Обобщение опыта «Предметно-развивающая среда как средство воспитания гармоничной всесторонне развитой личности»

Вершинина Людмила Викторовна – Воспитатель, Инструктор по физической культуре МКДОУ «Детский сад №213» города Кирова г. Киров
Дата поступления работы: 10.11.24г.

«Предметно-развивающая среда как средство воспитания гармоничной всесторонне развитой личности»

Когда в семье появляется ребёнок, родители ставят перед собой великую и понятную цель – воспитать его как Человека с большой буквы. Задача детского сада – помочь родителям реализовать эту потребность.

Всестороннее развитие – это гармоничное развитие всех сторон человека, при котором всем аспектам уделяется равное количество внимания. К примеру, ребёнок дошкольного возраста должен не только хорошо считать или пересказывать сюжет книги, но ещё и быть физически активным и социально адаптированным к различным ситуациям. Всестороннее развитие личности ребёнка необыкновенно важно для формирования его индивидуальности, для развития физических и интеллектуальных способностей, духовных качеств.

Формирование личности является важной задачей педагогики, т.к. позволяет сформировать у каждого ребёнка представления о цели жизни.

Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает. Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении является мощным стимулом их развития.

В дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной задачей – воспитанию и развитию ребёнка

Развивающая среда – это организованное педагогическое пространство, в рамках которого существуют благоприятные возможности для развития ребёнка в ДОУ. Создание благоприятной обстановки – большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов.

Особое значение в ДОУ придаётся игровой среде, т.к. основным видом деятельности является игра и её влияние на разностороннее развитие личности трудно переоценить. Среда развития может и должна служить фоном и посредником в взаимодействии взрослого и детей, где ребёнок может поделиться с другими своими переживаниями, строить свою жизнь и себя в группе. Эта среда должна быть вторым домом, куда хочется ходить с радостью и оставаться как можно дольше. Необходимо так построить окружающее пространство, чтобы каждый ребёнок чувствовал бы себя в нём комфортно, имел бы возможность реализовать свою индивидуальность, быть личностью среди других личностей в группе.

Работа по формированию и обогащению развивающей предметно-пространственной среды в нашей группе проходит постоянно. Целью данной работы является создание условий, обеспечивающих максимальную реализацию образовательного потенциала пространства для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Для достижения цели ставятся задачи:

  1. Создание центров детской активности в соответствии с требованиями образовательной программы, поставленными образовательными задачами
  2. Обогащение среды в соответствии с возрастными и гендерными особенностями детей, сезонными изменениями, региональными особенностями
  3. Взаимодействие с семьями воспитанников с целью формирования единого образовательного пространства, развития гармонично развитой личности ребёнка.

Предметно-пространственная среда нашей группы чётко зонирована. В соответствии с задачами образовательной программы в группе созданы зоны активности, так называемые уголки, в которых собраны материалы и оборудование для организации самостоятельной  деятельности и совместной деятельности взрослых и детей по всем направлениям развития.

РППС нашей группы соответствует требованиям образовательного стандарта дошкольного образования. Во-первых, среда в группе безопасна. Мебель устойчива, крупная мебель закреплена, обеспечена исправность и сохранность всех материалов и оборудования.

У детей имеется свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды активности. Таким образом, среда отвечает требованиям доступности.

Вариативность среды заключается в том, что игровые материалы периодически сменяются в зависимости от лексической темы недели, от проявляемых интересов детей и т.д.

В группе в разных видах детской деятельности широко используются полифункциональные предметы, часто разнообразными способами не по прямому назначению используется детская мебель, ширмы, мягкие модули, не обладающие жёстким способом закрепления. Всё это говорит о полифункциональности развивающей среды.

В зависимости от образовательной ситуации, меняющихся интересов и возможностей детей пространство группы способно изменяться, трансформироваться.

Одним из важных качеств развивающей среды мы считаем её насыщенность, которая соответствует возрастным возможностям детей и содержанию основной образовательной программы ДОУ. В нашей группе имеются некоторые технические средства обучения и воспитания (музыкальный центр, телевизор), самые разнообразные материалы для игр, познавательной, исследовательской, творческой деятельности, двигательной активности и т.д.

Как мы уже говорили, развивающая предметно-пространственная среда в группе разделена на зоны активности, центры, в которых осуществляется решение определённых образовательных задач в ходе организации совместной и самостоятельной деятельности детей. Успешность влияния предметно-развивающей среды на развитие ребёнка обусловлено его активностью в этой среде. Среда выступает субъектом этого развития. Способность детей свободно ориентироваться в пространстве и времени помогает им легко адаптироваться в последствии к изменяющимся условиям жизни.

