Токарев Алексей Алексеевич – Аспирант МГПУ г. Москва
Дата поступления работы: 30.04.2020г.
Программа по экологическому воспитанию в образовательном комплексе (детский сад-школа) на этапах дошкольного и начально школьного уровнях
Пояснительная записка
В Концепции общего экологического образования в интересах устойчивого развития (2010) современное общее экологическое образование рассматривается как гуманитарно-естественнонаучное образование, направленное на формирование у обучающихся основ экологической образованности – экологического мышления и опыта экологически ориентированных рефлексивно-оценочных и проектных действий, деятельностных средств вхождения в мир экологической культуры и общественных ценностей, самоопределения в них, оценки своих возможностей по участию в решении экологических проблем, исполнения своих правовых и нравственных обязанностей в области охраны окружающей среды, здоровья человека, нерасточительного потребления природных ресурсов.
Стратегической направленностью общего экологического образования является социализация обучаемых, ориентация в системе нравственных категорий экологической этики, приобщение к познавательной культуре эколого-информационного общества, в котором информация становится новым экологическим фактором, освоение экосистемной познавательной модели, воспитание экологической ответственности, формирование готовности действовать и жить в быстро меняющихся условиях, накопление личного опыта применения полученных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях в целях обеспечения экологической безопасности, здоровья, качества окружающей среды и экологического качества жизни.
В соответствии с Концепцией развития системы образования центральное место в воспитательной системе занимает формирование у обучающихся экологической культуры. Школа на протяжении многих лет работает над проблемами формирования экологического сознания. Реализация экологического образования обучающихся выстраивается в школе в соответствии с Основными образовательными программами. Накоплен положительный опыт работы по экологическому воспитанию учащихся, совместной деятельности педагогов школы и родителей, сложилась система дополнительного образования на базе школы. Есть необходимость приведения накопительного, положительного опыта в стройную систему, которая позволит сделать процесс воспитания непрерывным, а значит и более эффективным.
Актуальность. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Дети, получившие определенные экологические представления, а также педагоги и родители будут бережней относиться к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем городе, районе и в стране. Предоставляя личностную и профессиональную свободу педагогу, Программа экологического образования и воспитания детей дошкольного возраста и школьников очерчивает основные направления и формы деятельности по формированию личности, обладающей экологической культурой и экологическим мышлением. Эти факты обосновывают актуальность настоящей программы.
Вопрос об экологическом образовании и воспитании детей всегда актуален. Последние годы проблема формирования экологической культуры, как часть общей культуры личности ребёнка, обострилась под влиянием следующих причин:
– дети искренне хотят знать об окружающем мире как можно больше, но последовательное обучение, без включения обучающихся в активный процесс познания природы, снижает интерес к познанию;
– педагог традиционно ориентирован на то, чтобы передать ребенку определённое, строго детерминированное знание, которое тот должен усвоить.
Изначально требуемое взаимодействие школьника и учителя как двух личностей отходит на второй план или вовсе теряется. Это, в конечном счёте, непременно сказывается на результате обучения: оно так и остаётся суммой знаний, не затрагивая душу ребёнка, поэтому необходимо сделать всё возможное, чтобы поддержать интерес детей к познанию окружающего мира. Возникновение экологического кризиса в современном мире обусловлено, прежде всего, социально-экологическими факторами. В связи с чем его решение не может быть осуществлено только техническими средствами. Выход состоит в повышении культурного уровня общества, в развитии системы воспитания – образования и информирования школьников.
Родная природа – великий учитель, могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется рано, в младшем школьном возрасте, поэтому очень важно, поддержать искренний интерес ребёнка к окружающему миру и воспитать бережное отношение к природе в детские годы.
Основная концепция программы: развитие мышления ребенка, готовности обучающихся участвовать в решении экологических проблем родного края. Необходимость совершенствования экологического воспитания воспитанников. В процессе формирования личности экологическое воспитание как целенаправленное воздействие на человека играет определяющую роль, так как способствует выработке основных социальных, нравственных и культурных ценностей, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Акцент на экологических проблемах, который делается только на уроках, часто рождает отстраненное отношение ребенка к глобальным проблемам Планеты. Эта проблема отчуждения снимается, если каждый предполагает некоторое активное действие. Проживая его и рефлексируя (отражая, анализируя), воспитанник осознаёт свою собственную позицию, сталкивается как с отношением сверстников, поставленных в ту же активную позицию, так и со взглядами учёных-экологов, гуманистов, носителей новой этики. Внеклассная работа рождает внутренний стимул для самообразования – интерес.
