МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ «ЮНЫЙ ДИЗАЙНЕР»

Юнина Татьяна Станиславовна – Педагог дополнительного образования «Центр детского творчества г. Пушкино» г. Пушкино, Московская область
Дата поступления работы: 08.02.2019г.

Дополнительная образовательная программа «Юный дизайнер»

(срок реализации 1 год, возраст детей 12-14 лет)

Пояснительная записка

В свете задач перехода к профильному обучению программа объединения «Юный дизайнер» может представлять определенный интерес для обучающихся. Элективные курсы (курсы по выбору) играют важную роль в системе профильного обучения на средней и старшей ступени школы. В отличие от факультативных курсов, существующих ныне в школе, элективные курсы обязательны для школьников среднего и старшего возраста. Они являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих, жизненных планов.

Элективные курсы могут являться «надстройкой» профильных курсов и обеспечить для обучающихся повышенный уровень изучения того или иного учебного предмета, обеспечить межпредметные связи.

Познавательные интересы многих обучающихся могут выходить за рамки традиционных школьных предметов, распространяться на области деятельности человека вне круга выбранного ими профиля обучения.

Оценивая возможность и педагогическую целесообразность ведения курса «Юный дизайнер», следует помнить и о таких важных их задачах как формирование умений и способов деятельности для решения практически важных задач, продолжение профориентационной работы, осознание возможности и способов реализации выбранного жизненного пути.

Элективные курсы могут быть ориентированы на приобретение обучающимися навыков для успешного продвижения на рынке труда, по подготовке к работе в сфере обслуживания.

Особенностью изучения курса является усиление практической составляющей – большое количество практических работ. Предложенные темы могут быть дополнены творческими проектами, рефератами и исследовательскими работами в организации малых предприятий в сфере технологий дизайна.

Главной целью программы является приобщение детей к общечеловеческим ценностям, знакомство с национальной культурой. Создание условий для развития творческого воображения и эстетического восприятия обучающихся средствами декоративно­прикладного искусства.

Направленность программы художественно-эстетическая.

Основные задачи курса «Юный дизайнер»

Образовательные:

– обучение основам декоративно-прикладного искусства;

– обучение работе различными инструментами, в разных техниках, разными приёмами;

– обучение рациональной организации труда.

– обучение техническим приемам некоторых видов рукоделия; формирование устойчивый интерес к изготовлению сувениров и подарков с элементами декоративно-прикладного искусства;

– ознакомление с различными профессиями, связанными с изготовлением подарочных предметов и изделий для украшения интерьера

Развивающие:

– развитие индивидуальных способностей и творческого воображения;

– развитие чувства гармонии

– развитие произвольного внимания, умения наблюдать, запоминать, сравнивать, выделять главное. развитие творческой активности;

– развитие фантазии, внимания и художественного вкуса.

Воспитательные:

– воспитание интереса и любви к искусству;

– воспитание усидчивости, аккуратности, дисциплины труда;

– воспитание навыков взаимодействия в коллективе.

Актуальность данной программы отражена в следующих аспектах:

– развитие образного мышления, восприятия целостного отношения к окружающему миру, преемственности поколений через народную культуру;

– воспитание системного видения предметов, их красоты и сущности.

Практическая значимость программы достигается связью художественной деятельности с бытом путём выполнения утилитарных изделий, украшающих быт, созданием среды, стимулирующей творчество ребёнка.

Использование современных наглядных пособий, технической базы, новых материалов, современной стилистики в декорировании обеспечивает новизну и современное восприятие материала.

В содержание программы входят эстетическое восприятие действительности искусства, практическая художественная деятельность.

Для выполнения поставленных задач программой предусмотрены основные виды занятий: валяние из шерсти (фильцевание), кожаная пластика, бумажная пластика, макраме.

Изучение предмета предполагает теоретический и практический курс обучения, ведущийся по трем направлениям: уроки-лекции, уроки-беседы, уроки – мастер-классы. Данное направление рассматривается как стремление сформировать у учащихся понятие о художественном образе в разных видах искусства и с помощью разных видов художественного творчества. Это можно сделать через раскрытие выразительных средств разных видов искусств

Основными задачами курса являются эстетическое воспитание учащихся, развитие художественного вкуса и фантазии, творческой активности и формирование практических трудовых навыков. Программа «Юный дизайнер» может быть гармонично вписана в систему пред профильные подготовки воспитанников.

