ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА «КАРТОТЕКА НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ПОГОДОЙ ОСЕНЬЮ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМУ ПРОЕКТУ «ЮНЫЕ МЕТЕОРОЛОГИ»

Дядюнина Елена Евгеньевна – Воспитатель МДОУ «Детский сад комбинированного вида №131» г. Саратов
Дата поступления работы: 20.07.2022г.

Картотека наблюдений за погодой осенью

по познавательно-исследовательскому проекту

«Юные метеорологи»

Сентябрь

Наблюдение 1

Время года – Осень.

     Знакомство с метеостанцией и её содержанием

Наступила осень! Считается, что осень тоскливое время года, но вы только посмотрите на это волшебное преображение природы, яркие краски и свежесть. Это необыкновенное и чудесное время года!

Когда заканчивается август, на смену жаркому лету приходит прохладная и дождливая осень. Она чувствуется уже во всем. Природа позаботилась о том, чтобы каждый смог увидеть и почувствовать происходящие вокруг перемены.

Осень идёт

Следом за летом,

Осень идёт.

Жёлтые песни

Ей ветер поёт,

Красную под ноги

Стелет листву,

Белой снежинкой

                         Летит в синеву. (В.Степанов)

У осени есть три осенних месяца – ласковый, бархатный сентябрь, дождливый и ненастный октябрь и пронзительно холодный ноябрь.

Постепенно температура воздуха начинает падать, день становится короче, а ночи длиннее и холоднее. Солнышко уже не светит так ярко и не поднимается высоко в небо, как летом. Часто небо заволакивают черные тучи и идут проливные дожди. Утром можно наблюдать белую дымку – это туман.

Начинается листопад, ветер срывает с деревьев листочки, которые устилают землю ярким ковром.  Короткое «бабье лето» — это несколько солнечных и наиболее теплых деньков, которые словно напоминают нам о лете: молодое Бабье лето длится с 28 августа по 11 сентября; старое Бабье лето в период с 14-го до 21 сентября.

Прогноз осенней погоды формируется исходя из характерных явлений природы, изменения температуры воздуха, силы и скорости ветра. Для исследования явлений природы и составления предстоящих прогнозов погоды у нас создана Метеостанция. Пойдемте сходим и посмотрим.

Метеостанция в детском саду – это комплекс различных приборов, измеряющие погодные условия и, с помощью которых возможно предсказать погоду на ближайшее время (сутки, неделю, месяц). Мы с вами будем наблюдать, снимать данные с приборов и заносить их в календарь наблюдений. На нашей метеостанции следующие приборы:

  • флюгер;
  • дождемер (осадкомер);
  • ветряной рукав;
  • термометр;
  • компас;
  • вертушки;
  • солнечные часы;
  • барометр;
  • снегомер.

С помощью флюгера и его вращающейся стрелки по опорной оси нам удастся наблюдать за направлением ветра. А благодаря указателю сторон света, вы сможете узнать, в каком направлении дует ветер.

Используя в своей метеостанции специальный дождемер, имеющий определенную емкость с измерительной шкалой, мы сможем измерить количество осадков.

Ветряной рукав поможет нам разобраться и точно определять стороны света, благодаря дуновению ветра.

Самый важный и нужный измеритель погодных условий – термометр. Именно с помощью этого прибора мы сможем определять температуру воздуха в окружающей среде.

Компас научит их ориентироваться на местности и также определять, где находятся север, юг, запад и восток.

Всевозможные вертушки станут полезным прибором для определения направления ветра и его силы.

Солнечные часы – прибор для определения времени по изменению длины тени от гномона и его движению по циферблату.

Барометр – прибор для измерения атмосферного давления (высокое давление означает хорошую погоду, низкое – облачную и дождливую)

Снегомер — метеорологический инструмент для измерения плотности и высоты снежного покрова. Снегомер состоит из палки, на которой есть шкала – деления в виде цифр.

Наблюдение 2

Наблюдение за солнцем.

Знакомство с солнечными часами на метеостанции

Цель: познакомить детей с явлениями неживой природы: изменениями, происходящими с солнцем.

Ты весь мир обогреваешь, и усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце, и зовут тебя все …     (cолнце)

Давайте посмотрим, какая сегодня погода? Теплая, хорошая. А почему сегодня так тепло? Потому что солнышко греет. Солнце очень горячее, оно находится далеко от нас, в космосе и оттуда светит, обогревает всю землю.