В основе воспитательной работы, направленной на экологизацию обучающихся, лежит ряд принципов:
– приоритетность личностных потребностей воспитанников;
– создание поддерживающей атмосферы и условий для самопознания;
– саморазвитие воспитанников, осознание ими необходимости нового экологического мышления и новой экологической этики гражданина планеты;
– соответствие мероприятий модели человек-природа-человек;
– обязательность рефлексии;
– вероятностный результат.
Осознанному поиску места человека в современном динамичном мире способствует обучение в активных формах, таких как технология критического мышления, дебаты, имитационные игры, технология позиционного обучения, тренинги и др.
Экология как предмет должна быть интересна, поэтому именно достижению этой цели способствует воспитательная работа. Именно она позволяет использовать активные формы, которые выводят воспитанника на уровень субъект – субъектных отношений в системах ученик-ученик, ученик-учитель, человек-человек, человек-природа.
Программа представляет собой систему знаний, призванную объединить все воспитательные структуры школы, обеспечивающие развитие детей, предусмотрев методическое обеспечение ее выполнения, а также преемственность в воспитании обучающихся.
Цель программы – формирование у детей старшего дошкольного возраста, школьников, учителей, воспитателей и родителей целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе через экологизацию образовательной деятельности.
В проекте Федерального государственного общеобразовательного стандарта общего образования нового (второго) поколения (ФГОС) вводится четкое различие двух фрагментов единого фундаментального ядра содержания образования – предметного и метапредметного (деятельностного). Предметное содержание может реализовываться через экологизацию содержания школьного образования. Экологизация образовательной деятельности – переход от позиции стороннего наблюдателя к позиции непосредственного участника всех природных процессов.
Задачи:
- Способствовать развитию экологически целесообразной культуры поведения в окружающей среде, гражданской ответственности за ее сохранение, умение принимать решения и разрешать экологическое проблемы.
- Повысить экологическую направленность содержания экологических знаний.
- Формировать у обучающихся экологическое сознание, знания и опыт деятельности, активную жизненную позицию по вопросам охраны природы своего края, собственного здоровья, здоровья окружающих;
- Расширить возможность научной работы обучающихся для участия в олимпиадах, конференциях и конкурсах, активизировать обучающихся к самостоятельной и творческой деятельности;
- Способствовать развитию личностно значимых качеств обучающихся.
Адресат: дети старшего школьного возраста, школьники, педагоги и родители.
Основными условиями реализации рекомендуемой программы является использование следующих подходов:
- Естественнонаучный – обучение через знания по предметам: география, биология, химия, физика.
- Натуралистический – изучение природы в природе; в основе его стремление преодолеть отрыв от природы, дать не только знание, но и углубить понимание природы.
- Этический – пропагандирует нормы поведения, наносящие наименьший ущерб природе (экономия воды, вторичное использование ресурсов).
- Этнический – стремление использовать опыт этносов, для которых свойственно бесконфликтное сосуществование с природой (В Америке – обращение к культуре индейцев, в России – древних славян).
- Гуманистический – решение экологических проблем невозможно без мира во всем мире, соблюдения прав человека.
- Занятия по основам экологических знаний, реализуя системно – деятельностный и культурно-исторический подходы, должны строиться с учетом основных принципов:
- Принципа междисциплинарности экологического знания, которое базируются на комплексном подходе к развитию человека, общества, природы.
- Педоцентрического принципа, который предполагает отбор наиболее актуальных знаний для учащихся разных типов образовательных учреждений, необходимых для индивидуального личностного развития каждого обучающегося, предоставление каждому ученику возможности удовлетворить свои познавательные интересы.
- Культурологического принципа, направленного на
- Краеведческого принципа, связанного с изучением культурно-исторического наследия малой Родины.
Структура занятий по основам экологических знаний предполагает конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации обучающихся с учетом условий образовательного учреждения по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства мировоззренческой направленности экологического образования и образования в интересах устойчивого развития, интегрированного в урочную, внеурочную, внеклассную и внешкольную деятельность.
Основными способами взаимодействия между детьми, педагогами и воспитателями являются традиционные, а также используются активные и инновационные:
– межпредметные – экологическое содержание уроков – практическая реализация принципа интеграции – внедрение экологического образования и воспитания на уроках окружающего мира, литературного чтения, математики и др.;
– внеурочные – различные формы внеурочной и внешкольной воспитательной работы:
– классные и библиотечные часы;
– исследовательская работа (проектная деятельность) – научные исследования школьников под руководством преподавателей;
– экологические праздники и мероприятия;
– лекторская работа – педагоги проводят занятия, организуют просмотр фильмов на экологические темы;
– участие в экологических конкурсах, конференциях и олимпиадах;
– практическая помощь природе – кормушки, скворечники, субботники.
