ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА «ФОРМИРОВАНИЕ ГИБКИХ НАВЫКОВ (SOFT SKILLS) ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Давыдова Ольга Николаевна – Учитель начальных классов МОАУ СОШ с. Лохвицы, Белогорский муниципальный округ, Амурская область
Дата поступления работы: 24.06.2023г.

Формирование гибких навыков (soft skills) через проектную деятельность в начальной школе

Тема: Формирование гибких навыков (soft skills) через проектную деятельность в начальной школе.

Цель: обобщение и распространение педагогического опыта по формированию гибких навыков через проектную деятельность в начальной школе.

В современном мире требования к образованию кардинально меняются, преимущество получат те люди, которые умеют комбинировать знания из разных отраслей науки. И конкурентное преимущество получат люди, которые обладают soft skills. Сейчас на первый план выходит умение коммуницировать с другими людьми, управлять своими эмоциями, работать в команде. Такое мнение высказал президент РФ Владимир Владимирович Путин на сессии Всемирного фестиваля молодежи и студентов, посвященной образу будущего.

Какие именно навыки, столь актуальные сегодня, подходят под понятие soft skills?

Прежде всего, это коммуникативные навыки. Они представлены умением человека правильно взаимодействовать с окружающими, общаться, доносить свою мысль, договариваться.

Большая роль отведена умению критически мыслить, а именно: оценивать, анализировать, интерпретировать полученную информацию с критической точки зрения.

Креативность играет не меньшую роль в формировании soft skills.  Нестандартное мышление, умение гибко реагировать на происходящие изменения – вот характеристики креативного человека.

Координация – способность работать в команде, брать на себя как лидерские, так и исполнительские функции, распределять роли, контролировать выполнение задач. Без этого компонента сложно представить успешного человека в условиях современного мира.

Осознавая необходимость приобретения социальных навыков у  подрастающего поколения, современные школы активно вводят практику по формированию и развитию гибких навыков у сегодняшних школьников.

Занятия дополнительного образования становятся отличной площадкой для формирования и развития гибких навыков.

Хочу поделиться опытом применения проектного метода на занятиях дополнительного образования. Я занимаюсь по программе «Формирование гибких навыков (soft skills) через проектную деятельность», основной возраст обучающихся моей группы 7 – 8 лет.

Проектная деятельность способствует тому, что обучающиеся активно проявляют себя в системе общественных отношений и формирует в ребенке социально – активную позицию. Данный вид деятельности позволяет приобрести навыки планирования и организации собственной деятельности, развить индивидуальные способности.

На занятиях обучающиеся работают с краткосрочными (на несколько занятий) и долгосрочными (на год) проектами.

I этап «Планирование».

1.1 Выбор темы и определение сущности проекта

На этапе «планирование» происходит мозговой штурм в группе и накопление «банка идей». Затем, из банка идей, выбирается одна или несколько, которые будут реализованы в последующих проектах.

К примеру, В «банке идей», после завершения работы над проектом «Международный женский день» оказался «День космонавтики».

Было решено приняться за реализацию проекта «Полёт в космос».

Обучающиеся самостоятельно определяют, чего они хотят добиться в процессе выполнения проекта. Важно вовлечь всех детей в обсуждение, так как изначальная инвестиция идеями повлечет за собой дальнейший интерес к их осуществлению без потери энтузиазма на полпути. Чем больше идей внесёт каждый участник, тем больше будет его мотивация довести проект до конца.

По данному проекту были следующие предложения:

– запустить самодельную ракету в небо;

– рассказать о первом космонавте;

– изготовить мини-ракеты.

В связи с чем, обучающиеся разделились на три группы:

1 группа должна подготовить и реализовать запуск ракет.

2 группа – подготовить сообщение на тему «Юрий Алексеевич Гагарин. Первый полёт в космос» и представить его обучающимся школы.

3 группа – изготавливает ракеты – игрушки для обучающихся дошкольной группы и 1 класса.

1.2 Определение целевой аудитории

Обучающиеся определяют значимую аудиторию, на которую будет ориентирован проект. Это могут быть родители, другие учащиеся, жители села и др.

Целевой аудиторией в проекте «Полёт в космос» являются обучающиеся МОАУ СОШ с. Лохвицы.

1.3 Определение способа оценивания продукта целевой аудиторией

Так как большая часть наших проектов носит творческий характер, то оценкой проделанной работы может служить одобрение со стороны сверстников, родителей, жителей села в зависимости от целевой аудитории. Для этого мы создаём экспертную группу, которая разрабатывает анкеты для опроса и пожеланий.

