Бочарова Ирина Ивановна – Воспитатель дошкольной группы ГБОУ Школа №887 г. Москва
Дата поступления работы на конкурс: 18.11.2017г.
Рабочая программа кружка
«ВесеЛогика»
по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста
от 5 до 7 лет
Содержание
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Нормативно-правовая база
1.3. Цель реализации Программы
1.4. Задачи реализации Программы
1.5. Принципы Программы
1.6. Планируемые результаты освоения Программы
II. Содержательный раздел
2.1. Формы и приёмы образовательной деятельности детей в процессе реализации Программы
2.2. Система оценки результатов освоения Программы
III. Организационный раздел
3.1. Описание развивающей предметно-пространственной среды
3.2. Объём образовательной нагрузки
3.3. Список использованной литературы
Приложение. Комплексно-тематическое планирование
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
В развитии способностей дошкольников особое место занимает интеллектуальное развитие, а именно математика, направленная на развитие логики, мышления, любознательности, самостоятельности. Это дает огромные возможности для развития познавательных способностей, которые являются базой для формирования математического мышления в перспективе, а сформированность такого мышления – гарантия для успешного усвоения математического содержания в дальнейшем.
Одна из важнейших задач в воспитании ребёнка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют осваивать новое. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребёнок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума. Нередко дети, поступившие в первый класс, умеют читать, писать, считать и, казалось бы, полностью подготовлены к школе. Однако, педагоги и родители часто сталкиваются с такой проблемой, когда уже в первые месяцы учёбы у детей обнаруживаются трудности в учёбе. Одна из распространённых причин такого положения – недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно – логического мышления. В умственном развитии ребёнка процессу овладения логическими отношениями принадлежит существенная роль.
Но зачем логика маленькому дошкольнику? По мнению Л. А. Венгера «Для пятилетних детей одних внешних свойств вещей явно недостаточно. Они вполне готовы к тому, чтобы постепенно знакомиться не только с внешними, но и с внутренними, скрытыми свойствами и отношениями, лежащими в основе научных знаний о мире… Всё это, принесёт пользу умственному развитию ребёнка только в том случае, если обучение будет направлено на развитие умственных способностей, тех способностей в области восприятия, образного мышления, воображения, которые основываются на усвоении образцов внешних свойств вещей и их разновидностей…». Навыки, умения, приобретённые ребёнком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребёнку, не овладевшему приёмами логического мышления, труднее будет решать задачи, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. Овладев логическими операциями, ребёнок будет более внимательным, научится мыслить чётко и ясно, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы. Учиться станет легче, а значит, и процесс учёбы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
В данной программе показано, как через специальные игры и упражнения можно сформировать умение детей самостоятельно устанавливать логические отношения в окружающей действительности. В работе с дошкольниками над развитием познавательных процессов одним из необходимых условий их успешного развития и обучения является системность, т. е. система специальных игр и упражнений с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием, с дидактическими задачами, игровыми действиями и правилами. Отдельно взятые игры и упражнения могут быть очень интересны, но, используя их вне системы трудно достичь желаемого обучающего и развивающего результата.
Актуальность. Наше время – это время перемен. России нужны люди, способные принимать кардинальные решения, и это актуально. Кто сейчас у нас в детском саду, завтра будут строить наше общество. Опираясь именно на логическое следование мысли, а не на собственные желания или возникшие неожиданно предпочтения, врач ставит обоснованный диагноз, судья выносит аргументированный приговор, критик объективно оценивает фильм. Чтобы и наши дети могли быть знающими врачами, толковыми юристами, честными критиками, им необходимо научиться мыслить логически, освоить простые и сложные виды умозаключений, оперировать утвердительными и отрицательными суждениями. Логическое мышление является инструментом познания окружающей действительности, поэтому, формирование основных форм и приёмов логического мышления является важным фактором становления всесторонне развитой личности. Актуальность проблемы определяется важностью логического мышления для развития личности в целом.
Условия реализации кружка.
- Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста (с 5-ти до 7-ми лет), введён один условный час в неделю.
- Срок реализации программы – учебный год.
- Количество занятий в год – 36.
- Режим занятий продолжительностью 25 – 30 минут.
- Группа из 10 – 12 детей.
- Форма организации – кружок.
1.2. Нормативно-правовая база
Программа кружка «ВесеЛогика» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- «Закон об образовании РФ» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
- «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013г требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования);
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях» (Постановление от 22.07.2010г. N 91 «Об утверждении СаНпиН 2.4.1.2660-10»).
- Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой М.: Мозаика-Синтез, 2014).
1.3. Цели реализации Программы:
- Развитие у детей элементарного логического мышления используя современные педагогические технологии.
- Создание социальной ситуации развития детей в процессе ознакомления и проигрывания логических игр и упражнений.
1.4. Задачи реализации Программы:
- Создавать условия для овладения детьми существенными признаками предметов, умения сравнивать, обобщать;
- Создавать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
- Обеспечивать развитие математических способностей каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром;
- Способствовать развитию инициативности, самостоятельности, формированию предпосылок учебной деятельности.
1.5. Принципы Программы
- Принцип индивидуализации, учета возможностей, возрастных особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
- Принцип признания каждого ребенка полноправным субъектом образовательного процесса;
- Принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов воспитанников;
- Принцип конкретности и доступности учебного материала, систематичности и взаимосвязи в соответствии требованиям.
1.6. Планируемые результаты освоения Программы
Возраст 5 – 7 лет
Планируемый результат/ целевые ориентиры освоения Программы
детьми старшего дошкольного возраста:
– Владеет основными логическими операциями.
– Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
– Находит закономерности в явлениях, умеет их описывать.
– Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.
– Способен доказывать свою точку зрения.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Формы и приёмы образовательной деятельности детей
в процессе реализации Программы
- Игра дидактическая, развивающая;
- Игра-путешествие;
- Работа с логическими блоками Дьнеша;
- Работа с палочками Кюизенера;
- Решение логических задач;
- Отгадывание загадок, ребусов;
- Рассматривание, объяснение, чтение;
- Занимательные вопросы;
- Задачи – шутки;
- Графический диктант, работа в тетради;
- Занятие–беседа;
- Практические подгрупповые и фронтальные занятия;
- Использование схем и моделей;
- Игровые приемы;
- Практическая игра и т.д.
Реализация данной программы будет осуществляться посредством разнообразных методов обучения:
- монологический;
- диалогический;
- исследовательский;
- проблемно–поисковый;
- экспериментальный.
Примерная структура занятий:
- Разминка. Разминка в виде загадки, знакомства со сказочным персонажем позволяет активизировать внимание детей, поднять их настроение, помогает настроить на образовательную деятельность, на общение с педагогом.
- Основное содержание занятия – изучение нового материала. Основное содержание занятия представляет собой совокупность игр и упражнений, направленных на решение поставленных задач данного занятия.
- Физ минутка. Позволяет детям расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой, способствует развитию крупной и мелкой моторики.
- Закрепление нового материала. Закрепление нового материала дает педагогу возможность оценить степень овладения детьми новым знанием.
- Развивающая игра. Развивающая игра, раскрашивание «умной» картинки по теме в конце занятия является своеобразной рефлексией, логическим окончанием проделанной работы и служат стимулом для ее продолжения.
2.2. Система оценки результатов освоения Программы
Реализация Программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится воспитателем группы в рамках педагогической деятельности на начальном и завершающем этапах изучения каждого тематического блока.
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.
Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.
Основным методом диагностики является наблюдение за детьми в ходе их самостоятельной и совместной специально организованной деятельности.