Предлагаемую программу рекомендуется применять в образовательных учреждениях общего и дошкольного образования.
Содержание программы
Предложенная программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста, младшего школьного возраста (5-10 лет). Время реализации – 5 года. Форма занятий – внеурочная, рассчитана на 166 занятий: старшие дошкольники – 31 занятие, 1 класс – 33ч., 2-4 класс – 34 ч., периодичность – 1 раз в неделю.
Также в процессе реализации программы предполагается работа с родителями учащихся и педагогами.
Дети старшего дошкольного возраста
- 31 ч.
1. Знакомство с окружающим миром 5 ч. Что такое природа? Какие бывают насекомые. Я – человек Планета Земля в опасности Растение, как живое существо Речка – реченька.
2. Географические и сезонные особенности существования живой природы 9 ч. Осень золотая Самая быстрая улитка в мире Лес наше богатство Кто главный в лесу? Почему белые медведи не живут в лесу? Снег снежок. Что мы знаем о птицах Дикие животные зимой в лесу Животные жарких стран.
3. Морфологические, физиологические и экологические особенности существования живой природы 15 ч. Наши умные помощники – органы чувств Лук на окошке Муравьи – санитары леса Комнатные растения Вода вокруг нас Свойства воды Красная книга – сигнал опасности Носы нужны не только для красы Кто живет в воде Солнце – большая звезда Весенний пейзаж Знакомство со свойствами воздуха Песочные фантазии Будем беречь и охранять природу Знатоки природы Здравствуй лето
1-2 класс
1класс – 33ч. (14 – аудиторных, 19 – внеуадиторных)
2класс – 34ч. (14 – аудиторных, 20 – внеуадиторных)
Введение 1ч.
Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса.
1. Тайны за горизонтом 4ч.
Географические открытия в древности. Небосвод. Перемещение солнца на небосводе. Представление о форме Земли в древности. Земной шар. Глобус – модель Земли. Материки и океаны на глобусе.
2. Загадка смены времен года 6ч.
Вращение Земли вокруг своей оси. Движение солнца над горизонтом. Сутки, определение частей суток по разной деятельности. Загадки. Год и времена года. Названия месяцев на Руси. История происхождения названий дней недели.
3. Тайны круговорота веществ в природе 4 ч.
Круговорот веществ в природе. Живая и неживая природа. Цепи питания. Обитатели почвы.
4. Загадки круговорота воды в природе 5ч.
Загадки о состояниях воды. Наблюдение в природе за водой. Природа дождевого облака. Природа снежного облака
5. Загадки под водой и под землей 3ч.
Как изучают подводный мир. Киты, дельфины, акулы. История открытия гигантского кальмара. Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». Жизнь в темных глубинах океана.
6. Загадки растений 3ч.
Родина комнатных растений. Многообразие цветковых растений. Сказка о цветке-недотроге. Образование плода. Многообразие плодов.
7. Планета насекомых 4ч. (5ч. -2 класс)
Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Жуки. Дровосек-титан – самый крупный жук. Бабочки. Совка-агриппа – самая крупная бабочка. Охрана насекомых.
8. Что такое НЛО? 1ч.
Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения.
Заключение 1ч. Что мы узнали и чему научились за год.
- 3 класс (14 – аудиторных, 20 – внеуадиторных)
1. Изучение природы 3ч.
Беседа о лете. Изучать природу – значит любить и охранять её.Науки о природе. Экология – наука о доме. Как изучают природу. Наблюдения в природе, описание живых объектов.
2. Условия, в которых мы живем 6ч.
Солнце – источник тепла и света на Земле. Климат и сезоны года. Сезонные явления нашей местности. Особенности весны, лета, осени, зимы. Неблагоприятные и необычные явления природы. Как уменьшить влияние опасных явлений погоды на природу родного края. Условия жизни в горах, в лесу, в городе. Как сделать воздух в городе чище. Вода – это жизнь. Вода горной реки. Природные родники и их охрана.
3. Кто и как живет рядом с нами 15ч.