Какого цвета? Какой формы? Оно дарит свое тепло и животным, и растениям, и насекомым. Без его света на земле не было бы жизни. Стало бы очень темно и холодно.

Предложить посмотреть на солнце и ответить на вопросы. Что вы ощущаете, когда обращаете лицо к солнцу? Можно ли на него смотреть прямо, не больно ли гла­зам? Как оно светит, греет? Сколько градусов тепла на солнце, а сколько в тени (можно по осязанию)? В какое время суток солнце греет сильнее?

Дотроньтесь до металлических предметов, находящихся на солнце. Что вы можете сказать об их температуре? Кто их нагрел? Утром они были такими же теплыми? Почему? Что с ними произойдет вечером? Они начнут остывать или продолжат нагреваться? Почему?

Чувствуете, как к концу прогулки стало теплее? Посмотрите, где в данный момент находится солнце. Оно поднялось выше, его лучи прямо падают на землю, поэтому стало теплее. Но с каждым днем солнце стоит все ниже и ниже, а, значит, с каждым днем будет холоднее.

Что ни день – то резче ветер

Рвет в лесу листву с ветвей……

Что ни день – то раньше вечер,

А светает все поздней.

Медлит солнышко, как будто

Подниматься, силы нет….

Потому и всходит утро над землей

Почти в обед.

Познакомить с солнечными часами на метеостанции. Солнечные часы –  прибор для определения времени по изменению длины тени от гномона и еѐ движению по циферблату. Циферблат находится на подставке строго горизонтально. Стрелка (гномон) представляет собой треугольник, один из углов – прямой (90 градусов), второй – широта местности (треугольник с углами 90 и 55 градусов). Устанавливаем треугольник на местности, где у нас планируются часы, ориентируясь по компасу, на север. Деление циферблата на часы-сектора производится механически.

Наблюдения фиксируют дату и время в календаре наблюдений и измеряем температуру воздуха. По термометру. Подвести детей к выводу, что чем ниже находится солнце, тем ниже температура воздуха.

     Наблюдение 3

Откуда дует ветер?

(использование игрушек для ветра: вертушки, флажки, воздушный змей и т.д.)

Знакомство с флюгером на метеостанции

Цель: конкретизировать и закрепить знания детей о ветре. Научить определять силу ветра.

Летит без крыльев и поет,

Прохожих задевает,

Одним проходу не дает,

Других он подгоняет.  

Что это? Это ветер. Как вы думаете, сегодня на улице есть ветер? (Наблюдение начинается из окна).

Мы сейчас выйдем на улицу и проверим. Как вы узнали, что на улице есть ветер? (Он дует нам в лицо, деревья качаются, цветы качаются, листья перелетают с места на место)

Посмотрите на небо: почему облака плывут? Да потому что их тоже ветер подгоняет.   Ветер бывает сильный, ураганный, и тихий, ласковый. Когда ветер сильный он может дерево вырвать с корнем. А тихий приносит нам прохладу.

Мы его видим? А услышать его мы можем? Что же такое ветер?

Ветер — это воздух, который движется вокруг нас. Мы дышим воздухом, без него не могут жить ни животные, ни птицы, ни рыбы, ни трава. Какой сегодня ветер: тихий или сильный? Как по- другому можно сказать? Ласковый, теплый, слабый. Приносит ли он пользу?   (сушит белье, лужи, мельницы работают, вырабатывает свет)

Как образуется ветер? (Воздух нагревается от земли, поднимается вверх, а холодный воздух опускается вниз. Та­кое передвижение воздуха создает ветер)

Сегодня есть ветер? Какой он силы?

Дидактическая игра «Ветер, ветер, ты какой?» (упражнять в подборе прилагательных). Ветер осенью какой? (сильный, слабый, легкий, приятный, ласковый, резкий, порывистый, ураганный, прохладный, свежий, холодный, ледяной, теплый, влажный, встречный, попутный, северный, южный, западный, восточный, утренний, осенний).

Заучивание считалочки:

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

Вот дубовый, вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой.

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

В измерении силы ветра нам помогут приборы на метеостанции:

флюгер и ветряной рукав.