Диагностика предполагает использование таких форм, как беседа, рассматривание иллюстраций, решение проблемных ситуаций и пр. Разработанные критерии оценки уровня освоения программы имеют три степени проявления показателей (высокий, средний и низкий). Соотношение показателей и критериев их проявления позволит определить уровень освоения детьми содержания Программы. Анализ полученных результатов явится основание для корректировки педагогических действий педагога и планирования индивидуальной работы с детьми, показавшими низкий уровень освоения Программы.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Описание развивающей предметно-пространственной среды
Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающаяся предметно – пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Все пространство группы безопасно, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности и представлено центрами активности детей. Все элементы среды связаны между собой по содержанию художественному решению. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки – обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.
В зависимости от образовательной ситуации, в том числе и от меняющихся интересов и возможностей детей, группы постоянно трансформируется. Свободное пространство на разнообразие материалов, игр, игрушек, дает возможность сооружать постройки, стимулирует детей на игровую, познавательную исследовательскую активность детей. В группе находятся ковры различных размеров для различных игр детей. Принцип полифункциональности дает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды группы: детской мебели, мягких модулей.
Центр математики расположен в рабочей зоне. Содержит необходимый материал для формирования элементарных математических представлений. Это и счетный материал, дидактические игры на логику, форму, цвет, временно-пространственные отношения. Часть материалов изменяется в соответствии с темой недели.
При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высоко творческая деятельность всех педагогов ДО. Целенаправленно организованная развивающая предметно – пространственная среда в нашем ДО играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
3.2. Объём образовательной нагрузки
3.3. Список использованной литературы
1. Алябьева Е.А. Развитие логического мышления и речи у детей 5-8 лет.М.: Сфера,2005.
2. Бузунов В. Подумай, отгадай, нарисуй, раскрась! АОЗТ Издательская группа НЭКО, 1994.
3. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М.: АСТ,2006.
4. Вагурина Л.М. Готовимся к школе. Логические операции. Тестовые задания. М.: Линор, 1999.
5. С.Е.Гаврина. Большая книга тестов для детей 6-7 лет. Счет, чтение, знакомство с окружающим миром, развитие речи памяти, внимания, мышления, мелкой моторики руки. Академия развития, 2007
6. Девина И.А., Петраков А.В. Развиваем логику. М.: Линор, 1999.
7. Заводнова Н.В. Развитие логики и речи у детей. Ростов н/Д: Феникс,2005.
8. Карпенко М.Т. Сборник загадок. М.: Просвещение, 1988.
9. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6-9 лет. Практикум для психологов и логопедов. Москва, 2000.
10. Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей чтению, математике, русскому языку. – М., АСТ: Хранитель, 2008.
11. Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку. СПб: Речь, 2006.
12. Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей. – М.: Сфера, 2003.
13. Тихомирова Л.Ф. Логика для дошкольников. Ярославль.:Академия развития,2006.
14. Фоппель К. Как научить детей сотрудничать (1-4 части). М.,1998.
15. Хухлаева О.В. Тропинка к своему я. М.,2001.
16. Чистякова Г.И. Психогимнастика. М., 1990.
17. Череманкина Л.В. Развитие внимания детей. -Ярославль, 1999.
18. Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе. М.2003.
19. «Давайте поиграем» — математические игры для детей. Под редакцией Столяра А.А. Москва, 1991г.
20. Венгер А.Л., Венгер Л.А. «Домашняя школа мышления».
21. Тихомирова Л.Ф. «Логика». Ярославль, А.Р., 2000г.
22. Тихомирова Л.Ф. «Упражнения на каждый день». Ярославль, А.Р., 2000г.
23. Ткаченко Т.А. «Упражнения для развития словесно – логического мышления».
24. Ульева Е.А. Логика: тетрадь для детей 6–7 лет. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО,2015. – 48 с. – (По дороге в школу).
25. Е.А.Ульева: Сценарии занятий с дошкольниками. Математика, логика, письмо. 6-7 лет. – ВАКО, 2015.
26. Е.А.Ульева: Сценарии занятий с дошкольниками. Математика, логика, письмо. 5-6 лет. – ВАКО, 2015.
Приложение
Комплексно-тематическое планирование
Старший дошкольный возраст (36 часов)