Основными целями объединения «Юный дизайнер» является развитие работы с учетом современных социальных условий и возможностей, создание благоприятной атмосферы для творческого роста воспитанников, формирование целостного представления о предмете. Используя для сопоставления или сравнения выразительные средства нескольких видов искусств, можно подвести ребенка к зарождению индивидуального, своего художественного образа, что так важно в современном дизайне. Полихудожественный подход в обучении провоцирует обучающихся на общение, развивает стремление осмыслить, понять каждое задание, развивает желание самостоятельно, нетрадиционно, по-своему подойти к решению творческой задачи, порождает желание завершить работу, сравнить ее с работами сверстников, поучаствовать в обсуждении, в анализе творческих работ всего класса. А также обучающиеся имеют возможность участвовать в областных, районных и городских и международных выставках – конкурсах, научно практических конференциях, смотрах – конкурсах, мастер – классах различного уровня.

В развитии воображения детей необходимо опираться на такие психические процессы как внимание, ассоциации, эмоции, сенсорные чувства, интуиция, мышление, память. Только с помощью развитой сферы перечисленных и множества других будоражащих воображение и фантазию психических процессов может возникнуть художественный образ. Наибольший эффект — это может иметь только при желании детей действовать. И только после этого начинается сам процесс творчества, активная творческая работа- воплощение в материале (цвете, форме, движении, пространстве) возникшего в сознании образа.

Педагог объединения своей главной целью считает научить детей мыслить творчески, фантазировать, наблюдать, запоминать и использовать в своем творчестве полученные ими знания.

Перечисленные виды занятий чередуются в течение года и дополняют друг друга.

Валяние из шерсти (фильцевание). Войлок. Некогда этот материал был единственным видом текстиля для многих народов, особенно кочевых. Им покрывали юрты, делали из него ковры, чехлы, матрасы, подушки, чулки, головные уборы- вот не полный перечень изделий из войлока. Сегодня один из самых традиционных материалов вновь приобретает актуальность. Полузабытое народное ремесло последнее десятилетие возрождается в модной индустрии. Войлок, изготовленный по старинным технологиям, и на современных машинах находит применение при изготовлении обуви и шитья одежды, а не только как утеплитель. Профессиональные дизайнеры используют его как элемент декора, эдакой «изюминкой» в одежде и интерьере.

. В работе используются методические пособия и образцы изделий, выполненные педагогом. Благодаря пошаговым инструкциям, указанным в пособиях, учащиеся самостоятельно и с помощью педагога создают неповторимые композиции. Изделия выполняются в различной технике валяния (сухое, мокрое, комбинированная техника)

На занятиях осуществляется индивидуальный подход в силу различного уровня подготовки учащихся

Мокрое валяние-это классический способ. Основная его хитрость состоит в том, что для облегчения перемешивания взаимопроникновения волокон шерсти используется водный мыльный раствор, который значительно уменьшает трение между волосками, и под воздействием сжимающих и давящих движений ладоней волоски располагаются в толще материала так, как их ни за что не удалось бы расположить в слое войлока в сухом состоянии. После валяния изделие нужно тщательно прополоскать и просушить. Таким способом изготавливаются и плоские войлочные изделия (ковры, панно, картины, ткани для одежды), и полуобъемные войлочные изделия, изготавливаемые с применением плоских форм-макетов (очешники, сумки, обувь), и влйлочные оболочки для изделий, подлежащих наполнению набивочным материалом, когда для создания оболочки применяются объемные макеты (игрушки, сувениры).

Сухое валяние – этот способ называют так же фильцеванием. Он подразумевает перемешивание волокон шерсти с помощью фильцевальной иглы, которая имеет специальные, сделанные под небольшим наклоном насечки. Такая игла проходит сквозь слой шерсти, она увлекает за собой попавшие в насечки волоски шерсти. Фильцеванием пользуются для нанесения рисунка на ткани, особенно этот способ незаменим, для создания войлочных изделий сложной формы, например, таких как игрушки.

Кожаная пластика– Удивительные композиции можно создавать, используя нетрадиционные вещи, которые часто находятся рядом, под рукой, в обычной повседневной жизни. Стоит только обратить на них внимание, и они подарят радость открытия и творчества. Кожа-это уникальный материал: прочный, гибкий, пластичный и очень красивый. В каждом доме найдутся старые перчатки, может быть голенища сапог, потертая кожаная сумка или кошелек. Им можно подарить вторую жизнь. В работе с кожей дети могут реализовать свои наклонности. Любители скульптуры и мелкой пластики – создавать рельефы, работать с объемом, вырываться за пределы плоскости, любители живописи- наслаждаться богатой цветовой гаммой, находить колористические нюансы, создавать новую палитру, любители графики поиграть силуэтами, пластикой линий, эффектностью фактур. Используя эластичность и драпируемость кожи, деформируя ее под действием тепла или просто работая с полосками кожаного шнура, можно изображать интереснейшие сюжеты с разнообразной фактурой. Из кожи можно сделать плоскую или объемную композицию, детали изображения тонировать, придавать нужный оттенок. В занятиях кожаной пластикой у учащихся развивается творческое мышление и пространственное воображение, совершенствуется двигательная моторика, формируется аккуратность и терпение.