Принцип работы флюгера

Основным назначением флюгера является определение направления ветра, для чего достаточно наблюдать за сменой положения флюгарки. Она состоит из специального противовеса и металлической пластины, поскольку именно такая конструкция способна дать возможность флюгеру двигаться по направлению ветра. 

Самым распространённым среди флюгеров по сей день остаётся классический флюгер в виде петушка. Так, петухи всегда были символами нового рассвета и активности.

С помощью флюгера определить, откуда и куда дует ветер. Остается ли положение флюгера постоянным или оно меняется? Подвести детей к пониманию, что ветер может дуть с разных сторон.

Ветряной рукав – это метеорологический прибор для определения силы ветра. Длина рукава 70 см и устанавливается на вращающейся опорной оси.    

Исследовательская деятельность

Еще можно определить направление ветра с помощью компаса и флю­гера. (Куда повернут флюгер — оттуда и ветер, а по стрел­ке компаса определяется сторона света.)

Как определить с какой стороны дует ветер? (с помо­щью компаса: если с севера — холодный, если с юга — теплый.)

Наблюдение 4

Определи погоду по осенним приметам

по экологической тропе

Цель: Расширять знания о сезонных изменениях в природе.

Наблюдение за изменениями в природе. Предложить детям самостоятельно найти признаки осени в окружающей природе, пройтись по экологической тропе: лужайка, уголок леса, цветник, огород, зеленая аптека, аллея тополей и вязов, птичий столб.

Осень, подобно цветному стеклышку – окрашивает наш мир, в один цвет – сначала в синий, затем в рыжий, а после в тусклый серый.

Художественное слово:

Королева Осень

Царскою походкой вновь приходит осень,

Королева – осень ни о чем не просит.

Гордая осанка, взгляд небесной сини,

Золотое платье, тонкий стан Богини.

Паутинка кружев, взгляд из – под вуали,

И смолкают звуки в королевском зале.

Вздохи – восхищения, кавалеры- клены,

Рдея, наклонили головы в поклоне.

Реверанс березки делают, смущаясь,

Золотистым веером робко прикрываясь.

Кружевной листочек в воздухе кружиться,

На плечо доверчиво сам ко мне садится.

Золотой листочек, я тебя не трону,

Лишь поправлю бережно осени корону

Начало осени — сентябрь. Это пора бабьего лета, когда сухо и тепло, а природа постепенно готовится к холодам. Самая грибная пора и время, когда можно понаблюдать за тем, как первые птицы готовятся к отлету в теплые края. Если посмотреть в небо, то можно увидеть, как птицы все больше собираются в стаи, завядает природа, на огороде собираются овощи. А в лесу становится тише, листья заметней желтеют и скоро начнется листопад.

Осенью дни становятся короче; солнце – бледное и холодное, поднимается невысоко; небо прозрачное, бледно- голубое, все чаще его затягивают хмурые серые тучи; идет дождь мелкий, моросящий, затяжной, скучный, холодный; воздух прозрачный; становится все холоднее; бывают туманы.

Дидактическая игра «Осенние слова» (упражнять в подборе прилагательных).

Какими словами можно сказать об осени? Осень какая? (золотая, красивая, солнечная, разноцветная, ласковая, задумчивая, печальная, тихая, поздняя, ранняя, ненастная, хмурая, грустная, дождливая, расписная, пестрая).
    Продолжать наблюдение за признаками осени (сентябрь). Обсудить народные приметы и пословицы:

  • Сентябрь без плодов не бывает.
  • В сентябре прохладно, да сытно.
  • С сентября и лист на дереве не держится.
  • Сентябрь – золотой месяц грибников.
  • Осень студит воду.

Октябрь

Наблюдение 1

Наблюдение за небом. Рассматривание облаков.

Знакомство с барометром на метеостанции

Цель: Познакомить детей с внешними особенностями осеннего неба. Вызвать у детей интерес к внешним особенностям неба.

Самая яркая и красивая пора золотой осени приходится на начало октября. Ветер шумит листопадом. В парке и в лесу можно собрать цветной гербарий из листьев самых удивительных раскрасок. Становится прохладней, уже и куртку можно застегивать на все пуговицы и не забывать брать с собой зонтик. Ведь осенняя погода капризная, да и дождик не такой теплый, как летом.

