Тищенко Ольга Васильевна – Воспитатель МБДОУ «ЦРР Детский сад №45» г. Северск, Томская область
Дата поступления работы: 05.02.2018г.
«Подходи народ – здесь веселье ждет»
Программа художественно – эстетической направленности для детей 3-7 лет
Пояснительная записка
Программа художественно – эстетической направленности для детей 3-7 лет, используется в качестве дополнения к образовательно-воспитательной программе учреждения образования.
Народная педагогика, опирающаяся на народную мудрость, «обыкновенный здравый смысл», та самая педагогика, «которая существовала в народе испокон веков и имела своё влияние на все поколения в семье», нашла своё отражение в произведениях фольклора, в народных традициях. Фольклор – это среда, в которой дети, играя, обучаются. «Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Поэтому важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. Ведь именно в раннем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величия человеческого духа» [4]. В это время важно приобщать дошкольников к духовной культуре русского народа, формировать у них положительное отношение к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативную и социальную компетентность. Сила воздействия произведений народного творчества позволяет также сохранить здоровье ребёнку, укрепить его, подготовиться к будущей жизни.
Актуальность. В настоящее время одной из важнейших задач педагогики является социализация личности ребёнка, которая связана как со стихийным влиянием условий жизни, так и с целенаправленным воздействием на личность в процессе воспитания и образования, с необходимостью оказания квалифицированной помощи в сложном процессе вхождения в мир людей. Здесь роль семьи имеет решающее значение. В народе говорится: нет дерева без корней, а дома – без фундамента. «Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений… Никакая наука не в состоянии тягаться с педагогическим гением народа»,- писал А.С.Макаренко[6]. Вот почему данная программа стала дополнением к общеобразовательной программе нашего дошкольного учреждения.
Мудрость народной культуры способствует укреплению семьи, объединению интересов взрослых и детей. Познавая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не только изучают его, но и реализуют полученные знания в повседневной жизни.
В настоящее время в нашем дошкольном учреждении появилась возможность приобщения дошкольников к русской традиционной культуре в условиях дополнительного образования.
Работая в МБДОУ ЦРР детский сад №57 «Росинка» мною совместно с музыкальным
руководителем Хитровой О.Н. была разработана программа фольклорного кружка «У околицы». В своей работе мы опирались на материалы программы кандидата философских наук ТПУ О.И. Киселёвой «Живой родник», материалы школы традиционной русской культуры «Веретенце» Е.А. Краснопевцевой, «Программа курсов по народной культуре» Л.И.Мельниковой и А.Н.Зиминой. Ознакомились с программами Е.Г. Брониной «Оберег», М.В. Хазовой «Горенка», О.Л. Князевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Кроме того, были изучены программы северских педагогов МБДОУ ЦРР детский сад №58 «Родничок» и МБДОУ «ЦРР – детский сад №59» «С чего начинается Родина?». Все эти программы носят системный характер и являются парциальными, а также направлены на формирование определённой среды: организацию музея русской культуры в дошкольном учреждении, создание соответствующего интерьера групповой комнаты, написание конспектов занятий с углублённым изучением материала – дети приобщаются ко всем видам национального искусства.
Наша программа делала упор на нравственное и речевое развитие дошкольников, более глубоко соприкасалась с темой труда. В ней достаточно много музыкального фольклорного материала.
Начав работать в МБДОУ «Детский сад № 19» решила использовать данную программу с учетом изменившихся условий и задач приоритетного направления учреждения: социально-личностное развитие ребёнка и гармонизация детско-родительских отношений. Благодаря мобильности программы удалось приспособить её к новым условиям работы, изменив разработки музыкального руководителя, активнее привлекая родителей к совместной деятельности… Особое место в решении задач приоритетного направления отводится фольклорным праздникам, которые являются мощным фактором положительного воздействия на эмоциональную сферу ребёнка. Обращаясь к народным праздникам, хочется вернуть традиции семейного досуга. Ведь «традиции как бы организуют связь поколений, на них держится нравственно – духовная жизнь людей. Ничто не объединяет нас так, как традиции» [4].
Кружковая работа ведется со всей группой во вторую половину дня, что позволяет родителям наблюдать за деятельностью своего ребенка и активно подключаться к ней.
Цель: Укреплять социально-личностные и внутрисемейные отношения путём приобщения дошкольников к духовной культуре русского народа.
Задачи программы:
Образовательные:
- Знакомить детей с устным народным творчеством, традиционными праздниками.
- Учить понимать роль семьи, своё место в семье.
Воспитательные:
- Формировать нравственные ценности (любовь к своей семье, родной земле, дружеские отношения со сверстниками, уважительное отношение к традициям своего народа).
- Создавать условия для проявления детьми любви к своим близким, игрового взаимодействия со сверстниками.
- Воспитывать в детях толерантность.
Развивающие:
- Развивать любознательность, самостоятельность, инициативу, импровизационные способности у детей.
- Развивать творческое воображение.
- Развивать коммуникативные навыки у детей.
Оздоровительные:
- Способствовать укреплению психического здоровья детей.
- Приобщать к ценностям здорового образа жизни.
