Соловьёва Марина Владимировна – Педагог – психолог МДОУ «Детский сад №23 «Ромашка» г. Тутаев, Ярославская область
Дата поступления работы на конкурс: 07.07.2017г.
ПРОГРАММА
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«РАСТЕМ ВМЕСТЕ»
СОДЕРЖАНИЕ
I. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка………………………………………………………… 1.2. Цель и задачи программы……………………………………………………… 1.3. Предполагаемый результат…………………………………………………… II. Содержательный раздел 2.1. Планирование работы с родителями …………………………………………. 2.1.1. Тематическое планирование занятий с родителями ………………………. 2.1.2. Тематическое планирование консультаций для родителей ………………. III. Организационный раздел 3.1. Организация работы с родителями…………………………………….…..….. 3.2. Принципы и методы работы с родителями, используемые в программе …. 3.2.1. Принципы ……………………………………………………………………. 3.2.2. Методы ……………………………………………………………………….. 3.3. Кадровое обеспечение ……………………………………………………..…… IV. Материально-техническое оснащение программы 4.1. Условия реализации программы ……………………………………………… 4.2. Техническое оснащение ………………………………………………………. 4.3. Кадровое обеспечение ………………………………………………………… V. Критерии оценки эффективности выполнения программы Литература Приложение 1 Анкета для родителей …………………………………………….. Приложение 2 Уровни адаптации детей к ДОУ…………………………………… |
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предполагает обеспечение личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых и детей, что возможно осуществить через построение системной, грамотной работы с родителями воспитанников, которая должна быть направлена на повышение психолого-педагогической культуры родителей путем их активного просвещения и включения в образовательную деятельность, улучшение семейного микроклимата, формирование положительных взаимоотношений в семье.
Во все времена процесс воспитания детей ставил перед обществом, перед родителями множество сложных проблем, которые всегда зависели от конкретных социально-экономических условий и духовной жизни общества. В наше время мы сталкиваемся с усилением ряда неблагоприятных тенденций, существенно осложняющих психическое развитие и воспитание ребенка в семье, происходит некоторая переориентация ценностей, искажающих характер взаимоотношений родителей и детей.
Родители – самые первые и самые лучшие воспитатели ребенка. Общение с родителями и совместная деятельность с ними являются основными источниками развития личности малыша.
Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад – первое внесемейное воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их психолого–педагогическое просвещение и именно от качества работы педагогического коллектива и специалистов ДОУ зависит уровень психолого-педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.
Проанализировав тематику обращений родителей за консультативной помощью к специалистам ДОУ, социальный статус семей воспитанников, посещающих ДОУ, мы пришли к выводу, что родители нуждаются в психолого-педагогических знаниях. Многие родители в воспитании своего ребенка традиционно опираются на свой жизненный опыт, опыт своих родителей или знакомых. Но зачастую возникают проблемы, которых не было в родительской семье, а своего опыта не хватает, выбранная форма поведения и общения с малышом порой вызывает неоднозначные ответные реакции с его стороны. Тогда возникает потребность обращения за помощью к специалисту. Очень важно, чтобы на этом этапе изначально установились партнерские, доверительные диалоговые взаимоотношения.
Начинать работу с семьями воспитанников целесообразнее всего еще до поступления ребенка в детский сад. Важная роль здесь принадлежит педагогу – психологу и воспитателю группы, задачей которых является знакомство родителей с основными факторами и условиями благоприятного психологического развития ребенка на данном возрастном этапе. Следует уделять внимание развитию навыков осознанного отношения родителей к возникающим проблемам общения с сыном (дочерью), выработке адекватных способов родительского поведения, проблемам организации жизнедеятельности малыша в условиях семейного воспитания. Важно через различные формы привлечь внимание родителей к обмену мнениями по актуальным вопросам воспитания ребенка раннего возраста, способствовать пониманию собственного ребенка.
С этой целью в МДОУ №23 «Ромашка» г.Тутаев разработана программа психологического сопровождения родителей детей раннего дошкольного возраста «Растем вместе». Данная программа является частью основной общеобразовательной программы ДОУ.
1.2. Цель и задачи программы
Тип программы: профилактическая.
Диапазон программы: родители воспитанников раннего дошкольного возраста.
Цель программы: способствовать повышению психологической грамотности родителей по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста.
