Обобщение опыта «Использование мнемотехники в работе с детьми»

Казимагомедова Елена Камраддиновна – Учитель – логопед МДОУ «Детский сад №53» г. Саратов
Дата поступления работы: 17.12.2024г.

Родительское собрание для родителей подготовительной к школе группы
«Использование мнемотехники в работе с детьми»

Цель – Привлечение родителей к сотрудничеству, через совместное решение задач речевого развития детей; ознакомление родителей с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации – методом мнемотехники.

Задачи:
• создать доброжелательную обстановку, положительные взаимоотношения между родителями и педагогами. Достичь оптимального уровня взаимодействия педагогов и семьи через систему социального партнёрства и внедрения нетрадиционных форм работы;
• дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами при заучивании стихотворений, рассказывании сказок, загадок, составлении рассказов;
• дать рекомендации по использованию мнемотаблиц.

Уважаемые родители К.Д. Ушинский писал:
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей дошкольного возраста – явление редкое.

Проблемы речи детей дошкольников:
1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
2. Неспособность грамматически правильно построить предложение.
3. Бедность речи.
4. Недостаточный словарный запас.
5. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.
6. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
7. Плохая дикция.

Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Именно поэтому мы ставим перед собой задачу развития связной речи у дошкольников.
Учитывая, что в наше время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
И сегодня мы хотим вас познакомить с методом «Мнемотехника».

Что такое мнемотехника?

Мнемотехника – это техника развития памяти.
Мнемотехника представляет собой совокупность правил и приёмов, облегчающих запоминание сохранение и воспроизведение информации.
С помощью мнемотехники можно решать следующие задачи:
Развивать связную речь.
Развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи.
Обучать детей правильному звукопроизношению.
Развивать у детей сообразительность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.

Мнемотехника строится от простого к сложному: Мнемоквадрат – мнемодорожка –мнемотаблица.

Мнемоквадрат – одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.

Мнемодорожка – ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2 – 4 предложения.

Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка). С помощью мнемотаблицы, можно заучивать большие стихотворения, составлять рассказы на определённую тему, пересказывать литературные произведения.

Как с помощью мнемотаблицы выучить стихотворение?

Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), конечно символами. Таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. Я читаю стихотворение, задаю вопросы по содержанию его, а после этого, используя графическое изображение на каждом квадрате по очереди, ребёнок воспроизводит стихотворение целиком.
На начальном этапе взрослый предлагает готовую план – схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Хочу обратить ваше внимание на то, что овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления, на развитие мелкой моторики рук, если ребёнок участвует в создании мнемотаблицы.
Мнемотехника помогает развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, воображение. Использование рисунков для обучения заучиванию стихотворений, пересказа, увлекает детей, превращает эту работу в игру.

Мастер-класс по составлению мнемотаблиц – схем для родителей

Родителям предлагается пробное задание – «Разминка»:
Упражнение «Рисуем слова» (родители рисуют схематично называемые логопедом слова):
ВОДА ЯБЛОКО ЯЩИК ШОКОЛАД ДУБИНКА СЛОН
КУРИЦА РОДИНКА ЗАБОР ОВЦА ЛУК ЗВЕЗДА МЫШКА ТАБЛИЧКА
ПОЛОТЕНЦЕ – ЛЕТ. ТАРЕЛКА – КОЛЕСО БАЛЛОНЧИК САХАРНИЦА ОГУРЕЦ
СОУС ТУРНИК ДИВАН СТАКАН МИСКА.

Основное практическое задание:

  • Нарисовать мнемосхемы к стихотворению «Подарки осени»
  • Пользуясь готовой схемой, составить описательный рассказ.
  • Рассмотреть и обсудить.
  • Обучение связному последовательному пересказу с наглядной основой в виде графических схем, отражающих последовательность событий по сказке.

Задание для родителей – на доске располагаются картинки – мнемотаблицы, согласно тексту сказки. Родители стараются узнать и назвать сказки. Заключительный этап пересказ по графическому плану с целью развития связной речи, памяти. Родители пересказывают сказки по цепочке.

