Семенова Ольга Владимировна – Воспитатель МБДОУ д/с №40 «Колокольчик» п. Фряново, Щёлковский район, Московская область
Дата поступления работы: 13.06.2018г.
Использование малых форм фольклора (пестушки – потешки) в развитии детей младшего дошкольного возраста
Возраст до 5 лет – богатейший по способности ребенка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений.
Потешки и пестушки – это небольшие стихотворения-приговорки, которыми сопровождают любые занятия с ребенком или действия самого ребенка – потягивание со сна, одевание и т.д. Благодаря простоте и мелодичности звучания дети, играя, легко запоминают их.
С помощью малых форм фольклора мы учим детей выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку.Знакомство с детским фольклором развивает не толко речь, но и интерес к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, формирует нравственные привычки. Благодаря этому, еще задолго до ознакомления со сказками, былинами и другими крупными жанрами народного фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию истоков русской народной культуры.
Так же с помощью фольклора мы легко устанавливаем с каждым ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание малыша, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие.
В период адаптации ребенка в ДОУ, жизнь его меняется, что не всегда приносит ему радость. Чтобы облегчить детям привыкание к новой жизни среди незнакомых людей, я использую в своей повседневной работе народные игры, героем которых является интересный и знакомый персонаж, яркие игрушки, например: «Петушок, петушок…», «Тишина у пруда…», «Ах какая звонкая игрушка – наша погремушка…» и другие. Они помогают мне отвлекать детей от всего, что огорчает их пребывание в ДОУ.
Фольклор помогает воспитывать положительное отношение к режимным моментам: гимнастике, умыванию, одеванию, приему пищи и др. Режимные процессы я сопровождаю приговорками, маленькими стишками, прибаутками. При организации гимнастики привлекаю детей «веселым» бубном.
«Дружные ножки шагают по дорожке»
Зашагали ножки топ, топ, топ.
Прямо по дорожке топ, топ, топ…
Подбирая устный материал, обращаю внимание на то, чтобы он был прост по содержанию, с четким ритмом.
Чтобы вызвать положительные эмоции в процессе умывания и привлечь внимание говорю:
Знаем, знаем да – да – да
Где тут прячется вода.
Открываю кран:
Выходи водица,
Мы пришли умыться.
***
Чистая водичка
Моет Саше личико,
А потом ладошки
И пальчики немножко.
Дети с удовольствием осваивают навыки гигиены.
Потешка способна корректировать эмоции детей (кто плачет или шумит). В таких ситуациях с помощью потешек воспитываю доброжелательное отношение друг к другу, чувство сопереживания к заплакавшему ребенку.
Не плачь, не плачь детка,
Прискачет к тебе белка,
Принесет орешки – для Машиной потешки.
Если будешь плакать – дам худой лапоть.
***
Чок, чок, чок, зубы на крючок,
А кто слово скажет – тому щелчок!
Использую потешки и перед приемом пищи, чтобы вызвать у детей положительные эмоции, желание есть:
Умница Ксюшенька
Ешь кашу сладкую,
Мягкую, пушистую,
Вкусную, душистую!
В работе с маленькими детьми, учитывая индивидуальные особенности, я использую игрушки. Игрушка в сочетании с потешкой помогли мне найти общий язык с детьми нерешительными, плохо идущими на контакт. Например, стараясь вовлечь детей в игру, я приговаривала
Скачет зайка маленький
Около завалинки
Быстро скачет зайка,
Ты его поймай-ка!
Игрушка – заяц побуждает детей догнать его, поиграть с ним.
Так же для решения поставленных задач, я создала соответствующие условия: подобрали книги, наглядный материал (картинки, иллюстрации), настольно печатные игры, которые помогали бы детям закреплять простейшие речевые навыки и знания. В книжном уголке разместили книги – раскладушки, книжки – малышки. В уютном домике теремке мы поместили фигурки персонажей знакомых потешек, сказок, разные виды театров. Сделали картотеки по потешкам и пестушкам.
Так же использую потешки как средство обогащения словаря детей новыми словами, выражениями. Благодаря простоте и напевности звучания, дети быстро запоминают потешки и пестушки и вводят их в свою речь в самостоятельных играх. Работая с детьми раннего возраста, мы знаем, что с трудом дается вызвать речевую активность детей. В основном дети отвечают на вопросы одним словом, а иногда и просто движением головы. Поэтому моя задача состоит в то чтобы при помощи потешек и пестушек вызвать у детей речевую активность.
Из опыта работы я поняла, что любимые потешки и пестушки следует время от времени повторять. Дети проявляют высокую активность, встречаясь с уже знакомыми им текстами. Используя малые формы фольклора в своей работе с детьми в течение дня, я с уверенностью могу отметить положительное воздействие, как на детей, так и на процесс воспитания. Дети с удовольствием идут на контакт, не скучают, они улыбчивы, жизнерадостны, в группе всегда звучит смех. Режимные процессы становятся для детей делом приятным.
При любом действии с детьми самое главное – это доброжелательное общение с ними. От воспитателя требуется не только дать каждому ребенку какие-либо знания, умения и навыки, но и обеспечить чувство комфортности, психологической защищенности, доверия.