МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ «ПРОГРАММА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ (ДЕТСКИЙ САД-ШКОЛА) НА ЭТАПАХ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНО ШКОЛЬНОГО УРОВНЯХ»

Токарев Алексей Алексеевич – Аспирант МГПУ г. Москва
Дата поступления работы: 30.04.2020г.

Программа по экологическому воспитанию в образовательном комплексе (детский сад-школа) на этапах дошкольного и начально школьного уровнях

Пояснительная записка

В Концепции общего экологического образования в интересах устойчивого развития (2010) современное общее экологическое образование рассматривается как гуманитарно-естественнонаучное образование, направленное на формирование у обучающихся основ экологической образованности – экологического мышления и опыта экологически ориентированных рефлексивно-оценочных и проектных действий, деятельностных средств вхождения в мир экологической культуры и общественных ценностей, самоопределения в них, оценки своих возможностей по участию в решении экологических проблем, исполнения своих правовых и нравственных обязанностей в области охраны окружающей среды, здоровья человека, нерасточительного потребления природных ресурсов.

Стратегической направленностью общего экологического образования является социализация обучаемых, ориентация в системе нравственных категорий экологической этики, приобщение к познавательной культуре эколого-информационного общества, в котором информация становится новым экологическим фактором, освоение экосистемной познавательной модели, воспитание экологической ответственности, формирование готовности действовать и жить в быстро меняющихся условиях, накопление личного опыта применения полученных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях в целях обеспечения экологической безопасности, здоровья, качества окружающей среды и экологического качества жизни.

В соответствии с Концепцией развития системы образования центральное место в воспитательной системе занимает формирование у обучающихся экологической культуры. Школа на протяжении многих лет работает над проблемами формирования экологического сознания. Реализация экологического образования обучающихся выстраивается в школе в соответствии с Основными образовательными программами. Накоплен положительный опыт работы по экологическому воспитанию учащихся, совместной деятельности педагогов школы и родителей, сложилась система дополнительного образования на базе школы. Есть необходимость приведения накопительного, положительного опыта в стройную систему, которая позволит сделать процесс воспитания непрерывным, а значит и более эффективным.

Актуальность. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Дети, получившие определенные экологические представления, а также педагоги и родители будут бережней относиться к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем городе, районе и в стране. Предоставляя личностную и профессиональную свободу педагогу, Программа экологического образования и воспитания детей дошкольного возраста и школьников очерчивает основные направления и формы деятельности по формированию личности, обладающей экологической культурой и экологическим мышлением. Эти факты обосновывают актуальность настоящей программы.

Вопрос об экологическом образовании и воспитании детей всегда актуален. Последние годы проблема формирования экологической культуры, как часть общей культуры личности ребёнка, обострилась под влиянием следующих причин:

– дети искренне хотят знать об окружающем мире как можно больше, но последовательное обучение, без включения обучающихся в активный процесс познания природы, снижает интерес к познанию;

– педагог традиционно ориентирован на то, чтобы передать ребенку определённое, строго детерминированное знание, которое тот должен усвоить.

Изначально требуемое взаимодействие школьника и учителя как двух личностей отходит на второй план или вовсе теряется. Это, в конечном счёте, непременно сказывается на результате обучения: оно так и остаётся суммой знаний, не затрагивая душу ребёнка, поэтому необходимо сделать всё возможное, чтобы поддержать интерес детей к познанию окружающего мира. Возникновение экологического кризиса в современном мире обусловлено, прежде всего, социально-экологическими факторами. В связи с чем его решение не может быть осуществлено только техническими средствами. Выход состоит в повышении культурного уровня общества, в развитии системы воспитания – образования и информирования школьников.

Родная природа – великий учитель, могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется рано, в младшем школьном возрасте, поэтому очень важно, поддержать искренний интерес ребёнка к окружающему миру и воспитать бережное отношение к природе в детские годы.

