Кикоть Мария Юрьевна – Воспитатель МДОУ Кубринский детский сад с. Кубринск, Переславский район, Ярославская область
Дата поступления работы на конкурс: 28.11.2021г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа дошкольников по художественной направленности с использованием нетрадиционной техники рисования
«Разноцветный мир»
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год
Городской округ город Переславль –Залесский
Село Кубринск, 2021 г.
Оглавление
1. Пояснительная записка
2. Учебно – тематический план
3. Содержание
4. Обеспечение
5. Мониторинг образовательных результатов
Список информационных источников
Приложение
1. Пояснительная записка
“Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, «чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”, — утверждал В.А. Сухомлинский.
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Дошкольный возраст- наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, т. к. именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, творчества, основанного на самовыражении, саморазвитии, сотрудничестве, сотворчестве.
Многие учёные, педагоги, психологи, воспитатели пробуют по-новому оценить традиционные подходы к художественному воспитанию детей. Подобные поиски ведут к пересмотру знакомого и хорошо известного, помогают не останавливаться на уже достигнутом, «встряхивают», и обогащают. В результате таких поисков и открытий детская деятельность становится всё более свободной, радостной и успешной!
В своей работе я решила обратиться к нетрадиционным художественным техникам, чтобы повысить интерес детей к художественному творчеству.
Новизна настоящей программы заключается в том, что использование данной техники ещё не получило достаточно широкого распространения и не «укоренилось», данные техники являются скорее экспериментальными.
Педагогический опыт применения данных техник пока не систематизирован,
не обобщён и не представлен (в должной степени) в современных образовательных программа. В способах изображения (достаточно простых по технологии) нет жёсткой заданности и строгого контроля, зато есть творческая свобода и подлинная радость.
Результат обычно очень эффектный и почти не зависит от умений и способностей ребёнка.
Необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей. Даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную, если применяется на основе нетрадиционных материалов. Например, обычными красками, фломастерами, карандашами можно рисовать на белой и цветной, сухой и влажной, ровной и мятой, гладкой и наждачной бумаге. Можно изобретать свои способы и техники из того, что под рукой. А можно освоить новые материалы: карандаши- восковые, масляные; краски- витражные, перламутровые, акриловые… Очень интересно рисовать на песке, бересте, природном камне угольком, птичьим пёрышком, шишкой, верёвочкой.
Методика работы с детьми строится таким образом, чтобы средствами искусства и детской художественной деятельности формировать у ребят такие качества: самостоятельность, инициативность, творческая активность, позволяющие самореализовываться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности; снижать закомплексованность, скованность.
Данная программа по художественной направленности опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие усидчивости,
аккуратности, терпения, умение концентрировать внимание, мелкую моторику и координацию движений рук у детей. Развитие творческих и коммуникативных способностей дошкольников на основе их собственной творческой деятельности также является отличительной чертой данной программы.
Таким образом, учитывая влияние художественно-творческой деятельности на всесторонне развития личности ребёнка, нами был организован кружок по художественной направленности с использованием нетрадиционной техники рисования «Разноцветный мир» на базе МДОУ «Кубринский детский сад» для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) является частью основной образовательной программы МДОУ «Кубринского детского сада» с. Кубринск и подчиняется главной ее цели -достижению наилучших результатов по становлению творческой, интеллектуальной, духовно, физически и культурно-развитой личности, способной к осознанному восприятию явлений окружающего мира и саморазвитию.
Цели и задачи реализации программы
Цель программы:
формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира, развитие
фантазии, воображения и творческих способностей детей дошкольного
возраста.
