МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ «ВОКАЛ: АКАДЕМИЧЕСКИЙ, ЭСТРАДНЫЙ, ДЖАЗОВЫЙ, НАРОДНЫЙ»

Брагина Наталья Олеговна – Педагог МБУДО ДШИ №15 г. Воронеж
Дата поступления работы на конкурс: 28.12.2020г. 

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Вокал: академический, эстрадный, джазовый, народный» (дистанционное обучение).

1. Пояснительная записка.

В настоящее время весь мир переживает ужасное время, которое связанно с пандемией. Все отрасли жизни охватил ступор. Люди не выходят из дома, не ездят на работу, дети не ходят в школу. Теперь мы заложники четырех стен и привычный уклад жизни просто не возможен. Общей проблемой стал поиск ресурсов для обучения детей всему тому, чем они занимались. В современном мире интернет давно уже стал неотъемлемой частью жизни: люди заказывают еду, одежду, различные предметы для жизни, мебель и так далее, но никак не знания. Конечно же и раньше существовало интернет – обучение, когда тебе присылают задания, ты их выполняешь и отправляешь, видео уроки игры на гитаре или на пианино, но этот способ использовали лишь те немногие люди, у которых по каким-то причинам (болезням или обстоятельствам жизни) не было возможности получить знания, посещая учебное заведение лично.

На сегодняшний день, мир решил проблему так – все теперь на «удаленке». Еду возят, вещи доставляют, дети учатся по интернету, на различных платформах для обучения. А что же с нами?

Дополнительное образование детей – неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется посредством дополнительных образовательных программ и услуг. Поначалу казалось это невозможно, к моему удивлению, дети с таким удовольствием стали заниматься при помощи таких месенджеров как skype, whatsApp, viber и даже по обычному телефону на громкой связи. С помощью современных гаджетов и технологий уроки стали вестись еще регулярнее, ты дома, а значит всегда на связи, а значит можно и нужно заниматься. Я считаю, что в такой непростой ситуации, музыкальные занятия, а в частности пение, является одним из самых доступнейших видов музыкальной деятельности, который в свою очередь является важным средством улучшения художественного и эстетического вкуса, а также помогает укрепить моральный дух. Как пел Леонид Утесов в песне «Легко на сердце от песни веселой» муз. И. Дунаевского, слова В. Лебедев-Кумач «Нам песня строить и жить помогает, она, как друг и зовет, и ведет, и тот, кто с песней по жизни шагает, тот никогда и нигде не пропадет…». В современном мире интерес к пению растет с каждым днем все больше, на телевидении масса различных передач и конкурсов, где артисты поют, переодеваясь или копируя великих артистов, просто вокальные проекты разных направлений и условий. В результате сложившейся ситуации, мне как педагогу вокала, показалось целесообразным разработать программу, которая бы позволяла обучать детей дистанционно, ведь жизненные ситуации бывают разные, а значит может пригодиться один из способов решений этой проблемы.

Итак, данная программа дает возможность развить творческие навыки в рамках этого жанра, повысить общий культурный уровень личности, по средствам интернета стать ближе к людям, возможно стать популярнее, участвовать в международных конкурсах, не выходя из дома; а также поднять самооценку и избавиться от комплексов, дает возможность проявить себя в разных видах музыкальной деятельности.

Срок выполнения программы может варьироваться, в зависимости от условий, при которых она реализуется. Все мои программы по обучению сольному пению рассчитаны на 3 года обучения, но в рамках дистанционного обучения, срок их реализации может сократиться. Здесь играет роль то, какими вокальными навыками обладает ваш ученик.

В 3х летнем обучении нагрузка в год составляет 36 недель. Один урок в неделю, продолжительность занятия 30-45 минут в зависимости от возраста ученика (до 7 лет 30 минут, старше 7 лет – 45 минут), если же сроки обучения сокращаются, то увеличивается число занятий: два урока в неделю.