Основная концепция программы: развитие мышления ребенка, готовности обучающихся участвовать в решении экологических проблем родного края. Необходимость совершенствования экологического воспитания воспитанников. В процессе формирования личности экологическое воспитание как целенаправленное воздействие на человека играет определяющую роль, так как способствует выработке основных социальных, нравственных и культурных ценностей, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Акцент на экологических проблемах, который делается только на уроках, часто рождает отстраненное отношение ребенка к глобальным проблемам Планеты. Эта проблема отчуждения снимается, если каждый предполагает некоторое активное действие. Проживая его и рефлексируя (отражая, анализируя), воспитанник осознаёт свою собственную позицию, сталкивается как с отношением сверстников, поставленных в ту же активную позицию, так и со взглядами учёных-экологов, гуманистов, носителей новой этики. Внеклассная работа рождает внутренний стимул для самообразования – интерес.

В основе воспитательной работы, направленной на экологизацию обучающихся, лежит ряд принципов:

– приоритетность личностных потребностей воспитанников;

– создание поддерживающей атмосферы и условий для самопознания;

– саморазвитие воспитанников, осознание ими необходимости нового экологического мышления и новой экологической этики гражданина планеты;

– соответствие мероприятий модели человек-природа-человек;

– обязательность рефлексии;

– вероятностный результат.

Осознанному поиску места человека в современном динамичном мире способствует обучение в активных формах, таких как технология критического мышления, дебаты, имитационные игры, технология позиционного обучения, тренинги и др.

Экология как предмет должна быть интересна, поэтому именно достижению этой цели способствует воспитательная работа. Именно она позволяет использовать активные формы, которые выводят воспитанника на уровень субъект – субъектных отношений в системах ученик-ученик, ученик-учитель, человек-человек, человек-природа.

Программа представляет собой систему знаний, призванную объединить все воспитательные структуры школы, обеспечивающие развитие детей, предусмотрев методическое обеспечение ее выполнения, а также преемственность в воспитании обучающихся.

Цель программы – формирование у детей старшего дошкольного возраста, школьников, учителей, воспитателей и родителей целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе через экологизацию образовательной деятельности.

В проекте Федерального государственного общеобразовательного стандарта общего образования нового (второго) поколения (ФГОС) вводится четкое различие двух фрагментов единого фундаментального ядра содержания образования – предметного и метапредметного (деятельностного). Предметное содержание может реализовываться через экологизацию содержания школьного образования. Экологизация образовательной деятельности – переход от позиции стороннего наблюдателя к позиции непосредственного участника всех природных процессов.

Задачи:

  • Способствовать развитию экологически целесообразной культуры поведения в окружающей среде, гражданской ответственности за ее сохранение, умение принимать решения и разрешать экологическое проблемы.
  • Повысить экологическую направленность содержания экологических знаний.
  • Формировать у обучающихся экологическое сознание, знания и опыт деятельности, активную жизненную позицию по вопросам охраны природы своего края, собственного здоровья, здоровья окружающих;
  • Расширить возможность научной работы обучающихся для участия в олимпиадах, конференциях и конкурсах, активизировать обучающихся к самостоятельной и творческой деятельности;
  • Способствовать развитию личностно значимых качеств обучающихся.

Адресат: дети старшего школьного возраста, школьники, педагоги и родители.

Основными условиями реализации рекомендуемой программы является использование следующих подходов:

  • Естественнонаучный – обучение через знания по предметам: география, биология, химия, физика.
  • Натуралистический – изучение природы в природе; в основе его стремление преодолеть отрыв от природы, дать не только знание, но и углубить понимание природы.
  • Этический – пропагандирует нормы поведения, наносящие наименьший ущерб природе (экономия воды, вторичное использование ресурсов).
  • Этнический – стремление использовать опыт этносов, для которых свойственно бесконфликтное сосуществование с природой (В Америке – обращение к культуре индейцев, в России – древних славян).
  • Гуманистический – решение экологических проблем невозможно без мира во всем мире, соблюдения прав человека.
  • Занятия по основам экологических знаний, реализуя системно – деятельностный и культурно-исторический подходы, должны строиться с   учетом основных принципов:
  • Принципа междисциплинарности экологического знания, которое базируются на комплексном подходе к развитию человека, общества, природы.
  • Педоцентрического принципа, который предполагает отбор наиболее актуальных знаний для учащихся разных типов образовательных учреждений, необходимых для индивидуального личностного развития каждого обучающегося, предоставление каждому ученику возможности удовлетворить свои познавательные интересы.
  • Культурологического принципа, направленного на
  • Краеведческого принципа, связанного с изучением культурно-исторического наследия малой Родины.

 

Структура занятий по основам экологических знаний предполагает конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации обучающихся с учетом условий образовательного учреждения по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства мировоззренческой направленности экологического образования и образования в интересах устойчивого развития, интегрированного в урочную, внеурочную, внеклассную и внешкольную деятельность.

Основными способами взаимодействия между детьми, педагогами и воспитателями являются традиционные, а также используются активные и инновационные:

–     межпредметные – экологическое содержание уроков – практическая реализация принципа интеграции – внедрение экологического образования и воспитания на уроках окружающего мира, литературного чтения, математики и др.;

–     внеурочные – различные формы внеурочной и внешкольной воспитательной работы:

–     классные и библиотечные часы;

–     исследовательская работа (проектная деятельность) – научные исследования школьников под руководством преподавателей;

–     экологические праздники и мероприятия;

–     лекторская работа – педагоги проводят занятия, организуют просмотр фильмов на экологические темы;

–     участие в экологических конкурсах, конференциях и олимпиадах;

–     практическая помощь природе – кормушки, скворечники, субботники.

Предлагаемую программу рекомендуется применять в образовательных учреждениях общего и дошкольного образования.

Содержание программы

Предложенная программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста, младшего школьного возраста (5-10 лет). Время реализации – 5 года. Форма занятий – внеурочная, рассчитана на 166 занятий: старшие дошкольники – 31 занятие, 1 класс – 33ч., 2-4 класс – 34 ч., периодичность – 1 раз в неделю.

Также в процессе реализации программы предполагается работа с родителями учащихся и педагогами.

Дети старшего дошкольного возраста

  1. 31 ч.

1. Знакомство с окружающим миром 5 ч. Что такое природа? Какие бывают насекомые. Я – человек Планета Земля в опасности Растение, как живое существо Речка – реченька.

2. Географические и сезонные особенности существования живой природы 9 ч. Осень золотая Самая быстрая улитка в мире Лес наше богатство Кто главный в лесу? Почему белые медведи не живут в лесу? Снег снежок. Что мы знаем о птицах Дикие животные зимой в лесу Животные жарких стран.

3. Морфологические, физиологические и экологические особенности существования живой природы 15 ч. Наши умные помощники – органы чувств Лук на окошке Муравьи – санитары леса Комнатные растения Вода вокруг нас Свойства воды Красная книга – сигнал опасности Носы нужны не только для красы Кто живет в воде Солнце – большая звезда Весенний пейзаж Знакомство со свойствами воздуха Песочные фантазии Будем беречь и охранять природу Знатоки природы Здравствуй лето

1-2 класс

1класс – 33ч. (14 – аудиторных, 19 – внеуадиторных)

2класс – 34ч. (14 – аудиторных, 20 – внеуадиторных)

Введение 1ч.

Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса.

1. Тайны за горизонтом 4ч.

Географические открытия в древности. Небосвод. Перемещение солнца на небосводе. Представление о форме Земли в древности. Земной шар. Глобус – модель Земли. Материки и океаны на глобусе.

2. Загадка смены времен года 6ч.

