МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ «ДИАГНОСТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ»

Нестерова Ирина Михайловна – Социальный педагог МОАУ «СОШ №18» г. Оренбург
Дата поступления работы: 26.05.2023г.

Диагностика девиантного поведения у детей и взрослых

Диагностика девиаций

     Девиантное поведение сложно не заметить. В широком смысле им называют любые поступки подростка, не соответствующие общепринятым нормам. Однако сложность в том, что отклонения имеют относительный характер. Как же определить, где отклоняющееся в общепринятом понимании поведение, а где индивидуальность человека и самовыражение? О способах диагностики поговорим ниже.

     Диагностика – первичный этап в работе с детьми девиантного поведения. Она предшествует коррекции и даже профилактике, иногда является частью последней. Схема определения девиаций зависит от их причины.

Отклонения могут рассматриваться с точки зрения клинической, возрастной или общей психологии, социологии, криминологии. В каждой отрасли свои способы выявления самого факта отклонений и их конкретного проявления. Рассмотрим диагностику девиаций с позиции клинической и общей психологии.

Историческая справка о диагностике девиаций

        На настоящем этапе развития науки выбор методик для диагностики девиаций огромен, но этот список регулярно пополняется новыми элементами или модификациями имеющихся. Всего можно выделить 3 поколения диагностических методик:

       Первые способы обследования индивидов основывались на клинических симптомах и скорее имели интуитивный характер. То есть специалисты выносили прогноз посредством наблюдения и профессионального опыта.

       Второе поколение основано на статистике, то есть выявлялась связь между девиациями и конкретными фактами, которые можно измерить (уровень образования, доход семьи).

       Методики третьего поколения учитывают не только реальные данные, но и динамические факторы, например, взаимоотношения с ровесниками, школьную успеваемость. Еще одно достижение новых методик – оценка и учет потребностей индивида.

       Именно третье поколение исследований и используется в настоящее время. Среди них можно выделить средства общей диагностики и частной для определения отклонений.

Клиническая психология

     В клинической психологии отклонения поведения рассматриваются как расстройства поведения (РП). О девиации говорит наличии как минимум нескольких симптомов из перечисленных ниже (материал взят из классификации DSM-IV).

     Агрессия по отношению к людям и животным (минимум 3 признака наблюдаются в течение года)

1. Часто задирает других, угрожает им или запугивает их.

2. Часто инициирует драки.

3. В качестве орудия насилия использует предметы, способные причинить серьезные физические повреждения другим.

4. Совершал кражу с нападением на жертву.

5. Проявлял физическую жестокость по отношению к людям.

6. Проявлял физическую жестокость по отношению к животным.

7. Принуждал кого-либо к сексуальным отношениям.

8. Умышленно совершал поджоги с намерением причинить серьезный ущерб.

9. Умышленно уничтожал чужое имущество.

10. Намеренно проникал в дом или автомобиль другого человека.

11. Часто использовал обман для получения материальной выгоды (мошенничество).

12. Совершал кражи без нанесения физического вреда.

13. Начавшиеся до 13-летнего возраста частые случаи отсутствия дома по ночам, несмотря на запреты родителей.

14. По крайней мере дважды убегал из дома ночью (или однажды долго не возвращался домой из побега).

15. Частые прогулы школы, начавшиеся до 13 лет.

16. Оппозиционно-вызывающее поведение (минимум 4 признака наблюдаются от полугода)

Отдельное условие: симптомы отмечаются значительно чаще, чем у людей того же интеллектуального уровня развития.

1. Часто выходит из себя.

2. Часто спорит со взрослыми.

3. Часто отказывается выполнять требования взрослых или правила.

4. Часто переносит вину на других.

5. Часто обидчив или ему легко досадить.

6. Часто сердит или негодует.

7. Часто злобен или мстителен.

           Стоит отметить, что у детей младшего возраста чаще встречается оппозиционно-вызывающее поведение, в то время как у подростков и взрослых – асоциальное, агрессивное поведение.

           Обе категории критериев расширяются дополнительными признаками:

1. Дистимия (упадническое настроение) и гиперактивность;

2. Неудачи в учебе или работе (сложности в выполнении задач, проблемы с пониманием);

3. Неудачи в межличностных отношениях или их отсутствие.

           Прогноз

       Чем больше наблюдается симптомов и чем они больше выражены, чем больше проблем накладывается друг на друга, тем хуже прогноз. Так, например, агрессивный человек, но не имеющий проблем на работе, в межличностных отношениях имеет лучший прогноз, чем тот, кто имеет проблемы во всех сферах.

     Без коррекции в будущем у мужчин, как правило, сохраняются те же симптомы, которые выливаются в преступность, алкоголизм и наркоманию, насилие и агрессию, антисоциальную направленность.

       У женщин происходит некоторая трансформация: вместо преступности развиваются эмоциональные и личностные расстройства.

       Что делать?

