МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ «РАСТЁМ ВМЕСТЕ»

Соловьёва Марина Владимировна – Педагог – психолог МДОУ «Детский сад №23 «Ромашка» г. Тутаев, Ярославская область
Дата поступления работы на конкурс: 07.07.2017г.

ПРОГРАММА

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«РАСТЕМ ВМЕСТЕ»

СОДЕРЖАНИЕ

I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка…………………………………………………………
1.2. Цель и задачи программы………………………………………………………
1.3. Предполагаемый результат……………………………………………………
II. Содержательный раздел
2.1. Планирование работы с родителями ………………………………………….
2.1.1. Тематическое планирование занятий с родителями ……………………….
2.1.2. Тематическое планирование консультаций для родителей ……………….
III. Организационный раздел
3.1. Организация работы с родителями…………………………………….…..…..
3.2. Принципы и методы работы с родителями, используемые в программе ….
3.2.1. Принципы …………………………………………………………………….
3.2.2. Методы ………………………………………………………………………..
3.3. Кадровое обеспечение ……………………………………………………..……
IV. Материально-техническое оснащение программы
4.1. Условия реализации программы ………………………………………………
4.2. Техническое оснащение ……………………………………………………….
4.3. Кадровое обеспечение …………………………………………………………
V. Критерии оценки эффективности выполнения программы
Литература
Приложение 1 Анкета для родителей ……………………………………………..
Приложение 2 Уровни адаптации детей к ДОУ…………………………………… 
   

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предполагает обеспечение личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых и детей, что возможно осуществить через построение системной, грамотной работы с родителями воспитанников, которая должна быть направлена на повышение психолого-педагогической культуры родителей путем их активного просвещения и включения в образовательную деятельность, улучшение семейного микроклимата, формирование положительных взаимоотношений в семье.

Во все времена процесс воспитания детей ставил перед обществом, перед родителями множество сложных проблем, которые всегда зависели от конкретных социально-экономических условий и духовной жизни общества. В наше время мы сталкиваемся с усилением ряда неблагоприятных тенденций, существенно осложняющих психическое развитие и воспитание ребенка в семье, происходит некоторая переориентация ценностей, искажающих характер взаимоотношений родителей и детей.

Родители – самые первые и самые лучшие воспитатели ребенка. Общение с родителями и совместная деятельность с ними являются основными источниками развития личности малыша.

Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад – первое внесемейное воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их психолого–педагогическое просвещение и именно от качества работы педагогического коллектива и специалистов ДОУ зависит уровень психолого-педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

Проанализировав тематику обращений родителей за консультативной помощью к специалистам ДОУ, социальный статус семей воспитанников, посещающих ДОУ, мы пришли к выводу, что родители нуждаются в психолого-педагогических знаниях. Многие родители в воспитании своего ребенка традиционно опираются на свой жизненный опыт, опыт своих родителей или знакомых. Но зачастую возникают проблемы, которых не было в родительской семье, а своего опыта не хватает, выбранная форма поведения и общения с малышом порой вызывает неоднозначные ответные реакции с его стороны. Тогда возникает потребность обращения за помощью к специалисту. Очень важно, чтобы на этом этапе изначально установились партнерские, доверительные диалоговые взаимоотношения.

Начинать работу с семьями воспитанников целесообразнее всего еще до поступления ребенка в детский сад. Важная роль здесь принадлежит педагогу – психологу и воспитателю группы, задачей которых является знакомство родителей с основными факторами и условиями благоприятного психологического развития ребенка на данном возрастном этапе. Следует уделять внимание развитию навыков осознанного отношения родителей к возникающим проблемам общения с сыном (дочерью), выработке адекватных способов родительского поведения, проблемам организации жизнедеятельности малыша в условиях семейного воспитания. Важно через различные формы привлечь внимание родителей к обмену мнениями по актуальным вопросам воспитания ребенка раннего возраста, способствовать пониманию собственного ребенка.

С этой целью в МДОУ №23 «Ромашка» г.Тутаев разработана программа психологического сопровождения родителей детей раннего дошкольного возраста «Растем вместе». Данная программа является частью основной общеобразовательной программы ДОУ.

1.2. Цель и задачи программы

Тип программы: профилактическая.

Диапазон программы: родители воспитанников раннего дошкольного возраста.