Задачи программы:
1. Познакомить родителей с понятием психологическая готовность ребенка к поступлению в ДОУ;
2. Содействовать проявлению заинтересованности родителей в обеспечении гибкой адаптации ребенка к условиям д/с и их готовности поддержать малыша в этот период;
3. Познакомить родителей с возрастными особенностями эмоционально-личностного развития детей раннего дошкольного возраста;
4. Способствовать адекватному, позитивному, конструктивному взаимодействию родителей с детьми в различных ситуациях.
1.3. Предполагаемый результат
1. Отсутствие тяжелой степени адаптации детей раннего дошкольного возраста к ДОУ.
2. Повышение уровня родительской компетенции в вопросах воспитания и развития детей раннего дошкольного возраста.
II. CОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Планирование работы с родителями
2.1.1. Тематическое планирование занятий с родителями
Таблица 1
№ | СРОКИ | ТЕМА | ЗАДАЧИ |
1. | Май – июнь | Ребенок на пороге детского сада. | Познакомить родителей с понятием психологической готовности ребенка к ДОУ; Дать конкретные рекомендации по подготовке ребенка к поступлению в детский сад. |
2. | Октябрь – ноябрь | Адаптация – это серьезно! | Содействовать проявлению искренней заинтересованности родителей в обеспечении гибкой адаптации ребенка к условиям детского сада и их готовности к эмоциональной поддержке малыша в этот период; Выявить ожидания родителей и педагогов, связанные с приходом ребенка в ДОУ. |
3. | Декабрь | Играют дети – играем вместе. | Показать родителям значение совместных игр с малышом для его развития; Рассмотреть правила организации игровой деятельности детей раннего дошкольного возраста; Обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях семьи. |
4. | Январь – февраль | Маленькие молчуны. | Познакомить родителей с особенностями речевого развития детей раннего возраста, с причинами задержки речевого развития; Привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье. |
5. | Март – апрель | «Не хочу! Не буду! Не надо!»: кризис трех лет или «Нам подменили ребенка». | Познакомить родителей с возрастными особенностями эмоционально-личностного развития детей 2-3 лет; Способствовать адекватному, позитивному и конструктивному взаимодействию с детьми в различных ситуациях; Способствовать развитию рефлексии, децентрации своей родительской позиции, оптимизации детско-родительских отношений. |
2.1.2. Тематическое планирование консультаций для родителей
Таблица 2
№ п/п | Месяц | Тема консультации |
1. | Август | Здравствуй, малыш! В детский сад без слез или как уберечь ребенка от стресса. |
2. | Сентябрь | Этот удивительный ранний возраст. Как привыкнуть к детскому саду. |
3. | Октябрь | Одежда для прогулок. Секреты любви и взаимопонимания. |
4. | Ноябрь | Создание домашнего игрового уголка. Игры и задания для развития мелкой моторики |
5. | Декабрь | Играйте вместе с детьми. Игрушка – надежный помощник в воспитании малыша. |
6. | Январь | Ребенок от 1.6 до 3 лет должен знать…Речь детей раннего возраста. |
7. | Февраль | Как помочь ребенку повзрослеть.У ребенка истерика. |
8. | Март | Если ребенок слишком много капризничает и плачет. Кризис 3 лет. |
9. | Апрель | Если ребенок часто устраивает истерики. Ты мне – я тебе. |
10. | Май | Будь здоров, малыш! Как провести с ребенком лето. |
11. | Июнь | Ребенок на даче. На пляж с ребенком. |
12. | Июль | Детские игры при плоскостопии.10 заповедей здоровья. |
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Организация работы с родителями
Программа включает 5 тематических встреч с родителями детей раннего дошкольного возраста. Первая встреча с родителями проходит в рамках общего родительского собрания при поступлении детей в ДОУ.
В течение учебного года 1 раз в квартал организуются занятия с родителями по тематическому плану (таб. 1).
Продолжительность занятий 1 – 1,5 часа.
В зависимости от пожеланий и запроса родителей возможна организация дополнительных встреч, индивидуального консультирования. Кроме этого 2 раза в месяц обновляется материал в уголке для родителей в разделе «Психолог советует», включающий разнообразный материал по тематике воспитания и развития детей раннего возраста (таб. 2).