Контроль знаний:

При обычном обучении, как известно, это контрольные уроки и экзамены в конце года, в дистанционном обучении – это так же может быть контрольное исполнение по полугодиям, а также, например, в обучении по skype, в беседу можно присоединить еще участника, другого педагога, так сказать для «взгляда со стороны» или отослать видеозапись с исполнением песен другому педагогу по вокалу, для оценивания качества обучения ученика. Если обучение ведется на базе учебного заведения, тогда нужно выбрать способ контроля, согласно установленным критериям оценки данного заведения, если же нет, то на усмотрение педагога.

Форма учебных занятий индивидуальная. Однако в моей практике существует параллельное обучение, например, когда вместе учатся брат и сестра или сестры двойняшки, или все дети в семье (3) занимаются, то это реально и на дистанционном обучении. Можно вместе распеваться, петь дуэтом, каноном или придумать иные формы работы.

Целью данной программы является развитие творческих способностей, создание условий для реализации творческого потенциала учащегося в рамках жанра, будь то академическая, эстрадная, джазовая или народная песня.

Задачи программы:

Образовательные: изучить особенности вокального искусства разных жанров, смотря каким вокалом мы занимаемся (академическим, эстрадным, джазовым, народным), освоить приемы сольного пения.

Развивающие: развить музыкальные способности учащегося: музыкальный слух, память, чувство ритма, развить интерес к песенному творчеству, приобщить к культуре исполнительского мастерства. В рамках дистанционного обучения постепенно приучить ученика выкладывать видеозаписи с исполнением песен в интернете, давать слушать их друзьям и родственникам, тем самым развить в нем желание выступать, доносить свое творчество людям, будущим зрителям и возможно поклонникам его таланта.

Воспитательные: воспитать эмоциональную, разностороннюю личность, помочь разобраться в многообразии музыкальной палитре и воспитать чувство вкуса.

Структура программы.

Программа содержит следующие разделы, отражающие основные характеристики учебного процесса:

  • Сведения о затрате времени, на освоение данного предмета;
  • Содержание программы;
  • Требования к уровню подготовки учащегося;
  • Методы и формы контроля;
  • Методическое обеспечение учебного процесса;
  • Заключение;
  • Список используемого материала.

Методы обучения:

Для  достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

1. Словесный (беседа, объяснение, рассказ);

2. Наглядный (показ, демонстрация приемов, наблюдение);

3. Практический.

В обычной практике на уроках я использую видеозаписи великих певцов, а также показываю работу известных педагогов для наглядности. Находясь на дистанционном обучении, все это даже еще проще. Можно не отрывать время от урока, а написать, что посмотреть и послушать.

4. Эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, впечатлений);

5. Игровой (очень помогает при обучении с маленькими детьми).

2. Содержание программы.

Учебно-тематический план отражает последовательное изучение тем по программе.

Содержание программы первого года обучения.

       Перечень знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся по окончании первого года обучения (вне зависимости от возраста учащегося):

1. Наличие интереса к вокальному искусству; стремление к творческому самовыражению (поскольку мы говорим о дистанционном обучении, то здесь умение петь соло остается приоритетным), хотя и участие в ансамбле тоже возможно, если ученик практикуется вживую;

2. Строение голосового аппарата;

3. Владение некоторыми основами нотной грамоты (немаловажным моментом является наличие пианино или синтезатора у ученика);

4. Ознакомление и понимание особенностей исполнения народной песни, современной эстрадной, джазовой, а также классической музыки (независимо оттого каким вокалом вы занимаетесь);

5. Умение двигаться под музыку, использовать элементы ритмики, культуру сценического исполнения (для дистанционного исполнения важен момент пения на камеру для конкурсного исполнения или может даже просто для контрольного урока или экзамена; это при условии, что ученик не выходит на сцену в реальной жизни), а также культура поведения на сцене, потому как учиться можно по интернету, а практиковаться выступать на сцене вживую.

6. Умение передавать характер исполнения песни, правильно использовать штрихи (петь на legatо, staccato). Умение правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, развивать свой голос.

7. Овладение навыками вокально-хоровой деятельности: вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, петь с любого места, слушать фонограмму или любой другой аккомпанемент, выдерживать паузы, правильно расставлять вокальные ударения, работать с текстом – четко и правильно пропевать слова, следить за артикуляцией.