Многообразие цветущих и не цветущих растений нашего региона. Свет, тепло, влага в жизни растений. Нужны ли комнатные растения в доме. Чужестранные пришельцы на подоконнике – что мы о них знаем. Почему надо беречь и охранять растения. Растения Красной книги региона. Грибы -удивительное царство. Где и какие грибы встречаются в нашем регионе. Грибы ядовитые и съедобные. Грибы – плесени. Где растут лишайники, о чем они могут рассказать. Многообразие животных родного края. Какие рыбы встречаются в водоемах края. Аквариумные рыбы – что мы знаем о них. Почему лягушка – земноводное животное. Как дышит, чем питается лягушка. Почему надо охранять земноводных. Древние ящеры и современные ящерицы. Почему птицы – пернатые. Перелетные, зимующие и кочующие птицы региона. Как помочь птицам зимой. Какие птицы прилетают к кормушке. Охрана и привлечение птиц Домашние птицы. Кормление и уход за ними. Млекопитающие родного края. Редкие животные нашего региона. Домашние животные. Кормление и уход за ними. Кто и как живет в почве? Что надо знать о бактериях. Почему надо поддерживать чистоту в доме и соблюдать правила личной гигиены.
4. Человек и природа 10ч.
Зависимость человека от природы. Пищевые, лекарственные, ядовитые растения. Культурные растения. Охота в истории людей. Традиции охоты и рыбной ловли у населения нашего региона. Природа – источник сил, вдохновения и оздоровления. Отрицательное воздействие человека на природу. Человек – звено в цепи взаимосвязей в природе. Почему надо соблюдать правила поведения в природе. Что охраняют в заповедниках и заказниках. Охранять природу – значит охранять здоровье. Обобщение знаний.
5. Обобщение пройденного
Обобщение знаний.
- 4класс (11 – аудиторных, 23 – внеуадиторных)
1. Выясняем, что такое экология 2ч.
Организм иокружающая среда.
Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.
Простейшая квалификация экологических связей: связи между живой и неживой природой; связи внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными); связи между природой и человеком.
Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Организм и окружающая среда. Простейшая квалификация экологических связей. Связи между природой и человеком.
2. Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения 3ч.
Экскурсии и практические работы по распознаванию встречающихся в нашей местности растений и животных (деревьев, кустарников, травянистых растений, насекомых, птиц, зверей, других животных). Выявление наиболее характерных отличительных признаков схожих видов. Объяснение происхождения названий некоторых видов с целью их лучшего запоминания. Упражнения (в том числе игрового характера), закрепляющие знание названий рассмотренных растений и животных.
3. Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновение. 1ч.
Представители редких организмов (грибов, растений, животных): гриб-баран, подснежник альпийский, меч-трава, земляничное дерево, бабочка-аполлон, утка-мандаринка, снежный барс. Особенности их внешнеговида, распространения, поведения и т.д. Причины сокращения численности этих живых существ, необходимые меры для их охраны.
4. Изучаем способы охраны природы (2 ч)
Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, микрозаказники, национальныепарки. Памятники природы. Ботанические сады и зоопарки как места сохранения и размножения редких видов растений и животных. Питомники редких видов.
Мысленное путешествиеПО заповедникам нашей страны и мира (3-4 конкретных заповедника по выбору учителя и учащихся).
5. Выясняем роль неживой природы в жизни живого (3 ч)
Солнце как источник тепла и светадля живых существ. Теплолюбивые и холодостойкие растения. Приспособление животных к сезонным изменениям температуры.Светолюбивые и тенелюбивые растения. Роль света в жизни животных.
Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных. Вода и жизнь. Растения влаголюбивые и засухоустойчивые. Приспособление животных к жизни в условиях недостатка влаги.
6. Открываем жизнь в почве (1 ч)
Разнообразие живых обитателей почвы: растения, животные, грибы, микроорганизмы. Дождевые черви и кроты – типичные животные почвы. Особенности их строения и образа жизни, роль в поддержании почвенного плодородия.
7. Пополняем наши знания о разнообразии живой природы (4 ч)
Многообразие растений: знакомство с интересными представителями групп растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), с хвощами и плаунами.
Многообразие животных: черви, моллюски, ракообразные (речной рак, краб, мокрица), паукообразные (пауки, сенокосцы, скорпионы).
Грибы и лишайники как особые группы живых существ; разнообразие грибов и лишайников.
8. Изучаем экологические связи в живой природе (4 ч)
Экологические связи в живой природе на примере елового леса («ель и все вокруг него»). Понятия «прямые связи», «косвенные связи».
Сеть питания, или пищевая сеть (рассматривается на примере ельника и других примерах по усмотрению учителя).
