ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА «ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА»

Горбунова Елена Викторовна – Логопед ГБОУ Школа №887 ДО «Улыбка» г. Москва
Дата поступления работы на конкурс: 22.10.2017г.

«Логопедическая ритмика»

Логоритмические упражнения способствуют развитию темпа и ритма речевого дыхания, развитию артикуляционной моторики, укреплению мимической мускулатуры, формированию фонематической системы, речи, развитию умения сочетать движения и речь, координировать их, подчинять единому ритму, оказывают благоприятное воздействие на формирование пространственных представлений.

Логоритмика включается в коррекционно-педагогический процесс при любом из видов речевой патологии.

Целью логопедической ритмики является речевое развитие ребёнка и его социальная адаптация.

Основные направления работы по логоритмике:

1. Создание благоприятных условий для детей, установление контакта с каждым ребёнком с целью выявления его двигательных и музыкальных возможностей.

2. Проведение активной работы по организации детского коллектива.

3. Осуществление коррекционной работы:

– формирование умения двигаться в соответствии с текстом, ориентироваться в пространстве;

– обучение детей правильному выполнению оздоровительных упражнений, самомассажу;

– развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, темпа, ритма речи;

– развитие правильного дыхания;

– развитие общей и мелкой моторики, умение напрягать и расслаблять мышцы;

– развитие зрительного, слухового и двигательного внимания, памяти.                                                                                                                                                   

Общая характеристика средств логопедической ритмики

1. Ходьба и маршировка в различных направлениях.

2. Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции.

3. Упражнения регулирующие мышечный тонус, упражнения, активирующие внимание.

4. Речевые упражнения без музыкального сопровождения.

5. Упражнения, формирующие чувство музыкального темпа.

6. Ритмические упражнения.

7. Счётные упражнения.

8. Пение.

9. Упражнения в игре на музыкальных инструментах.

10. Самостоятельная музыкальная деятельность детей с речевыми нарушениями, игровая деятельность.

11. Заключительные упражнения.

У учителя – логопеда и музыкального руководителя темпы и цели занятий совпадают. Все специалисты работают с детьми над единой задачей. Занятия проходят одновременно в одни и те же календарные сроки, однако задачи музыкальных уроков по развитию чувства ритма должны опережать аналогичные задачи логопедических занятий. Организатором занятий может выступать музыкальный руководитель, логопед или воспитатель. Чистоговорки, пальчиковые игры, динамические паузы можно использовать на других занятиях. Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальных занятиях. Музыка используется для упорядочения темпа и характера движения ребёнка, развития мелодико-интонационных характеристик голоса и умения координировать пение, речь и движения.

Структура логоритмических занятий:

1. Музыкально-ритмические движения, перестроения, игры на внимание, комплекс общеразвивающих упражнений, дыхательные упражнения.

2. Игры на развитие фонематического слуха, артикуляционной, мелкой моторики, мимики.

3. Оркестр, пение, игры, танец.

4. Слушание-релаксация.

Логоритмическое занятие включает следующие элементы:

– логопедическую гимнастику – комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата;

– чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;

– пальчиковую гимнастику для развития тонких движений пальцев рук;

– упражнения на развитие общей моторики;

– фонопедические упражнения для укрепления гортани и привития навыков                 речевого дыхания;

– вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и    дыхания;

– песни и стихи, сопровождаемые движением рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха, речевой памяти;

– музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;

– мело- и ритмодекламация для координации слуха, речи, движения;

– упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;

– коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения;

– упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.

Главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребёнку, учёт его возрастных, психофизиологических и речевых возможностей.

Вам также может понравиться...
16204