Мосолова Надежда Викторовна – Старший воспитатель МБДОУ «ЦРР – детский сад №11 «Рябинушка» г. Заринск, Алтайский край
Дата поступления работы: 21.08.23г.
«Что мы возьмем в свою профессиональную копилку из педагогического наследия К.Д. Ушинского»
На сцену выходят: Наставник с большим чемоданом и молодой педагог – в руках маленькая сумочка.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Наставник: При подготовке к данному мероприятию, посвященному великому русскому педагогу Константину Дмитриевичу Ушинскому, нам вспомнилось его произведение «Утренние лучи», в котором красное солнышко рассылало повсюду свои золотые лучи: будило землю, побуждало жаворонка, зайчика, петуха и пчел к действию. И пыталось даже попасть на кроватку маленькому лентяю, но он в отличии от животных, повернулся на другой бок и опять заснул. Так вот эти солнышко и лучики подобны нашему заведующему, который пробудил в нас желание обратиться к педагогическому наследию Константина Дмитриевича. А мы подобны тем зайчикам и пчелкам из его произведения, весело запрыгали и залетали, готовясь к выступлению.
Прошло 2 столетия, а мы вновь с большим интересом и горящими глазами перечитываем педагогические идеи Константина Дмитриевича.
Это говорит об актуальности и значимости его деятельности.
Мол. педагог: Константин Дмитриевич – не только педагог, но и автор многочисленных коротких рассказов и сказок про времена года, животных, растения, деревья и конечно же человека. Его произведения учат детей мыслить, бережно и с любовью относиться к животным, видеть прекрасное в природных явлениях, учат быть добрыми, отвечать за свои слова, ценить каждый день своей жизни.
Наставник: Несомненно, его произведения находят место в нашей профессиональной копилке. «Утренние лучи», «Курица и утята», «Четыре желания», «Проказы старухи – зимы» и многие другие. Кстати, дети моей группы с большим удовольствием слушают его произведения (передаёт книгу)
Мол. педагог: Константин Дмитриевич Ушинский называл период дошкольного детства определяющим для становления речи ребенка, поэтому особенно важно уделять должное внимание речи малыша в этот период, иначе позже потребуется значительно больше усилий, чтобы наверстать упущенное. Великий педагог дал нам важнейшие советы по речевому развитию дошкольников, которые не утратили своей актуальности и в настоящее время:
– необходимо уделять ребенку больше времени, находить возможность выслушать его, постараться создать у ребенка ощущение значимости того, что он говорит;
– рекомендовано ежедневно читать ребенку, обсуждать вместе прочитанное, поощрять дитя в его интересах и увлечениях;
– не следует поправлять речь ребенка, надо просто повторять ту же фразу правильно;
В развитии речи детей дошкольного возраста он так же придавал большое значение рассказыванию по картинкам. Константин Дмитриевич отмечал, что данные картины должны соответствовать возрасту ребенка, а сюжет должен быть близким и понятным.
Наставник: Наверняка каждый из вас, коллеги, использует такие задания и игры для детей, как:
– «Разложи в правильной последовательности иллюстрации к сказке и затем расскажи эту сказку»;
– К какой сказке относится та или иная иллюстрация
– Узнай сказку по картинке
– А ведь это игры, предложенные Константином Дмитриевичем. И они тоже имеют место в педагогической копилке (отдает иллюстрации)
Мол. педагог: Еще одна интересная идея великого педагога-использование природы в воспитании детей. Константин Дмитриевич говорил о том, что необходимо хорошо знать свою Родину, ее язык, ее историю, ее природу. Но почему же Константин Дмитриевич Ушинский остановил свое внимание именно на природе в первоначальном обучении детей?
По его мнению, «день, проведенный ребенком посреди рощи и полей, стоит многих недель, проведенных на учебной скамье».
Наставник: Так и мы с вами во время прогулок с детьми круглый год наблюдаем за растениями, насекомыми, птицами, за сезонными изменениями, происходящими в природе. Учим их бережно относится ко всему живому вокруг, любить и восхищаться красотой природы.
«Огород на окне» – это своего рода тоже взаимодействие с природой, здесь формируется у детей умение ухаживать за растениями. Полив и рыхление посаженных овощей помогает детям наблюдать за жизнью растений, приучает дошкольника к ответственности с раннего возраста.
Ежегодное участие в акциях «Покормите птиц зимой», «Каждой пичужке по лачужке», помощь приюту «Шанс» – формируют у детей любовь к природе и ко всему живому.
Педагогическое наследие Константина Дмитриевича Ушинского огромно, об этом можно долго говорить, но время у нас ограниченно.
Мол. педагог: Сегодня моя профессиональная копилка пополнилась приемами, которые я смогу использовать в работе с детьми. Надеюсь, что благодаря вашим выступлениям она пополнится еще новыми идеями.
Спасибо за внимание!