Экологическая пирамида (строится на основе конкретных представлений о жизни елового леса: семена ели – лесные мыши, полевки – филин). Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы.
Защитные приспособления у растений и животных как проявление тесной связи организмов с окружающей их средой (острые шипы шиповника, жгучие волоски крапивы, горький вкус полыни; защитная слизь слизня, раковины улитки, сходство мух- осовидок и ос, иглы ежа, панцирь черепахи, окраска и поза выпи и другие примеры по выбору учителя).
9. Знакомимся с охраняемыми растениями и животными (5 ч)
Охраняемые растения: эдельвейс, водяной орех, сон-трава, кувшинка белая, ландыш, колокольчики и др. Особенности их внешнего строения и распространения, легенды и сказания, связанные с некоторыми из этих растений.
Лекарственные растения (например, валериана, плаун, Пижма, подорожник, тысячелистник, пастушья сумка), их важнейшие свойства, правила сбора. Охрана лекарственных растений.
Охраняемые животные: бабочка «мертвая голова», жук-красотел, орел-беркут, фламинго, морж, тигр и др. Особенности их внешнего вида, распространения, поведения. Причины сокращения численности этих животных, и меры их охраны.
История спасения бобра, соболя, стерха – примеры активных действий человека по охране животного мира.
Мысленное путешествие по ботаническим садам и зоопаркам (3-4 конкретных ботанических сада и зоопарка по выбору учителя и учащихся).
10. Мастерим домики для птиц (1ч)
Практическая работа по изготовлению искусственных гнездовий для птиц.
11. Учимся передавать свои знания другим ребятам (3 ч)
Изготовление школьниками условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток для младших товарищей и для взрослых.
Подготовка и проведение школьниками бесед, утренников, КВН экологического содержания, адресованных учащимся других классов или дошкольникам.
Подготовка и проведение школьниками экскурсий в природу с учащимися других классов или дошкольниками.
12. Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека (2 ч)
Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека (на кожу, органы дыхания, пищеваренияи т. д.).
Пути попадания вредных веществ в организм человека (с воздухом, водой, пищей). Меры, направленныена снижение вредного влияния загрязнений на здоровье(очистка используемой в быту воды фильтром, использование овощей и фруктов, выращенных на своем участке 6eз применения опасных веществ, и т. д.).
13. Обсуждаем примеры экологических катастроф (1 ч)
Загрязнение природы.
14. Подводим итоги работы за год (1ч)
Обобщение основных теоретических знаний.
Учебно-тематический план программы































Предполагаемые результаты.
Применение данной программы для детей старшего дошкольного возраста предполагает, что к началу школьного обучения, у ребенка уже сформированы зачатки экологической культуры и бережного отношения к природе, что в дальнейшем приводит к более успешной реализации программы.
Показателями высокой экологической культуры детей первого года обучения следует считать:
– интерес к объектам природы своего ближайшего окружения, попытки оценивать их «самочувствие», исходя из условий обитания («веселый», «грустный», «здоровый», «обеспокоенный» и т.д.);
– желание наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, мини-сочинений;
– проявление заботы о личной гигиене;
– потребность в физической активности;
– желание заботиться о своем именном дереве, домашнем питомце;
– желание помогать сверстникам, родителям, педагогу;
– стремление следовать правилам поведения на природе и в обществе;
– попытка оценивать свое поведение.
В течение второго года обучения дети подробнее знакомятся с природным лесом как домом диких растений и животных.
Продолжают изучение воздуха и во время тренировочных прогулок определять, где самый чистый и где самый грязный воздух, снег в микрорайонах города.
Изготовление (самостоятельно) кормушек из бытового мусора (пакеты из-под молока, чая…).
В третьем классе образовательное пространство еще более расширяется. Изучение взаимосвязей между растениям и животными между собой в лесу, на лугу, в водоеме.
Формирование знаний ребенка об окружающем мире и новому взгляду на место и роль человека на Земле, системы нравственных ценностей, активной личной позиции.
Дети изучают свою родословную в пяти поколениях, а также историю своего родного края.
В четвертом классе дети изучают социальное окружение, изучая глубже свою родословную, природные и культурные объекты республики.
Изучают экологические законы, которые помогают формировать представление о природном равновесии и роли человека в его сохранении.
Строить взаимоотношения со своим окружением дети стараются в соответствии с кодексом чести юного эколога, который попытаемся разработать сами.