Бумагопластика.

Папье-маше – (фр) легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов(бумаги, картона) с клеящимися веществами, клеем, крахмалом, гипсом. Несмотря на французское название, изделий из папье-маше не было во Франции. Родина папье-маше – Китай, где была изобретена бумага. Из папье-маше делают муляжи, маски, игрушки, театральную бутафорию, шкатулки. В отдельных случаях из папье-маше изготавливают даже мебель и светильники, которые не так просто отличить от настоящих.

Декупаж – техника декорирования различных предметов, основанная на присоединении рисунка, картины или орнамента (обычно вырезанного) к предмету, и, далее, покрытии полученной композиции лаком ради эффектности, сохранности и долговечности. Истоки декупажа восходят к Средневековью. Как вид искусства он первый раз упоминается в конце XVвека в Германии, где вырезанные картинки стали использоваться для украшения мебели. Путем такой аппликации мебельщики имитировали дорогие восточные инкрустации, что было значительно дешевле, однако пользовалось не меньшим спросом. Ныне такая мебель крайне редка и стоит очень дорого, и этому стилю подражают многие современные мебельные дизайнеры. Сейчас эта старинная техника вновь стала модной и широко распространена в различных странах при декорировании сумочек, шляпок, подносов, елочных украшений, солнечных часов, шкатулок, посуды, упаковок, а также при создании эксклюзивных предметов интерьера, при оформлении одежды и изготовлении модных аксессуаров. В настоящее время в декупаже популярны такие стили, как: прованс, викторианский стиль, шебби-шик, симплисити, милитари, этно. Разнообразие материалов позволяет декорировать любую поверхность: свечи, керамику, ткань, дерево, металл и пр. Сейчас к традиционной технике добавился декупаж из салфеток, из тканей и на тканях, внедрены компьютерные инновации, позволяющие использовать трехмерный декупаж, а так отпечатанные на принтере картинки различного содержания.

Макраме – это узелковые изделия, которые сделаны из обычного шнура или бечевки, без помощи спиц или крючка, только своими руками. Предметы, созданные с помощью техники макраме смотрятся изящно, имеют свой неповторимый стиль, и к тому же очень долговечны. Макраме может украсить любой интерьер: абажуры, кашпо настенные панно. Вещи, сплетенные в этом стиле, прекрасно дополнят гардероб любой женщины. Симпатичные и эффектные шляпки защитят от солнца. Нарядные сумочки и кошельки из макраме- прекрасно подойдут для летней прогулки.

Отличительной особенностью данной программы является то, что воспитанники развивают способность дарить радость окружающим, учатся отдавать частицу своего творчества в подарке – сувенире. Поэтому планирование и подбор изделий разработан с учетом интересов учащихся, их возможностями, современными запросами и потребностями, оснащения оборудованием и приспособлениями данного учреждения. Программа предлагает познакомить учащихся с процессами разработки, технологиями изготовления и способами украшения и отделки различных сувениров, подарков и аксессуаров, которые дети могут подарить своим родным, близким, друзьям на память, день рождения, украсить интерьер своей квартиры, свою одежду. Программа обеспечивает не только обучение, воспитание, но и расширение кругозора, развитие творческих способностей воспитанников в декоративно-прикладном творчестве с учетом современных условий жизни, дизайна быта, семьи.

Данная программа рассчитана на 1 год обучения по 144 часа в год; групповые занятия (по 12-15 чел.) проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Возраст обучающихся: 12-14 лет.

Принципы обучения:

  1. 1)наглядности (обучение сопровождается наглядным представлением изучаемого материала);
  2. 2)сознательности (всем участникам учебного процесса понятны цели и задачи предстоящей работы);
  3. 3)доступности (на занятии выполняется правило постепенного усложнения учебного материала);
  4. 4)систематичности и последовательности (систематизирована структура занятий, темы и разделы программы, обеспечивается преемственность обучения);
  5. 5)завершенности обучения (применяемые методы обучения соответствуют его содержанию, переход уровней знаний осуществляется при обязательном усвоении материала);
  6. 6)развития учебной деятельности (перенос освоенных знаний, умений и навыков на новые объекты труда);
  7. 7)воспитательного воздействия занятий (на всех этапах занятия эффективно организована учебно-познавательная деятельность учащихся, педагог добивается от воспитанников овладения приемами самоконтроля и самоанализа ошибок).