Задачи программы:
Образовательные:
- обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам
изображения с использованием различных материалов;
- знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и
жанров, учить понимать выразительные средства искусства;
- учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве,
радоваться красоте природы, произведений классического искусства, окружающих предметов, зданий, сооружений;
- подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности;
- формировать умение оценивать созданные изображения;
Развивающие:
- развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок,
иллюстраций: (обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов);
- развивать творческие способности детей; развивать эстетическое восприятие художественных образов и предметов окружающего мира как эстетических объектов
- развивать у детей способность передавать одну и ту же форму или образ в разных техниках
Воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности;
- воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
- воспитывать художественный вкус и чувство гармонии;
- воспитывать усидчивость, терпеливость, прилежание;
- воспитывать самостоятельность при выполнении заданий;
- воспитывать нравственные качества, а именно терпимость доброжелательности по отношению к окружающим
- воспитывать умение организовать рабочее место и убрать его
Принципы и подходы
Работа по программе художественной направленности придерживается общедидактических и частно-методических принципов и методов обучения:
Системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и приёмов во всех видах занятий, и на протяжении всего периода обучения по данной программе;
- Наглядность в обучении – осуществляется на основе восприятия наглядного материала;
- Цикличность построения занятия – занятия составлены на основе предыдущего занятия;
- Доступность – комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого – к сложному);
- Принцип гуманности – комплекс занятий составлен на основе
глубокого знания и понимания физических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей детей; созданы условия для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и самоутверждения.
- Проблемность – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций;
- Принцип сознательности и активности – обучение, опирается на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям
- Развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.
Целевые ориентиры
Целевые ориентиры представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Формы работы: беседы, занятия, фронтальные, индивидуальные, подгрупповые, комплексные, экскурсии, коллективные работы. Итоги реализации данной программы подводятся в форме выставки детских работ.
Ожидаемые результаты освоения детьми образовательной программы:
После окончания программы дети будут знать и самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применять их;
- самостоятельно передавать композицию, используя технику нетрадиционного рисования;
- выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;
- давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;
- проявлять интерес к изобразительной деятельности друг друга.
В программе «Разноцветный мир» разработан механизм диагностики качества образовательного процесса, который позволяет отследить уровень освоения воспитанниками теоретической и практической части программы, динамику роста знаний, умений и навыков.
Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
Тематические выставки в ДОУ.
Участие в выставках и конкурсах в течение года.
Оформление эстетической развивающей среды в группе и т.д.
2. Учебно – тематический план
Программа «В мире прекрасного» художественной направленности включает в себя комплексные занятия по сочетанию в одной работе аппликации и рисования, в том числе с использованием нетрадиционных способов. Программа составлена с учетом реализации связей по образовательным областям:
«Коммуникация». На занятиях используется прием комментированного рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом рисования обсуждают свою работу. Использование на занятиях художественного слова: потешек, загадок. Выполняя практические действия, малыши способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря детей, развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи.
«Познание». Для занятий по художественной направленности подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о жизни животных. Также занятия способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.
«Социализация». Совместная творческая деятельность развивает умение взаимодействовать с окружающим социумом, подчиняться общим правилам поведения.
«Музыка». Рисование по передаче восприятия музыкальных произведений. Использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
«Физическая культура». Использование физкультминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.
3. Содержание программы.
1. Введение. Инструктаж по технике безопасности.
Теория: беседа по технике безопасности на занятиях.
2. Тема “Вот и лето прошло”.
Теория: умения и навыки, необходимые для работы в нетрадиционных техниках. Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение.
Практика: Рисование ватными палочками Рисование по мокрые Соляные пятна
«Акварель +соль» Печатание растениями.
3. Тема: “Золотая осень”.
Теория: отражение в рисунке осенних впечатлений. Изображение деревьев, травы, листьев.
Практика: Печатание листьями/ Торцевание/ Восковые мелки + акварельные краски
Рисование на мятой бумаге/ Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном.
4. Тема: “Я и моя семья”.
Теория: любовь и заботливое отношение к семье.
Практика: Освоение техники рисования тычком сухой, жесткой кистью. Рисование нитками, набрызг. Коллаж работа цветом «по сырому. Свеча +акварель.
5. Тема: “Скоро Новый год”.
Теория: самостоятельно передавать сюжет зимнего пейзажа с использованием нетрадиционных техник рисования. Интерес детей к изобразительному творчеству посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Практика: Оттиск (капустный лист). Рисования тычком сухой, жесткой кистью. Рисование морской солью, тычок жесткой кистью. Пластилинография.
6. Тема: “Морозный январь”.
Теория: аккуратность при работе с краской. Придумывание несложного сюжета. Радость полученному результату.
Практика: Кляксография. Ниткография. Печатание, набрызг, силуэтное рисование.
7. Тема: “Вьюги да метели в феврале запели”.
Теория: представления детей о строении сложных предметов, развивать способность находить взаимосвязь главного и второстепенного.