Цель программы: способствовать повышению психологической грамотности родителей по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста.

Задачи программы:

1. Познакомить родителей с понятием психологическая готовность ребенка к поступлению в ДОУ;

2. Содействовать проявлению заинтересованности родителей в обеспечении гибкой адаптации ребенка к условиям д/с и их готовности поддержать малыша в этот период;

3. Познакомить родителей с возрастными особенностями эмоционально-личностного развития детей раннего дошкольного возраста;

4. Способствовать адекватному, позитивному, конструктивному взаимодействию родителей с детьми в различных ситуациях.

1.3. Предполагаемый результат

1. Отсутствие тяжелой степени адаптации детей раннего дошкольного возраста к ДОУ.

2. Повышение уровня родительской компетенции в вопросах воспитания и развития детей раннего дошкольного возраста.

IICОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Планирование работы с родителями

2.1.1. Тематическое планирование занятий с родителями

Таблица 1

СРОКИТЕМАЗАДАЧИ
 1. Май – июнь  Ребенок на пороге детского сада.Познакомить родителей с понятием психологической готовности ребенка к ДОУ; Дать конкретные рекомендации по подготовке ребенка к поступлению в детский сад.
 2. Октябрь – ноябрь  Адаптация – это серьезно!Содействовать проявлению искренней заинтересованности родителей в обеспечении гибкой адаптации ребенка к условиям детского сада и их готовности к эмоциональной поддержке малыша в этот период; Выявить ожидания родителей и педагогов, связанные с приходом ребенка в ДОУ.
 3. Декабрь  Играют дети – играем вместе.Показать родителям значение совместных игр с малышом для его развития; Рассмотреть правила организации игровой деятельности детей раннего дошкольного возраста; Обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях семьи.
 4. Январь – февраль  Маленькие молчуны.Познакомить родителей с особенностями речевого развития детей раннего возраста, с причинами задержки речевого развития; Привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье.
 5. Март – апрель  «Не хочу! Не буду! Не надо!»: кризис трех лет или «Нам подменили ребенка».Познакомить родителей с возрастными особенностями эмоционально-личностного развития детей 2-3 лет; Способствовать адекватному, позитивному и конструктивному взаимодействию с детьми в различных ситуациях; Способствовать развитию рефлексии, децентрации своей родительской позиции, оптимизации детско-родительских отношений.

2.1.2. Тематическое планирование консультаций для родителей

Таблица 2

№ п/пМесяцТема консультации
1.АвгустЗдравствуй, малыш! В детский сад без слез или как уберечь ребенка от стресса.
2.СентябрьЭтот удивительный ранний возраст. Как привыкнуть к детскому саду.
3.ОктябрьОдежда для прогулок. Секреты любви и взаимопонимания.
4.НоябрьСоздание домашнего игрового уголка. Игры и задания для развития мелкой моторики
5.ДекабрьИграйте вместе с детьми. Игрушка – надежный помощник в воспитании малыша.
6.ЯнварьРебенок от 1.6 до 3 лет должен знать…Речь детей раннего возраста.
7.ФевральКак помочь ребенку повзрослеть.У ребенка истерика.
8.МартЕсли ребенок слишком много капризничает и плачет. Кризис 3 лет.
9.АпрельЕсли ребенок часто устраивает истерики. Ты мне – я тебе.
10.МайБудь здоров, малыш! Как провести с ребенком лето.
11.ИюньРебенок на даче. На пляж с ребенком.
12.ИюльДетские игры при плоскостопии.10 заповедей здоровья.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Организация работы с родителями

Программа включает 5 тематических встреч с родителями детей раннего дошкольного возраста. Первая встреча с родителями проходит в рамках общего родительского собрания при поступлении детей в ДОУ.

В течение учебного года 1 раз в квартал организуются занятия с родителями по тематическому плану (таб. 1).

Продолжительность занятий 1 – 1,5 часа.

В зависимости от пожеланий и запроса родителей возможна организация дополнительных встреч, индивидуального консультирования. Кроме этого 2 раза в месяц обновляется материал в уголке для родителей в разделе «Психолог советует», включающий разнообразный материал по тематике воспитания и развития детей раннего возраста (таб. 2).