Прогнозируемые результаты. Программа объединяет сведения о разных материалах, элементах цветоведения, машиноведения, инструментах и приспособлениях для обработки и сборки уникальных дизайнерских изделий, их применения в быту. На занятиях школьники получают умения и навыки работы с иглами, булавками, различными материалами, способами их применения. Они приучаются к аккуратности, усидчивости, экономии материалов, качественному выполнению отдельных технологических операций, окончательной обработке и отделке изделий, приобретают навыки художественного творчества, получают представления о пропорциях, цветах и цветосочетаниях, выразительности форм и т.д., знакомятся с народными традициями, неповторимостью индивидуальных изделий ручной работы перед массовым производством.

Учебно-тематический план

Календарный учебный график

Дополнительная общеразвивающая программа «Юный дизайнер» (базовый уровень)

Группа №1

Педагог: Юнина Т.С.

МесяцЧис-лоВремя проведения занятийФорма занятийКол-во ча-совТема занятияМесто проведенияФорма контроля
1сентябрь214.00-16.00 урок2Вводное занятие, история, материаловедениеКаб.18аттестация
2 718.00-20.00урок2Инструменты и материалыКаб.18аттестация
3 914.00-16.00 урок2Валяние (фильцевание) из шерсти. Сухое валяниеКаб.18аттестация
4 1418.00-20.00урок2Изготовление круглых бус.Каб.18аттестация
5 1614.00-16.00 урок2Изготовление круглых бус.Каб.18аттестация
6 2118.00-20.00урок2Изготовление круглых бус. Сборка готовых бусин. Сережки.Каб.18аттестация
7 2314.00-16.00 урок2Изготовление цветка-броши.Каб.18аттестация
8 2818.00-20.00урок2Изготовление цветка-броши.Каб.18аттестация
9 3014.00-16.00 урок2Изготовление фруктов фильцеванием.Каб.18аттестация
10октябрь518.00-20.00урок2Изготовление фруктов фильцеванием.Каб.18аттестация
11 714.00-16.00 урок2Изготовление фруктов фильцеванием.Каб.18аттестация
12 1218.00-20.00урок2Изготовление игрушки сухим валянием.Каб.18аттестация
13 1414.00-16.00 урок2Изготовление игрушки сухим валянием.Каб.18аттестация
14 1918.00-20.00урок2Мокрое валяние. Материалы, инструменты.Каб.18аттестация
15 2114.00-16.00 урок2Составление эскизов для панно.Каб.18аттестация
16 2618.00-20.00урок2Подбор цветовой гаммы. Шерстяная «Живопись».Каб.18аттестация
17 2814.00-16.00 урок2Панно в технике мокрого валяния.Каб.18аттестация
18ноябрь218.00-20.00урок2Панно в технике мокрого валяния.Каб.18аттестация
19 918.00-20.00урок2Панно в технике мокрого валяния.Каб.18аттестация
20 1114.00-16.00 урок2Панно в технике мокрого валяния.Каб.18аттестация
21 1618.00-20.00урок2Бусы, в технике мокрого валяния.Каб.18аттестация
22 1814.00-16.00 урок2Бусы, в технике мокрого валяния.Каб.18аттестация
23 2318.00-20.00урок2Бусы, в технике мокрого валяния.Каб.18аттестация
24 2514.00-16.00 урок2Сборка бус и сережек.Каб.18аттестация
25 3018.00-20.00урок2Кожаная пластика.Материалы, инструменты.Каб.18аттестация
26декабрь214.00-16.00 урок2Изготовление аксессуаров. Декоративный пояс.Каб.18аттестация
27 718.00-20.00урок2Изготовление аксессуаров. Декоративный пояс.Каб.18аттестация
28 914.00-16.00 урок2Изготовление аксессуаров. Брошь.Каб.18аттестация
29 1418.00-20.00урок2Изготовление аксессуаров. Ободок для волос.Каб.18аттестация
30 1614.00-16.00 урок2Изготовление панно. ЭскизКаб.18аттестация
31 2118.00-20.00урок2Изготовление панно.Каб.18аттестация
32 2314.00-16.00 урок2Изготовление панно.Каб.18аттестация