Вращение Земли вокруг своей оси. Движение солнца над горизонтом. Сутки, определение частей суток по разной деятельности. Загадки. Год и времена года. Названия месяцев на Руси. История происхождения названий дней недели.

3. Тайны круговорота веществ в природе 4 ч.

Круговорот веществ в природе. Живая и неживая природа. Цепи питания. Обитатели почвы.

4. Загадки круговорота воды в природе 5ч.

Загадки о состояниях воды. Наблюдение в природе за водой. Природа дождевого облака. Природа снежного облака

5. Загадки под водой и под землей 3ч.

Как изучают подводный мир. Киты, дельфины, акулы. История открытия гигантского кальмара. Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». Жизнь в темных глубинах океана.

6. Загадки растений 3ч.

Родина комнатных растений. Многообразие цветковых растений. Сказка о цветке-недотроге. Образование плода. Многообразие плодов.

7. Планета насекомых 4ч. (5ч. -2 класс)

Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Жуки. Дровосек-титан – самый крупный жук. Бабочки. Совка-агриппа – самая крупная бабочка. Охрана насекомых.

8. Что такое НЛО? 1ч.

Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения.

Заключение 1ч. Что мы узнали и чему научились за год.

  1. класс (14 – аудиторных, 20 – внеуадиторных)

1. Изучение природы 3ч.

Беседа о лете. Изучать природу – значит любить и охранять её.Науки о природе. Экология – наука о доме. Как изучают природу. Наблюдения в природе, описание живых объектов.

2. Условия, в которых мы живем 6ч.

Солнце – источник тепла и света на Земле. Климат и сезоны года. Сезонные явления нашей местности. Особенности весны, лета, осени, зимы. Неблагоприятные и необычные явления природы. Как уменьшить влияние опасных явлений погоды на природу родного края. Условия жизни в горах, в лесу, в городе. Как сделать воздух в городе чище. Вода – это жизнь. Вода горной реки. Природные родники и их охрана.

3. Кто и как живет рядом с нами 15ч.

Многообразие цветущих и не цветущих растений нашего региона. Свет, тепло, влага в жизни растений. Нужны ли комнатные растения в доме. Чужестранные пришельцы на подоконнике – что мы о них знаем. Почему надо беречь и охранять растения. Растения Красной книги региона. Грибы -удивительное царство. Где и какие грибы встречаются в нашем регионе. Грибы ядовитые и съедобные. Грибы – плесени. Где растут лишайники, о чем они могут рассказать. Многообразие животных родного края. Какие рыбы встречаются в водоемах края. Аквариумные рыбы – что мы знаем о них. Почему лягушка – земноводное животное. Как дышит, чем питается лягушка. Почему надо охранять земноводных. Древние ящеры и современные ящерицы. Почему птицы – пернатые. Перелетные, зимующие и кочующие птицы региона. Как помочь птицам зимой. Какие птицы прилетают к кормушке. Охрана и привлечение птиц Домашние птицы. Кормление и уход за ними. Млекопитающие родного края. Редкие животные нашего региона. Домашние животные. Кормление и уход за ними. Кто и как живет в почве? Что надо знать о бактериях. Почему надо поддерживать чистоту в доме и соблюдать правила личной гигиены.

4. Человек и природа 10ч.

Зависимость человека от природы. Пищевые, лекарственные, ядовитые растения. Культурные растения. Охота в истории людей. Традиции охоты и рыбной ловли у населения нашего региона. Природа – источник сил, вдохновения и оздоровления. Отрицательное воздействие человека на природу. Человек – звено в цепи взаимосвязей в природе. Почему надо соблюдать правила поведения в природе. Что охраняют в заповедниках и заказниках. Охранять природу – значит охранять здо­ровье. Обобщение знаний.

5. Обобщение пройденного

Обобщение знаний.

  1. 4класс (11 – аудиторных, 23 – внеуадиторных)

1. Выясняем, что такое экология 2ч.

Организм иокружающая среда.

Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.