Практика: Тычок жёсткой, сухой кистью. Шаблонография. Рисование нитками. Полоски картона
8. Тема: “Встречаем весну”.
Теория: подбирать соответствующую цветовую гамму, фантазию, чувство цвета, творчества
Практика: Тычок, свечка, солью, рисование по сырому. Гуашь + манка. Восковые мелки + акварельные краски. Рисование пальчиками, тычками.
9. Тема: “Мир космоса”.
Теория: различные способы изображения космоса
Практика: Акварель + восковой мелок. Каракулеграфия. Рисование ладошками, оттиск поролоном. Печатание пробками
10. Тема: “Наш дом – Россия”.
Теория: наглядно – образное мышление, желание создавать оригинальные рисунки.
Практика: Рисование ладошкой. Рисование по сырому фону. Печатание пробками. Рисование зубной пастой.
4. Обеспечение.
Педагог, имеющий высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по специальности «Воспитание в дошкольных учреждениях» и имеющий высшую или первую квалификационную категорию по должности «Воспитатель детского сада».
Материально-техническое обеспечение и организация предметно развивающей среды.
- индивидуальные детские столы;
- детские стулья;
- изобразительные материалы на каждого ребенка;
- демонстрационные материалы и образцы;
- музыкальный центр;
- проектор;
- экран;
- компьютер;
- мольберты;
- демонстрационные стенды.
Организация предметно-развивающей среды по развитию изобразительной деятельности в соответствии с федеральным образовательным стандартом дошкольного образования отвечает следующим требованиям:
- Насыщенность.
Развивающая среда по организации изобразительной деятельности имеет разнообразие материалов, оборудования и инвентаря. Она обеспечивает творческую активность всех воспитанников, их эмоциональное благополучие, эстетическое развитие и возможность самовыражения.
- Безопасность
Оборудование должно соответствовать возрастным особенностям детей (учет требований антропометрии, психо-физиологии восприятия цвета, формы, величины). Необходимо обеспечить хранение острых и режущих предметов (карандаши, ножницы) в специально отведенных чехлах, коробках, шкафах. В организации студии изобразительной деятельности, высота столов и стульев должна соответствовать росту детей, и они должны быть размещены так, чтобы при работе за ними было левостороннее освещение или свет падал спереди. Рабочие поверхности столов должны иметь матовое покрытие светлого тона. Материалы, используемые для облицовки столов и стульев, должны обладать низкой теплопроводностью, быть стойкими к воздействию теплой воды. Размер настенной доски составляет 0.75-1.5 метра, высота нижнего края настенной доски над полом 0,7-0,8 метра.
- Трансформируемость пространства
Предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации. Все элементы комплекса по изобразительной деятельности могут преобразовываться самыми разными способами. Помещение может быть преобразовано в «выставочный зал», «галерею», «мастерскую» и т. д.
- Полифункциональность материалов
Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды. Например, коробка переоборудована в выставочный стенд для экспозиции творческих работ детей, организации персональной выставки.
- Вариативность среды
Наличие различных пространств для реализации изобразительной деятельности. Периодическая сменяемость, обновление предметно-развивающей среды, ее эстетическое и интеллектуальное насыщение с учетом специфики восприятия ребенком, позволяет решать задачи развития творческой активности детей.
- Доступность среды
Среда должна быть организована гак. чтобы материалы и оборудование, необходимые детям для осуществления любой деятельности, были либо в поле зрения ребенка, либо доступны, чтобы он мог их взять, не обращаясь за помощью к взрослому. Вместе с тем очень важно приучать детей все материалы убирать на место. Расходные материалы должны быть эстетичными, целыми, чистыми. Выставочные места должны быть доступны для обзора детям.
5. Контрольно-измерительные материалы. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов
Для достижения основной цели было проведено обследование детей, оно проходило в форме диагностики и строилось на основе коммуникативного подхода к развитию художественной деятельности через нетрадиционные техники. Использовались разнообразные, в том числе, игровые приемы. При общении с детьми использовался демократичный стиль общения, который позволял создать оптимальные условия для формирования положительного эмоционального микроклимата в группе. Применялись мягкие формы руководства: совет, предложение, просьба, опосредованное требование. Во время выполнения работы детьми, учитывалось их настроение, активность, умение пользоваться материалами и инструментами, умение применять полученные ранее знания и навыки работы в нетрадиционных техниках рисования.
