Обобщение опыта «Финансовая грамотность у детей старшего дошкольного возраста посредством интерактивных форм взаимодействия»

Кузнецова Любовь Николаевна – Воспитатель МБДОУ д/с №5 «Теремок» Нижегородская обл., Шахунский р-он
Дата поступления работы: 21.10.2025г.

Аннотация педагогического опыта
Тема: «Финансовая грамотность у детей старшего дошкольного возраста посредством интерактивных форм взаимодействия»

Аннотация

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.

Меня эта тема заинтересовала и я взяла тему моего самообразования по формированию основ финансовой грамотности детей.

Изучив подробно особенности основ экономического воспитания в дошкольном возрасте, я разработала систему работы по данному направлению и успешно ее внедряю в свою работу с детьми старшего дошкольного возраста.

Чтобы дошкольникам было понятно и интересно я стараюсь подбирать разнообразные приемы, формы работы с детьми, наиболее приемлемы для данного направления, через которые я помогаю создать у детей правильное представление о деньгах, семейном бюджете, производстве, потреблении и прочих важных понятиях.

Таким образом, самое первое, необходимо заинтересовать ребенка, и только играя, мы это можем сделать.

Актуальность данного методического опыта состоит в том, чтобы за счет применения игр финансoвой направленности максимально полно использовать интерес детей в мир экономики, расширять их представления об окружающем мире и о финансовых потребностях.

Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем. Ребенок очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в процессах купли-продажи, овладевая, таким образом, экономической информацией. Опыт, полученный дошкольником в семье, проигрывается в сюжетно-дидактических играх, как дома, так и в детском саду («Магазин», «Почта», «Парикмахерская», «Супермаркет», «Сбербанк» и др.).

Следовательно, уже с дошкольного возраста дети постепенно включаются в экономическую жизнь и потребление материальных благ в семье. Поэтому очень важно уже с дошкольного возраста заложить основы таких качеств, как: трудолюбие, бережливость, расчетливость, инициативность, организованность, практичность, самостоятельность, деловитость – сформировать разумные экономические потребности, умение соизмерять потребности с реальными возможностями и убеждение в том, что личный добросовестный труд является средством удовлетворения потребностей.

Сформировать элементарные представления у детей старшего дошкольного возраста о бюджете семьи педагогу легче всего через использование дидактических игр, как в образовательной, так и самостоятельной деятельности.

Однако обнаруживается противоречие между необходимостью формирования элементарных представлений у старших дошкольников о бюджете семьи посредством дидактических игр и недостаточной проработкой этого вопроса в условиях дошкольного учреждения.

Целью педагогической деятельности является содействие финансовому просвещению детей, создание мотивации для повышения их финансовой грамотности. 

Задачи:

  • Научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывать и разумному использованию.
  • Развивать познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике.
  • Закреплять знания детей в процессе познавательно-игровой деятельности.
  • Воспитывать нравственные качества разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необходимых условий формирования элементарных представлений у старших дошкольников о бюджете семьи на основе использования дидактических игр.

Бюджет семьи – это соизмеренные суммы доходов и расходов семьи.

Значение семейного бюджета определяется тем, что с его составлением семья может улучшить качество своей жизни в результате рационального использования имеющихся ограниченных ресурсов.

Основная форма обучения – игра.Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности

Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни.

В старшей группе я предложила ребятам новые игры – «Аптека», «Банк». Игру в «Магазин» усложнила: ассортимент продуктов расширился, их уже нужно взвешивать, ввела роль кассира, выдающего чеки, к бумажным купюрам присоединяются монетки. Играли в супермаркет, где предлагают не только продукты, но и одежду, игрушки. Для реалистичности игры вместе с детьми изготавливали ценники для товаров, обсуждали сколько какой товар будет стоить.

В ходе игр создавала для детей проблемную ситуацию, требующую выбора: например, потратить в магазине все имеющиеся деньги или отложить часть и постепенно накопить на более крупную покупку? Потратить определённую сумму на лекарства или на новую одежду?

Дидактическая игра представляет собой сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Новизна данного опыта заключается в комбинировании элементов известных методик и технологий и разработка перспективного планирования по формированию элементарных представлений у старших дошкольников о бюджете семьи посредством дидактических игр.

Формирование элементарных представлений у старших дошкольников о бюджете семьи строилось по разным направлениям:

  • Во время образовательной деятельности;
  • В самостоятельной деятельности детей;
  • Через взаимодействие с родителями.

Во время образовательной деятельности я использую дидактические игры, модели, ситуации, которые включаются в структуру непосредственно-образовательной деятельности. Во время работы с детьми создается микроклимат, в основе которого уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между взрослым и ребенком

В самостоятельной деятельности используются дидактические игры, модели, которые дошкольник выбирает и проигрывает сам. Взрослый находится за кругом детской деятельности, изменяя и дополняя ее в соответствии с детскими интересами, одновременно являясь потенциальным партнером, готовым подключиться к их активности при просьбах о поддержке и помощи, в реализации их свободных замыслов.

При взаимодействии с родителями используются различные формы работы: индивидуальные беседы, консультации, семейная мастерская по изготовлению оборудования для создания образовательной среды в группе.

После проделанной работы можно сделать вывод, что включение дидактических игр в структуру непрерывно-образовательной деятельности педагога с детьми и самостоятельной деятельности детей являются важным эффективным средством, способствующим формированию элементарных представлений у старших дошкольников о бюджете семьи и дальнейшему умственному развитию детей. Следовательно, дидактические игры должны использоваться в образовательном процессе.

Литература
1. Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. – 2003. – №4. – С. 55.
2. Белокашина С.В. Экономика для дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2009. – №8. – С. 63.
3. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Высшая школа. – 2007. – 48 с.: ил.
4. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008. – 169 с.
5. Кошель П. История денег // Дошкольное образование. – 2007. – №6.
6. Котюсова И. М., Лукьянова Р. С. Экономика в сказках и играх. Пособие для воспитателей. — Н.Новгород, 2004.
7. Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику // Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. – № 11. – С. 75.
8. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, – СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176 с.
9. Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры. – М., 2005.
10. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
11. Сушкова И.В. Как объяснить дошкольнику что такое «добро» и «зло» // Воспитатель. – 2008. – №10. – С. 124.
12. Шаламова Т.П. Приобщаем детей к миру экономики // Детский сад от А до Я. – 2003. – №4. – С. 89.
13. Шатова А.Д. Обсуждая проблему «Экономика и … дети»// Детский сад от А до Я. – 2003. – №4. – С. 148.
14. Экономическое воспитание дошкольников: Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий / Под. ред. Е.А. Курака. – М.: ТЦ СФЕРА. – 2002. – 80 с.

Вам также может понравиться...
16712