Простейшая квалификация экологических связей: связи между живой и неживой природой; связи внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными); связи между природой и человеком.

Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Организм и окружающая среда. Простейшая квалификация экологических связей. Связи между природой и человеком.

2. Учимся распознавать растения и животных бли­жайшего природного окружения 3ч.

Экскурсии и практические работы по распознаванию встречающихся в нашей местности растений и животных (деревьев, кустарников, травянистых растений, насекомых, птиц, зверей, других животных). Выявление наиболее характерных отличительных признаков схожих видов. Объяснение происхождения названий некоторых видов с целью их лучшего запоминания. Упражнения (в том числе игрового характера), закрепляющие знание названий рассмотренных растений и животных.

3. Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновение. 1ч.

Представители редких организмов (грибов, растений, животных): гриб-баран, подснежник альпийский, меч-трава, земляничное дерево, бабочка-аполлон, утка-мандаринка, снежный барс. Особенности их внешнеговида, распространения, поведения и т.д. Причины сокращения численности этих живых существ, необходимые меры для их охраны.

4. Изучаем способы охраны природы (2 ч)

Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, микрозаказники, национальныепарки. Памятники природы. Ботанические сады и зоопарки как места сохранения и размножения редких видов растений и животных. Питомники редких видов.

Мысленное путешествиеПО заповедникам нашей страны и мира (3-4 конкретных заповедника по выбору учителя и учащихся).

5. Выясняем роль неживой природы в жизни живого (3 ч)

Солнце как источник тепла и светадля живых существ. Теплолюбивые и холодостойкие растения. Приспособление животных к сезонным изменениям температуры.Светолюбивые и тенелюбивые растения. Роль света в жизни животных.

Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных. Вода и жизнь. Растения влаголюбивые и засухоустойчивые. Приспособление животных к жизни в условиях недостатка влаги.

6. Открываем жизнь в почве (1 ч)

Разнообразие живых обитателей почвы: растения, животные, грибы, микроорганизмы. Дождевые черви и кроты – типичные животные почвы. Особенности их строения и образа жизни, роль в поддержании почвенного плодородия.

7. Пополняем наши знания о разнообразии живой природы (4 ч)

Многообразие растений: знакомство с интересными представителями групп растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), с хвощами и плаунами.

Многообразие животных: черви, моллюски, ракообразные (речной рак, краб, мокрица), паукообразные (пауки, сенокосцы, скорпионы).

Грибы и лишайники как особые группы живых существ; разнообразие грибов и лишайников.

8. Изучаем экологические связи в живой природе (4 ч)

Экологические связи в живой природе на примере елового леса («ель и все вокруг него»). Понятия «прямые связи», «косвенные связи».

Сеть питания, или пищевая сеть (рассматривается на примере ельника и других примерах по усмотрению учителя).

Экологическая пирамида (строится на основе конкретных представлений о жизни елового леса: семена ели – лесные мыши, полевки – филин). Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы.

Защитные приспособления у растений и животных как проявление тесной связи организмов с окружающей их средой (острые шипы шиповника, жгучие волоски крапивы, горький вкус полыни; защитная слизь слизня, раковины улитки, сходство мух- осовидок и ос, иглы ежа, панцирь черепахи, окраска и поза выпи и другие примеры по выбору учителя).

9. Знакомимся с охраняемыми растениями и животными (5 ч)

Охраняемые растения: эдельвейс, водяной орех, сон-трава, кувшинка белая, ландыш, колокольчики и др. Особенности их внешнего строения и распространения, легенды и сказания, связанные с некоторыми из этих растений.

Лекарственные растения (например, валериана, плаун, Пижма, подорожник, тысячелистник, пастушья сумка), их важнейшие свойства, правила сбора. Охрана лекарственных растений.

Охраняемые животные: бабочка «мертвая голова», жук-красотел, орел-беркут, фламинго, морж, тигр и др. Особенности их внешнего вида, распространения, поведения. Причины сокращения численности этих животных, и меры их охраны.