Заключение.

Мы с вами сегодня учились рисовать слова, мнемосхемы к стихотворению «Подарки осени», составляли по ней описательный рассказ, обучались связному последовательному пересказу с наглядной основой в виде графических схем, отражающих последовательность событий по сказке.
А теперь мы попробуем соединить эти виды деятельности, и попробовать самостоятельно с детками создать свою книжку – малышку по сказке В.Сутеева «Под грибом». Для этого я уже подготовила основы – грибочки, которые вам нужно будет со своими детками оформить по теме сказки, нарисовать мнемокартинку по определенному отрезку сказки. А дальше мы оформим эту книжку с ребятами, и по очереди каждый будет рассказывать свою часть сказки по картинке, которую он сделал дома с мамой.
Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь. Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.

В конце родительского собрания выдаются памятки

«Пять секретов успешного пересказа»:
Для успешного осуществления работы по обучению ребенка пересказу, необходимо соблюдать определенную последовательность в работе над художественным текстом.
1 Рассказывание текста ребенку. Не чтение, а именно рассказывание художественного произведения, что требует хорошего знания текста. Ребенок должен видеть умение взрослого выполнить ту задачу, которую взрослый ставит перед ребенком, т. е. «образец» пересказа. Целесообразно, чтобы в литературном произведении присутствовали диалоги между героями, что поможет ребенку в процессе пересказа.

2 Обыгрывание прочитанного текста с использованием настольного, кукольного, пальчикового и другого вида театра. Особое влияние на запоминание, осмысление прочитанного текста, оказывает та игра – драматизация, в которой ребенок участвует сам, в процессе которой он связывает слово с действием, учится брать на себя определенную роль. Обыгрывание текста помогает ребенку осмыслить ситуацию, наполнить ее действием, слово приобретает конкретное содержание, таким образом, обогащается словарный запас ребенка, развивается связная речь, уточняются правильные формы связи слов в предложениях и т. д.

3 Пересказ текста ребенком по вопросам взрослого. Ребенку задаются вопросы, ответы на которые помогают ему раскрыть смысл действий, совершают персонажи, вызывают правильное отношение к героям. Взрослый учит ребенка тому, как надо поступать правильно, воспитывает в них положительные нравственные качества, учит правильно выражать свои мысли, оформлять высказывания.

4 Изображение прочитанного текста в изобразительной деятельности (рисунок, аппликация, лепка, конструирование и др.).
Изобразительная деятельность дает возможность ребенку создать рисунок на основе собственного замысла, реализуя свои потенциальные возможности.
Отображение литературного текста в изобразительной деятельности позволяет ребенку еще раз продумать содержание текста, проговорить его про себя, отобразить в рисунке свои личные представления об услышанном.

5 Пересказ текста ребенком с опорой на наглядность. Этому предшествует повторное прочтение сказки или рассказа. Это вызвано тем, что многим детям необходимо еще раз напомнить последовательность событий, вспомнить, как данная история была им проиграна. Ребенок с опорой на игровую деятельность и свой рисунок, пересказывает уже хорошо ему знакомое произведение.

Такой алгоритм действий помогает развивать у ребенка умение слушать художественный текст, реагировать на его содержание; следить за развитием сюжета;
формировать эмоциональное восприятие сказки и интерес к ней, а также учит отвечать на вопросы по его содержанию; выполнять игровые действия;
стимулирует ребенка повторять отдельные слова и выражения из текста;
учит передавать содержание сказки в изобразительной деятельности;
пересказывать содержание текста, с опорой на игровые действия и развивает память, внимание, мышление.

Литература:
1. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. – М., Аркти. 2002 г.
2. Лебедев Л. В. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие. – М., Центр педагогического образования, 2008 г. 3 Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М. Владос. 2003 г.
3. Полянская, Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009
4. Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников // Логопед. – 2005 – № 1
5. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Ткаченко Т.А. Дошкольное воспитание.1990. №10 — с. 16-21.

Вам также может понравиться...
16276