В процессе подготовки проекта «Полёт в космос» обучающиеся решили, что показателем успешности работы будет количество просмотров и лайков, а также комментарии в социальных сетях.

1.4 Планирование этапов выполнения проекта.

Обучающиеся решают, что предстоит сделать, чтобы реализовать задумку. Составляют план работы и распределяют обязанности.

Например, при подготовке к запуску ракет, обучающимся нужно было продумать как осуществить данную идею. Для этого они воспользовались интернетом, обсудили в группе наиболее подходящий вариант, после, был проведён эксперимент, который показал «реалистичность» данного выбора.

1.5 Определение ресурсов.

В процессе группового обсуждения, обучающиеся определяют имеющиеся и недостающие ресурсы, и объем работ по восполнению их недостатка. В подготовке выше озвученного проекта, было решено, что для его реализации понадобятся:

– воздушные шары трёх цветов (для запуска ракет);

– цветная бумага, копировальная бумага (для изготовления ракет);

– леска (для траектории полёта ракеты);

– трубочки (для изготовления ракет – игрушек) и др.

1.6 Определение сроков.

Обучающиеся осмысливают время, оценивают свои силы и возможности, анализируют факторы риска, и разрабатывают превентивные меры.

Срок реализации проекта: 12 апреля.

Важно, чтобы обучающиеся прописывали структуру проекта и видели четкий логический механизм реализации. Можно ограничиться списком действий на листочке, а можно организовать работу на компьютере, где ответственный должен будет заполнить таблицу поручений.

II этап «Реализация проекта»

После выполнения вышеперечисленных действий, обучающиеся могут приступить непосредственно к выполнению работ, определенных на этапе планирования.

Вашему внимаю представляю видеоролик о ходе работы над проектом.

III этап «Подведение итогов»

По завершению работы над каждым проектом обучающиеся в качестве самооценки своей деятельности используют карту «Мои достижения». В ней ребенок оценивает свою работу с помощью следующих критериев:

– самостоятельность (от 1 до 5);

– сложность (оценивается личный вклад);

– моя защита (на сколько заинтересовал слушателей, эмоциональность, использование терминов, чтение или рассказ проекта, ответы на вопросы во время презентации. Если проект был групповой, то оценивается защита своей идеи в момент определения его сущности);

– применение (как, где можно использовать данный продукт).

Оценка уровня сформированности гибких навыков у обучающихся отслеживается ежемесячно учителем в соответствии со следующими критериями:

Коммуникация–      эмоциональная устойчивость;–      аргументация собственной позиции;–      участие в обсуждении проблемы;–      умение слушать;–      умение вести дискуссию.
Кооперация–      участие в распределении ролей в группе;–      участие в обсуждении хода работы и принятия решений;–      рациональное распределение времени;–      умение договариваться при столкновении интересов;–      активная позиция в поиске решения задач.
Креативность–      поиск альтернативных вариантов решения;–      оригинальность предложенных способов решения задач;–      поиск необходимой информации и выделение ключевой в общем потоке;–      рефлексия, оценивание процесса и результата работы;–      способность делать логические умозаключения.
Критическое мышление–      умение выделять в информации главное;–      умение обобщать и делать выводы;–      умение анализировать альтернативные точки зрения.

Подводя итог, хочу отметить, что на занятиях по формированию гибких навыков через проектную деятельность, обучающиеся получают возможность научиться:

  • устанавливать контакт и организовывать диалог с людьми;
  • понятно, убедительно говорить, писать;
  • презентовать (себя, продукт и т.д.);
  • слушать и слышать;
  • гибко переключаться между ролями (значит уметь и руководить, и подчиняться, и быть на равных в зависимости от ситуации);
  • устанавливать связи и позиционировать себя в сообществе;
  • работать самостоятельно и в команде;
  • управлять конфликтами;
  • управлять своим временем, ресурсами;
  • адаптироваться к изменяющимся условиям;
  • поддерживать себя в «рабочей форме», самомотивации и т.д.;
  • анализировать и прогнозировать;
  • принимать решения;
  • мыслить нестандартно;
  • искать и создавать ресурсы, информацию, пути выхода;
  • распределять задачи и синхронизироваться с другими членами команды даже при больших различиях в стилях и содержании работы.

А всё это, ни что иное, как гибкие навыки, которые так необходимы современному человеку.

Вам также может понравиться...
15817