33 2818.00-20.00урок2Изготовление панно.Каб.18аттестация
34 3014.00-16.00 урок2Бумагопластика. Папье-маше.Каб.18аттестация
35январь1118.00-20.00урок2Венецианские маски. «Баттерфляй»Каб.18аттестация
36 1314.00-16.00 урок2Венецианские маски. «Луна»Каб.18аттестация
37 1818.00-20.00урок2Венецианские маски. «Вольто»Каб.18аттестация
38 2014.00-16.00 урок2Венецианские маски. «Влюбленная Коломбина»Каб.18аттестация
39 2518.00-20.00урок2Венецианские маски. «Кошка»Каб.18аттестация
40 2714.00-16.00 урок2Венецианские маски. Оформление в рамки.Каб.18аттестация
41февраль118.00-20.00урок2Венецианские маски. Оформление в рамки.Каб.18аттестация
42 314.00-16.00 урок2Венецианские маски. Оформление в рамки.Каб.18аттестация
43 818.00-20.00урок2Декупаж. История, материалы, инструменты.Каб.18аттестация
44 1014.00-16.00 урок2Декупаж. Изготовление панно.Каб.18аттестация
45 1518.00-20.00урок2Декупаж. Изготовление панно.Каб.18аттестация
46 1714.00-16.00 урок2Декупаж. Изготовление панно.Каб.18аттестация
47 2218.00-20.00урок2Декупаж. Изготовление шкатулки.Каб.18аттестация
48 2414.00-16.00 урок2Декупаж. Изготовление шкатулки.Каб.18аттестация
49март118.00-20.00урок2Декупаж. Изготовление шкатулки.Каб.18аттестация
50 314.00-16.00 урок2Декупаж. Изготовление шкатулки.Каб.18аттестация
51 1014.00-16.00 урок2Декупаж. Изготовление декоративной бутылки.Каб.18аттестация
52 1518.00-20.00урок2Декупаж. Изготовление декоративной бутылки.Каб.18аттестация
53 1714.00-16.00 урок2Декупаж. Изготовление декоративной бутылки.Каб.18аттестация
54 2218.00-20.00урок2Декупаж. Изготовление декоративной бутылки.Каб.18аттестация
55 2414.00-16.00 урок2Декупаж. Изготовление сувениров.Каб.18аттестация
56 2918.00-20.00урок2Декупаж. Изготовление сувениров.Каб.18аттестация
57 3114.00-16.00 урок2Декупаж. Изготовление сувениров.Каб.18аттестация
58апрель518.00-20.00урок2Макраме.История, материалы, инструменты.Каб.18аттестация
59 714.00-16.00 урок2Макраме.Двойной плоский узел. Цепочка из ДПУ.Каб.18аттестация
60 1218.00-20.00урок2Макраме. Образец с использованием разных узлов.Каб.18аттестация
61 1414.00-16.00 урок2Макраме. Образец с использованием разных узлов.Каб.18аттестация
62 1918.00-20.00урок2Макраме. Образец с использованием разных узлов.Каб.18аттестация
63 2114.00-16.00 урок2Макраме. Панно «Сова».Каб.18аттестация
64 2618.00-20.00урок2Макраме. Панно «Сова».Каб.18аттестация
65 2814.00-16.00 урок2Макраме. Панно «Пудель».Каб.18аттестация
66май318.00-20.00урок2Макраме. Панно «Пудель».Каб.18аттестация
67 514.00-16.00 урок2Изготовление работ на ярмарки-продажи.Каб.18аттестация
68 1018.00-20.00урок2Изготовление работ на межрегиональные и международные выставки.Каб.18аттестация
69 1214.00-16.00 урок2Изготовление сувениров для подарков.Каб.18аттестация
70 1718.00-20.00урок2Изготовление сувениров для подарков.Каб.18аттестация
71 1914.00-16.00 урок2Изготовление сувениров для подарков.Каб.18аттестация
72 2418.00-20.00урок2Изготовление сувениров для подарков.Каб.18аттестация
73 2614.00-16.00 урок2Изготовление работ на ярмарки-продажи.Каб.18аттестация
74 3118.00-20.00урок Изготовление работ на межрегиональные и международные выставки.Каб.18аттестация

Содержание программы

1 год обучения

1. Вводное занятие (4 ч.)

Цели и задачи работы объединения. Режим работы объединения. Знакомство с содержанием программы. Демонстрация образцов изделий. Экскурсия по ЦДТ, знакомство с экспозициями объединений.

