ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР, КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Пономарева Людмила Павловна – Воспитатель МОУ д/с №333 г. Волгоград
Дата поступления работы: 16.05.2022г.

Тема: «Использование дидактических игр, как способ формирования математических способностей у детей дошкольного возраста».

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. В игре ребенок делает свои новые открытия того, что давно известно взрослому. Он приобретает новые знания, умения, навыки. Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, труд, серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.

Дети не ставят в игре каких – либо иных целей, чем играть. А воспитатель, руководя и организуя жизнь детей в игре должен воздействовать на все стороны развития личности ребенка: на чувства, сознание, на волю и на поведение в целом. Потребность в игре и желание играть необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии.

Игра – это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдением, беседами, чтением и т.д. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра – это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта детей играет математика. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и всестороннего развития и воспитания, чтобы активировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.

Исходя из логики действий, осуществляемых тем, кто решает задачу, разнообразный элементарный математический материал можно классифицировать, выделив в нем условно 3 основные группы: развлечения, математические игры, задачи, развивающие дидактические игры и упражнения.

Одним из эффективных путей активизации познавательной деятельности дошкольников является дидактическаяигра.

Дидактика — это обучение. Дидактические игры — это обучающие игры.

Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятия определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения.

Организуя дидактические игры, ориентируюсь в методах и приемах руководства этими играми. Игра становится методом обучения и принимает форму дидактической, если в ней четко определены дидактическая задача, игровые правила и действия. В таких играх знакомлю детей с правилами, игровыми действиями, учу, как их надо выполнять. Дети оперируют имеющимися знаниями, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обобщаются.


     Дидактическая игра включает в себя несколько компонентов:

содержание, игровые действия, правила, дидактическую задачу

Как мы уже отметили, дидактическая игра с математическим содержанием имеет познавательное значение:

– развивает индивидуальные способности к математике;

– воспитывает воспитательную активность;

– вызывает интерес у детей к математике;

– способствует обогащению и закреплению математических представлений детей дошкольного возраста;

– обеспечивает динамичность и продуктивность мышления;

– развивает память, внимание, логику.

Задачи дидактической игры с математическим содержанием определяются:

1.  уровнем подготовленности воспитанников;

2.  какие знания, представления должны усвоиться;

3.  ранее усвоенными знаниями;

4.  формированием определенных качества личности (честность, наблюдательность, настойчивость в достижении цели, самостоятельность и др.)

Для того, чтобы правильно организовать игру с математическим содержанием, в своей практике руководствуюсь принципами их организации, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены. К таковым относятся:

1.  отбор математических знаний, полученных на НОД, для последующего отражения их в играх старших дошкольников.

2.  Ознакомление детей с деятельностью взрослых, в которую органически входят действия счета и измерения.

3.  Организация коллективных игр. Привлечение каждого ребенка к выполнению ролей, включающих математические действия.

4.  Непосредственное участие в игре воспитателя, выполняющего наряду с детьми игровую роль.

5.  Индивидуальный подход к детям (учет знаний, интересов, способностей, игровых навыков и умений каждого ребенка).

6.  Переход от практического счета предметов к действиям счета в плане представлений, а затем к операциям с числами.

Дидактические игры математического содержания открывают возможности:

1.  приобретать новые знания.

2.  Совершенствовать математические (количественные, пространственные, временные) представления.

3.  Развивать восприятие, внимание, память, творческие способности, т. е. развитие умственных способностей.

Все дидактические игры я разделила на группы:

  • Игры с цифрами и числами
  • Игры путешествие во времени
  • Игры на ориентировку в пространстве
  • Игры с геометрическими фигурами.

Особое место среди математических игр занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц из фигур. Детям нравится составлять изображение по образцу, они радуются свои результатам и стремятся выполнять задания еще лучше

Используя различные дидактические игры в работе с детьми, я убедилась в том, что, играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания, помогают детям закрепить и расширить знания по математике. Надо добиваться, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения.

Вам также может понравиться...
16469