ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ»

Мамедова Юлия Витальевна – Воспитатель МБДОУ «Детский сад «Зоренька» г. Абакан, Республика Хакасия
Дата поступления работы: 18.04.2019г.

Использование опытно-экспериментальной деятельности в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с неживой природой

В системе и подготовке детей дошкольного возраст к рациональному применению, ответственному отношению к природе основная роль отведена детскому саду, который является начальной ступенью наполнения ребенка всеми необходимыми знаниями о природном окружении, ознакомления его с целостной картиной мира и становления научного и обоснованного нравственного и эстетического отношения к миру.

Особое значение для формирования личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи неживой природы и человека. Овладение средствами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает формирование мировидения ребенка, а также его личностный рост.

Основное значение в данном направлении имеет опытно-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста, которая протекает в виде поисково-экспериментальных действий. В процессе деятельности, с целью найти скрытые существенные связи с явлениями природы, дети образуют новые объекты. В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности.

Целью опытно-экспериментальной деятельности является способствование развитию у детей познавательной активности, любознательности, желание к осуществлению самостоятельного познания и размышления, увеличение объема имеющихся знаний и навыков, умения их использовать на практике через применение экспериментирования как высокоэффективного способа познания, углубление представления о неживой природе.

Основными задачами опытно-экспериментальной деятельности являются следующие:

1. Увеличение представлений детей об окружающем мире с помощью ознакомления с элементарными знаниями из самых разнообразных сфер наук.

2. Становление у детей умение пользоваться приборами–помощниками при проведении игр-экспериментов.

3. Развитие у ребенка умственных способностей.

4. Социальное и личностное развитие каждого ребенка. Сюда входит становление коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, осуществление элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

С целью развития детского экспериментирования нами в старшей группе «Солнышко» в детском саду «Зоренька» был переоборудован уголок экспериментирования для самостоятельной свободной деятельности и индивидуальных занятий.

Также была подобрана серия экспериментов с объектами неживой природы, которые мы использовали в нашей работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Мы обогащали опыт детей, при этом шло практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов, дети активно участвовали в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомились со способами фиксации полученных результатов.

Так, были предложены следующие блоки занятий.

Первый блок был направлен на экспериментирование с воздухом. Его цель состояла в том, чтобы сформировать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; уточнить понятия детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов.

В рамках данного блока были проведены следующие эксперименты.

Первый эксперимент прошел под названием «Поиск воздуха».

Детям было предложено доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух. Дети выбирают любые предметы, показывают опыт самостоятельно, объясняют происходящие процессы на основе результата своих действий (например: дует в трубочку, конец которой опущен в воду; надувают воздушный шарик и т.д.).

Эксперимент 2. «Живая змейка».

Для этого мы зажгли свечу и тихо подули на нее, при этом спросили у детей, почему отклоняется пламя (воздействует поток воздуха). Затем им было предложено рассмотреть змейку (круг, прорезанный по спирали и подвешенный на нить), ее спиральную конструкцию и продемонстрировано вращение змейки над свечой (воздух над свечой теплее, над ней змейка вращается, но не опускается, но не опускается вниз, т.к. ее поднимает теплый воздух). Это позволит детям определить, что воздух заставляет вращаться змейку, и с помощью обогревательных приборов опыт выполняют самостоятельно.

Следующим экспериментам был «Реактивный шарик».

Детям было предложено надуть воздушный шар и отпустить его, при этом обратить внимание на траекторию и длительность его полета. Детьми был сделан вывод о том, что для того, чтобы шарик летел дольше, надо его больше надуть, т.к. воздух, вырываясь из шарика, заставляет его двигаться в противоположную сторону.

Второй блок занятий был направлен экспериментирование с песком.

Его цель состояла в том, чтобы познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточится; планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты; развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов.

В рамках этого был проведен эксперимент под названием «Песочный конус». Детям было предложено взять горсть песка и выпускать его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения был образован конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь в основании. Если долго сыпать песок, на поверхности конуса то в одном месте, то в другом возникают сплавы, движения песка, похожее на течение. Детьми был сделан вывод о том, что песок сыпучий и может двигаться.

Таким образом, работа показала, что при использовании целенаправленного систематического применения экспериментов в процессе обучения позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей. Кроме того, опытно-экспериментальная деятельность выступает в качестве наиболее успешного способа ознакомления детей с миром окружающей их неживой природы. В процессе опытно-экспериментальной деятельности каждый ребенок получает возможность удовлетворить свойственную ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем и первооткрывателем.

Вам также может понравиться...
15405