8. Умение исполнять более сложные ритмические рисунки, петь двухголосие (с педагогом в skype или вживую дома с другим членом семьи, а может и просто с записанным голосом под фонограмму или возможны другие варианты);

9. Ознакомление с основами концертной деятельности, методикой подготовки и проведения праздников и концертов. Немаловажной при дистанционном обучении и впоследствии выступлений является умение работать на камеру;

10. Участие в концертах (если ученик непосредственно обучается с целью выступления на мероприятиях или для возможности принятия участия в онлайн конкурсах).

Содержание программы второго года обучения.

Перечень знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся по окончании второго года обучения (вне зависимости возраста учащегося):

1. Наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение, умение импровизировать (пение соло, в ансамбле, участие в музыкальных постановках);

2. Овладение собственной манерой музыкального исполнения;

3. Ознакомление с творчеством выдающихся исполнителей в том виде вокала, которым занимается ученик;

4. Совершенствование вокальных навыков, увеличение выступлений (как вживую, так и в интернете);

5. Умение исполнять одноголосные произведения различной сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение «a caрpella» в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использования цепного дыхания;

6. Усложнение репертуара, исполнение произведений с более сложными ритмическими рисунками;

7. Проявление навыков вокально-хоровой деятельности (элементы двухголосия, пение в терцию, усложнение музыкального материала);

8. Участие в концертной деятельности (онлайн или вживую), умение чувствовать исполняемое произведение, умение правильно двигаться под музыку и повышать сценическое (исполнительское) мастерство.

Содержание программы третьего года обучения.

Перечень знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся по окончании третьего года обучения (вне зависимости от возраста):

1. Проявление навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки – синкопы, пунктирный ритм, бас-остинато);

2. Ознакомление с творчеством выдающихся вокалистов, певцов, артистов мировой и отечественной сцены прошлого и современности;

3. Наличие собственной манеры исполнения музыкальных произведений;

4. Умение исполнять и определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к тому или иному стилю музыки;

5. Использовать элементарные навыки ритмики в исполнительском и сценическом мастерстве, чувствовать музыку и импровизировать под нее;

6. Участвовать в музыкальных постановках, повышать сценическое мастерство, пропагандировать свои навыки и умения, нести культуру в массы;

7. Умение самостоятельно и осознанно выбрать себе произведения для исполнения различных стилей, жанров, характеров;

8. Уметь слышать красоту своего голоса и показать его в исполняемом произведении;

9. Владение нотной грамотой, уметь исполнять двухголосные произведения с использованием различных консонирующих интервалов, уметь слышать гармонию и слышать другие голоса;

10. Умение применять свои навыки и умения в исполнительском мастерстве, вести концертную деятельность: выступления на различных конкурсах, фестивалях, смотрах, концертах разных уровней.

При завершении обучения по данной программе, учащийся может продолжить дальнейшее образование на предпрофессиональном уровне.

3. Требования к уровню подготовки учащихся.

На разных годах обучения существуют определенные требования, которые предъявляются к каждому ученику разных годах обучения:

1 год обучения – умение чисто интонировать, различать регистры, петь на legato и staсcato, знать основы нотной грамоты, правила дыхания, понимать дирижерские жесты;

2 год обучения – уметь петь гамму вверх-вниз, петь на опоре, знать нотную грамоту, различать виды дыхания;

3 год обучения – знать, что такое интервалы и аккорды, уметь их петь верх- вниз, пение двухголосия, уметь петь длинную фразу на цепном дыхании.

Контроль этих требований ведется по полугодовым и итоговым аттестациям педагогами отделения или же самим педагогом, в случае, если ученик занимается не на базе школы.

4. Методы и формы контроля учащихся, система оценивания.

Контроль успеваемости учащихся осуществляется педагогами отделения на полугодовых и итоговых экзаменах (в декабре и в мае). Экзамены проводятся в конце года на заключительных занятиях, в счет аудиторского времени, предусмотренного на учебный план. Экзамены дифференцированные, с обсуждением, носящим рекомендуемый характер.

Экзаменационные требования: исполнить наизусть две разнохарактерные песни.

По завершению обучения, по данной программе выставляется итоговая оценка по предмету «Вокал» (академический, эстрадный, джазовый, народный), каким занимался ученик.

Контроль учащегося не на базе учебного заведения, а также просто ученика, обучающегося на «удаленке» можно осуществлять подобным способом, назначить время и указать требования, по которым будет оцениваться его вокальное мастерство. Еще можно выложить запись песен в интернет, например, on the YouTube и посчитать лайки, думаю, что хорошее исполнение многие оценят по достоинству.

В каждой своей программе я привожу примеры песенного репертуара, который может быть разучен и подготовлен к выступлению на промежуточных и итоговых аттестациях. Однако, данная программа написана в помощь педагогам, которые работают по своим программам. Таким образом, эта программа может быть использована как основа в способах реализации своих программ при дистанционном обучении, соответственно и репертуар будет у каждого свой.

5. Методическое обеспечение учебного процесса:

Для работы по программе педагогу необходимо знать следующий методический материал по темам:

– работа над дикцией;

– работа над интонацией;

– работа над дыханием;

– работа над ритмом;

– как работать над развитием музыкальных способностей;

– как грамотно подобрать материал;

– психология человека (возраст учеников может быть любым);

– воспитание через музыку, посредством песни.

Для занятий необходимо:

– фортепиано или синтезатор, портативное пианино;

– компьютер (интернет при дистанционном обучении);

– аппаратура с микрофонами или любое музыкальное устройство, которое может быть использовано для занятий по вокалу (микрофон со встроенными колонками).

6. Заключение.

Дистанционное обучение – это, конечно, не самый лучший способ в обучении музыкальным  предметам, но оно может быть применено в самых непредвиденных обстоятельствах. Я в своей практике, в связи со сложившейся в стране пандемией, успешно перешла на онлайн занятия и тем самым смогла доучить и выпустить 8 учеников по классу сольного пения (эстрадный вокал). Учащиеся очень легко перешли на дистанционное обучение и смогли хорошо подготовиться к выпускным экзаменам. В обычном режиме обучения так же можно использовать интернет ресурсы, например: при длительном заболевании ученика или его отсутствии на занятиях или даже в городе, вы можете давать задания, слушать музыку, подбирать песни вместе с учеником или контролировать процесс разучивания, тем самым не прерывая обучение. В современной жизни интернет технологии позволяют нам оставаться на связи и находить способы общения в любых точках мира. Реализуя свою программу обучения, каждый педагог желает увидеть результат своего труда, вложенного в каждого ученика – будь то выступление на концерте, конкурсе, фестивале, а может даже видео ролик в интернете или даже выступление на телевидении.

7. Список литературы.

1. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», 2006 г.

2. Карягина А.В. «Современный вокал» методические рекомендации, 2012 г.

3. Примерные программы к базисному учебному плану для ДШИ Санкт-Петербург, раздел «Индивидуальна певческая практика», 2012 г.

4. Бархатова И.Б. Постановка голоса эстрадного вокалиста. Метод диагностики проблем. Учебное пособие.

5. Бельская Е. В. Вокальна подготовка студентов театральной специализации. Учебное пособие, 2013 г.

6. Сморякова Т. Н. Эстрадно-джазовый вокальный треннинг. Учебное пособие.

7. Рудин Л.Б. «Избранные вопросы фониологии: междисциплинарные теоретико-методологические проблемы вокально-речевой педагогики», курс лекций 2019г.

8. Собственный опыт и наблюдения в методике обучения учащихся от 3 до 30 лет, а также заслуженных педагогов нашего города в области музыкального искусства разного направления, а именно Ждановой Т.О. (академическое пение), Завадская Н.М. (народное пение), Брагина Д.А. (эстрадное пение), Кожевникова К. (джазовый вокал) и многих других преподавателей, которые имеют многолетний опыт в обучении детей и взрослых в данных направлениях.

Вам также может понравиться...
15417