3.2. Принципы и методы работы с родителями, используемые в программе
3.2.1. Принципы:
- Принцип построения общения на основе взаимоуважения, эмпатии, толерантности, партнерства;
- Принцип комплексности;
- Принцип последовательности и поэтапности внедрения и применения методик;
- Принцип развития и сотрудничества (включение родителей в развивающее педагогическое пространство как равноправных субъектов).
3.2.2. Методы:
Ориентируясь на достижениях современной психологии, в частности на исследовании Р.В. Овчаровой, в работе с родителями используются:
- Мини-лекция по заданной тематике;
- Групповая дискуссия, повышающая психолого-педагогическую грамотность родителей, позволяющая выявить индивидуальные приемы воспитания;
- Конструктивный спор помогает сравнивать различные точки зрения на воспитание детей, учит выслушивать мнения других участников встречи, выбирать наиболее эффективные и рациональные подходы к решению проблем на основе сотрудничества;
- Вербальная дискуссия воспитывает культуру диалога в семье и обществе, вырабатывает умение аргументировать свои доводы, учитывать аргументы оппонента, в том числе и собственного ребенка;
- Видеокоррекция – просмотр видеозаписей проблемных ситуаций с участием родителя и ребенка, родителя и педагога, педагога и ребенка, анализ увиденного и поиск решения;
- Коммуникативные игры применяются для развития умения общаться, умения сотрудничать и взаимодействовать с людьми в разнообразных жизненных ситуациях;
- Анкетирование родителей -форма опроса обследуемого контингента лиц по предварительно составленному списку вопросов. Ответы на вопросы анкетыслужат исходным эмпирическим материалом для обобщений;
- Моделирование игровых и проблемных ситуаций направлено на формирование у родителей компетентности в общении, способности находить адекватные способы разрешения конфликтов;
- Телесно-ориентированные игры и упражнения – “Тело помнит все” – так звучит один из законов телесно-ориентированной психотерапии. Игры и упражнения позволяют сбрасывать накопленное телесное напряжение, а также с их помощью снимается барьер, «дистанция» в отношениях;
- Арттерапевтические упражнения – используются как один из способов самопознания и самовыражения для достижения гармоничного состояния личности.
IV. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ПРОГРАММЫ
4.1. Условия реализации программы
Для проведения занятий с родителями необходим просторный кабинет для организации работы с группой от 12 до 20 чел. Пространство рабочей зоны должно быть оборудовано столами и стульями для каждого участника. Также потребуются набор цветных карандашей и бумаги, простой карандаш, бумага для записей.
С целью создания благоприятной эмоциональной атмосферы на занятиях рекомендуется музыкальное сопровождение (коллекция звуков моря, леса и т.п.).
На каждом занятии родитель получает информационный раздаточный материал по теме (буклеты, памятки и т.п.).
4.2. Техническое оснащение
- Магнитофон;
- Мультимедийная установка;
- Подборка видеозаписей.
4.3. Кадровое обеспечение
Занятия проводятся педагогом – психологом ДОУ c воспитателем, имеющим соответствующую подготовку.
V. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Для оценки эффективности выполнения данной программы используется:
1. Сравнительный анализ опроса родителей на начало и конец учебного года, позволяющий оценить уровень родительской компетенции в воспитании ребенка раннего дошкольного возраста (Приложение 1).
2. Оценка уровня адаптированности детей раннего возраста к условиям ДОУ (Приложение 2).
ЛИТЕРАТУРА
1. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации/ авт.-сост. Н.В. Соколовская. – Волгоград: Учитель, 2001. – 188 с.
2. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие / Авт.-сост. Белкина Л. В. – Воронеж “Учитель”, 2006. – 236 с.
3. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей детского сада/ Ватутина Н.Д. – М.: Просвещение, 2003. – № 3. – 104 с., ил.
4. Взаимодействие ДОУ и семьи. /Сост. О.И. Бочкарева. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 12 с.
5. Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми. – М.: Книголюб, 2004.
6. Минкевич Л.В. Родительские собрания в детском саду. Младший дошкольный возраст. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2012. – 64 с.
7. Ребёнок третьего года жизни. Пособие для родителей и педагогов / Под ред. С.Н. Теплюк. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011-256с.
8. Родительские собрания в детском саду. Учебно-методическое пособие. – М.: «Центр педагогического образования», 2010. – 80 с.