3.2. Принципы и методы работы с родителями, используемые в программе

3.2.1. Принципы:

  • Принцип построения общения на основе взаимоуважения, эмпатии, толерантности, партнерства;
  • Принцип комплексности;
  • Принцип последовательности и поэтапности внедрения и применения методик;
  • Принцип развития и сотрудничества (включение родителей в развивающее педагогическое пространство как равноправных субъектов).

3.2.2. Методы:

Ориентируясь на достижениях современной психологии, в частности на исследовании Р.В. Овчаровой, в работе с родителями используются:

  • Мини-лекция по заданной тематике;
  • Групповая дискуссия, повышающая психолого-педагогическую грамотность родителей, позволяющая выявить индивидуальные приемы воспитания;
  • Конструктивный спор помогает сравнивать различные точки зрения на воспитание детей, учит выслушивать мнения других участников встречи, выбирать наиболее эффективные и рациональные подходы к решению проблем на основе сотрудничества;
  • Вербальная дискуссия воспитывает культуру диалога в семье и обществе, вырабатывает умение аргументировать свои доводы, учитывать аргументы оппонента, в том числе и собственного ребенка;
  • Видеокоррекция – просмотр видеозаписей проблемных ситуаций с участием родителя и ребенка, родителя и педагога, педагога и ребенка, анализ увиденного и поиск решения;
  • Коммуникативные игры применяются для развития умения общаться, умения сотрудничать и взаимодействовать с людьми в разнообразных жизненных ситуациях;
  • Анкетирование родителей -форма опроса обследуемого контингента лиц по предварительно составленному списку вопросов. Ответы на вопросы анкетыслужат исходным эмпирическим материалом для обобщений;
  • Моделирование игровых и проблемных ситуаций направлено на формирование у родителей компетентности в общении, способности находить адекватные способы разрешения конфликтов;
  • Телесно-ориентированные игры и упражнения – “Тело помнит все” – так звучит один из законов телесно-ориентированной психотерапии. Игры и упражнения позволяют сбрасывать накопленное телесное напряжение, а также с их помощью снимается барьер, «дистанция» в отношениях;
  • Арттерапевтические упражнения – используются как один из способов самопознания и самовыражения для достижения гармоничного состояния личности.

IV. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ПРОГРАММЫ

4.1. Условия реализации программы

Для проведения занятий с родителями необходим просторный кабинет для организации работы с группой от 12 до 20 чел. Пространство рабочей зоны должно быть оборудовано столами и стульями для каждого участника. Также потребуются набор цветных карандашей и бумаги, простой карандаш, бумага для записей.

С целью создания благоприятной эмоциональной атмосферы на занятиях рекомендуется музыкальное сопровождение (коллекция звуков моря, леса и т.п.).

На каждом занятии родитель получает информационный раздаточный материал по теме (буклеты, памятки и т.п.).

4.2. Техническое оснащение

  • Магнитофон;
  • Мультимедийная установка;
  • Подборка видеозаписей.

4.3. Кадровое обеспечение

Занятия проводятся педагогом – психологом ДОУ c воспитателем, имеющим соответствующую подготовку.

V. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Для оценки эффективности выполнения данной программы используется:

1. Сравнительный анализ опроса родителей на начало и конец учебного года, позволяющий оценить уровень родительской компетенции в воспитании ребенка раннего дошкольного возраста (Приложение 1).

2. Оценка уровня адаптированности детей раннего возраста к условиям ДОУ (Приложение 2).

ЛИТЕРАТУРА

1. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации/ авт.-сост. Н.В. Соколовская. – Волгоград: Учитель, 2001. – 188 с.

2. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие / Авт.-сост. Белкина Л. В. – Воронеж “Учитель”, 2006. – 236 с.

3. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей детского сада/ Ватутина Н.Д. – М.: Просвещение, 2003. – № 3. – 104 с., ил.

4. Взаимодействие ДОУ и семьи. /Сост. О.И. Бочкарева. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 12 с.

5. Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми. – М.: Книголюб, 2004.

6. Минкевич Л.В. Родительские собрания в детском саду. Младший дошкольный возраст. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2012. – 64 с.

7. Ребёнок третьего года жизни. Пособие для родителей и педагогов / Под ред. С.Н. Теплюк. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011-256с.

8. Родительские собрания в детском саду. Учебно-методическое пособие. – М.: «Центр педагогического образования», 2010. – 80 с.

