Паркина Оксана Геннадиевна – Учитель – логопед МДОУ Детский сад №63 г. Рыбинск, Ярославская область
Дата поступления работы на конкурс: 09.05.2017г.
Дидактические игры в работе по автоматизации звуков у детей старшего дошкольного возраста.
Мы все понимаем насколько важно устранить все недостатки звукопроизношения еще в дошкольном возрасте. Важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное – она наиболее гибка и податлива.
Логопедическая работа по устранению недостатков звукопроизношения проводится в несколько этапов. Важнейшим из них является этап формирования умения произносить звук в различных учебно-коммуникативных ситуациях или автоматизация поставленного звука.
Автоматизация звука требует активного использования процесса внутреннего торможения, способности к дифференциации правильного и неправильного артикуляционного уклада. Она осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному. Процесс автоматизации звука заключается в тренировочных упражнениях на специально подобранном речевом материале. Для этого используются приёмы отражённого повторения и самостоятельного называния.
Работу на этом этапе следует рассматривать как затормаживание старых, неправильных динамических стереотипов и выработку новых. Эта работа трудна для нервной системы и требует очень большой осторожности и постепенности. Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности.
Для успешного проведения данной работы необходимы следующие благоприятные условия:
Лишь при условии совместной деятельности логопеда, воспитателя и родителей, у детей постепенно исчезают недостатки звукопроизношения.
Для детей логопедические занятия по автоматизации звуков бывают зачастую трудны, однообразны, а к тому же у детей с нарушениями речи внимание неустойчиво, и они быстро устают. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы.
Игровые методы обязательно включаются в логопедическую практику. Игровой метод дает наибольший эффект при умелом сочетании игры и учения. Это позволяет решить сразу несколько задач. Организуя игру, логопед общается с ребёнком «на равных», завоевывает его любовь и доверие, преодолевает его скованность и застенчивость. Игровые ситуации побуждают ребенка к свободному речевому общению, отвлекают его внимание от речевого дефекта. Все это повышает эффективность коррекционной работы.
На протяжении дошкольного детства у детей складывается несколько различных видов игры, в том числе дидактическая игра.
Дидактические игры, с одной стороны, способствуют формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, развитию творчества, самостоятельности, инициативы; с другой стороны, решают определенную коррекционную задачу, а именно повторение и закрепление пройденного, формирование учебных умений и навыков.
Дидактические игры – эффективное средство в работе по автоматизации звуков, так как благодаря динамичности, эмоциональности их проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных звуков.
Количество и разнообразие игр на каждом занятии зависит от целей занятия и устойчивости внимания детей. Для детей, обучающихся в логопедических группах, это тем более важно, потому что, дети часто отличаются низкой познавательной активностью. Хочется, чтобы трудный и важный этап исправления речи проходил легко и интересно.
Вначале проводим работу по уточнению и закреплению изолированного произношения звука. Для этого можно применять следующие игровые упражнения.
«Звуковые дорожки»
Ребенок произносит автоматизируемый звук и одновременно проводит пальчиком по дорожке. Это может быть движение самолета, машины, птички, бабочки и т. д.
«Пальчики здороваются»
Ребенку предлагается произносить звук и поочередно касаться подушечками одноименных пальцев обеих рук. Или, поочередно каждым пальцем соприкасаться с большим пальцем на одной руке, а затем на другой.
«Стучалочка»
Логопед воспроизводит какой-либо шумовой звук (хлопки в ладоши, топанье ногой), ребенок произносит трудный звук столько же раз.
«Человечек»
Ребенок произносит звук и одновременно «шагает» пальчиками по столу (дорожке, ступенькам)
«Говорящие прищепки»
Прикрепляя лучики (прищепки) к солнышку, произносим автоматизируемый звук.
«Шарики»
На листе вразброс изображены воздушные шары без ниточек. Произнося звук, ребёнок подрисовывает к шарикам ниточки.
«Цыплёнок»
На листе изображён цыплёнок. Во время произношения ребёнок «кормит» цыплёнка, рисуя на листе «зёрнышки». Далее проводится включение звука в слоги. Слог — более простая речевая единица по сравнению со словом.
«Догонялки»
Дети вдвоём (или с логопедом) наперегонки «шагают» пальчиками и проговаривают нужные слоги.
«Чьи следы?»
Шагая пальчиками по игровому полю с изображением следов различных живых существ (птиц, животных, людей), проговариваем слоги.
«Собери букет»
Дети гуляют пальчиками по игровому полю с изображением цветов, на которых написаны слоги, и читают их, четко проговаривая звуки.
«Повтори, не ошибись»
Ребенку предлагается послушать звуковые цепочки, произносимые логопедом в разном темпе, ритме, с разным ритмическим рисунком и точно и четко повторить.
«Ступеньки»
Ребенок поднимается пальчиками по нарисованным ступенькам и одновременно проговаривает слоги.
«Прищепки – болтушки
Прикрепляя капельки (прищепки) к тучке, произносим слоги.
«Дождевая туча»
На листе изображены тучи. Ребёнок произносит слог и рисует под каждой тучей струйки дождя.
«Лягушонок»
Лягушонок прыгает по листьям кувшинки, произнося самостоятельно или вслед за логопедом слоги в разном темпе и ритме.
«Собери бусы»
Ребёнку предлагается отсчитывать бусины на счётах, собирать или перебирать бусы, проговаривая необходимые слоги.
«Музыкант»
Имитируя игру на пианино, ребенок ударяет по очереди каждым пальчиком и проговаривает заданный слог.
«Капитошка»
Ребенок передвигает «капитошку» и произносит слоги.
«Программист»
Ребёнок имитирует работу за клавиатурой, ударяет по очереди каждым пальчиком и проговаривает заданный слог нужное количество раз.
Следующим этапом является автоматизация звука на уровне слов. Эта работа должна быть не только над звукопроизношением, но и на лексическом уровне, а также сочетаться с развитием познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления. Здесь хотелось бы привлечь ваше внимание к следующим играм и игровым упражнениям.
Игра «Логопедическое лото»
В настоящее время в продаже существует большое количество разнообразных логопедических лото, которые мы успешно используем в работе.
«Игры – бродилки»
В игре принимают участие 2 и более детей. Нужно пройти по игровому полю с помощью кубика, при этом называя картинки. Картинки подобраны с учетом автоматизируемого звука.
Можно называть картинку, согласовывая это слово с числительным.
Игра «Чудесный мешочек»
Ребенку предлагается мешочек или коробочка, в котором спрятаны знакомые ему предметы, в названии которых присутствует автоматизируемый звук. Ребенок, опустив руку в мешочек и нащупав предмет называет его, четко произнося все звуки. После этого достает предмет из мешочка, проверяя себя.
Игра «Что лишнее»
На карточках изображены 4 предмета, 3 из которых можно назвать одним словом, а четвертый – лишний. Ребенок называет лишний предмет, объяснив свой выбор. Картинки подбираются с учетом автоматизируемого звука.
Игра «Собери картинку»
Здесь используются разрезные картинки, название которых содержит автоматизируемый звук. Ребенок собирает картинку, четко произнося слово. В качестве усложнения можно предложить ребенку отыскать части от своей картинки среди других.
Затем можно предложить подобать слова – действия или слова – признаки к данной картинке, составить по ней предложение или описательный рассказ.
«Найди дорожку»
Нужно передвигаться по картинкам, на которых изображены предметы с заданным звуком, закрывая картинки фишками. Как вариант можно раскрашивать нужные картинки. Можно выкладывая дорожку, делить слова на слоги класть соответствующее количество камушков.
Игра «Звуковое домино»
Играют от 2 до 4 человек. Детям раздается по 6 карточек и предлагается играть в домино, четко и громко называя все картинки. Все карточки содержат отрабатываемый звук.
Игра «Лабиринт»
Необходимо пройти лабиринт, называя все предметы, которые встречаются на пути.
Игра «Прятки»
Ребенку предлагается узнать предметы по их силуэту и назвать их.
Игра «Путаница»
Ребенок рассматривает картинку и называет предметы (животных), которые на ней изображены.
Игра «Артисты»
Ребенку предлагается назвать картинки с разно интонацией, разным голосом.
Могут использоваться карточки со знаками препинания, мышка и мишка, картинки с изображением настроения
Игра «Подбери предметы»
Нужно разместить картинки на поле в соответствии с цветом и изображением. Каждый раз, проговаривая словосочетание, например: красная краска.
Упражнение «Художник».
Художник Карандаш решил устроить выставку. Однако часть картин еще не готова. Помоги Карандашу. Раскрась картинки подходящими цветами — красным, розовым и оранжевым. Расскажи о том, что у тебя получилось.
Иры с предметными картинками – широко используются всеми нами. Я предлагаю вам вспомнить их. Каждой группе даны предметные картинки, подумайте и покажите, как бы вы поиграли с ребенком на этапе автоматизации, используя эти картинки.
При необходимости можете использовать атрибуты или нарисовать их.