Холодные ветры, переменчивость погоды с солнца на дождь, золотой листопад – все это приметы месяца октября. Это время года, первую половину октября называют золотой осенью, а во второй половине месяца, когда быстро опадают почти все листья и устанавливается ненастные промозглые дни, октябрь в народном календаре получил соответствующее погоде название – грязник. В этот месяц на покров может выпасть первый снег, по приметам в пору уже и о зиме думать.

Художественное слово: (загадка)

Шатер огромный над землей

Так часто цвет меняет свой.

Бывает синий, голубой,

Бывает серый и седой.

Бывает черный, звездный,

Бывает очень грозный.

Он посылает дождь и снег,

К нему стремится человек

Он радугой порой играет.

И нет ему конца и края.

Небо в начале осени – голубое. Солнца на небе не видно, его закрыли облака. Солнце выглянуло из-за туч. Темные тучи на небе – будет дождь или снег. Почему небо голубое? А в октябре чаще серое, хмурое, тусклое, почему? Обратить внимание на облака в пасмурный день. Облака стали совсем другие: серые, тяжелые, низкие. Дети узнают, что облака в разную погоду бывают разными. Вот медленно ползут темные, почти черные облака, их называют тучами, из них обычно идет дождь.

Состояние цвета неба, облаков зависит от атмосферного давления, для этого мы понаблюдаем за прибором – барометр на метеостанции.

Барометр – прибор для измерения атмосферного давления.

Существуют жидкостные барометры, основанные на свойствах изменения ртутного столба (часто используются на метеостанциях для более точного измерения атмосферного давления). В быту получили распространение механические барометры, принцип измерения которого лежит в небольшой гофрированной коробочке из тонких металлических стенок, в которой создается разрежение за счет действия атмосферного давления. Затем передаточная система действует на стрелку, которая двигается по шкале погоды…  (показ механического барометра)

Барометр на нашей метеостанции  прибор для измерения атмосферного давления (высокое давление означает хорошую погоду, низкое – облачную и дождливую).

Принцип работы барометра основан на наблюдениях таежных охотников за поведением хвойных пород деревьев перед переменой погоды. Параллельно (не касаясь) доске закреплен отрезок сухой очищенной от коры еловой ветки таким образом, чтобы боковая ветка в пасмурную погоду находилась в положении параллельном земле. Свойство ветки отклонятся при изменении атмосферного давления использовано в этом «приборе», при этом опытным путем определено ее положение в различную погоду.

Для обеспечения наглядности и доступности понимания показаний прибора шкала. которая отражает три вида погодных условий:

«тучка с дождинками» – к снижению атмосферного давления и дождю;

«тучка, закрывающая солнышко» – к повышению атмосферного давления и переменной облачности;

«светящееся солнышко» – к высокому давлению и солнечной погоде.

Наблюдение 2

Изменение температуры воздуха.

Знакомство с термометром на метеостанции

Цель: Познакомить с термометром, подвести детей к выводу, что в октябре холоднее, чем в сентябре в среднем на 5 градусов.

Художественное слово: Стихотворение А.С.Пушкина: 

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

-Какая температура воздуха была утром? (днем, вечером)

-При какой температуре воздуха было холоднее лицу, рукам?

-При какой температуре воздуха было теплее лицу, рукам?

-Какую одежду мы должны одевать в холодное время года? (Мы должны одеваться по погоде: нужно надевать куртку, шапку, комбинезон, шарф, перчатки)

-Зачем нам нужно так одеваться? (Чтобы не навредить здоровью.)

-Подумайте, как мы можем узнать температуру воздуха? (Измерить термометром точные показатели, почувствовать наши кожные ощущения, посмотреть в средствах массовой информации.)

Экскурсия на метеостанцию, знакомство с термометром.

Термометр – прибор для измерения температуры воздуха. Обыкновенный термометр позволит с помощью нам определить температуру окружающего воздуха и изучить такие понятия как «холодно», «тепло», «жарко» и т. д.

Показания температуры воздуха фиксировать в календаре наблюдений, проводить месячный мониторинг изменения температуры.

Наблюдение 3

Почему происходит листопад? Золотой дождь

Цель: Закрепить знания признаков поздней осени; уточнить, почему падение листьев называют листопадом

Поход по экологической тропе: лужайка, уголок леса, цветник, огород, зеленая аптека, аллея тополей и вязов, птичий столб.