Цель проведения диагностики:
1. Выявить уровень художественного развития детей
2. Выявить возможности свободного выбора ребёнком вида и характера деятельности, материалов, замысла, способов изображения
Характер диагностики: естественный педагогический.
Обследование проводилось по следующим направлениям:
1. Цветовое восприятие: ребёнок видит яркость и нарядность цвета и его оттенков
2. Рисование предметное: ребёнок изображает предметы путём создания отчётливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования знакомых материалов и инструментов
3. Рисование сюжетное: ребёнок передаёт несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, используя знакомые нетрадиционные техники
4. Рисование декоративное: ребёнок украшает силуэт игрушек с помощью знакомых нетрадиционных техник
Методика проведения:
- Оборудуется место для подгруппового занятия с детьми
- На столе размещаются различные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми
- Предложить детям назвать всё, что они видят, рассказать, как можно пользоваться, и выбрать, что они будут использовать в работе для реализации своего замысла.
- По ходу фиксировать: выбор ребёнка, внешние проявления его реакции на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов техник, комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа. Для анализа была разработана система показателей, сведённая в таблицу для удобства фиксации наблюдений (см. Приложение 1)
Уровни овладения навыками и умениями в рисовании с использованием нетрадиционных техник:
Низкий (1 балл)
- интерес к восприятию особенностей предметов неустойчив, слабо выражен
- эмоциональный отклик возникает только при активном побуждении взрослого
- ребёнок видит общие признаки предметов, их некоторые характерные особенности
- узнаёт и радуется знакомым образам в рисунке
- основным свойством при узнавании является форма, а уже затем – цвет
- ребёнок рисует только при активной помощи взрослого
- знает изобразительные материалы и инструменты, но не хватает умения пользоваться ими
- не достаточно освоены технические навыки и умения
Средний (2 балла)
- у ребёнка есть интерес к восприятию эстетического в окружающем
- он выделяет основные признаки объектов, сезонные изменения, внешние признаки эмоциональных состояний
- знает способы изображения некоторых предметов и явлений
- правильно пользуется материалами и инструментами
- владеет простыми нетрадиционными техниками с частичной помощью взрослого
- проявляет интерес к освоению новых техник
- проявляет самостоятельность
Высокий (3 балла)
- ребёнок видит средства выразительности: яркость и нарядность цвета, некоторые его оттенки
- быстро усваивает приёмы работы в новых нетрадиционных техниках
- владеет основными изобразительными и техническими навыками рисования
- передаёт в рисунках некоторое сходство с реальным объектом
- обогащает образ выразительными деталями, цветом, используя знания о нетрадиционных техниках
- умеет создать яркий нарядный узор
- может самостоятельно выбрать тему рисования и получить результат, пользуясь нетрадиционными техниками
- может объективно оценивать свою и чужую работу (для детей старшего дошкольного возраста)
Результат обследования
Уровни | Сентябрь | Май |
Высокий | ||
Средний | ||
Низкий |
Исходя из возрастных, психолого – педагогических особенностях детей старшего дошкольного возраста программа рассчитана на 1 год обучения.
НОД проводятся с сентября по май включительно один раз в неделю по одному учебному часу, во второй половине дня. Численность воспитанников в группе не превышает 12 человек. Отбор детей проводится в соответствии с желанием родителей и индивидуальными особенностями детей.
Диагностические периоды – сентябрь, май. Кроме того, подводятся промежуточные итоги в течение года.
Длительность одного учебного часа:
– старшая группа – 25 минут,
– подготовительная – 30 минут.
Программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов и оборудования:
– Наборов разнофактурной бумаги, ткани.
– Дополнительного материала (природного, бытового, бросового).
– Художественно-изобразительного материала.
– Инструментов для художественного творчества.
Выводы: в результате целенаправленного внедрения нетрадиционных техник рисования в процесс обучения и воспитания у детей сформирован интерес к художественной деятельности, развиты художественно – творческие способности к индивидуальному самовыражению, через различные формы творческой деятельности. Дети отличаются самостоятельностью, активностью, проявлением инициативы в художественной деятельности, яркой индивидуальностью, эмоциональной отзывчивостью на красоту окружающего мира и произведения искусства.