9. Сотникова В.М., Ильина Т.Е. Контроль за организацией педагогического процесса в группах раннего возраста. – М., «Скрипторий», 2003. – 48с.

Приложение 1

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты. Необходимо отметить вариант ответа, с которым Вы согласны.

1. Знаете ли Вы возрастные особенности своего ребенка?

а) Знаю, и могу поделиться этим опытом.

б) Имею представление, но недостаточно.

в) Не знаю, нуждаюсь в данной информации.

2. Знакомы ли Вы с понятием «психологическая готовность» к поступлению ребенка в детском саду?

а) Знаком(а) и могу поделиться опытом.

б) Имею представление, но недостаточно.

в) Нет.

3. Знакомы ли Вы с правилами пребывания ребенка в детском саду?

а) Да.

б) Имею представление, но недостаточно.

в) Нет.

4. Готовы ли Вы самостоятельно оказать поддержку малышу в адаптационный период?

а) Да, и могу поделиться опытом.

б) Имею частичное представление.

в) Нет, нуждаюсь в консультации и помощи специалистов.

5. Как Вы думаете, нужна ли подготовка ребенка к поступлению в детский сад?

а) Да, как психологическая, так и формирование навыков самообслуживания.

б) Частично.

в) Нет, в садике всему научат.

6. К кому бы Вы отнесли себя с точки зрения компетентности в вопросах развития и воспитания детей раннего дошкольного возраста?

а) Новичок.

б) Ученик.

в) Выпускник.

г) Бывалый.

д) Мудрец.

Спасибо за сотрудничество!

Обработка результатов:

Вопросы 1 – 5:

  • Первый вариант ответа – Высокий уровень;
  • Второй вариант ответа – Средний уровень;
  • Третий вариант ответа – Низкий уровень.

Общий показатель по каждому уровню высчитывается путем нахождения среднего арифметического: складываются проценты каждого уровня (отдельно высокого, среднего, низкого) по всем вопросам и делятся на 5 (по числу вопросов).

Вопрос 6:

Подсчитывается количество ответов по каждому из предложенных вариантов

(новичок, ученик и т.д.) без процентов (например, до реализации программы новичков было 19, после – 6).

Все данные оформляются в таблицу:

Уровень родительской компетентности

в вопросах воспитания и развития детей раннего дошкольного возраста

(201__ – 201__ уч. год)

Уровень родительской компетентностиПервичное анкетирование(октябрь)Контрольное анкетирование(апрель)
Низкий  
Средний  
Высокий  

Приложение 2

Уровни адаптации детей к ДОУ

Уровень адаптацииСимптоматика адаптации
ЛегкаяПоведение – нормализуется в течение 1 недели. Аппетит – снижается, к концу первой недели восстанавливается. Сон – восстанавливается в течение 2 недель. Характерна аффективная разлука и встреча с близкими взрослыми. Адаптация проходит в течение 1 месяца.
СредняяПоведение восстанавливается до 40 дней, настроение вялое, плаксивое, неустойчивое. Пассивность, малоподвижность, наблюдается регрессия навыков. Сон – восстанавливается до возрастной нормы в течение 40 дней. Характерна аффективная разлука и встреча с близкими взрослыми. Восстановление до возрастной нормы в течение полутора месяцев.
УсложненнаяРебенок часто болеет (респираторные заболевания 3 и более раз длительностью более 10 дней).Пассивный. Отказывается от участия в деятельности. Нет контакта с педагогами и детьми. Аппетит снижен. Ест долго, неохотно, капризничает. Сон короткий, прерывистый, просыпается со слезами. Отсутствие близких вызывает тревогу и плач. Постоянное ожидание родных. Адаптационный период длится от 2 до 3 месяцев.
ТяжелаяПоведение – неадекватное, иногда граничит с невротическими проявлениями. Ребенок апатичен. Аппетит – длительный отказ от еды, снижен, нестабилен, может наблюдаться невротическая рвота (при кормлении насильно).Сон – нестабилен, неглубок, невротичен (ребенок плачет во сне, часто просыпается), отказ от сна. Срок адаптации растягивается из-за частых длительных болезней. Апатичен по отношению к близким взрослым при встрече и разлуке. Адаптация длится от 6 месяцев до 1,5 лет.
Вам также может понравиться...
16204