Посмотрите, дети, наступила осень. Желтые деревья, желтые листья – все желтое. Поэтому осень называют золотой, желтой. Пойдемте, побродим по листьям. Слышите, как они шуршат? Смотрите, то один листик летит к земле, то другой кружится, кружится и медленно падает на землю. Подул ветер и много – много листочков с шуршанием полетело на землю.

Художественное слово:

Закружился надо мной

Дождь из листьев озорной.

До чего же он хорош!

Где такой еще найдешь –

Без конца и без начала?

Танцевать под ним я стала,

Мы плясали, как друзья, –

Дождь из листиков и я.

(Л. Разводова)

Какое значение имеет листопад? (Приспособление к зимнему холоду, защита деревьев от поломок, выброс не нужных веществ с листьями.)

Исследовательская деятельность

Найти листочки, которые, сорвавшись, сразу падают вниз. Найти листочки, которые летят, медленно покачиваясь из стороны в сторону.

Найти листочки, которые летят, цепляясь за ветки. Составить из опавших листьев узор на асфальте.

Наблюдение 4

Осенний дождь. Что такое осадки и как их измерить.

Знакомство с дождемером

Цель: Показать, что осенний дождь может быть разным. Показать простейшие связи между явлениями природы и жизнедеятельностью людей. Знакомство с дождемером.

Характер осадков в октябре – дождь и туман. Учить находят различия между затяжным и кратковременным дождями.

Что можно сказать о дожде осенью?

(моросит, накрапывает, льет, идет, капает, хлещет, шумит, стучит по крыше).

Стихотворение С.Егорова «Осень»:

Все тучи, тучи. Дождик.

Холодный, словно лед,

Колючий, словно ёжик,

По осени бредет.

В дождливую погоду предложить послушать, как стучит дождь по окнам, посмотреть, как стекают струйки воды по стеклам, какие на дорожках лужи. Какой дождь? (затяжной, холодный и др.)

– Что меняется в природе, когда идет дождь? (Птицы попрятались в укрытия, они притихли, не слышно их голосов) Небо покрыто тяжелыми, свинцовыми дождевыми тучами, дует ветер, качая ветви деревьев.

Приметы: после дождя похолодало – к ясной погоде;

дождь, начавшийся крупными каплями, перестанет быстрее, чем начавшийся мелкими.

Поговорки и пословицы: «Весной дождь парит – осенью мочит»; «Осенний дождь мелко сеет, да долго тянется».

Экскурсия на метеостанцию, знакомство с дождемером.

Дождемер – метеорологический прибор для измерения количества осадков.

Он выполнен из прозрачной пластиковой канистры, имеющей плоское дно и отрезанного от прозрачной пластиковой пятилитровой канистры «горлышка», которое как обыкновенная лейка установлено в канистру и неподвижно закреплено. В передней части прибора закреплен отрезок линейки с нанесенной миллиметровой шкалой таким образом, чтобы начало шкалы совпадало с сечением дна канистры. Местоположение прибора на стойке выбрано таким образом, чтобы дно канистры находилось на уровне глаз ребенка.

Отмечать количество осадков дождя по шкале в календаре наблюдений. Закреплять определения, какой был дождь? (сильный, мелкий, короткий и т.д.)

   Ноябрь

Наблюдение 1

Наблюдение за туманом

Цель: Объяснить причину этого явления (большая разница между дневной и ночной температурой воздуха). Туман – мельчайшие капли воды в воздухе.

Художественное слово: Загадка

Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко

– Стало видно далеко.

Обратить внимание детей на утренние туманы и объяснить причину этих явлений (большая разница между дневной и ночной температурой воздуха). Осенью часто стелются туманы. Это охлажденные капельки воды, повисшие в воздухе. С восходом солнца туман садится на землю.

Во время тумана предметы становятся плохо видны. На что похож туман? (на пар, дым, облако) Что такое туман? (дыхание земли). Земля, почва, растения дышат накопленным пеплом, а холодный воздух опускается на землю. Они смешиваются и получается туман – мельчайшие частицы воды. Их очень – очень много, они быстро двигаются, и воздух становится не прозрачным.

Художественное слово:

Кто – то ночью утащил лес.

Был он вечером, а утром – исчез!

Не осталось не пенька, ни куста,

Только белая кругом пустота.