Большой популярностью среди детей нашей группы пользуется Центр конструирования. Возможно, это обусловлено тем, что мальчиков у нас больше, чем девочек. В данном центре имеются разнообразные виды конструкторов: крупный, мелкий, деревянный, пластмассовый, разные виды LEGO, схемы построек, наборы дорожных знаков, макеты улицы, проезжей части. Дети всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их различными видами транспорта, мелкими игрушками и комбинируя их с другими видами деятельности, например, сюжетно-ролевой игрой. Этот Центр способствует развитию детского творчества, конструкторских способностей, формированию сенсорных эталонов, математических способностей, а так же развитию коммуникативных навыков и навыков эмоционального взаимодействия со сверстниками. Дети знакомятся с правилами дорожного движения, закрепляют их в играх.  Центр может быть достаточно мобилен, практичность его состоит в том, что любой конструктор легко перемещается в любое место в группе.

В центре продуктивной и творческой деятельности имеются как традиционные (краски, карандаши, восковые мелки, фломастеры, цветные ручки, пластилин, разные виды бумаги и картона, клей, ножницы, ткани, ленты), так и нетрадиционные материалы (печатки, штампы, трафареты, ватные палочки, фигурные дыроколы, коктейльные трубочки и т.д.). Кроме этого, здесь есть схемы последовательного рисования, лепки, аппликации, тематические книжки-раскраски, альбомы для рассматривания элементов народной росписи, предметов народных промыслов. Детские работы (рисунки, поделки, коллажи) выставляются на всеобщее обозрение на специальном стенде, к которому имеется свободный доступ. Дети всегда с удовольствием проводят время в этом центре, ведь здесь они могут проявить самостоятельность в творчестве и в общении со сверстниками. Центр творчества способствует развитию интереса к занятиям изобразительной деятельностью, развивает умение и навыки в рисовании, лепке, аппликации, расширяет представления о цвете, свойствах и качествах различных материалов; развивает мелкую моторику, творческое воображение и фантазию.

Уголок природы / Уголок экспериментирования является центром экологического воспитания. Кроме живых растений здесь собраны тематические альбомы, фотографии, иллюстрации, гербарии, рисунки о природе, поделки детей и родителей из природного материала, инвентарь для ухода и посадки растений (передники, нарукавники, лейки, лопатки, палочки для рыхления), коллекции фигурок насекомых, животных, макеты мест обитания (пустыня, лес, ферма, водоём), календарь природы, дневники наблюдения за погодой. Для исследований и экспериментирования собраны коллекции природных материалов (шишки, жёлуди, семена, ракушки), коллекции грунтов (песок, глина, торф). Всё это вызывает у детей особый познавательный интерес. Для проведения наблюдений и экспериментирования дети всегда могут воспользоваться лупами, увеличительными стёклами, микроскопом, мерными ложечками, сосудами, пробирками. Каждую весну в уголке природы появляется маленький «Огород на окне», где дети наблюдают за ростом и ухаживают за рассадой овощных и цветочных культур. Данный центр дополнен картотеками опытов и экспериментов. Задача данного центра – развитие познавательно-исследовательской деятельности детей, обогащение представлений об окружающем мире, что в конечном счёте обеспечивает успешное интеллектуальное и личностное развитие ребёнка. Так же создаёт условия для формирования трудовых навыков по уходу за живыми объектами и воспитывает бережное отношение к природе. Расположение уголка природы позволяет организовывать здесь не только трудовую, исследовательскую, познавательную деятельность, но так же и даёт возможность уединения. В уютном пространстве расположены ширма, коврики, подушки, мобильный диванчик, где ребёнок чувствует себя комфортно, спокойно, и по желанию уединённо. Это важно для поддержания эмоционального здоровья дошкольников.

Уголок патриотического воспитания в последнее время приобретает наибольшую актуальность. И если в младшей группе он направлен на формирование понятий «семья», содержит предметы народных промыслов,  то к более старшему дошкольному возрасту задачи патриотического воспитания усложняются, а значит и материалы и оборудование становятся более насыщенными. Так, в уголке появляется государственная символика, географические карты, наборы открыток, книги о России, о других странах, энциклопедии, глобус, материалы об известных людях и традициях малой и большой Родины, дидактические игры и многое другое. Организация совместной деятельности в патриотическом уголке позволяет воспитывать чувство любви к Родине, уважение семейных традиций, гордости за свой народ и государство. Это важная составляющая становления будущей личности.

Развитие игровых навыков является важной предпосылкой формирования гармонично развитой личности дошкольника. Поэтому мы уделяем большое внимание оформлению уголка сюжетно-ролевой игры, где все материалы и оборудование отличаются эстетичностью, красочностью, разнообразием, помогают отобразить социальный быт. Дети с удовольствием включаются в игры «Магазин», «Больница», «Семья», «Кафе», «Автобус» и др., что способствует развитию игрового опыта, желанию объединиться для совместной игры, развитию творческого воображения и фантазии, закреплению в игре социального, речевого поведения, учит детей строить взаимоотношения детей со сверстниками и взрослыми, воспитывать культуру поведения.

