Горбунова Елена Викторовна – Учитель – логопед ГБОУ Школа №887 ДО «Улыбка» г. Москва
Дата поступления работы на конкурс: 18.02.2018г.
Использование многофункциональных игр в преодолении общего недоразвития речи у дошкольников
(из опыта работы)
У ребенка с ОНР помимо нарушений всех компонентов речевой системы – фонетики, лексики, грамматики, связной речи — прослеживается и недостаточная сформированность психических процессов — памяти, внимания, восприятия, логического мышления. Таким детям очень трудно сосредоточиться, они быстро утомляются, отвлекаются и перестают воспринимать предлагаемый учебный материал. Педагогу необходимо удержать интерес ребенка, сконцентрировать его внимание, обеспечивая при этом коррекционную работу и всестороннее развитие.
Для этого существует много методов и приемов. Один из них — дидактическая игра. Предлагаю вашему вниманию многофункциональную игру «Занимательное путешествие». Она поможет вам решить множество речевых задач, познакомит детей с окружающим миром, поможет решить задачи, направленные на всесторонне развитие ребенка.
Цели:
– Отрабатывать лексико-грамматические конструкции (образование имен существительных с помощью суффиксов -ик, -ищ, родительного падежа имен существительных во множественном числе, приставочных глаголов, расширение словаря антонимов)
– Развивать связную речь (составление описательных рассказов).
– Закреплять навык звуко-буквенного и звуко-слогового анализа слов.
– Расширять знания о материках (их особенностях, животном и растительном мире).
– Формировать представления о географических картах, их назначении, активизировать и обогащать словарь по темам «Транспорт» (виды, части), «Живой мир материков, морей, океанов».
– Развивать навык работы в группе, культуру общения и поведения со взрослыми и сверстниками.
– Развивать творческие способности, учить входить в воображаемые ситуации.
– Развивать мышление, внимание, память, мелкую и общую моторику.
Вариант 1
На доске карты с изображением материков.
На столе — карточки с изображением животных, птиц, растений, которые нужно расположить на материках. Выполняя определенное действие, ребенок оречевляет его полным предложением.
Вариант 2
На подставке карты с изображением материков, на которых неправильно расположены животные, животные птицы, растения. Нужно исправить ошибки и расположить все верно.
Вариант 3
На подставке – карты с изображением материков, на которых расположениы карточки с буквами или схемами слов. На столе — картинки с изображением животных, птиц, растений. Нужно расшифровать слово, найти нужную карточку и разместить ее на материке.
Вариант 4
На подставке – карта с изображением материка. Воспитатель передвигает карточку с изображением транспорта, например, парусника, а дети оречевляют это движение. (Парусник отплыл от берега, переплыл море, подплыл к материку). Затем воспитатель инструктирует, а дети выполняют нужное действие.
Вариант 5
На подставке — карта с изображением материка, на котором расположены карточки с изображением животных, птиц, растений. Нужно перечислить кого (чего) много на этом материке.