Принципы организации работы с детьми
- Принцип непрерывности – обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения
- Принцип индивидуальности – обеспечивается возможность продвижения каждого ребёнка своим темпом (с учётом индивидуальных особенностей)
- Принцип «От простого к сложному» т.е. принцип развивающего обучения
- Принцип наглядности – использование максимального числа каналов восприятия информации
- Принцип результативности – реализация мероприятий, направленных на достижение положительных результатов независимо от возраста и уровня развития детей.
- Принцип доступности.
- Принцип синкретизма (от греческого – соединение) – предполагает
- взаимосвязь разных видов деятельности.
- Принцип цикличности (повторности и периодичности событий).
Новизна программы
1. Переосмысление старого на новый лад (старинные русские обычаи переосмыслены и наполнены новым содержанием, но основа народных праздников, их обрядовость сохранена).
2. Упор на укрепление внутрисемейных связей.
3. Создание условий для освоения детьми позиции субъекта в различных видах деятельности.
Педагогическая целесообразность программы заключается:
- в расширении условий ознакомления дошкольников с русским народным творчеством;
- в удовлетворении потребности ребёнка в эмоциональном и психологически комфортном содержании деятельности;
- в возможности реализовать творческий потенциал детей и взрослых членов семей;
- в создании условий для укрепления внутрисемейных отношений.
Основные формы работы:
1. Занятия интегрированного типа
2. Фольклорные праздники, концерты
3. Организация творческих выставок
Разделы программы:
- Устный фольклор
- Народные игры
- Народный театр
- Народное прикладное творчество
- Народная хореография
- Народные праздники
Структура занятия:
1. Приветствие.
2. Артикуляционная гимнастика, пальчиковая или речедвигательная игра.
3. Основная часть (беседа, объяснение нового материала, показ воспитателя, слушание, народные игры, пластические этюды и др.)
4. Народная игра.
Организация работы кружка: занятия кружка проводятся 4 раза в месяц в определенный день недели. Продолжительность занятия – 20мин. (младший дошкольный возраст), 25мин. (средний дошкольный возраст), 30мин. (старший дошкольный возраст), 35мин. (подготовительная к школе группа).
Ожидаемые результаты реализации программы у детей по возрастам
3 – 4 года:
Передавать содержание простейших сказок, потешек.
Проговаривать считалки для выбора ведущих в народных играх.
Знать названия народных инструментов (ложки, колокольчик) и владеть
элементарными способами игры на них.
Иметь представление о предметах быта (печь, самовар, веник) и элементах русского народного костюма (рубаха, сарафан).
Использовать вежливые слова при общении со сверстниками и взрослыми.
Получить элементарное представление о народных праздниках Осенины,
Рождество, Масленица.
Сопереживать героям сказок.
4-5 лет:
Пополнить знания о народных праздниках Осенины, Кузьминки, Святки,
Масленица и их традициях.
Иметь простейшие представления о труде людей на Руси в древности.
Использовать в повседневной жизни произведения малых фольклорных форм
(колядки, заклички, потешки, считалки и др.).
Разыгрывать простейшие народные сказки и инсценировать русские народные песни.
Эмоционально реагировать на фольклорные произведения.
Доброжелательно относиться к взрослым и сверстникам.
5-6 лет:
Понимать смысл народных праздников Осени, Кузьминки, Святки, Праздник Валенка, Масленица, Сороки; знать их традиции.
Изготавливать элементы к народным костюмам, используя вышивку.
Участвовать в играх с театральными действиями и более развернутыми диалогами.
Применять речевые фольклорные обороты в быту.
Самостоятельно инсценировать произведения русского фольклора, подбирая костюмы и атрибуты к ним, используя литературную речь.
Выполнять хороводные движения, сочетая их с пением.
Правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих.
Проявлять доброжелательность в играх со сверстниками.
Соблюдать правила безопасного поведения в играх.
Использовать навыки продуктивной деятельности при изготовлении подарков родным и малышам, атрибутов к сказкам.
Выполнять элементарные правила культуры поведения.
6-7 лет
Знать традиции и обычаи родного края, гордиться ими, уметь рассказать о них.
Владеть навыками передачи эмоционально-образного содержания фольклорного произведения.
Использовать для инсценировок разные виды театров, творчески импровизировать.
Вводить в свои инсценировки не только устный, но и музыкальный фольклор.
Уметь творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми.
Стремиться к самостоятельному поиску нового материала о народных праздниках.
Проявлять любовь и заботу к малышам и родным людям.
Передавать полученные знания и опыт малышам.
Иметь представления о здоровом образе жизни.
Форма итоговой аттестации – открытый показ праздника / развлечения в конце учебного года.