Методы и приёмы диагностики
Для достижения основной цели было проведено обследование детей, оно проходило в форме диагностики и строилось на основе коммуникативного подхода к развитию художественной деятельности через нетрадиционные техники. Использовались разнообразные, в том числе, игровые приемы. При общении с детьми использовался демократичный стиль общения, который позволял создать оптимальные условия для формирования положительного эмоционального микроклимата в группе. Применялись мягкие формы руководства: совет, предложение, просьба, опосредованное требование.
Во время выполнения работы детьми, учитывалось их настроение, активность, умение пользоваться материалами и инструментами, умение применять полученные ранее знания и навыки работы в нетрадиционных техниках рисования.
Цель проведения диагностики:
- Выявить уровень художественного развития детей
- Выявить возможности свободного выбора ребёнком вида и характера деятельности, материалов, замысла, способов изображения
Характер диагностики: естественный педагогический.
Обследование проводилось по следующим направлениям:
Цветовое восприятие: ребёнок видит яркость и нарядность цвета и его оттенков
Рисование предметное: ребёнок изображает предметы путём создания отчётливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования знакомых материалов и инструментов
Рисование сюжетное: ребёнок передаёт несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, используя знакомые нетрадиционные техники
Рисование декоративное: ребёнок украшает силуэт игрушек с помощью знакомых нетрадиционных техник
Методика проведения:
- Оборудуется место для подгруппового занятия с детьми
- На столе размещаются различные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми
- Предложить детям назвать всё, что они видят, рассказать, как можно пользоваться, и выбрать, что они будут использовать в работе для реализации своего замысла.
- По ходу фиксировать: выбор ребёнка, внешние проявления его реакции на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов техник, комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа.
Для анализа была разработана система показателей, сведённая в таблицу для удобства фиксации наблюдений (см. Приложение 1)
Изучив основные теоретические положения ведущих психологов и педагогов по проблеме формирования эмоционально-чувственного внутреннего мира, развития фантазии, воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста, развития мелкой моторики руки и использования нетрадиционной техники рисования, нами была разработана система занятий по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.
Список информационных источников.
1. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
2. Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.
3. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К˚», 1998.– 256с.
4. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
5. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
6. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005. – 63с.
7. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с.
8. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.
9. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.
10. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.
11. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.
12. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.
13. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.
14. Колль М.-Э., Поттер Дж. Наука через скусство. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 144с.
15. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.
16. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.
17. Штейнле Н.Ф. Изобразительная деятельность. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2006. – 128с.
18. Колдина Д.Н. «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2007г.
Перечень нормативно-правовых документов
Федеральный уровень
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
3. Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства».
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 июля 2018 г. N 1375, об утверждении Плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства.
5. План основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 6 июля 2018 г. № 1375-р.
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
7. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ от 14 августа 2020 г. N 831 “Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” и формату представления информации”.
8. Приказ Mинздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н “Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 г. N 298 н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
10. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р.
11. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
12. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.
13. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов на 2015-2020 годы (утверждена Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 г. № Пр-827) и комплекс мер по ее реализации (утвержден Правительством Российской Федерации 27 мая 2015 г. № 3274пП8).
14. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1642.
16. Национальный проект «Образование», утвержденный на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16).
17. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 3 сентября 2018 года № 10).
18. План мероприятий по реализации федерального проекта “Учитель будущего”, приложением № 1 протокола заседания проектного комитета по национальному проекту “Образование” от 07 декабря 2018 г. № 3.
19. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 “Об утверждении Санитарных правил 2.4.3648-20 “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи”.
20. Методические рекомендации Минпросвещения РФ по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
21. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 “Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ”
22. Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 N 467 “Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей” (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2019 N 56722)
23. ПИСЬМО МИНОБРНАУКИ РФ от 11 декабря 2006 г. N 06-1844 О ПРИМЕРНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ К ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
24. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»
Региональный уровень
Данная программа разработана в соответствии со следующими
нормативными документами:
· Постановление Правительства Ярославской области от 06.04.2018
№235-п О создании регионального модельного центра дополнительного
образования детей
· Постановление правительства № 527-п 17.07.2018 О внедрении
системы персонифицированного финансирования дополнительного образования
детей (Концепция персонифицированного дополнительного образования детей в
Ярославской области)
· Приказ департамента образования ЯО от 27.12.2019 №47-нп Правила
персонифицированного финансирования ДОД
· Методические рекомендации по реализации дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий