ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАБОТЕ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Паркина Оксана Геннадиевна – Учитель – логопед МДОУ Детский сад №63 г. Рыбинск, Ярославская область
Дата поступления работы на конкурс: 09.05.2017г.

Дидактические игры в работе по автоматизации звуков у детей старшего дошкольного возраста.

     Мы все понимаем насколько важно устранить все недостатки звукопроизношения еще в дошкольном возрасте. Важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное – она наиболее гибка и податлива.

     Логопедическая работа по устранению недостатков звукопроизношения проводится в несколько этапов. Важнейшим из них является этап формирования умения произносить звук в различных учебно-коммуникативных ситуациях или автоматизация поставленного звука.

     Автоматизация звука требует активного использования процесса внутреннего торможения, способности к дифференциации правильного и неправильного артикуляционного уклада. Она осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному. Процесс автоматизации звука заключается в тренировочных упражнениях на специально подобранном речевом материале. Для этого используются приёмы отражённого повторения и самостоятельного называния.

     Работу на этом этапе следует рассматривать как затормаживание старых, неправильных динамических стереотипов и выработку новых. Эта работа трудна для нервной системы и требует очень большой осторожности и постепенности. Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности.

     Для успешного проведения данной работы необходимы следующие благоприятные условия:

Лишь при условии совместной деятельности логопеда, воспитателя и родителей, у детей постепенно исчезают недостатки звукопроизношения.

     Для детей логопедические занятия по автоматизации звуков бывают зачастую трудны, однообразны, а к тому же у детей с нарушениями речи внимание неустойчиво, и они быстро устают. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы.

Игровые методы обязательно включаются в логопедическую практику. Игровой метод дает наибольший эффект при умелом сочетании игры и учения. Это позволяет решить сразу несколько задач. Организуя игру, логопед общается с ребёнком «на равных», завоевывает его любовь и доверие, преодолевает его скованность и застенчивость. Игровые ситуации побуждают ребенка к свободному речевому общению, отвлекают его внимание от речевого дефекта. Все это повышает эффективность коррекционной работы.

     На протяжении дошкольного детства у детей складывается несколько различных видов игры, в том числе дидактическая игра.

Дидактические игры, с одной стороны, способствуют формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, развитию творчества, самостоятельности, инициативы; с другой стороны, решают определенную коррекционную задачу, а именно повторение и закрепление пройденного, формирование учебных умений и навыков.

Дидактические игры – эффективное средство в работе по автоматизации звуков, так как благодаря динамичности, эмоциональности их проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных звуков.

Количество и разнообразие игр на каждом занятии зависит от целей занятия и устойчивости внимания детей. Для детей, обучающихся в логопедических группах, это тем более важно, потому что, дети часто отличаются низкой познавательной активностью. Хочется, чтобы трудный и важный этап исправления речи проходил легко и интересно.

     Вначале проводим работу по уточнению и закреплению изолированного произношения звука. Для этого можно применять следующие  игровые упражнения.

«Звуковые дорожки»

Ребенок произносит автоматизируемый звук и одновременно проводит пальчиком по дорожке. Это может быть движение самолета, машины, птички, бабочки и т. д. 

«Пальчики здороваются»

Ребенку предлагается произносить звук и поочередно касаться подушечками одноименных пальцев обеих рук. Или, поочередно каждым пальцем соприкасаться с большим пальцем на одной руке, а затем на другой.

«Стучалочка»

Логопед воспроизводит какой-либо шумовой звук (хлопки в ладоши, топанье ногой), ребенок произносит трудный звук столько же раз.

«Человечек»

Ребенок произносит звук и одновременно «шагает» пальчиками по столу (дорожке, ступенькам)

«Говорящие прищепки»

Прикрепляя лучики (прищепки) к солнышку, произносим автоматизируемый звук.

«Шарики»  

На листе вразброс изображены воздушные шары без ниточек. Произнося звук, ребёнок подрисовывает к шарикам ниточки.

«Цыплёнок»

На листе изображён цыплёнок. Во время произношения ребёнок «кормит» цыплёнка, рисуя на листе «зёрнышки». Далее проводится включение звука в слоги. Слог — более простая речевая единица по сравнению со словом.

«Догонялки»

Дети вдвоём (или с логопедом) наперегонки «шагают» пальчиками и проговаривают нужные слоги.

«Чьи следы?»

Шагая пальчиками по игровому полю с изображением следов различных живых существ (птиц, животных, людей), проговариваем слоги.

«Собери букет»

Дети гуляют пальчиками по игровому полю с изображением цветов, на которых написаны слоги, и читают их, четко проговаривая звуки.

«Повтори, не ошибись»

Ребенку предлагается послушать звуковые цепочки, произносимые логопедом в разном темпе, ритме, с разным ритмическим рисунком и точно и четко повторить.

«Ступеньки»

Ребенок поднимается пальчиками по нарисованным ступенькам и одновременно проговаривает слоги.

«Прищепки – болтушки

Прикрепляя капельки (прищепки) к тучке, произносим слоги.

«Дождевая туча»

На листе изображены тучи. Ребёнок произносит слог и рисует под каждой тучей струйки дождя.

«Лягушонок»

Лягушонок прыгает по листьям кувшинки, произнося самостоятельно или вслед за логопедом слоги в разном темпе и ритме.

«Собери бусы»

Ребёнку предлагается отсчитывать бусины на счётах, собирать или перебирать бусы, проговаривая необходимые слоги.

«Музыкант»

Имитируя игру на пианино, ребенок ударяет по очереди каждым пальчиком и проговаривает заданный слог.

«Капитошка»

Ребенок передвигает «капитошку» и произносит слоги.

«Программист»

Ребёнок имитирует работу за клавиатурой, ударяет по очереди каждым пальчиком и проговаривает заданный слог нужное количество раз.

Следующим этапом является автоматизация звука на уровне слов. Эта работа должна быть не только над звукопроизношением, но и на лексическом уровне, а также сочетаться с развитием познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления. Здесь хотелось бы привлечь ваше внимание к следующим играм и игровым упражнениям.

Игра «Логопедическое лото»

В настоящее время в продаже существует большое количество разнообразных логопедических лото, которые мы успешно используем в работе.

«Игры – бродилки»

В игре принимают участие 2 и более детей. Нужно пройти по игровому полю с помощью кубика, при этом называя картинки. Картинки подобраны с учетом автоматизируемого звука. 

Можно называть картинку, согласовывая это слово с числительным.  

Игра «Чудесный мешочек»

Ребенку предлагается мешочек или коробочка, в котором спрятаны знакомые ему предметы, в названии которых присутствует автоматизируемый звук. Ребенок, опустив руку в мешочек и нащупав предмет называет его, четко произнося все звуки. После этого достает предмет из мешочка, проверяя себя.

Игра «Что лишнее»

На карточках изображены 4 предмета, 3 из которых можно назвать одним словом, а четвертый – лишний. Ребенок называет лишний предмет, объяснив свой выбор. Картинки подбираются с учетом автоматизируемого звука.

Игра «Собери картинку»

Здесь используются разрезные картинки, название которых содержит автоматизируемый звук. Ребенок собирает картинку, четко произнося слово. В качестве усложнения можно предложить ребенку отыскать части от своей картинки среди других.

Затем можно предложить подобать слова – действия или слова – признаки к данной картинке, составить по ней предложение или описательный рассказ.

«Найди дорожку»

Нужно передвигаться по картинкам, на которых изображены предметы с заданным звуком, закрывая картинки фишками. Как вариант можно раскрашивать нужные картинки. Можно выкладывая дорожку, делить слова на слоги класть соответствующее количество камушков.

Игра «Звуковое домино»

Играют от 2 до 4 человек. Детям раздается по 6 карточек и предлагается играть в домино, четко и громко называя все картинки. Все карточки содержат отрабатываемый звук.

Игра «Лабиринт»

Необходимо пройти лабиринт, называя все предметы, которые встречаются на пути.

Игра «Прятки»

Ребенку предлагается узнать предметы по их силуэту и назвать их.

Игра «Путаница»

Ребенок рассматривает картинку и называет предметы (животных), которые на ней изображены.

Игра «Артисты»

Ребенку предлагается назвать картинки с разно интонацией, разным голосом.

Могут использоваться карточки со знаками препинания, мышка и мишка, картинки с изображением настроения

Игра «Подбери предметы»

Нужно разместить картинки на поле в соответствии с цветом и изображением. Каждый раз, проговаривая словосочетание, например: красная краска.

Упражнение «Художник».

Художник Карандаш решил устроить выставку. Однако часть картин еще не готова. Помоги Карандашу. Раскрась картинки подходящими цветами — красным, розовым и оранжевым. Расскажи о том, что у тебя получи­лось.

Иры с предметными картинками – широко используются всеми нами. Я предлагаю вам вспомнить их. Каждой группе даны предметные картинки, подумайте и покажите, как бы вы поиграли с ребенком на этапе автоматизации, используя эти картинки.

При необходимости можете использовать атрибуты или нарисовать их.

Вам также может понравиться...
15417