Диденко Елена Валентиновна – Воспитатель МОУ д/с №15 г. Волгоград
Дата поступления работы: 04.03.2019г.
Образовательная программа
дополнительного образования дошкольников
2 младшей группы
«Речецветик» на 2018-2019 учебный год.
Содержание:
1. Пояснительная записка.
2. Актуальность
3. Цель и задачи программы.
4. Предполагаемые результаты освоения программы.
5. Структура занятий.
6. Учебный план.
7. Содержание программы.
8. Оборудование и материалы.
9. Список литературы.
Пояснительная записка
Преодоление нарушений звукопроизношения в младшем дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения.
Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма.
Для формирования многих речевых умений требуются многократные повторения (например, при
Обучении четкому произношению звука, использованию в речи определенной грамматической
Формы слова, составлению рассказа по картинке, заучиванию стихотворения). Это в течение одного занятия трудно добиться, поэтому в ДОУ необходим кружок по развитию речи. Занятия проводятся один раз в неделю во второй половине дня. Все эти занятия направлены на формирование правильной речи ребенка, что является непременным условием успешного обучения ребенка в школе.
Цель программы: Подготовка и развитие речеслухового и речедвигательного анализатора к правильному восприятию и воспроизведению звуков.
Задачи программы:
1. Подготовить артикуляционный аппарат воспитанников для правильного произношения звуков, тренируя его основные движения вовремя артикуляционной гимнастики.
2. Развивать речеслуховое внимание, речевое дыхание.
3. Развивать осязательное восприятие (тактильной, кожной, чувствительности).
4. Развивать интонационную выразительность речи.
Срок реализации дополнительной образовательной программы дополнительного образования -1 год.
Обучение основывается на следующих педагогических принципах:
1. Личностно-ориентированного подхода (обращение к субъективному опыту воспитанника, то есть к опыту его собственной жизнедеятельности; признание самобытности и уникальности каждого воспитанника).
2. Природосообразности (учитывая возраст воспитанника, а также уровень его интеллектуальной подготовки, предлагающий выполнение заданий различной сложности).
3. Культуросообразности (приобщение воспитанника к современной мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности);
В процессе образовательной деятельности используется следующие методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, деятельностный, исследовательский.
Программа предусматривает использование фронтальной и индивидуальной форм работы с воспитанниками.
Индивидуальная форма предполагает работу с воспитанником, оказание помощи со стороны педагога – которая, не уменьшая активности воспитанников, будет содействовать выработке навыков самостоятельной работы.
В процессе образовательной деятельности предусматриваются следующие формы занятий: – типовое занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение), беседа, рассказ, сказка, рассматривание иллюстраций, показ образца выполнения последовательности работы, самостоятельное выполнение задания).
Практическое занятие (показ и практические упражнения)
Коррекционные занятия с воспитанниками проводятся небольшими подгруппами, 1раз в неделю. Длительность занятий 20 минут. Занятия проводятся в форме игры с привлечением любимых кукольных персонажей.
Форма проведения итогов реализации образовательной программы дополнительного образования воспитанников – составление альбома работ воспитанников, проведение открытого занятия для родителей (законных представителей) воспитанников.
Актуальность
Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистам. Чтобы научить ребенка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Не для кого не секрет, что ребенок с плохо развитой мелкой моторикой, плохо держит ложку, карандаш, не может выполнить действия, которые доступны другим детям, что приводит к перепадам настроения, стрессовым ситуациям и замкнутости ребенка. В дальнейшем очень тяжело и проблематично происходит подготовка к овладению навыками письма. Поэтому работу по развитию мелкой моторики рук нужно начинать с самого раннего возраста, а доступные формы и методы работы с детьми в кружке помогут быстро развивать моторику, а впоследствии и речь ребенка.
Регулярные занятия пальчиковыми играми, играми со шнуровкой, бусинками, нетрадиционными видами продуктивной деятельности позволит улучшить психофизического благополучия ребенка, расширить словарный запас, активизировать познавательное и умственное развитие, будет способствовать развитию мелкой моторики рук.
Предполагаемые результаты освоения программы (конец учебного года).
1 год обучения
Структура занятий.
Игровой сюжет занятия всегда различен, но структура занятия едина.
1. Упражнения на развитие речевого и голосового аппарата.
Развивая правильную речь ребенка, необходимо готовить не только его артикуляционный, но и голосовой и дыхательный аппараты. Ясная дикция и четкое произношение могут быть выработаны только при правильном речевом дыхании. Этому способствуют игры на развитие речевого дыхания и занятия на звуки ф, в. Игры на развитие речевого дыхания и артикуляционного аппарата одновременно способствуют развитию голосового аппарата. Кроме того, проводятся специальные игры, помогающие выработать силу и высоту голоса.