Часто сюжетно-ролевые игры трансформируются в игры театрализованные, когда дети выполняют роли сказочных, вымышленных героев. Для этого в нашей группе созданы все условия. Уголок театрализованной деятельности включает в себя всевозможные виды театров (кукольный, пальчиковый, настольный), имеется ширма, фланелеграф, маски и фигурки сказочных персонажей. Дети большие артисты, с удовольствие проявляют творчество и самостоятельность. Зачастую для постановки маленького спектакля дети готовят декорации, атрибуты и используют музыкальные инструменты, которые собраны в центре музыки. Детская театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера, робкие и застенчивые становятся уверенными и активными.

Книжный уголок – это место, где собрано много детских книг в соответствии с образовательной программой, тематические материалы по темам недели, альбомы, иллюстрации, портреты детских писателей, диски с записью литературных произведений, книжки-малышки, изготовленные детьми. Деятельность в книжном уголке способствует освоению родного языка, воспитанию духовной культуры, развитию представлений о человеке и мире в общем.

В уголке дидактических игр решаются всевозможные задачи всестороннего развития дошкольников по всем образовательным областям. В игре дети закрепляют понятия, сенсорные эталоны, учатся считать, определять свойства предметов, учатся взаимодействовать со сверстниками, находить выход из сложных ситуаций, развивают творческие способности и т.д. Современные дидактические игры очень эстетичны, красочны, выполнены из различных материалов, что особенно привлекает внимание детей.

Есть в нашей группе уголок, который трансформируется в зависимости от возраста детей. Уголок сенсорных игр в младшей группе к старшему дошкольному возрасту превращается в Уголок школьника. Таким образом, в одной зоне активности на протяжение дошкольного детства мы решаем разные образовательные задачи: в младшей группе мы закрепляем у малышей сенсорные эталоны, а в старшей – формируем предпосылки учебной деятельности и интерес к школе.

Физкультурный уголок занимает особое место в нашей группе. Сразу уточню, в дошкольном учреждении я совмещаю должность воспитателя с должностью инструктора по физической культуре. Очень чётко я осознаю значение физического развития для формирования гармоничной личности дошкольника. Яркий, весёлый, с нестандартным дизайнерским решением центр двигательной активности лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Разнообразный спортивный инвентарь для индивидуальных и подгрупповых занятий, оборудование для проведения закаливания, профилактики плоскостопия доступен, безопасен и привлекателен.  Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в самостоятельной двигательной активности, совместных движениях со сверстниками, свободного использования спортивного инвентаря и физкультурного оборудования. Здесь дошкольники занимаются и закрепляют разные виды движений. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья воспитанников.

Важными партнёрами в создании развивающей среды являются семьи воспитанников. Так сложилось, что родители детей всегда с пониманием и участием взаимодействуют с педагогами группы, проявляют заинтересованность и стремление помочь. Родители принимают участие в изготовлении макетов, тематических альбомов, коллажей, атрибутов к играм, делают распечатки по темам недели (иллюстрации, раскраски и другой печатный материал), собирают коллекции, подбирают традиционный и нетрадиционный материал для обогащения зон активности.

Итак, развивающая предметно-пространственная среда в нашей группе отвечает всем требованиям федерального образовательного стандарта дошкольного образования. Созданы разнообразные зоны активности, позволяющие решать образовательные, развивающие, воспитательные задачи развития ребёнка-дошкольника. Среда организована так, что каждый ребёнок имеет возможность заняться любимым делом, позволяет детям объединяться в подгруппы по общим интересам, что обеспечивает чувство психологической защищённости, помогает формированию личности, развитию способностей и овладению разными способами деятельности.

Одним из показателей успешного всестороннего развития личности дошкольников является высокий уровень благоприятного течения адаптации к школьному обучению при поступлении ребят в первый класс. Эти данные подтверждают результаты психологической диагностики школьного психолога.

Кроме этого, наши воспитанники успешно реализуются в спортивных секциях, творческих студиях, принимают участие в конкурсах, олимпиадах, спартакиадах различных уровней, где занимают призовые места, тем самым проявляя высокий уровень интеллектуального, творческого, физического развития.

Таким образом, предметно-развивающая среда выступает в роли движущей силы становления и развития личности, а также присущих ей видов деятельности. Она способствует формированию разносторонних способностей, субъектных качеств дошкольника, обозначает его индивидуальность, стимулирует разные виды активности, создает благоприятный психологический климат в группе, создавая реальные и разнообразные условия для её проявления.

Развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса.

Дальнейшая наша работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды в ДОУ, а так же развитие интереса родителей к данному вопросу и мотивирование стремления к взаимодействию.

Вам также может понравиться...
16204