Учебно-тематический план кружковой работы:
Тема занятия | Количество часов | |
Теоретическая часть | Практическая часть | |
с детьми 3-4 лет | ||
1. В гости к Хозяюшке.2. Ложки деревянные.3. Котя-коток.4. Осень урожайная (развлечение) | 5 мин | 15 мин |
5. Печка- матушка.6. Наши ложки не для каши.7. Петя-петушок.8. Уродилась репка | 5 мин | 15 мин |
9. Колобок.10.У наших ворот всегда хоров11. Ложки расписные.12. При солнышке тепло, при матушке – добро. | 5 мин | 15 мин |
13. Зимушка-сударушка14. Заинька беленький15. Ёлочка- красавица16. Зимние забавы | 5 мин | 15 мин |
17. Девочка- Снегурочка18. Рождественские вечера19. Маленькие колядовщики | 5 мин | 15 мин |
20. Петрушка – весёлая игрушка.21. Мы – матрёшки расписные.22. Кот, петух и лиса.23. Масленица (развлечение) | 5 мин | 15 мин |
24. Весна-весняночка25. Мамочка милая26. Кот и мыши27. Колокольчики мои | 5 мин | 15 мин |
28. Кап- капель29. Весёлая карусель30. На зелёном на лугу31. Дудочка-самогудочка | 5 мин | 15 мин |
32. Тень-тень-потетень33. Божья коровка – маслена головка34. Пастушок35. На полянку мы пришли | 5 мин | 15 мин |
Итого за год: | 2 ч 55 мин | 8ч 45 мин |
с детьми 4-5 лет | ||
1. Во горнице.2. Репонька- репка (инсценирование сказки).3. Как ты, Осень, хороша (развлечение).4. Сделал дело, гуляй смело. | 10 мин5 мин 10 мин | 15 мин20 мин25 мин15 мин |
5. Теремок.6. В гости к лесовичку.7. Сошьём Дуне сарафан.8. Тетушка-непогодушка. | 10 мин5 мин5 мин5 мин | 15 мин20 мин20 мин20 мин |
9. В хороводе были мы.10. Кузьминки (развлечение).11. У бабушки Варвары.12. При матушке – добро (праздник мам). | 10 мин 10 мин5 мин | 15 мин25 мин15 мин20 мин |
13. Здравствуй, гостья Зима.14. Заяц белый, куда бегал?15. В гости к Снегурочке.16. Праздник в дом, чудо в дом. | 10 мин5 мин5 мин5 мин | 15 мин20 мин20 мин20 мин |
17. На пороге Коляда (развлечение).18. Куколка из лоскутков.19. Рукавичка (изготовление атрибутов к сказке совместно с родителями). | 5 мин10 мин5 мин | 20 мин15 мин20 мин |
20. Все мы – таланты, чудо- музыканты.21. Красна песня ладом.22. Наши папы – удальцы (развлечение с папами).23. Ой, блиночки мои! | 10 мин5 мин 10 мин | 15 мин20 мин25 мин15 мин |
24. Масленица (праздник с родителями).25. Русский костюм.26. Заюшкина избушка (показ сказки малышам)27. Грач на горе – весна на дворе. | 10 мин5 мин10 мин | 25 мин15 мин20 мин15 мин |
28. Как аукнется, так и откликнется.29. Поскорей подрастай, да к работе поспевай.30. Верба-вербочка.31. Пасха. | 10 мин5 мин5 мин5 мин | 15 мин20 мин20 мин20 мин |
32. В гости к Кузе.33. Веселый перезвон.34. Солнышко-колоколнышко35. В гости к лету (развлечение) | 10 мин5 мин10 мин | 15 мин20 мин20 мин25 мин |
Итого за год: | 4ч 00 мин | 11ч 00 мин |
с детьми 5-6 лет | ||
1. Сентябрь – золотое лето2. Модница Осень3. Сказки потешной Ярмарки4. Всякому делу – своя пора | 5 мин5 мин 10 мин | 25 мин25 мин30 мин20 мин |
5. В гостях у Домового.6. Красна девица и добрый молодец.7. Осенины.8. Октябрь-свадебник. | 5 мин5 мин 10 мин | 25 мин25 мин30 мин20 мин |
9. Дело мастера боится.10. Кузьминки.11. Посиделки у бабушки Варварушки.12. Матушка родимая. | 5 мин 5 мин | 25 мин30 мин25 мин30 мин |
13. Зимушка- зима.14. Народный костюм.15. Новогодний сувенир.16. Новогодние традиции | 5 мин5 мин5 мин5 мин | 25 мин25 мин25 мин25 мин |
17. Как ходила Коляда.18. Праздник валенка.19. Наши руки не знают скуки. | 5 мин10 мин | 30 мин25 мин20 мин |
20. Как у нашего соседа весела была беседа.21. Во что играли наши предки.22. Богатырская наша сила.23. Масленица годовая. | 5 мин5 мин | 25 мин25 мин30 мин30 мин |
24. Марья- искусница (праздник с мамами).25. Птицы летите, Весну несите.26. Сороки27. Калачи из печи. | 5 мин5 мин10 мин | 30 мин25 мин25 мин20 мин |
28. Заюшкина избушка (инсценировка)29. Верба-вербочка.30. Светлая Пасха.31. Дорога не ешка, дорога потешка. | 5 мин 10 мин | 25 мин25 мин30 мин20 мин |
32. Становись народ в наш весенний хоровод33. Волшебная нить34. Золотая Хохлома.35. В гости к бабушке-загадушке | 5 мин5 мин5 мин5 мин | 25 мин25 мин25 мин25 мин |
Итого за год: | 2ч.30мин | 15ч. 30мин |
с детьми 6-7 лет | ||
1. Сказки потешной Ярмарки.2. Что летом родится, зимой пригодится.3. Как у наших у ворот…4. Изба русская. | 10 мин10 мин10 мин | 35 мин25 мин25 мин25 мин |
5. В гостях у домового.6. Сядем рядком, поговорим ладком.7. Как у нас в мастерской.8. Куклы бабушки Варварушки | 10 мин10 мин10 мин10 мин | 25 мин25 мин25 мин25 мин |
9. Сказка к нам пришла (представление для малышей)10. Дело мастера боится11. На Кузьминки мы пришли (развлечение).12. День матери | 5 мин10 мин | 25 мин25 мин35 мин35 мин |