2. Развитие тонкой моторики рук. Самомассаж рук. Координация движений с речью.
На занятии воспитанникам предлагаются разнообразные игры – потешки и подвижные игры с разноформатным материалом. Развитиемелкой моторики рук через пальчиковые игры, динамические игры с предметами, развитие речи по принципу «движение – жест плюс слово».
3. Мимические упражнения.
Мимические упражнения способствуют развитию подвижности лицевой мускулатуры и предшествуют работе по выработке четких артикуляционных движений. На первых занятиях ребенку предлагается выполнить самые простые мимические движения: нахмурить брови, поочередно открывать и закрывать глаза. Движения сопровождаются речью.
В дальнейшем у ребенка следует развивать произвольность мимики и контроль за нею. На занятиях используются мимические упражнения, в ходе выполнения которых дети научатся выражать эмоциональное состояние – печаль, радость, веселье, огорчение, страх, испуг, возмущение и др. Для поддержания интереса к такого рода заданиям используется наглядный материал: пиктограммы с изображением лиц детей и взрослых в различных эмоциональных состояниях, изображения клоунов и животных (сердитый бульдог, хитрая лиса, злой волк и др.).
4. Артикуляционная гимнастика. Выработка тонких артикуляционных движений. Формирование правильных артикуляционных укладов губ и языка. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата.
Артикуляционную гимнастика сочетается с развитием мелкой и общей моторики, голоса, дыхания и других нарушенных функций. Все задания объединяются единой темой.
5. Работа в тетрадях
В ходе кружковой работы решаются задачи развития у детей динамической стороны общения, позитивного самоощущения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, формирования культуры речевого общения.
Учебный план
1 год обучения
сентябрь – май
№ блока | Наименование блока | Месяц | Количество занятий |
1 | Знакомство с артикуляционным аппаратом«Сказка о веселом язычке» | Сентябрь2 неделя | 2 |
2 | Освоение гласных звуков. (звуки «А», «У», «И», «О») | Октябрь2-4 неделя | 4 |
3 | Звук «Х»Дифференциация звуков «К»-«Г»-«Х» | Ноябрь | 1 |
4 | Освоение согласных звуков. (звук «М») | Ноябрь | 3 |
5 | Звук «Б», «П»Дифференциация звуков «Б»-«П» | Декабрь | 4 |
6 | Звук «В», «Ф»Дифференциация звуков «В»-«Ф» | Январь | 4 |
7 | Звук «Д», «Т»Дифференциация звуков «Д»-«Т» | Февраль | 4 |
8 | Звук «Н», «Г»Дифференциация звуков «Н»-«Г» | Март | 4 |
9 | Звук «К»Дифференциация звуков «К»-«Г» | Апрель1-2 неделя | 2 |
10 | Освоение гласных звуков. (звуки «Ы», «Э») | Апрель 3-4 неделя | 2 |
11 | Освоение звукосочетаний «ЙА»,«ЙУ»«ЙО»«ЙЭ» | Май- | 4 |
Итого 34 занятий |
Содержание образовательной программы дополнительного образования младших дошкольников «Речецветик».
Оборудование и материалы.
№П/П | Наименование | Количество |
1 | Столы | 5 |
2 | Стулья | 10 |
3 | Зеркало | По количеству воспитанников |
4 | Линейки | По количеству воспитанников |
5 | Трафареты | По количеству воспитанников |
6 | Цветные карандаши | По количеству воспитанников |
7 | Массажные мячики для рук | По количеству воспитанников |
8 | Эспандеры | По количеству воспитанников |
9 | Мяч | 1 |
Список литературы
1.Блинкова Т.М. Логопедическая группа. Развитие речи детей 2-3 лет. Планирование, конспекты занятий.- Волгоград: Учитель, 2011.-198с.
2.Комратова Н.Г.Учимся говорить правильно: Учеб.- метод.пособие по развитию речи детей 3-7 лет.-М.:ТЦ Сфера,2004.-208с.(Серия «Программа развития».)
3.Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе.-СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.-352с.
4.Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. – М., Изд. ВЛАДОС, 2002.
5.Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2007.-92 с.: ил.- (Популярная логопедия)
6.Колесникова Е.В. «Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет» Сценарии учебно-игровых занятий.
7.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. – М.: Школьная пресса, 2002.
8. Колесникова Е.В. Рабочая тетрадь «Раз – словечко, Два – словечко».
Предполагаемые результаты освоения программы.
Воспитанники:
1. Правильно артикулируют звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
2. Четко и правильно дифференцируют звуки;
3. Интересуются разнообразными упражнениями, играми, действиями с пособиями по развитию осязательного восприятия.
4. Отвечают на вопросы простыми предложениями интонационно, выразительно.