 (И. Токмакова)

Исследовательская деятельность: «Воздух осенью влажный»: на скамейку положить лист сухой бумаги. В конце прогулки дети обнаружат, что он влажный. Почему это произошло? Как его можно высушить? (батарея, солнце, утюг, теплое помещение и т. д.) Где быстрей высохнет? Закрепить знания о намокании и просушивании. Можно разорвать лист пополам. Одну половину поместить на батарею, другую на стол. Дети наблюдают, делают выводы.

Наблюдение 2

Что бывает после дождя? Слякоть

Цель: Познакомить с наиболее типичными особенностями поздней осени — дождливой погодой. Уточнить название и назначение предметов одежды

Мы ежедневно слушаем прогноз погоды, чтобы узнать будет сегодня дождь, и стоит ли брать с собой зонт, чтобы спрятаться от дождя и не промокнуть. Многие из нас любят гулять под дождём, засыпать под шум дождя, а другие, наоборот, при первых каплях дождя стараются спрятаться дома, не переносят слякоть и сырость, которую приносят дожди.

Дождь-это атмосферные осадки, которые выпадают из облаков, плывущих по нашему небу. Облака могут иметь самую разнообразную форму, то они похожи на огромные куски ваты или на гигантские волны, то напоминают перья птиц. Иногда небо покрывается огромной чёрной тучей или сплошной серой пеленой.

Слякоть – это жидкая грязь, образующаяся от дождя и мокрого снега в сырую погоду.

Художественное слово:                     Осенний мотив

От холодных 
дуновений,
да промозглости 
наряда
закружился 
лист осенний
в хороводе 
листопада…
Что капризничаешь, 
осень?-
Разве можно 
столько плакать?
– До чего же, 
знаешь, очень
надоела 
эта слякоть.
Ну-ка, небо – 
нараспашку,
больше 
солнечного света!
Слышишь,
осень-промокашка?-
Превращайся 
в бабье лето!..

Александр Зиборов

Наблюдение 3

Первые заморозки

Цель: Формировать понятия о явлениях природы (иней, заморозки, убывание дня, пребывание ночи)

Обратить внимание детей на появление первых заморозков на почве. Утром крыши домов, трава, дорожки припорошены инеем – все белое. Понаблюдать, как он быстро исчезнет под лучами солнца, останутся только блестящие капли.

Во время заморозков появляется изморозь (это появление ледяных корок на деревьях, на земле и на всех предметах). Иногда она игольчатая. Сравнить изморозь с инеем (иней на земле, и на траве). Иней образуется также, как и роса. Он может быть и летом, т.к. это кристаллы воды (роса, когда температура воздуха выше 0 градусов)

Сравнить появление изморози с понижением температуры воздуха (наблюдение за термометром).

Верится, не верится

Верится – не верится,

Вправду – холода!

Застывает к вечеру

В лужицах вода.

Краски стали мутные,

От листвы – вихры.

Встречные закутаны

В теплые шарфы.

Проплывают зонтики,

Каждый – на чеку

И не до экзотики –

Лучше бы чайку!

К печечке натопленной

Лучше поскорей.

Дров понаготовлено,

Знай лишь, печка, грей!

Ускользнет изменница-

Осень, как змея.

Выйдет в драгоценностях

Белая зима.

Татьяна Христенко

Наблюдение 4

   Наблюдение за первым снегом

Цель: Познакомить с природным явлением — снегом; показать разнообразие состояния воды в окружающей среде.

Нахмурилось небо, наверно, не в духе,

Летают, летают белые мухи!

И носятся слухи, что белые мухи

Не только летают, но даже и тают.

     «О каких белых мухах идет речь в стихотворении?» Предложить поймать снежинку на ладошку. Что произошло со снежинкой? Во что она превратилась? Предложить детям поймать снежинку на варежку и рассмотреть ее.

     Вспомнить, чем различаются изморозь, иней, снег. Отметить переход дождя в мокрый снег, связать это с изменением температуры воздуха. Художественное слово: стихотворение Е.Трутневой «Первый снег»:

       Что такое за окном? Сразу в доме посветлело –

       Это снег лежит ковром, самый первый, самый белый.

           Вот о чем всю ночь свистел за моим окошком ветер,

           Он про снег сказать хотел и про то, что зиму встретил.

     Что можно сказать о первом снеге? (белый, быстротающий, холодный) Вспомнить примету: «Дневной снежок – не лежок, долгий снежок выпадает ночью»

Вам также может понравиться...
15405