История спасения бобра, соболя, стерха – примеры активных действий человека по охране животного мира.

Мысленное путешествие по ботаническим садам и зоопаркам (3-4 конкретных ботанических сада и зоопарка по выбору учителя и учащихся).

10. Мастерим домики для птиц (1ч)

Практическая работа по изготовлению искусственных гнездовий для птиц.

11. Учимся передавать свои знания другим ребятам (3 ч)

Изготовление школьниками условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток для младших товарищей и для взрослых.

Подготовка и проведение школьниками бесед, утренников, КВН экологического содержания, адресованных учащимся других классов или дошкольникам.

Подготовка и проведение школьниками экскурсий в природу с учащимися других классов или дошкольниками.

12. Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека (2 ч)

Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека (на кожу, органы дыхания, пищеваренияи т. д.).

Пути попадания вредных веществ в организм человека (с воздухом, водой, пищей). Меры, направленныена снижение вредного влияния загрязнений на здоровье(очистка используемой в быту воды фильтром, использование овощей и фруктов, выращенных на своем участке 6eз применения опасных веществ, и т. д.).

13. Обсуждаем примеры экологических катастроф (1 ч)

Загрязнение природы.

14. Подводим итоги работы за год (1ч)

Обобщение основных теоретических знаний.

Учебно-тематический план программы

Предполагаемые результаты.

Применение данной программы для детей старшего дошкольного возраста предполагает, что к началу школьного обучения, у ребенка уже сформированы зачатки экологической культуры и бережного отношения к природе, что в дальнейшем приводит к более успешной реализации программы.

Показателями высокой экологической культуры детей первого года обучения следует считать:

– интерес к объектам природы своего ближайшего окружения, попытки оценивать их «самочувствие», исходя из условий обитания («веселый», «грустный», «здоровый», «обеспокоенный» и т.д.);

– желание наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, мини-сочинений;

– проявление заботы о личной гигиене;

– потребность в физической активности;

– желание заботиться о своем именном дереве, домашнем питомце;

– желание помогать сверстникам, родителям, педагогу;

– стремление следовать правилам поведения на природе и в обществе;

– попытка оценивать свое поведение.

В течение второго года обучения дети подробнее знакомятся с природным лесом как домом диких растений и животных.

Продолжают изучение воздуха и во время тренировочных прогулок определять, где самый чистый и где самый грязный воздух, снег в микрорайонах города.

Изготовление (самостоятельно) кормушек из бытового мусора (пакеты из-под молока, чая…).

В третьем классе образовательное пространство еще более расширяется. Изучение взаимосвязей между растениям и животными между собой в лесу, на лугу, в водоеме.

Формирование знаний ребенка об окружающем мире и новому взгляду на место и роль человека на Земле, системы нравственных ценностей, активной личной позиции.

Дети изучают свою родословную в пяти поколениях, а также историю своего родного края.

В четвертом классе дети изучают социальное окружение, изучая глубже свою родословную, природные и культурные объекты республики.

Изучают экологические законы, которые помогают формировать представление о природном равновесии и роли человека в его сохранении.

Строить взаимоотношения со своим окружением дети стараются в соответствии с кодексом чести юного эколога, который попытаемся разработать сами.

Формы и виды контроля

Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности. Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: 

– самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы;

– игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей;

– тематические выставки способствуют развитию творческого потенциала;

– участие в круглых столах развивает умение вести предметный диалог, доказывать свою точку зрения;

– работа над проектами способствует глубокому погружению в суть проблем, развивает научный подход к изучаемому материалу

– составление загадок, кроссвордов, ребусов развивает детальное представление предметов и явлений природы.

Контроль за выполнением программы курса осуществляется в виде тестовых заданий и защиты исследовательских работ.

