МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ «РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ»

Маркевич Наталья Александровна – Музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №82» г. Саратов
Дата поступления работы: 26.03.23г.

Методическая разработка на тему:

«РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ»

Содержание

Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы.

Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).

Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

Список использованной литературы.

Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы

Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности

Развитие музыкально – творческих способностей детей – одна из наиболее актуальных современных задач музыкального развития ребенка. Причиной стали непростые условия социума в которых живут и развиваются современные дети. Современная рок и поп музыка, неэтичность на экранах, телевидение – все это закладывает неверные эталоны и понятия о музыке как искусстве, оказывает отрицательное воздействие на нравственные и эмоциональные стороны психики детей. Дети копируют с их слов красиво поющих и танцующих звезд, не используя свой природный музыкальный дар. Что становится решающим в становлении творческого развития ребенка, его личности.

Поэтому я считаю актуальную проблему развития музыкальных и творческих способностей детей, посредством внедрения новых технологий настроенных с учетом особенностей музыкального восприятия детей и их интересов.

В настоящее время в связи с общей гуманизацией воспитания и образования проблема развития музыкальных способностей приобретает все большее значение, поскольку усилия педагогов и психологов направлены на воспитание успешной личности, максимально реализующей свой потенциал.

Для успешного решения данной проблемы большое значение, в том числе, имеет развитие музыкальных способностей, а также детской активности и самостоятельности. При этом большую роль отводят музыкальному искусству. Приобщение дошкольников к музыке вводит ребенка-дошкольника в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту.

Музыкальное развитие в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления творческой личности ребенка.

Все музыкальные способности возникают и развиваются в музыкальной деятельности ребенка.

ФГОС ДО реализуются в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Цели: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:

* развитие музыкально-художественной деятельности;

* приобщение к музыкальному искусству;

* развитие музыкальности детей;

* развитие способности эмоционально воспринимать музыку,

* развитие творческих способностей детей.

Музыкальное искусство, представляет неисчерпаемые возможности, для расширения и обогащения эмоционального опыта.

 Эмоции не развиваются сами по себе. Они не имеют своей собственной истории. Изменяются установки личности, ее отношения к миру, и вместе с ними преобразуются эмоции. Дети часто находятся «в плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Лишь по мере личностного развития у них постепенно формируется способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими.

Воспитание через эмоциональное воздействие – очень тонкий процесс. Основная задача заключается не в том, чтобы не подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять. Подлинные чувства – переживания – плод жизни. Они не поддаются произвольному формированию, а возникают, живут и умирают в зависимости от изменяющихся в процессе деятельности человека его отношений к окружающему.

2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста на произведениях П.И. Чайковского – это неотъемлемое условие содержания музыкальной НОД.  Такой важный элемент, как развитие эмоциональности нельзя упускать в процессе использования НОД, ведь пренебрежение чревато определенным ущербом воспитанию успешной личности.

Целью работы является развитие эмоциональной сферы ребенка, через использование современных технологий в музыкальной деятельности. 

ЗАДАЧИ:

1. Развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности;

2. Побуждать слышать и понимать музыкальные произведения, развивать эмпатию, передавая заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства;

3. Помочь детям научиться управлять своим эмоциональным состоянием.

Из всех видов искусств музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека и занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Музыку называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» (Б.М. Теплов), «языком чувств, моделью человеческих эмоций» (В.В. Медушевский): она отражает отношение человека к миру, ко всему, что происходит в нём и в самом человеке. А наше отношение – это, как известно, наши эмоции. Значит, эмоции являются главным содержанием музыки, что и делает её одним из самых эффективных средств формирования эмоциональной сферы человека, прежде всего ребёнка. Ориентация ребенка-дошкольника на ценности музыкальной культуры как части общей духовной культуры имеет важное значение не только для музыкального, но и общего развития ребенка, нравственно-эстетического становления личности.

Музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие ребенка: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.

4.Описание нового образовательного результата, сформированного у обучающегося.

Мониторинг развития музыкальных и творческих способностей детей осуществлялся с помощью наблюдения за деятельностью детей во время музыкальной НОД.

В разработке методики диагностирования художественно-эстетического воспитания дошкольника руководствовалась положениями С. И. Мерзляковой. Основным показателем художественно-эстетического воспитания ребенка, по моему мнению, является его эмоциональная отзывчивость, поскольку она отражает интерес ребенка к классической музыке, сопереживание, желание выразиться в других видах деятельности.

Анализ результатов позволил выявить положительные тенденции в художественно-эстетическом воспитании детей согласно ФГОС ДО:

развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства;

становление эстетического отношения к окружающему миру;

восприятие музыки;

стимулирование сопереживания персонажам произведений;

развитие музыкальной деятельности детей.

5. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля)

Для развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста использую новые современные с учётом ФГОС разнообразные организационные формы. При организации музыкально-образовательного процесса использую современные методы и приемы, информационные, музыкальные технологии, цифровые образовательные ресурсы. Работа проводится в условиях активного взаимодействия музыкального руководителя, воспитателя, педагога-психолога.

Обогащаю развивающую среду музыкального зала и групповых комнат соответствующими оборудованием и атрибутами.

Я считаю, что дети рождаются с творческими задатками, которые со временем затухают. Поэтому я работаю над развитием эмоциональной сферы через музыкальные и творческие способности детей. Использую разные виды и формы организации музыкальной деятельности, стимулирую развитие творческой деятельности.

Работая с детьми, помогаю им понимать, дифференцировать эмоциональное состояние по внешним признакам (мимика, жесты, позы, интонация голоса), определять причины того или иного настроения, развивая способность реагировать на эмоциональное состояние другого человека, проявлять сочувствие, содействие. Большую помощь в этом оказывают музыкальные пластические этюды и игры. В работе используются этюды на выражение основных эмоций, на отображение и сопоставление положительных и отрицательных черт характера, этюды воплощения. Например, двигательная импровизация под музыку.

Помогаю детям избавиться от сильных отрицательных эмоций и объясняю на понятном детям языке, что, пока эти эмоции будут владеть ими, дружбы, радости общения и совместной игры не может быть – все вокруг будут восприниматься как враги, и сами они будут оставаться для окружающих врагами. В основе любого навыка саморегуляции лежит умение расслабляться, которому учу детей, используя оригинальные методики и известные в психологии тренинги расслабления, в этом мне помогает педагог – психолог ДОО.

Так же, важным средством развития являются использование музыкально-дидактических игр и применение игровых ситуаций в процессе музыкальной деятельности.

Работа организованна так, чтобы дети могли максимально реализовать свои способности, могли найти способ активного самовыражения. Ведь очень важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощрять желание малышей быть непохожими на других, разбудить их фантазию. Ребенок должен знать и понимать, что музыка – чудесный источник положительных эмоций, который есть в нем самом: пой, играй, двигайся под музыку как захочешь.

При подборе материала, содержания используются следующие методики:

Методику Н. Куприной «Игры с именами». 1/ 2013г. «Музыкальная палитра».

Методику Е.И. Юдиной «Азбука музыкально – творческого саморазвития» 2014 г «Аквариум ЛТД».

Учебно – методическое пособие Т.Э. Тютюнниковой «Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей. Игры звуками». 2003 г. ООО Редакция журнала «музыкальная палитра».

«Музыкальное лото».

Работа с родителями: провожу беседы, анкетирование, совместные праздники с родителями, консультации. Совместная работа родителей и педагога несомненно, дает свои положительные результаты.

 Прогнозируемый результат:

1. Дети увлеченно слушают классическую музыку; значительно изменились особенности музыкального восприятия: появилось произвольное внимание, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения.

2.Дошкольники умеют выразить свои чувства об эмоциональном и образном содержании музыки.

3. Создают пластические этюды и танцевальные композиции.

5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

 Для обеспечения достижений результатов ФГОС в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» необходимо повышать профессиональную квалификацию: обучение на курсах СИПКРО, участвовать в МО города, совершенствовать уровень игры на музыкальном инструменте. Создать современнуюразвивающую предметно-пространственную среду, соответствующую целям программы, обеспечить педагогический процесс нужными методическими пособиями и материалами, пополнить методическую среду новыми проектами и разработками; компьютерным оборудованием и программным обеспечением. Внести изменения в написание перспективного плана (интеграция областей, создание развивающей среды).

Таким образом, применение концепции в музыкальном воспитании, позволило создать условия для самостоятельной и творческой работы педагогов. Дает возможность познакомиться с предлагаемым опытом работы педагогов, развивает умение работать коллективно, плодотворно сотрудничая друг с другом. Повышает их педагогическую компетентность, активизирует деятельность педагогов на семинарах, побуждает их участвовать в профессиональных конкурсах не только муниципального, но и регионального уровня.

6.Список использованной литературы

Закон «Об образовании РФ».

Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. с. 34

Картушина М.Ю. Проблемы современного музыкального воспитания дошкольников /М.Ю. Картушина //Управление ДОУ. – 2015. – №5. – с. 42-46.

Коренева Т. Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста: В 2 ч. – Учеб.-метод. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2011. с. 36

Костина Э.П. Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка /Э.П. Костина //Дошкольное воспитание. – 2013. – №11. – с. 37.

Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. М., 2012. с. 26

Радынова О.П., Груздова И.В., Комиссарова Л.Н. Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников. М., 2013. с. 53

Радынова О.П., Катенене А.И., Паландишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. М., 2013. с. 32

Вам также может понравиться...
15392