9. Сотникова В.М., Ильина Т.Е. Контроль за организацией педагогического процесса в группах раннего возраста. – М., «Скрипторий», 2003. – 48с.
Приложение 1
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты. Необходимо отметить вариант ответа, с которым Вы согласны.
1. Знаете ли Вы возрастные особенности своего ребенка?
а) Знаю, и могу поделиться этим опытом.
б) Имею представление, но недостаточно.
в) Не знаю, нуждаюсь в данной информации.
2. Знакомы ли Вы с понятием «психологическая готовность» к поступлению ребенка в детском саду?
а) Знаком(а) и могу поделиться опытом.
б) Имею представление, но недостаточно.
в) Нет.
3. Знакомы ли Вы с правилами пребывания ребенка в детском саду?
а) Да.
б) Имею представление, но недостаточно.
в) Нет.
4. Готовы ли Вы самостоятельно оказать поддержку малышу в адаптационный период?
а) Да, и могу поделиться опытом.
б) Имею частичное представление.
в) Нет, нуждаюсь в консультации и помощи специалистов.
5. Как Вы думаете, нужна ли подготовка ребенка к поступлению в детский сад?
а) Да, как психологическая, так и формирование навыков самообслуживания.
б) Частично.
в) Нет, в садике всему научат.
6. К кому бы Вы отнесли себя с точки зрения компетентности в вопросах развития и воспитания детей раннего дошкольного возраста?
а) Новичок.
б) Ученик.
в) Выпускник.
г) Бывалый.
д) Мудрец.
Спасибо за сотрудничество!
Обработка результатов:
Вопросы 1 – 5:
- Первый вариант ответа – Высокий уровень;
- Второй вариант ответа – Средний уровень;
- Третий вариант ответа – Низкий уровень.
Общий показатель по каждому уровню высчитывается путем нахождения среднего арифметического: складываются проценты каждого уровня (отдельно высокого, среднего, низкого) по всем вопросам и делятся на 5 (по числу вопросов).
Вопрос 6:
Подсчитывается количество ответов по каждому из предложенных вариантов
(новичок, ученик и т.д.) без процентов (например, до реализации программы новичков было 19, после – 6).
Все данные оформляются в таблицу:
Уровень родительской компетентности
в вопросах воспитания и развития детей раннего дошкольного возраста
(201__ – 201__ уч. год)
Уровень родительской компетентности | Первичное анкетирование(октябрь) | Контрольное анкетирование(апрель) |
Низкий | ||
Средний | ||
Высокий |
Приложение 2
Уровни адаптации детей к ДОУ
Уровень адаптации | Симптоматика адаптации |
Легкая | Поведение – нормализуется в течение 1 недели. Аппетит – снижается, к концу первой недели восстанавливается. Сон – восстанавливается в течение 2 недель. Характерна аффективная разлука и встреча с близкими взрослыми. Адаптация проходит в течение 1 месяца. |
Средняя | Поведение восстанавливается до 40 дней, настроение вялое, плаксивое, неустойчивое. Пассивность, малоподвижность, наблюдается регрессия навыков. Сон – восстанавливается до возрастной нормы в течение 40 дней. Характерна аффективная разлука и встреча с близкими взрослыми. Восстановление до возрастной нормы в течение полутора месяцев. |
Усложненная | Ребенок часто болеет (респираторные заболевания 3 и более раз длительностью более 10 дней).Пассивный. Отказывается от участия в деятельности. Нет контакта с педагогами и детьми. Аппетит снижен. Ест долго, неохотно, капризничает. Сон короткий, прерывистый, просыпается со слезами. Отсутствие близких вызывает тревогу и плач. Постоянное ожидание родных. Адаптационный период длится от 2 до 3 месяцев. |
Тяжелая | Поведение – неадекватное, иногда граничит с невротическими проявлениями. Ребенок апатичен. Аппетит – длительный отказ от еды, снижен, нестабилен, может наблюдаться невротическая рвота (при кормлении насильно).Сон – нестабилен, неглубок, невротичен (ребенок плачет во сне, часто просыпается), отказ от сна. Срок адаптации растягивается из-за частых длительных болезней. Апатичен по отношению к близким взрослым при встрече и разлуке. Адаптация длится от 6 месяцев до 1,5 лет. |