Табаргина Любовь Илосовна – Воспитатель МБДОУ «Детский сад «Зоренька» г. Абакан, Республика Хакасия
Дата поступления работы на конкурс: 23.06.2020г.
«Дидактические игры по развитию речи»
Игра составляет главное содержание жизни ребенка дошкольного возраста, является основной его деятельностью. Она пронизывает всю их жизнь, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. Ян Амос Кооменский считал игру важным воспитательным средством, которое помогает всестороннему развитию детской личности: способностей, речи, мышления и фантазии, учит ребенка жить и трудиться в коллективе своих сверстников, учит приобретать новые навыки и привычки, формирует его нравственно. С помощью игры создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка. Детские игры отличаются большим разнообразием: подвижные, строительные, творческие, дидактические, игры-драматизации. В игре развиваются мышление и речь. Когда ребенок получает в игре какое-нибудь задание, он выполняет его не только жестом, движением, но и словами. Он старается, чтобы его речь была как можно больше похожа на речь взрослых, которых он изображает в игре. Ребенок начинает употреблять слова, которые до сих пор были в его пассивном словаре. Одновременно дети усваивают новые слова, название вещей и их свойства значительно быстрее и прочнее, чем вне игры. В игре развиваются познавательные процессы: воображение, память, внимание. Дети начинают понимать зависимость явлений и вещей. Игра вызывает сильные эмоциональные и эстетические переживания, поэтому является одним из средств эстетического воспитания. Дидактические игры не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитания детей, развитие их самостоятельной игровой деятельности. Любая дидактическая игра ставит целью обогатить чувственный опыт ребенка, развивать его умственные способности (умение сравнивать, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения). Дидактические игры способствуют решению одной из главных задач умственного воспитания, а именно развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное произношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Задача многих дидактических игр состоит в том, чтобы через игру научить детей составлять самостоятельно рассказ о предметах, явлениях природы и общественной жизни. Сравнивать и выбирать предметы по одинаковым, различающимся или сходным признакам (задача усложняется в соответствии с возрастом детей). Классифицировать и распределять предметы или картинки. (Дети классифицируют картинки или предметы по виду или по материалу, из которого они сделаны). Определять предмет по нескольким или только по одному признаку. (Дети угадывают предметы по простому описанию, или кто-нибудь из них описывает вещь, а остальные угадывают). Упражнять внимание и память. (Дети должны запоминать какой-либо факт или определенный состав предметов и определить изменение, которое произошло в их отсутствие). Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых видов понятий, например, такие игры как: «Назови одним словом» или «Назови три предмета». Нахождение слов с противоположным смыслом (антонимы), сходных по звучанию (синонимы), является задачей многих словесных игр. Словесные игры широко используются для развития речи детей. В младшем и среднем возрасте они в основном направлены на развитие речи, уточнение и закрепление словаря, воспитание правильного звукопроизношения, умение ориентироваться в пространстве, на развитие мыслительной способности детей.
Существуют такие игры:
1. «Узнай по описанию», «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Прятки» и другие. Эти игры на усвоение категорий рода, числа, падежа существительных, вида и наклонение глаголов. Игры на словообразование.
2. «Угадай-ка», «Холодно-тепло», «Найди пару» и другие. Игры на развитие понимания смысловой стороны слова.
3. «Почему так называют?», «Ты кто?», «Кто играет с Таней?», «Что мы делали?» и другие.
Помимо словесных игр, дидактические игры подразделяются на игры с игрушками и предметами, настольно-печатные игры. Эти игры, например: «Подбери узор», «Лото», «Домино», «Логический поезд», «Парочки», «Разные кубики» и т.д., способствуют всестороннему развитию ребенка, а также развитию его речи. Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов: дидактическую задачу, содержание, правила, игровые действия. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение. Дидактические задачи разнообразны: для развития речи, это может быть закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления, формирование грамматически правильной речи. Большая роль в дидактических играх принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре ребенок, указывая в достижении цели. Так, например, в дидактической игре с бусами, правила предписывают детям нанизывать на нитку определенное число цветных бус, например, одну красную и две белых. Потом дети считают нанизанные бусинки, а воспитатель оценивает, правильно ли они выполнили задачу. Правила здесь точно определяют деятельность детей и их поведение в игре в целях выполнения задачи (в данном случае – научить детей младших групп считать до трех). Немаловажная роль в дидактических играх принадлежит игровому действию. Игровое действие – проявление активности детей в игровых целях, например, отгадывать предметы по описанию, образовывать существительные в родительном падеже множественного числа, активизировать в речи названия детенышей животных и т.д. Дети находят в предметах, нарисованных на картинках, сходство и различия, классифицируют предметы по группам (одежда, мебель, овощи, фрукты и т.д.)
Под дидактической игрой мы подразумеваем такую деятельность, смысл и цель которой дать детям определенные знания и навыки. Дидактические игры, следовательно, это игры, предназначенные для обучения. Работу по развитию речи посредством дидактической игры я начала с ясельной группы. В младшей группе я продолжаю работу с дидактическими играми. Главное направление развития речи на данном этапе – это продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять названия и назначения предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта. Учить различать и называть существенные детали и части предметов (у платья- рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму), местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом). Обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка-блюдце, стул-табурет-скамеечка, шуба-пальто). Учить понимать обобщающие слова: одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т.д.; называть части суток (утро, день, вечер, ночь); различать по внешнему виду домашних животных и их детенышей. Чтобы детям легче было усваивать материал по развитию речи, используем такие игры: «Помоги животным», «Магазин посуды», «Ты кто?», «Таня веселая и грустная», «Назови ласково», «Что умеют делать звери?», «Что лишнее?», «Кому, что нужно для работы?», «Воздушные шары», «Запомни узор», «У кого какой предмет?», «Один и много», «Кто больше, а кто меньше?», «Наша посуда» и др. В эти игры дети охотно играют. Играя в эти игры, дети учатся соотносить названия посуды с названиями продуктов, для которых она предназначена; соотносить название взрослых животных с названиями их детенышей, использовать эти слова в речи. Так же, эти игры, помогают узнать детям значение новых слов – разных частей речи – прилагательных, глаголов, существительных; подбирать к заданным словам синонимы и антонимы, составлять с ними предложения и короткие тексты, осваивать глаголы общения, слова ласкового обращения.