План работы с родителями по экологическому воспитанию

Для эффективности реализуемой программы рекомендуется совместная работа с родителями. Для этого планируется проведение совместных мероприятий с периодичностью раз в месяц.

План работы с педагогами по экологическому воспитанию

Применение программы для педагогов предполагает их участие в конференциях экологической направленности, курсах повышения квалификации, а также мероприятиях по обмену опытом.

МесяцФорма работы
СентябрьИзучение научно-методической литературы
ОктябрьСоздание экологического уголка.Подготовка и организация выставки: «Дары природы» (использование природного и бросового материала)
НоябрьПовышение квалификации на курсах
ДекабрьИзготовление дидактических игр, пособий по экологии.
ЯнварьРазработать конспекты этических бесед по экологии «Ключи природы» дидактические игры по экологическому развитию
ФевральУчастие в конференции
МартПодбор материала для оформления картотеки по теме: «Деревья», «Растения», «Птицы», «Насекомые», «Цветы»
АпрельИзготовление экологической газеты для родителей на тему: «Прикоснись к природе сердцем».
МайПривлечь родителей к подготовке группы, участка к летнему периоду работы. Дать возможность проявить единство, творчество и заинтересованность в благоустройстве участка.

Методическая литература для учителя.

1. Н.Н.Непомнящий. – М.: Вече, 2007.

2. Атлас родной природы (серия книг): Учебное пособие для школьников младших и средних классов. – М.: Эгмонт Россия, 2002.

3. Белицкая Н.Г. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы. – М.: Айрис-пресс, 2007.

4. Дмитриева О.И., Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». – М.: ВАКО, 2006.

5. Зотов В.В. Лесная азбука. – М.: «Орбита-М», 2005.

6. Зотов В.В. Лесная мозаика. – М.: Просвещение, 1993.

7. Красная книга Российской Федерации. – М., 2001.

8. Книга природы: Рассказы/Сост. Ю.Дмитриев. – М.: Дет. лит., 1990.

9. Книга рекордов Гиннеса 2001: Пер. с англ. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.

10. Мир живой природы/ Под ред. Т.Ниловой. – М.: «АСТ-Пресс», 2000.

11. Рубинштейн Н.Р. Рекорды животных. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.

12. Экология России. Хрестоматия. – М., 1995.

Литература для детей

13. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию.- изд. Детство-пресс, 2004.

14. Давыдова Г.Г., Корепанова М.В. Познаю себя.- Волгоград, 1999.

15. Зайцев Г. Уроки Айболита.- изд. : Акцент,1996.

16. Козлова С., Князева О. Мой организм.- М.: Владос, 2001.

17. Люцис К. Растительный мир в картинках.-М.: Владос, 2004.

18. Неволина Е. Большая книга животных.- М.: ОЛМА ПРЕСС «Звездный мир», 2003

19. Тамбиев А. Экологическая азбука для детей. Животные.- М.: Школьная пресса, 2000.

20. Шорыгина Т.А. Деревья. Какие они?-М.: Гном и Д, 2001.

21. Шорыгина Т.А. Домашние животные. Какие они?-М.: Гном и Д, 2002.

22. Шорыгина Т.А. Какие звери в лесу?-М.: Гном и Д, 2000.

23. Шорыгина Т. А.  Какие месяцы в году?-М.: Гном и Д, 2002.

24. Шорыгина Т.А. Насекомые. Какие они?-М.: Гном и Д, 2001.

25. Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они?- М.: Гном и Д, 2000.

26. Шорыгина Т.А. Фрукты. Какие они?- М.: Гном и Д, 2003.

27. Шорыгина Т.А. Цветы. Какие они?- М.: Гном и Д, 2001.

28. Шорыгина Т.А. Экологические сказки для малышей.- М.: Прометей,2003.

29. Я познаю мир: Дет. энцикл.: экология, география, животные, медицина, растения.-М.: Издательство АСТ, 1997.

Вам также может понравиться...
16468