Формы и виды контроля
Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности. Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся:
– самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы;
– игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей;
– тематические выставки способствуют развитию творческого потенциала;
– участие в круглых столах развивает умение вести предметный диалог, доказывать свою точку зрения;
– работа над проектами способствует глубокому погружению в суть проблем, развивает научный подход к изучаемому материалу
– составление загадок, кроссвордов, ребусов развивает детальное представление предметов и явлений природы.
Контроль за выполнением программы курса осуществляется в виде тестовых заданий и защиты исследовательских работ.
План работы с родителями по экологическому воспитанию
Для эффективности реализуемой программы рекомендуется совместная работа с родителями. Для этого планируется проведение совместных мероприятий с периодичностью раз в месяц.







План работы с педагогами по экологическому воспитанию
Применение программы для педагогов предполагает их участие в конференциях экологической направленности, курсах повышения квалификации, а также мероприятиях по обмену опытом.
Месяц | Форма работы |
Сентябрь | Изучение научно-методической литературы |
Октябрь | Создание экологического уголка.Подготовка и организация выставки: «Дары природы» (использование природного и бросового материала) |
Ноябрь | Повышение квалификации на курсах |
Декабрь | Изготовление дидактических игр, пособий по экологии. |
Январь | Разработать конспекты этических бесед по экологии «Ключи природы» дидактические игры по экологическому развитию |
Февраль | Участие в конференции |
Март | Подбор материала для оформления картотеки по теме: «Деревья», «Растения», «Птицы», «Насекомые», «Цветы» |
Апрель | Изготовление экологической газеты для родителей на тему: «Прикоснись к природе сердцем». |
Май | Привлечь родителей к подготовке группы, участка к летнему периоду работы. Дать возможность проявить единство, творчество и заинтересованность в благоустройстве участка. |
Методическая литература для учителя.
1. Н.Н.Непомнящий. – М.: Вече, 2007.
2. Атлас родной природы (серия книг): Учебное пособие для школьников младших и средних классов. – М.: Эгмонт Россия, 2002.
3. Белицкая Н.Г. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы. – М.: Айрис-пресс, 2007.
4. Дмитриева О.И., Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». – М.: ВАКО, 2006.
5. Зотов В.В. Лесная азбука. – М.: «Орбита-М», 2005.
6. Зотов В.В. Лесная мозаика. – М.: Просвещение, 1993.
7. Красная книга Российской Федерации. – М., 2001.
8. Книга природы: Рассказы/Сост. Ю.Дмитриев. – М.: Дет. лит., 1990.
9. Книга рекордов Гиннеса 2001: Пер. с англ. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
10. Мир живой природы/ Под ред. Т.Ниловой. – М.: «АСТ-Пресс», 2000.
11. Рубинштейн Н.Р. Рекорды животных. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
12. Экология России. Хрестоматия. – М., 1995.
Литература для детей
13. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию.- изд. Детство-пресс, 2004.
14. Давыдова Г.Г., Корепанова М.В. Познаю себя.- Волгоград, 1999.
15. Зайцев Г. Уроки Айболита.- изд. : Акцент,1996.
16. Козлова С., Князева О. Мой организм.- М.: Владос, 2001.
17. Люцис К. Растительный мир в картинках.-М.: Владос, 2004.
18. Неволина Е. Большая книга животных.- М.: ОЛМА ПРЕСС «Звездный мир», 2003
19. Тамбиев А. Экологическая азбука для детей. Животные.- М.: Школьная пресса, 2000.
20. Шорыгина Т.А. Деревья. Какие они?-М.: Гном и Д, 2001.
21. Шорыгина Т.А. Домашние животные. Какие они?-М.: Гном и Д, 2002.
22. Шорыгина Т.А. Какие звери в лесу?-М.: Гном и Д, 2000.
23. Шорыгина Т. А. Какие месяцы в году?-М.: Гном и Д, 2002.
24. Шорыгина Т.А. Насекомые. Какие они?-М.: Гном и Д, 2001.
25. Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они?- М.: Гном и Д, 2000.
26. Шорыгина Т.А. Фрукты. Какие они?- М.: Гном и Д, 2003.
27. Шорыгина Т.А. Цветы. Какие они?- М.: Гном и Д, 2001.
28. Шорыгина Т.А. Экологические сказки для малышей.- М.: Прометей,2003.
29. Я познаю мир: Дет. энцикл.: экология, география, животные, медицина, растения.-М.: Издательство АСТ, 1997.