Макаревич Ирина Михайловна – Воспитатель ГБОУ Школа №887 г. Москва
Дата поступления работы на конкурс: 01.04.2018г.
Перспективный план проведения «Мини – проекта» в подготовительной группе
на тему «Космос далекий и близкий!»
«Облетев землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета.
Люди, будем хранить, и приумножать эту красоту, а не разрушать ее»
Ю. Гагарин
Тип проекта: обучающий, творческий, игровой.
Продолжительность проекта: Краткосрочный (даты реализации 02. 04 2018 г.- 12.04. 2018 г.)
Участники проекта: Дети группы, воспитатели, родители.
Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, солнечной системы и ее планетах, освоении космоса людьми, дать начальное понятие о вселенной.
Цели:
Обучающие: определение уровня овладения знаниями, коррекция знаний, умений, навыков, формирования представлений о роли человека в изучении космического пространства. Систематизировать и расширить знания и представления о планетах, солнечной системе, Вселенной;
Развивающие: ознакомление с биографией ученых, космонавтов, развитие познавательных и интеллектуальных способностей, творческого потенциала воспитанников; использовать изученную естественно-научную лексику в самостоятельных устных сообщениях и беседах;
Воспитательные: формировать морально-патриотические чувства, понятие о себе как о жителе планеты Земля; выявляет отношение к потребности познания Вселенной, воспитания чувства гордости за достижения отечественных ученых и космонавтов; воспитание бережного отношения к тому, что есть на нашей планете; воспитание коммуникативных навыков, дружеских отношений.
Задачи:
1. Расширять представление детей о многообразии космоса. Рассказать детям об истории освоения космоса, интересных фактах и событиях.
2. Познакомить с первым летчиком космонавтом Ю.А. Гагариным.
3. Развивать творческое воображение, фантазию, воспитывать взаимопомощь, доброжелательного отношения друг к другу, гордость за людей данной профессии, к своей Родине;
4. Привлечь родителей к совместной деятельности.
Актуальность проекта:
Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звёздах, космонавтах, так как всё неведомое будоражит детскую фантазию. Узнавая новое, размышляя над тем, что вошло в их опыт, дети проживают интересный материал. Играя, погружаются в исследователей космоса. Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из разных источников, систематизировать полученные знания, применять их в различных видах детской деятельности.
Оборудование для реализации проекта: интерактивная доска, карта Солнечной системы, карты звездного неба, иллюстрации – космические, технические средства – мультимедийный проектор, слайды.
Этапы реализации проекта
1 этап
1. Выявление первоначальных знаний детей о космосе.
2. Информация для родителей о предстоящей деятельности.
3. Подбор литературы о космосе, презентаций, фотографий, плакатов.
2 этап
1. Проведение недели космоса в группе.
2. Работа с родителями по заданной теме.
3. Организация сюжетно – ролевых, дидактических и подвижных игр, индивидуальной и групповой работы.
4. Создание стенгазет «Космос» и «Мы посетили», книжек-малышек, поделок для выставки и разучивание стихотворений о Космосе.
3 этап
1. Организация выставки работ о космосе (совместная работа детей и родителей).
I этап: Организационный (02.04 – 03.04 2018 г.)
1. Подготовить презентации о космосе, солнечной системе, космонавтах.
2. Подобрать стихи загадки о космосе, ракете, звездах
3. Подготовить раскраски в соответствии с возрастом.
Ожидаемые результаты:
Усвоение детьми знаний представлений о космосе, о космическом пространстве, эмоциональное ценностное отношение к людям, работа которых связана с освоением космоса, воспитание чувства любви к родной земле и желание бережно относится к своей планете, развитие у детей самостоятельной творческой личности.
II этап (основной): Реализация проекта (04.04 -11.04 2018г.)
Девиз данного проекта:
И как не верить в чудеса
Теперь мы знаем это твёрдо.
Нам покорились небеса!
А выше неба только звёзды!
Мы держим курс на космос, на мечту
Пусть небо станет, и добрей и чище
Пусть новые герои набирают высоту
Пусть космос будет нам все ближе!
Беседы с использованием презентаций.
1. Беседа: «Космос – далёкий и близкий».
Цель: дать детям представление о планетах солнечной системы, солнце, звёздах, первом полете в космос, выяснить знания детей по данному вопросу.
