достигается путем формирования способности к межкультурной коммуникации, т.е. приобретения необходимого уровня коммуникативной компетенции. Преподавание элективного курса есть средство формирования и развития билингвистической компетенции (речевой, социокультурной, языковой). Осознание национально-культурной базы родного языка является средством реализации социокультурного развития старшеклассников.

             Учащийся должен уметь: интерпретировать (объяснять различные культурные ценности); преодолевать границы, разделяющие культуры, видеть в чужом не только, что нас отличает друг от друга, но и то, что нас сближает и объединяет; осмысливать чужую реальность, ориентироваться в ней; пересматривать или изменять свои взгляды и представления; смотреть на что-то уже известное по-новому; сопереживать, как бы «вбирая в себя» переживания, эмоции носителей чужой культуры.

             Изучение культуры в процессе обучения вносит существенный вклад в воспитание подрастающего поколения. Привлечение материалов культуры резко повышает мотивацию учения. Обучение общению подразумевает овладение социокультурными знаниями и умениями. Без них нет практического овладения языком.

             Новизна этого курса заключается в том, что здесь используются тексты имеющую только молодежную тематику и позволяющие обсуждать и высказывать свою точку зрения по темам, интересным для молодежи.

             Актуальность курса в том, что он расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся.

             Основные цели курса:

– формирование представлений о диалоге культур;

– культуроведческое обогащение школьников;

– развитие у школьников способностей использовать английский язык как инструмент общения

   в диалоге культур;

– реализовывать творческий потенциал учащихся через разнообразные письменные работы;

– развивать коммуникативные умения и навыки учащихся в области устной речи.

             Ключевые задачи курса:

– воспитание патриотизма и интернационализма;

– овладение учащимися объемом культурной информации;

– совершенствование речевых навыков по английскому языку.

             Практические задачи:

а) познакомить с особенностями культуры изучаемого языка;

б) научить выражать свое мнение и обосновывать его;

в) научить вести обсуждение по содержанию изученных тем;

г) научиться письменно излагать материал согласно поставленной проблеме;

д) научить составлять устную презентацию по выбранной теме и выступить с ней.

          Ожидаемые результаты обучения:

– к концу курса учащиеся должны уметь выполнять индивидуальные и познавательно-

   поисковые задания;

– владеть определенным объемом знаний по культуре англоговорящих стран;

– повышать мотивацию изучения языка у учащихся;

– научиться понимать устные и письменные сообщения по темам, определенным данным

   курсом;

– уметь правильно и самостоятельно выражать свое мнение в устной и письменной речи;

– уметь критически оценивать предлагаемый материал и активно работать с ним;

– развивать способности работать самостоятельно и в коллективе.

Структура курса

             Курс включает 10 тем, содержащих устные темы для развития разговорной речи учащихся, навыков чтения и письма. При выборе тем автор курса руководствовался действующей программой изучения иностранных языков в общеобразовательной школе. Все темы построены по одной и той же схеме. Сначала предлагается первый раздел, включающий предтекстовое задание, который ставит перед учащимися некоторые проблемы для обсуждения, позволяет им припомнить все, что они знают по данному вопросу, высказать свои суждения, поделиться с партнерами своими идеями. Оно предназначено для того, чтобы вызвать интерес к теме и обеспечить дискуссию. Вопросы можно использовать для работы со всем классом, с группой или индивидуально.

              Второй раздел включает задания по чтению. В области обучения чтению необходимо совершенствовать умения учащихся читать, понимать и осмысливать содержание текстов с различной глубиной и точностью проникновения в содержащуюся в них информацию в целях удовлетворения своих коммуникативных потребностей и в зависимости от задач чтения:

а) с извлечением основной информации (ознакомительное чтение);

б) с извлечением полной информации (изучающее чтение);

с) с выборочным извлечением нужной или интересующей информации (просмотровое чтение).

Все виды чтения представлены в этом курсе. Послетекстовые задания направлены на контроль понимания прочитанного, формирование лексико-грамматических навыков устной и письменной речи с опорой на текст или в связи с ним.

Новым по отношению к базовому уровню будет более сложный в языковом и содержательном планах характер текстов, их неадаптированность, большой объем, большее разнообразие видов текстов, в частности текстов разнообразных жанров: журнальные статьи, интервью с поп-звездами, рекламные заметки, страницы из Интернета, биографии знаменитых людей. Все тексты сопровождаются коммуникативными упражнениями на развитие умений и навыков чтения, монологической, диалогической речи и письма.

              Третий раздел-это упражнения на развитие словарного запаса учащихся. Эти задания основываются на отборе слов и выражений, используемых в контексте. В первом типе упражнений следует соединить две части предложения. Второй тип заданий дает возможность употребить эти новые слова и выражения в другом контексте, отличном от содержания текста.

            Четвертый раздел включает упражнения на развитие навыков письма. Каждая тема имеет различное задание по письму, зависящее от типа текста, представленного в теме. Обучение письму как виду речевой деятельности происходит в русле решения коммуникативных задач: например, написать письмо английскому сверстнику и поделиться проблемой, подготовить вопросы для интервью, составить план рассказа, кратко изложить прочитанное, написать небольшую рекламу, расставить абзацы в нужном порядке.

Содержание курса

              Тема «Мобильные телефоны» включает карту мира и справку о процентах пользования мобильными телефонами населением в разных странах; текст о значении мобильного телефона в жизни молодежи; дает советы о том, как нужно составлять текстовые сообщения по телефону, обсуждаются преимущества и недостатки телефонов. Письменное упражнение направлено на то, чтобы научиться соединять два предложения в одно при помощи структуры so + adjective + that.