       В работе эффективна модификация поведения, тренинги решения социальных проблем и приобретения социальных навыков. Психотерапия редко оказывается эффективной, по крайней мере если речь идет о сознательной коррекции поведения ребенка (саморегуляции). Однако это возможно в отдельных случаях (чаще у подростков и взрослых людей). Иногда необходим прием медикаментов (при наложении гиперактивности).

     Вместе с этим оказывается консультационная помощь семье. Полезно проведение семейной психотерапии, однако она не всегда оказывается эффективной в дезорганизованных семьях. Еще один популярный и действенный способ – тренинги (как индивидуальные, так и групповые). Можно использовать для коррекции отношений детей и взрослых, взрослых детей и родителей, отдельных индивидов. Цель тренингов – возвышение положительного (желаемого) и минимизация роли нежелательного, то есть перестройка ценностей и общего взгляда на ситуацию.

       Полноценную диагностику девиаций лучше доверить специалисту (психолог, психотерапевт, социальный педагог). Однако некоторые методы можно применить самостоятельно, например, диагностические тесты и опросники.

     Рассмотрим базовые элементы диагностики:

А) Наблюдение в процессе беседы или со стороны. В результате этого специалист получает информацию об условиях жизни ребенка или взрослого, его увлечениях, окружении, личностных особенностях (темперамент, скорость психических процессов и другое). Таким образом, специалист выявляет возможные негативные факторы и положительные сферы, то есть те, где можно найти поддержку при лечении девиаций.

Б) Опрос родителей, друзей и других субъектов окружения исследуемого индивида. Из этих бесед специалист складывает образ человека в глазах других людей. В первом случае обследуемый описывает мир и себя собственным взглядом, который нередко расходится с реалиями. Или же наоборот, окружение видит индивида хуже, чем он есть. Например, подросток просто ищет поддержку и внимание, потому хулиганит, а родители этого не понимают и считают своего ребенка агрессивным, опасным и так далее.

       Тестовые методики (опросы и анкеты) для выявления особенностей личности. Комплекс подбирается индивидуально, но как правило, нужно выявить акцентуации характера, темперамент, направленность личности, уровень тревожности. То есть рекомендуется использовать общие личностные опросники, а на основе их результатов – более узкие (по выявленным слабостям личности), которые можно использовать при диагностике девиаций у детей и взрослых.

       Личностные тесты

       Для диагностики людей в возрасте от 16 лет можно использовать «Минесотский многофакторный опросник личности». Он выявляет ипохондрию, депрессию, истерию, психопатию, мужественность-женственность, интроверсию-экстраверсию, психастению, паранойю, гипоманию, шизофрению.

       Для исследования подростков (14-18 лет) подойдет методика «Патахарактерологический диагностический опросник». В результате ее прохождения выявляются акцентуации личности, психопатии и индивидуальные склонности к тем или иным девиациям, выраженность реакции эмансипации, мужественность-женственность, органические поражения психики. Вопросы составлены по темам: самочувствие, настроение, сон, пробуждение, аппетит, алкоголь, секс, одежда, финансы, родители, друзья, окружающие, незнакомые, одиночество, будущее, новое, неудачи, приключения, лидерство, критика, опека, правила, детство, школа, оценка в данный момент.

         Общим для всех возрастов и одним из базовых является опросник Айзенка. Существует модификация для детей и отдельная модификация для взрослых. Методика выявляет темперамент человека, экстраверсию-интроверсию, возбудимость-устойчивость.

     Проектные методики

   Среди проектных методик для диагностики детей от 10 лет и взрослых рекомендую использовать методику Сонди. Это портретный тест, направленный на выявление скрытой заложенной природой специфики личности, влечений и сфер их применения (культура и гуманизм, техника и цивилизация, религия и этика, театр, точные и гуманитарные науки, поэзия, коллекционирование и экономика, речевые виды деятельности). Это своеобразный анализ судьбы. Он выявляет все факторы (генетический, личностный, социальный) отклонений и сами вероятные отклонения. Очень обширная и сложная для трактовки методика. Однако найти ее можно в свободном доступе в интернете и даже пройти в режиме онлайн. Я сама ее проходила, могу сказать, что тест довольно точен (выдал большую часть истинных положений обо мне).

       Еще одна методика из проектных – тест Розенцвейга. Для детей от 4 до 13 лет нужно использовать детскую модификацию, для лиц от 15 лет – взрослую, подросткам от 12 до 15 лет подойдут оба варианта методики. Тест выявляет специфику реагирования личности на проблемную ситуацию или неудачу и выход из нее. Испытуемому предлагается найти решение нескольких готовых ситуаций (наглядный материал – картинки).

     Методики определения детско-родительских отношений

     Чаще используется для диагностики детей и подростков, однако не будем забывать о том, что все мы – дети. И нередко взрослые девиации берут свое начало в семье, во взрослом девианте сидит обиженный, непризнанный, запуганный ребенок.

     В этом случае можно использовать следующие методики для выявления возможных семейных причин девиаций:

Опросник Варга для выявления того, как родители относятся к своему ребенку (методика для родителей).

Опросник Шафера на выявление отношения подростка к родителям (методика для детей).

Методики для выявления школьных проблем у детей и подростков.

Подойдут любые методики изучения школьной тревожности, уровня адаптации, например:

опросник Филипса;

социометрия школьника.

Взрослая тревожность.

     Тревожность у взрослых людей рекомендую определять с помощью методики Спилбергера. Подробнее о том, что такое тревожность и как от нее избавиться читайте в статье «Как избавиться от тревожности: советы психолога».

     Потребности, мотивы, ценности

Для диагностики этих категорий личности методики подбираются отдельно и, как правило, имеют специфику «незаконченности». Например, можно использовать:

метод «Недописанных предложений»;

тесты ранжирования (тест Роршаха);

«Фантастический выбор»;

«Недописанное письмо».

Методики для выявления девиаций как таковых

Девиации в поведении

     Под положительными девиациями подразумевается самопожертвование, героизм, создание объектов культуры, то есть то, что обеспечивает прогресс общества.

     К негативным девиациям относится алкоголизм, наркомания, проституция и сексуальная распущенность, преступное поведение, саморазрушение и другие формы поведения, провоцирующие регресс человека и общества в целом.

     Методика «Девиантное поведение» (авторы – М. Ю. Колосницына и Е. А. Кадацкая) базируется на личностных тестах и выявляет склонность к отклонениям. Тест включает 105 пунктов, по результатам ответа на которые можно определить склонность индивида к:

  • аутодеструктивной девиации, то есть саморазрушению (причина – стремление к риску);
  • патахарактерологической девиации (причина – внутриличностный конфликт, агрессивность и импульсивность);
  • делинквентной девиации, то есть преступному поведению (причина – недостатки в потребностно-мотивационной сфере, педагогические упущения, инфантилизм);
  • аддиктивной девиации, то есть уходу от реальности в основном по средствам ПАВ;
  • аутоагрессивной девиации, то есть склонности к суициду (причина – анатомия, альтруизм, эгоизм);
  • девиантному поведению (склонность к отклонениям как таковая).

Каждому типу соответствуют свои личностные характеристики, которые выявляются в процессе тестирования.

Аутодеструктивное отклонение: беспечность, наивность, сниженный контроль желаний.

Патахарактерологические отклонения: эмоциональная неустойчивость, недобросовестность, сниженный уровень социальной активности, подозрительность, прямолинейность, бестактность, эмоциональная напряженность, низкий самоконтроль.

Делинквентные отклонения: эмоциональная неустойчивость, доминантность, несознательность, подозрительность, прямолинейность, бестактность, тревожность, низкий самоконтроль.

Аддиктивное отклонение: эмоциональная неустойчивость, экспрессивность, несознательность, робость, подозрительность, мечтательность, наивность, тревожность, низкий самоконтроль. Аутоагрессивное поведение: обособленность, эмоциональная неустойчивость, несознательность, робость, подозрительность, наивность, тревожность, эмоциональное напряжение, низкий самоконтроль.

Кроме описанной выше выявлена еще одна закономерность: девиации сочетаются с тем или иным типом характера (его выраженными чертами).

Аутодеструктивное поведение – с гипотимным типом; не сочетается с депрессией, истерией, интроверсией, тревожностью.

Патахарактерологическая девиация – с социопатическим типом и аггравацией; не сочетается с депрессией, ипохондрией, истерией.

Делинквентные отклонения сочетаются с гиппоманией и аггравацией; не сочетается с депрессией, ипохондрией, истерией.

Аддиктивное поведение – с аггравацией и гипоманией; не сочетается с депрессией, ипохондрией, истерией.

Аутоагрессия сочетается с аггравацией, интроверсией, шизоидностью; не сочетается с истерией.

Эти особенности можно учитывать при трактовке общего итога по результатам разных методик. Очень важно правильно учесть совокупность результатов.

Существует еще одна методика, которая называется «Методика диагностики склонности к девиантному поведению» (автор – Р. В. Овчарова). Опросник состоит из 98 утверждений, которые позволяют выявить:

  • установку на социальную желательность;
  • склонность к социальной желательности;
  • склонность к аддиктивному поведению;
  • склонность к самоповреждению и саморазрушению;
  • склонность к агрессии и насилию;
  • уровень самоконтроля эмоций;
  • склонность к делинквентному поведению.

     Итоги теста подводятся при сопоставлении индивидуальных ответов обследуемого и представленных в методике нормальных результатах. Найти тест вместе с ключами и таблицей нормы можно в интернете.

     Таким образом, при диагностике девиантного поведения важно определить не столько сам факт его наличия, сколько его конкретный вид, склонности к другим девиациям, слабые стороны личности, специфику социальной среды развития, причины девиаций и негативные факторы в среде индивида.

     Успешная и точная диагностика – залог корректной и эффективной работы. Даже профилактические мероприятия не имеет смысла проводить наощупь. Нужно знать неустойчивые для личности области и с ними работать. Если речь идет об уже случившихся деформациях, то важно максимально точно определить их специфику.

Вам также может понравиться...
16204