13. Шуба, кафтан, да русский сарафан.14. Волшебные кружева.15. Новый год у ворот.16. Ёлочка-красавица, всем ребятам нравится | 10 мин10 мин10 мин10 мин | 25 мин25 мин25 мин25 мин |
17. Ходила Коляда (развлечение для малышей).18. Варежковый театр (с мамами).19. Русский валенок. | 10 мин10 мин | 35 мин25 мин25 мин |
20. Как у нашего соседа весела была беседа.21. Игры молодецкие.22. Богатырская наша сила (с папами).23. Масленица годовая (фольклорный праздник). | 10 мин10 мин | 25 мин25 мин35 мин35 мин |
24. Весна идёт – тепло несёт25. Марья-искусница (праздник для мам)26. Волшебный лоскуток (совместная деятельность с мамами).27. Птицы летите, Весну несите. | 10 мин 10 мин10 мин | 25 мин35 мин 25 мин25 мин |
28. Апрель, апрель – звенит капель29. Верба, вербочка.30. Добрая сказка.31. Светлая Пасха. | 10 мин10 мин10 мин | 25 мин25 мин25 мин35 мин |
32. Как на нашем на лугу.33. Подходи народ, здесь веселье ждёт (праздничный концерт). | 10 мин | 25 мин35 мин |
Итого за год: | 3ч. 55мин | 15ч. 15мин. |
Перспективный план работы кружка
Месяц | Тема | Программное содержание |
С детьми 3-4 лет | ||
Сентябрь | 1. В гости к Хозяюшке.2. Ложки деревянные.3. Котя-коток.4. Осень урожайная (развлечение) | Познакомить детей с образом Хозяюшки, внутренним убранством избы (печь, самовар, веник); внести элементы русских костюмов: сарафан, рубаха, кушак.Формировать у детей представления о доброте.Разучить пальчиковую игру «Кошка».Познакомить с колыбельной «Ой ты, котя-коток».Поддерживать интерес к совместной игровой деятельности (п.и. «Пугало»).Учить детей отгадывать загадки об овощах.Упражнять в соотнесении слов и текста в речедвигательной игре «Капустка».Создать атмосферу веселья и радости. |
Октябрь | 1. Печка- матушка.2. Наши ложки не для каши.3. Петя-петушок.4. Уродилась репка. | Продолжать знакомить детей с р.н. потешками, играми.Пополнять знания о домашней утвари.Познакомить детей с деревянными ложками, учить держать, играть на них.Учить передавать содержание сказок, исполняя простейшие роли.Прививать уважительное отношение к труду.Способствовать развитию дружеских взаимоотношений между детьми. |
Ноябрь | 1. Колобок.2. У наших ворот всегда хоровод.3. Ложки расписные.4. При солнышке тепло, при матушке – добро. | Продолжать знакомить с предметами русского быта.Учить простейшие хороводные движения (притопывать ногами на месте и с продвижением вперёд).Закрепить навыки игры на ложках.Учить передавать содержание сказки, используя мимику и голос.Воспитывать любовь к матери, побуждать к свершению добрых поступков.Вызывать эмоциональный отклик на произведения фольклора.Развивать коммуникативные навыки игрового взаимодействия.Доставить детям радость от общения с близкими. |
Декабрь | 1. Зимушка-сударушка2. Заинька беленький3. Ёлочка- красавица.4. Зимние забавы | Разучивать потешки о зиме.Развивать мелкую моторику, используя пальчиковые игры «Сорока- ворона», «Зайка беленький сидит»Знакомить с варежковым театром.Слушать и инсценировать р.н. песню «Зайка».Разучить считалку «Заяц белый», чётко проговаривая фразы.Воспитывать у детей умение слушать других.Поддерживать интерес к совместной деятельности с родителями (изготовление елочных украшений). |
Январь | 1. Девочка- Снегурочка2. Рождественские вечера.3. Маленькие колядовщики. | Создавать условия к преодолению застенчивости у детей, вызывать желание выступать.Побуждать к свершению добрых поступков.Дать первоначальные знания о традиционных зимних праздниках (Рождество).Учить слушать и подпевать колядки.Знакомить с зимними русскими играми и забавами.Развивать речевое общение со сверстниками и взрослыми.Создать радостную атмосферу праздника. |
Февраль | 1. Петрушка – весёлая игрушка.2. Мы- матрёшки расписные.3. Кот, петух и лиса.4. Масленица (развлечение) | Знакомить детей с ярморочным персонажем – Петрушкой. Продолжать учить передавать образы персонажей с помощью мимики, жестов, интонации.Закрепить артикуляционную игру «Лошадка», потешки про кота и петуха.Развивать фантазию детей при создании образа матрешки.Дать первоначальное представление о празднике проводов зимы.Поддерживать интерес к совместной игровой деятельности, самостоятельно выбирать ведущего считалкой.Создать атмосферу радости, открытости. |
Март | 1. Весна-весняночка2. Мамочка милая3. Кот и мыши4. Колокольчики мои | Разучить речедвигательную игру «Солнышко-колоколнышко».Знакомить с колокольчиком и простейшим навыкам игры на нём.Самостоятельно выбирать ведущего считалкой.Обогащать эмоциональное и речевое развитие детей.Воспитывать доброжелательное отношениек сверстникам и близким.Привнести настроение радости, шутливости. |