Материалы, необходимые для выполнения сувениров и подарков: разнообразные хлопчатобумажные, смесовые, полушерстяные ткани, нетканые материалы, а также нитки хлопчатобумажные, армированные разного цвета, клей ПВА, картон белый и цветной, различная пряжа.

Инструменты и приспособления: ножницы портновские, иглы швейные, булавки одностержневые, бумага плотная для выкроек.

Правила охраны труда при работе с колющими и режущими инструментами. Организация своего рабочего места.

Элементы декоративно-прикладного искусства.

Виды художественной обработки ткани: батик, аппликация, шитье из лоскутков т.д. Применение элементов декоративно-прикладного искусства при изготовлении дизайнерских изделий. Народные традиции в различных видах декоративного оформления изделий.

Организация своего досуга.

2. Валяние из шерсти. (44ч.)

2.1. Сухое валяние. (22ч.)

Теория (4 ч.). Понятие о волокнах, их классификация. Натуральные волокна растительного и животного происхождения. Химические волокна: искусственные и синтетические. Нетканый гобелен и художественный войлок относятся к разделу декоративно-прикладного искусства. Текстильная композиция имеет свои специфические законы. К основным выразительным средствам текстильной композиции относятся: точка, пятна, линия, цвет, фактура. Композиция строится при помощи этих изобразительных средств на основе следующих композиционных законов:

– закон пропорциональности – установление соразмерности частей в отношении к целому и одна к другой.

– закон соподчинения – это выделение среди выразительных средств в композиции главных и подчинение им второстепенных.

– закон трехкомпонентности – для убедительности и выразительности композиции использование трех основных компонентов (три разных размера, три разных поворота, три разных мотива, три степени четкости)

– закон контраста и нюанса- взаимодействие контрастных элементов усиливает и обостряет их противоположные качества, а взаимодействие родственных –смягчает.

– закон простоты – это чувство меры художника. Максимальной выразительности следует добиваться минимальными художественными средствами.

Материалы и приспособления для сухого валяния. Игло- пробивная техника.

Практика (18ч.). Знакомство с образцами нетканых гобеленов.

Нетканый гобелен и художественный войлок относятся к разделу декоративно-прикладного искусства.

Изготовление образцов. Разработка эскизов. Изготовление панно в технике сухого валяния. Изготовление объёмных изделий в технике сухого валяния. Оформление изделий. Использование их в современном интерьере.

2.2. Мокрое валяние (22 ч.)

Теория (4 ч.). Подбор шерсти для мокрого валяния по различным признакам: теплые цвета, холодные цвета, ахроматические цвета, тональность одного цвета. Эта техника позволяет делать как плоские декоративные панно, шали, предметы интерьера, так и объемные изделия: шляпы, сумки, игрушки, рельефные и трехмерные детали интерьера.

Практика (18 ч.). Изготовление эскизов. Образцы валяния по ткани. Валяние по шелку (нановаляние).

Смешанная техника-совмещение пробивной техники и техники мокрого валяния. (рельефные композиции). Использование аппликации и вышивки бисером и бусинами.

3. Кожаная пластика (18 ч.)

Теория (6 ч.). Знакомство с различными видами кожи, применяемых при изготовлении простейших поделок.

Понятие шаблона, выкройки, парных деталей, симметрии в деталях. Правила раскроя ткани: экономная раскладка выкройки на коже.

Обмеловка, учет припусков на шов. Оптимальный выбор способов соединения деталей.

Практика (18 ч.). Изготовление поделок и сувениров из кожи. Отработка алгоритмов изготовления поделок: подбор и подготовка кожи (цвет, фактурность), раскрой деталей (парных, дополнительных), выбор техник соединения деталей (швы временные, постоянные, подбор цветов ниток), окончательная отделка изделия.

Обучающимся можно на выбор предложить варианты поделок для отработки навыков выполнения вышеперечисленных швов: игольницы различной формы, мешочки для маленьких сувениров, сумочка – мешочек, футляры для очков, ножниц, подставки под горячее.

Работа с помощью клея. Декорирование кожей специальных форм (ваз, красивых стеклянных бутылок, вазочек)

4. Бумагопластика (папье-маше) (18 ч.)

Теория (2 ч.). Папье-маше – (фр) легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов (бумаги, картона) с клеящимися веществами, клеем, крахмалом, гипсом

Существуют три технологии изготовления изделий из папье-маше. По первой – изделие изготавливается послойным наклеиванием маленьких кусочков мокрой бумаги на заранее приготовленную модель. В классической технике наносится несколько слоев бумаги (до100). Для этого используется клей ПВА. По второму методу изделия формируются из жидкой бумажной массы. Бумага, разрезанная на мелкие кусочки, заливается горячей водой на сутки, затем подвергается кипячению, отжимается, разрыхляется и просушивается. Полученная бумажная масса перемешивается с мелом. В бумажно-меловую массу добавляют клей до получения пластичного сметанообразного теста. Тесто выливают в приготовленную форму и выдерживают до полного высыхания. По третьему методу- изделия склеиваются подобно фанере под давлением из пластин твердого, плотного картона. Полученные изделия грунтуются и раскрашиваются.

Практика (16 ч.). Знакомство учащихся с приемами папье-маше предлагается осуществить на изготовлении таких актуальных в украшении интерьера панно- «Венецианская маска». Готовые формы венецианских масок можно купить в художественном салоне и на их основе сделать формы для использования в панно или для костюмированного карнавала. Используются такие маски как: «Баттерфляй», «Луна», «Влюбленная Коломбина», «Кошка», «Вольто».

5. Декупаж (30 ч.)

Теория (4 ч.). Интерес в России к декупажу возник в начале XXI века и получил массовое распространение. Разнообразие материалов, появляющихся в магазинах, позволяет декорировать любую поверхность: свечи, керамику, ткань, дерево, металл и пр. А использование различных техник, таких как золочение, состаривание (броширование, кракле, шебби), художественный декупаж, объемный декупаж (с применением модельной массы и других материалов) дают неограниченный простор в творчестве и исполнении.

Знакомство школьников с образцами и фотографиями изделий с применениями декупажа.

Применение разных способов декупажа. Работа с декупажными картами.

Практика (26 ч.). Изготовление учебных образцов небольшого размера (18×18 см, 20×20 см), которые рассматриваются как упражнения в технических приемах, цветовых отношениях. Удачно выполненные образцы оформляются в подарочные изделия.

Изготовление панно в технике декупажа, отделка объемных форм (бутылок, ваз, тарелок).

6. Макраме (24ч)

Теория (4 ч.). Этот вид искусства был известен еще в Древней Греции, Древнем Египте, Ираке, Ассирии, Древнем Китае и Японии. История большинства известных узлов уходит своими корнями глубоко в прошлое. Амулеты, фенечки и цепочки так же плели моряки в IX, чтобы как-то скрасить часы долгого плавания. Именно они и считаются родоначальниками макраме. По другим источникам искусство макраме было привезено моряками с Востока. Свое название макраме получило лишь в XIX веке, что означает в переводе с турецкого шарф или салфетка с бахромой, а в переводе с арабского бахрома или шарф, украшенный плетеным кружевом. В России это рукоделие обрело популярность в концеXIX и началеXX столетия. Иногда искусство макраме забывается, но затем возрождается с новой силой, обретает новые очертания и находит новое место в моде и снова становится излюбленным занятием множества людей.

Знакомство с основными материалами и подготовка к работе.

Количество необходимых материалов зависит от того, какое изделие мы плетем. Каждое изделие требует строгого расчета.

Обязательно нужны булавки, для удобства плетения и создания сложных узоров.

Для украшения изделий можно использовать различные бусы, бисер, декоративные пуговицы, пряжки и т.д.

При выборе нитей надо обязательно обратить внимание на качество, гибкость и прочность. +

7. Заключительное занятие (4 ч.)

Подведение итогов работы кружка за год. Беседа: “Чему мы научились на занятиях”. Итоговая выставка лучших поделок учащихся. Советы по изготовлению изделий летом.

Прогнозируемые результаты

Обучающиеся 1 года будут знать:

  • названия материалов, инструментов и приспособлений для работы, сведения о волокнах растительного и животногопроисхождения;
  • элементы цветоведения, цветовой круг, сочетаемость цветов;
  • способы соединения деталей;
  • понятие «парные детали»;
  • традиции разных народов в изготовлении изделий с применением элементов декоративно – прикладного искусства.

будут уметь:

  • подбирать материал по фактуре, цвету в зависимости от назначения изделия;
  • рационально раскраивать изделия из различных материалов;
  • разбираться в простейших чертежах и выкройках;
  • изготавливать шаблоны из картона;
  • работать в коллективе;
  • проявлять умение создать образ будущего изделия;
  • изготавливать простейшие поделки, сувениры из ткани, пряжи с применением элементов декоративно – прикладного искусства;
  • составлять композиции;
  • изготавливать поделки, применяя элементы декоративно – прикладного искусства;
  • проявлять творчество и фантазию в создании и оформлении изделий;
  • самостоятельно создавать сувениры от образа до воплощения в изделиях;
  • проявлять способность связать начальный образ подарка с его назначением.

Методическое обеспечение программы

Выбирая форму проведения занятий, необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности учащихся, их потенциальные возможности.

В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий:

а) типовое занятие, в котором сочетаются теория с практикой;

б) занятия-конкурсы по изготовлению поделок

в) занятие-мастер-классы.

г) практическое упражнение под руководством педагога по выполнению и закреплению определенных навыков;

д) праздники, на которые приглашаются обучающиеся других объединений (Новогодний КВН, «рождественские посиделки»).

В процессе обучения используются следующие методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный (воспроизводящий), эвристический, проблемный.

Для закрепления полученных знаний и умений применяются индивидуальные собеседования и коллективный анализ ученических работ, где отмечаются наиболее аккуратные работы, творческие подходы к выполнению намеченных задач, разбираются характерные ошибки. Лучшие работы демонстрируются на кратковременных выставках, которые поддерживают интерес к работе объединения, способствуют развитию творческой активности.

С целью развития творческих способностей школьников на занятиях создаются проблемные ситуации, то есть предлагаются задания с неполными данными, ставятся вопросы так, чтобы дети могли проанализировать ситуацию, сделать выводы, проявить фантазию, самостоятельно принять решение и собственный опыт использовать в дальнейшей работе с другими изделиями.

В качестве формы контроля применяется опрос-карта, в которую включены вопросы по разделам программы. Контроль проводится в конце каждой темы и в конце учебного года.

Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с учащимися более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной. Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям. Процесс обучения должен исходить их жизненного опыта школьниц, их представлений об окружающем мире. Индивидуальный подход к каждой воспитаннице создает благоприятные возможности для развития познавательных способностей, активности. Опрос-карта 1год обучения

1. Назови основные и дополнительные цвета?

2. Перечисли материалы и инструменты, необходимые для изготовления данного изделия?

3. Из скольких деталей состоит данная поделка?

4. Какой вид творчества применен для изготовления данной работы?

5. Какие виды декоративно-прикладного творчества ты знаешь?

Какие виды декоративно-прикладного творчества нравятся тебе больше всего?

Список литературы

1. Буйлова Л. Н., Кленова В. «Как разработать программу дополнительного образования детей». «Дополнительное образование детей», 2004

2. Выготский Л. С. Детская психология. Собр. Соч. В 6 т. Москва. 1984 Т.4.

3. Т.А. Селиванова. Изделия из кожи. Издательский дом МСП. 2005г.

4. Марина Быстрицкая. Цветы от коллажа к декупажу. Москва ЭКСМО 2008.

5. Журналы “Чудесные мгновения”. “Агентство Дистрибьютор Прессы” 2001- 2002 гг.

6. Кожина О. А., Кораблева О. Л. “Сделай сам” Изд. “Владос” 1994

7. Лазарева А. Г. Сборник авторских программ дополнительного образования детей. М. «Народное образование» 2002

8. Ия Кокарева. Живописный войлок. Москва АПТ-ПРЕСС,2012

9. Е.Б. Семпелс. Энциклопедия войлока. Возвращение мастерства. ООО Мода и рукоделие. 2013г.

10. М. Кузьмина. Азбука плетения. Легпромбытиздат 1991 г.

11. Перевертень Г. И. Самоделки из текстильных материалов. Москва “Просвещение”, 1990

12. Подласный И. Педагогика. М. Владос, 1999

13. Симонович И. З. Как мастерить сувениры. Киев 1987

14. Холмянский Л. М., Щипанов А. С. «Дизайн». Москва. «Просвещение». 1985

15. Чурзина Н. Игрушки своими руками. Санкт-Петербург. Издательский дом “Нева” 1999

16. Якиманская И.С, Личностно ориентированное обучение в современной школе. Москва. 1996

Список литературы для обучающихся

       1. Т.А. Селиванова. Изделия из кожи. Издательский дом МСП. 2005г.

       2. Ия Кокарева. Живописный войлок. Москва АПТ-ПРЕСС,2012

       3. Журналы “Чудесные мгновения”. “Агентство Дистрибьютор Прессы” 2001- 2002 гг.

       4. Марина Быстрицкая. Цветы от коллажа к декупажу. Москва ЭКСМО 2008.

       5. Перевертень Г. И. Самоделки из текстильных материалов. Москва “Просвещение”, 1990

Вам также может понравиться...
16204