2. Беседа: «Планета – Земля».
Цель: объяснить детям, что такое телескоп, космическое пространство, показать, как прекрасна наша Земля из космоса.
3. Беседа: «Планеты солнечной системы».
Цель: расширять представления детей о планетах солнечной системы
4. Беседа: «Солнце – источник жизни на Земле».
Цель: уточнить знания детей о солнце, его форме; пояснить из чего оно состоит.
1. НОД Познание.
Тема: «С математикой в космический полет»
Цель: развивать познавательные способности, внимание, память, мышление, закреплять счет, состав чисел, закреплять умение решать задачи, примеры, расширять представление о земле.
2. НОД Коммуникация.
Тема: Нагибин Ю.М. «Рассказы о Гагарине».
Цель: Познакомить с биографией Ю. Гагарина. Учить осмысливать содержание прочитанного, воспитывать чувство гордости за первых покорителей космоса, подвести к пониманию таких нравственных и волевых качеств, как доброта, настойчивость, бесстрашие, трудолюбие.
3. НОД Конструирование.
Тема: «Старт ракеты» или «Космодром»
Цель: изучить название составных частей ракеты; самостоятельно конструировать ракету и фигуры космонавтов.
4. НОД Рисование.
Тема: «Загадочный космос» в технике Граттаж.
Цель: расширять кругозор, знания детей о космосе, поддерживать интерес к изобразительной деятельности, продолжать учить самостоятельно, задумывать сюжет.
5. НОД Аппликация.
Тема: «Полет на луну».
Цель: учить передавать форму ракеты, применяя прием симметричного вырезывания из бумаги, закреплять умение дополнять картинку подходящими по смыслу предметами, развивать чувство композиции, воображение.
6. НОД Лепка.
Тема: «Космонавт в открытом космосе».
Цель: учить детей лепить космонавта, используя игрушку в качестве натуры, передавать форму частей игрушки.
Подвижные игры:
«Чья ракета быстрее»
«Космическая эстафета».
«Ракетодром»
«Ремонт ракеты»
Сюжетно-ролевые игры:
«КОСМОДРОМ»
Цель: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос»
«БОЛЬНИЦА ДЛЯ КОСМОНАВТОВ»
Цель: формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины; воспитывать уважение к труду медицинских работников, закреплять правила поведения в общественных местах.
«КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ».
Цель: способствовать развитию умения расширять сюжет на основе полученных знаний на занятиях и в повседневной жизни, обогатить опыт детей знаниями и игровыми умениями, которые позволят им в дальнейшем самостоятельно организовывать игру. Формирование умений комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.
Дидактические игры:
«Найди ошибку».
«Назови планету».
«Найди недостающую ракету».
«Добавь словечко».
«Куда летят ракеты».
Чтение художественной литературы:
Цель: знакомить детей с литературой о космосе; воспитывать познавательную активность.
В. Бороздин «Первый в космосе».
Н. Носов «Незнайка на луне».
Стихотворения о космосе.
Загадки о космосе.
Индивидуальная и групповая работа:
работа с трафаретами, тетрадями для разукрашивания;
выкладывание фигур из счетных палочек;
составление изображений из геометрических фигур;
индивидуальная работа по развитию речи игра «Скажи наоборот».
III этап: Заключительный (12.04. 2018 г)
1. Выставка детских работ и поделок о космосе (совместная работа детей и родителей).
2. Заинтересованность и активное участие родителей в жизни группы.
3. Подготовка презентации с отчетом о проделанной работе в рамках реализации данного проекта.
Полученный результат:
В результате непосредственной образовательной деятельности у детей сформировались представления о Космосе и Космическом пространстве. Дети осознали уникальность нашей планеты и важность ее изучения.
У детей обогатился словарный запас путем введения определенных слов в практику общения. Дети поняли, что необходимо уважительно относиться к труду людей, работа, которых связана с освоением космоса.
В результате реализации и вовлечения детей в проект дети поймут и усвоят смысл этой цитаты:
«Помните, друзья: путь в космос для каждого из нас начинается здесь, на Земле. Он пролегает через хорошее сочинение по литературе, через отличную контрольную работу по математике…
Самая большая победа придет только к тому, кто умеет одерживать над собой самые маленькие, незаметные для других победы».
Из письма Ю. Гагарина – детям от 26 апреля 1961 года.