Апрель | 1. Кап- капель2. Весёлая карусель3. На зелёном на лугу4. Дудочка- самогудочка | Разучить весенние заклички.Учить внимательно слушать и запоминать текст и движения народной игры «Солнышко».Развивать общую моторику, используя пальчиковую игруПобуждать детей совершать добрые поступки.Создать радостную атмосферу при совместной деятельности детей и родителей.Учить работать аккуратно, не мешая друг другу. |
Май | 1. Тень-тень-потетень2. Божья коровка – маслена головка3. Пастушок4. На полянку мы пришли | Познакомить с русской народной потешкой «Тень-тень-потетень».Побуждать выполнять простые игровые действия.Учить отгадывать загадки.Познакомить с образом пастушка.Поддерживать интерес к народным играм.Развивать коммуникативные навыки детей.Воспитывать бережное отношение к природе. |
с детьми 4-5 лет | ||
Сентябрь | 1. Во горнице.2. Репонька- репка (инсценирование сказки).3. Как ты, Осень, хороша (развлечение).4. Сделал дело, гуляй смело. | Знакомить детей с домашней утварью (печь, ухват, чугунок, половик). Упражнять в отгадывании загадок о ней.Формировать у детей интерес к здоровому образу жизни.Дать представление об осенних работах земледельца.Воспитывать у детей уважительное отношение к труду, познакомить с пословицами о труде.Привлечь детей к изготовлению рябиновых бус (совместная деятельность с мамами).Познакомить с народными играми и забавами.Развивать речевой диалог в инсценировках.Поддерживать атмосферу эмоционального благополучия и комфорта. |
Октябрь | 1. Теремок.2. В гости к лесовичку.3. Сошьём Дуне сарафан.4. Тетушка- непогодушка. | Знакомить детей с театром БИ-БА-БО. Учить водить куклы, передавать интонацией характер героя.Познакомить детей с героем народного эпоса – лесовичком.Продолжать учить отгадывать загадки о лесе, об осени.Побуждать детей к ведению диалога со сверстниками и взрослыми.Познакомить с элементом народного костюма -кокошником.Поддерживать интерес к совместной деятельности с мамами (украшение сарафанов). |
Ноябрь | 1. В хороводе были мы.2. Кузьминки (развлечение).3. У бабушки Варвары.4. При матушке – добро (праздник мам). | Знакомить детей с русскими народными хороводами. Побуждать выполнять танцевальные движения, согласовывая их с тестом.Дать представление о народных посиделках, о празднике Кузьминки.Продолжать знакомить с пословицами и поговорками о труде.Формировать уважительное отношение кстарым людям, желание помогать им.Закрепить знания домашних животных, упражнять в отгадывании загадок о них.Закрепить знание фольклорных произведений о матери, учить выразительно передавать их содержание.Воспитывать у детей уважение, заботливое отношение к матери.Создать атмосферу радости от общения с мамами. |
Декабрь | 1. Здравствуй, гостья Зима.2. Заяц белый, куда бегал?3. В гости к Снегурочке.4. Праздник в дом, чудо в дом. | Знакомить детей с народными традициями встречи зимы.Пополнить знания детей новыми считалками, потешками, закличками о зиме.Продолжать учить детей управлять игрушками БИ-БА-БО.Развивать фантазию при изготовлении новогодних игрушек.Доставить детям радость от украшения игрушками-самоделками.Закрепить знание новогодних стихов и песен. |
Январь | 1. На пороге Коляда (развлечение).2. Куколка из лоскутков.3. Рукавичка (изготовление атрибутов к сказке совместно с родителями). | Познакомить с фольклорным праздником Святки, его обычаями, традициями.Учить детей проговаривать колядки (развивать выразительность речи, пантомимику).Познакомить детей с одним из способов изготовления народных кукол; развивать память, мелкую моторику.Способствовать получению удовольствия от работы и повышения самооценки.Закрепить содержание р.н. сказки «Рукавичка».Развивать творческое воображение при изготовлении атрибутов к сказке (совместно с мамами).Создать атмосферу непринужденности, комфорта. |
Февраль | 1. Все мы – таланты, чудо – музыканты.2. Красна песня ладом.3. Наши папы- удальцы (развлечение с папами).4. Ой, блиночки мои! | Продолжать знакомить с русскими народными музыкальными инструментами; закрепить навыки игры на ложках, колокольчике.Поддерживать интерес к русским народным песням, побуждать к исполнению их в повседневной жизни.Испытывать чувство гордости за пап.Соблюдать правила игры, помогать товарищам по команде.Познакомить детей с главным масленичным угощением – блинами; рисовать их, используя разные техники и материалы. |
Март | 1. Масленица (праздник с родителями).2. Русский костюм.3. Заюшкина избушка (показ сказки малышам)4. Грач на горе – весна на дворе. | Знакомить детей и родителей с традиционными масленичными играми и обрядами.Продолжать знакомить детей с элементами русского костюма.Доставить детям радость и удовольствие от совместной деятельности с родителями.Поддерживать интерес к вкусной и здоровой пище.Привлекать детей к выбору костюмов, атрибутов для драматизации сказки.Развивать творческие способности детей.Знакомить детей с приметами весны.Развивать любознательность.Разучить новые потешки, заклички, загадки о весне.Воспитывать бережное отношение к птицам.Познакомить с новым способом изготовления птиц (путем сгибания листа бумаги гармошкой). |
Апрель | 1. Как аукнется, так и откликнется.2. Поскорей подрастай, да к работе поспевай.3. Верба-вербочка.4. Пасха. | Учить сдерживать свои эмоции, прислушиваться к мнению других людей.Помочь понять смысл пословицы.Воспитывать трудолюбие.Познакомить с хороводной игрой «Верба-вербочка».Дать первоначальное представление о Пасхе, ее обычае красить яйца.Поддерживать интерес к самостоятельной творческой работе.Разучить пасхальные игры, развивать игровое взаимодействие детей. |
Май | 1. В гости к Кузе.2. Веселый перезвон.3. Солнышко- колоколнышко4. В гости к лету (развлечение) | Закрепить знания русских народных инструментов (ложки, бубен, колокольчики) и элементарные навыки игры на них.Упражнять в выразительном рассказывании потешек, закличек.Побуждать детей к совершению добрых поступков (помогать домовёнку Кузе).Знакомить детей с народными приметами. |
С детьми 5-6 лет | ||
Сентябрь | 1. Сентябрь – золотое лето2. Модница Осень3. Сказки потешной Ярмарки.4. Всякому делу – своя пора. | Продолжать знакомить детей с осенними праздниками, традициями, сельскохозяйственными работами.Закрепить народные приметы, названия месяца.Обогащать репертуар пословиц и поговорок о труде.Привлекать детей к показу театрализованного представления для малышей.Развивать в детях личностное качество – гостеприимство.Передавать шутливый, задорный характер сказок, потешек. |
Октябрь | 1. В гостях у Домового.2. Красна девица и добрый молодец.3. Осенины.4. Октябрь-свадебник. | Познакомить детей с образом домового в произведениях фольклора.Обогащать словарный запас детей старинными словами: молодец, девица, светлица, домовой.Знакомить детей с обрядовыми свадебными играми и песнями.Совместно с мамами создавать и украшать народные костюмы.Побуждать детей к проявлению инициативы и преодолению застенчивости. |
Ноябрь | 1. Дело мастера боится.2. Кузьминки.3. Посиделки у бабушки Варварушки.4. Матушка родимая. | Познакомить с новым трудовым хороводом.Закрепить пословицы о труде.Воспитывать уважительное отношение к людям труда.Побуждать к творческой импровизации.Продолжать знакомить с предметами быта: веретено, люлька, сундук.Учить анализировать поступки людей и высказывать свое мнение.Развивать умение действовать сообща.Воспитывать любовь, уважение к матери. |
Декабрь | 1. Зимушка- зима.2. Народный костюм.3. Новогодний сувенир.4. Новогодние традиции. | Продолжать знакомить детей с традициями русского народа – посиделками.Совместно с мамами украшать кокошники и кушаки.Познакомить с обереговой вышивкой.Развивать творческое воображение при изготовлении сувениров к празднику.Пополнять репертуар произведениями танцевально – игрового фольклора.Создать положительную атмосферу на посиделках для обогащения эмоционального опыта детей. |
Январь | 1. Как ходила Коляда.2. Праздник валенка.3. Наши руки не знают скуки. | Пополнить знания детей о народном празднике«Рождество».Познакомить с праздником валенка и соответствующим фольклорным материалом.Создать условия для проявления творческих способностей детей и родителей.Формировать устойчивый интерес к совместной деятельности.Развивать любознательность.Обогащать словарный запас детей. |
Февраль | 1. Как у нашего соседа весела была беседа.2. Во что играли наши предки.3. Богатырская наша сила.4. Масленица годовая. | Познакомить с новыми народными играми.Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.Развивать свободное общение с окружающими.Воспитывать в детях волевые и нравственные качества на примерах былинных богатырей.Познакомить с персонажами народных праздников – скоморохами. Пополнить знания о Масленице, масленичной неделе.Разучить масленичные заклички.Учить координировать произношение текста с движением в играх, песнях-инсценировках.Создать благоприятные условия для укрепления психического здоровья детей. |
Март | 1. Марья- искусница (праздник с мамами).2. Птицы летите, Весну несите.3. Золотая Хохлома.4. Калачи из печи. | Воспитывать чувство уважения к маме, бабушке, девочке.Познакомить с героиней русских сказок-Марьей – искусницей.Продолжать знакомить с предметами быта: прялка, коромысло, пяльцы.Развивать фантазию при создании хохломских узоров.Познакомить с праздником Сороки и технологией изготовления калачей.Поддерживать интерес к совместной деятельности с родителями. |
Апрель | 1. Верба-вербочка.2. Светлая Пасха.3. Дорога не ешка, дорога потешка. | Пополнить знания детей о Вербном Воскресенье и празднике Пасхи.Пополнить репертуар детей фольклорным материалом к праздникам.Побуждать эмоционально воплощать образы в театрализации.Проявлять свои способности на публике.Передавать содержание потешек выразительно и эмоционально.Воспитывать уважительное отношение к традициям своего народа. |
Май | 1. Становись народ в наш весенний хоровод.2. Волшебная нить.3. Золотая хохлома.4. В гости к бабушке Загадушке. | Совершенствовать навыки исполнения хороводов.Развивать творческую активность.Продолжать учить работе с иголкой и ниткой.Поддерживать интерес к творчеству.Закрепить знания о Хохломском промысле. Проявлять фантазию при украшении поделок хохломской росписью.Упражнять в сочинении и отгадывании загадок.Воспитывать уважительное отношение к пожилым людям, желание помогать им. |
С детьми 6-7 лет | ||
Сентябрь | 1. Осенняя Ярмарка.2. Что летом родится, зимой пригодится.3. Как у наших у ворот…4. Изба русская. | Продолжать знакомить детей с традициями ярмарочных гуляний.Закрепить знания о сельскохозяйственных работах. Познакомить с новыми трудовыми хороводами.Выполнять хороводные движения, согласовывая их с песенным текстом.Развивать фантазию детей при создании эскиза русской избы.Создать условия для проявления детьми любви к близким.Укреплять психическое здоровье детей.Поддерживать интерес к здоровому образу жизни. |
Октябрь | 1. В гостях у домового.2. Сядем рядком, поговорим ладком.3. Как у нас в мастерской.4. Куклы бабушки Варварушки. | Пополнять знания детей о героях народного эпоса.Закрепить знания народных осенних праздников, их традиции.Побуждать к свободному общению со сверстниками и взрослыми. Развивать речевую и эмоциональную сферу ребенка. Поддерживать интерес к совместной творческой деятельности с родителями, проявляя фантазию и самостоятельность.Упражнять в изготовлении различных народных кукол.Способствовать появлению чувства гордости за себя. |
Ноябрь | 1. Сказка к нам пришла (представление для малышей)2. На Кузьминки мы пришли (развлечение). 3. Дело мастера боится.4. Матушка родимая. | Поддерживать интерес к театрализованным показам для малышей. Проявлять творческую инициативу в инсценировках. Вкладывать свое видение характера персонажа в роль.Уважительно относиться к людям труда, традициям своего народа.Продолжать знакомить с трудом взрослых.Закрепить знания пословиц и поговорок о труде.Преодолевать застенчивость, неуверенность в себе.Совершенствовать навыки театрализации, воплощать свое видение характера героя в роли.Воспитывать любовь и бережное отношение к матери. |
Декабрь | 1. Шуба, кафтан, да русский сарафан.2. Волшебные кружева.3. Новый год у ворот.4. Елочка-красавица. | Продолжать знакомить детей с русским костюмом. Закрепить знания обереговых вышивок.Совершенствовать навык вышивания крестом.Развивать фантазию, воспитывать чувство прекрасного.Пополнять знания детей новогодними колядочными песнями.Создать благоприятный психологический климат в группе.Проявлять инициативу при создании украшений для елки. |
Январь | 1. Ходила Коляда (развлечение для малышей).2. Варежковый театр (с мамами).3. Русский валенок. | Передавать полученные знания о Рождестве, его традициях малышам.Развивать интонационную выразительность речи при исполнении колядок.Совершенствовать навыки кукловождения.Продолжать совместно с мамами создавать разные виды театров (варежковый).Побуждать детей эмоционально проявлять себя в свободной пляске (р.н. мелодия: Валенки).Продолжать укреплять внутрисемейные связи, поддерживать интерес к совместной творческой деятельности. |
Февраль | 1. Как у нашего соседа весела была беседа.2. Игры молодецкие.3. Богатырская наша сила (с папами).4. Масленица годовая (фольклорный праздник). | Продолжать развивать диалогическую и монологическую речь детей, создать условия для свободного общения со сверстниками и взрослыми. Развивать у детей личностное качество-гостеприимство.Закрепить полученные игровые качества в совместных играх.Продолжать знакомить детей с героями народного эпоса- былинными богатырями, поддерживать интерес к здоровому образу жизни на их примерах.Дать возможность детям испытать чувство гордости за пап и дедушек в ходе праздника.Продолжать знакомить детей с традициями народа (поведение Масленичных гуляний).Развивать речевую и эмоциональную сферу ребенка, исполняя частушки, заклички, потешки.Создать атмосферу радости и веселья на празднике. |
Март | 1. Марья- искусница- праздник для мам.2. Волшебный лоскуток (совместная деятельность с мамами).3. Птицы летите, Весну несите. | Познакомить с героиней русских народных сказок- Марьей-искусницей. Развивать фантазию и воображение при создании ковра из лоскутков.Поддерживать интерес к совместной работе с мамами.Совершенствовать умения ведения хороводов.Чередовать различные приемы игры на ложках.Продолжать знакомить с весенними обрядами, закрепить знания закличек, потешек, народных игр.Способствовать появлению интереса к изучению народных примет. |
Апрель | 1. Верба, вербочка.2. Добрая сказка.3. Светлая Пасха. | Познакомить детей с новыми обрядовыми играми, закрепить знания о праздниках Вербное воскресенье и Пасха.Поддерживать интерес к театрализованной деятельности.Обогатить знания детей о способах изготовления пряников, учить работать с тестом.Воспитывать любовь к труду, уважение к окружающим. |
Май | 1. Как на нашем на лугу.2. Подходи народ, здесь веселье ждёт (праздничный концерт). | Закрепить знания народных примет о весне, пополнять фольклорный материал.Совершенствовать исполнительские навыки детей в театрализации, пении, и д.р.Воспитывать чувство взаимопомощи, уважения к окружающим.Вызвать у детей эстетическое наслаждение, чувство гордости за свои успехи и успехи товарищей. |
Методическое обеспечение: в Программе русская народная тематика преподносится детям в овременном контексте, т.к. дошкольникам старинные русские обряды, русский фольклор не совсем близки и понятны. В течение четырёх лет дети изучают и проживают одни и те же обряды, праздники, обычаи и соответствующий им устный и музыкальный материал,количество и уровень сложности которого увеличиваются с каждым годом. Использование русского народного фольклора в работе с детьми позволяет активно применять на практике игровую и здоровьесберегающую технологии, а также технологию личностно-ориентированного подхода.
Условия реализации программы:
- Материально- технические:
– Наличие игрового пространства.
– Наличие народных музыкальных инструментов.
– Наличие аудио- и видеотехники, аудио- и видеокассет.
– Наличие картотеки психологических и пластических этюдов, пальчиковых
игр.
– Наличие русских народных костюмов, масок, реквизитов и др.
– Наличие разных видов театров.
– Наличие книг по фольклору.
- Кадровые:
– Воспитатель: работа над выразительной и грамотной речью; работа над речевым дыханием и артикуляцией; разучивание текстов; помощь в распределении ролей; привлечение родителей к театрализованной деятельности, изготовлению атрибутов, приобретению материалов к занятиям кружка, разучивание игровых движений, танцевальных хороводов.
– Учитель – логопед: проведение диагностики речевого развития детей.
– Музыкальный руководитель: помощь в музыкальном сопровождении, постановке хороводов.
Литература:
1. Ажермачева З.Н., Панова Л.Н., Хомякова Н.В., Максименко Т.А. народный календарь. Методическое пособие к программе «С чего начинается Родина». – Северск, 2000г.
2. Аполлон Коринфский. Народная Русь. Сказания, поверия, обычаи и пословицы русского народа. Москва «Белый город». 2007.
3. Вишневская В.Н. Программа духовно-патриотического воспитания детей 5-7 лет «Свет Руси». М.: АРКТИ, 2004г.
4. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М.: Просвещение, 2000г.
5. Дайн Г.Л. Русская народная игрушка. Москва, 1981г.
6. Картушина М.Ю. Русские народные праздники в детском саду. – М.:ТЦ Сфера, 2006
7. Кудрявцева Л.С. Художники детской книги: пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
8. Науменко Г.М. Фольклорный праздник. Изд. Линка-пресс, 2000г.
9. Под редакцией Мерзляковой С.И. Фольклор – музыка – театр. М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 1999г.
10. Соловьева Е.В., Царенко Л.И. Наследие. И быль, и сказка…: пособие по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошк. и мл. шк. возраста на основе традиций отечественной культуры. – М.: Обруч, 2011г.
11. Составители: Смирнова И.Ю., Малахова М.М. Праздники в детском саду и школе: из опыта работы школы «Развитие» г. Волгоград. Издательство «Учитель – Аст», 2000г.
12. Составитель Остапенко И. Потягушеньки, порастушеньки: пестушки, потешки, прибаутки, игровые и колыбельные песенки, сказки и присказки для малышей. Пермь: Пермская книга, 1993г.
13. Трифонова Е.В., Некрасова А.А., Кубышева М.А., Абдуллина Л.Э. Система мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы «Мир открытий». Издательский дом «Цветной мир». Москва, 2012.