          Тема «Джинсы» будет интересна для учащихся тем, что содержит ряд упражнений, посвященных этому феномену моды. Занимательный текст об истории возникновения этой популярной во все времена одежды и том, что подростки думают об этом виде одежды, диалог о выборе джинсов, реклама «Джинсовый рай» – все это составляет содержание темы. В разделе «Письмо» тренируются условные предложения 2 типа.

              Тема «Свидания» актуальна для учащихся и рассказывает о первом свидании, о том, что чувствуют на первом свидании, и как оно проходит, о том, как назначаются они в Филиппинах, о знакомствах по Интернету и советы. В письменном упражнении предлагается прочитать страницу из дневника девушки и расставить абзацы в правильном порядке.

              Тема «Магазины» предлагает тест о привычках покупателя, рассказ о популярных магазинах, о рекламе в них, о магазине по Интернету, юмористический диалог о выборе одежды. В разделе «Письмо» нужно написать вопросы для каждого ответа в интервью корреспондента.

            Тема «Танцевальная музыка» также будет интересной для подростков. В ней есть танцевальный словарь, список клубов города, рассказ о ночных клубах, о ди-джеях, о танцевальных вечеринках, о значении танцевальной музыки для молодежи, о том, кто такие хиппи. В разделе «Письмо» содержится газетная статья о ночных клубах, нужно расставить абзацы в нужном порядке.

            Тема «Видео игры» позволяет прочитать и обсудить текст о поколении видео игр, об их истории создания, об игровых приставках; диалог о любимых играх. Раздел «Письмо» продолжает учить соединению двух простых предложений в одно сложное при помощи структуры such + adjective + that.

              В теме «Интернет кафе» предлагается отрывок об их истории создания, о том, как они популярны и, как молодежь проводит там время, а также меню одного кафе. В последнем разделе тренируется один из способов противопоставления (Some…and Others…).

              Тема «Быстрая еда» включает несколько сведений об истории появления первого гамбургера, первых ресторанов быстрой еды; представляет текст о пользе этой пищи и пирамиду здоровой еды. В последнем разделе отрабатываются структуры as long as, but only if (синонимы).

              Тема «Супермодели» будет интересна учащимся тем, что сообщает об истории появления этой профессии, об их жизни и работе, о том, что у них общего и различного. В разделе «Письмо» есть интервью с супермоделью, нужно дополнить вопросы.

              Тема «Музыка рэп» позволяет узнать больше о музыке, о некоторых понятиях этого музыкального направления, образе жизни фанатов, о её популярности среди молодежи.

В письменном задании рассматривается структура It is + adjective + Infinitive.

              Каждая тема обсуждается с позиции личного отношения к проблеме. При этом используются разные формы работы (индивидуальные, парные, групповые, коллективные) как способы подготовки к условиям реального общения. Курс содержит много интересных подлинных деталей и фактов, которые делают его живым и реалистичным, ориентированным на проблемы, возникающие у современных подростков в разных сферах жизни в процессе их общения.

              Широкое использование эффективных современных технологий обучения позволяет интенсифицировать учебный процесс и сделать его более увлекательным и эффективным: различные методы, приемы и средства обучения, речевые и познавательные игры, лингвистические задачи, создание благоприятного климата, располагающего к общению, использование соответствующего иллюстративного материала и технических средств. С целью создания широкой опоры на разного рода наглядность (зрительную, слуховую, моторную) помимо разнообразных иллюстраций (рисунков, коллажей, подлинных фотографий), предлагается использовать игры, конкурсы, инсценировки прочитанных текстов.

           Принцип преимущественного использования неадаптированных текстов позволяет учесть перспективу выхода на требования к уровню обученности английскому языку, обозначенному в государственном образовательном стандарте «Иностранный язык».

Тематическое планирование

Название темыКоличество часовФорма отчетности
1Мобильные телефоны4Преимущества и недостатки мобильных телефонов (устная презентация).
2Джинсы3Инсценировка о покупке джинсов в магазине.
3Свидания4Напиши своей подруге (другу) о своем первом свидании.
4Магазины3Составь интервью.
5Танцевальная музыка3Угадай тип музыки (тест).
6Видео игры3Инсценировка (обсуждение любимых видео игр).
7Интернет кафе3Мини сочинение «Почему подростки любят посещать Интернет кафе».
8Быстрая еда3Составь свою пирамиду здоровой еды.
9Супермодели3Дополни интервью с супермоделью.
10Музыка рэп3Давай поговорим о рэпе! (круглый стол)
11Резерв2Устная презентация своей любимой темы.

Информационное обеспечение

Литература для учащихся:

1. Gillian Flaherty, Jane Bowring, James Bean. Popculture1. Обнинск, «Титул»,2022;

2. Mission. Express Publishing. 2022;

3. В.П. Кузовлев и др. Английский язык. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных школ. М. «Просвещение», 2022.

Литература для учителя:

1. V. Evans, J. Dooley. Enterprise-3. Express Publishing;

2. Macmillan School Dictionnary, 2022;

3. Macmillan Essentiall Dictionnary, 2022;

4. H. G.Machkhelyan. Jazz and Pop songs.20 CenturyEvergreens. 2022.

5. A. Littlejohn, D. Hicks. Cambridge English for schools in Russia. Cambridge University Press. «Дрофа», 2022.

Вам также может понравиться...
15928