ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА «МУЗЫКАЛЬНАЯ СРЕДА КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ОБОГАЩЕНИЯ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Шилова Наталья Викторовна – Музыкальный руководитель МБДОУ детский сад «Жемчужинка» комбинированного вида С/П детский сад № 25 город Нижний Тагил, Свердловская область
Дата поступления работы на конкурс: 13.07.2018г.

Музыкальная среда как одно из средств обогащения процессов развития

ребёнка дошкольного возраста

Для полноценного музыкального развития ребенка недостаточно занятий с педагогом. Ребенку необходимо предоставить возможность самостоятельно играть на различных музыкальных инструментах, заниматься творческим музицированием, закреплять полученные умения и навыки с помощью музыкально-дидактических игр. Для достижения этой цели необходима разнообразная музыкальная развивающая предметно-пространственная среда.

Развивающая предметно-пространственная среда в образовательном учреждении выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности ребенка.

Для ребёнка дошкольного возраста среду можно представить, как совокупность нескольких главных функциональных зон:

  • среда дошкольного учреждения (музыкального зала, группы, холла, территории образовательного учреждения),
  • среда социума – взаимодействие с социальными партнерами (договор с камерным оркестром «Классик», Нижнетагильский театр кукол, Нижнетагильский музей ИЗО (выставки детских работ), дома детского творчества (участие в конкурсах детского творчества),
  • среда семьи – Сотрудничество с семьёй

– Реализация совместных детско-взрослых проектов

– Участие родителей в городских конкурсах детского творчества в номинации «Семейное творчество»

-Активное участие в праздниках

– Музыкальные интересы семьи

– Творческие профессии родителей.   

Развивающая предметно-пространственная среда должна   быть

ФГОС ДО (3.3.4.):

– безопасной;

– доступной (свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, исправность и сохранность материалов и оборудования);

– насыщенной (материалы и оборудование соответствует возрастным возможностям);

– трансформируемой (трансформируемость пространства предполагает     возможность изменений   среды   в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей);

– полифункциональной (возможность разнообразного использования различных   составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм);

– вариативной (разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей).

Пространство музыкального зала условно можно разделить на несколько блоков (зон):

•          Зона для спокойной деятельности;

•          Зона для двигательной активности;

•          Зона для познавательной и продуктивной видов деятельности.

   Музыкальная развивающая предметно-пространственная среда в группах ДОУ должна быть ориентирована на пройденный материал и индивидуальные возможности детей.

Содержание развивающей предметно-пространственной среды групп по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» отражает принцип системности в овладении музыкальной деятельностью: она соответствует возрасту детей и содержанию их музыкальной деятельности, поэтому содержание среды усложняется по возрастным ступеням. Содержание обеспечивает возможность для музыкально-творческого развития детей и получения из среды необходимой им информации для музыкально-творческой деятельности.

На слайдах вашему вниманию представлены различные формы организации музыкальных зон в группах, которые были представлены нами педагогическому сообществу в рамках городского семинара для музыкальных руководителей «Развитие восприятия музыки и самостоятельная творческая деятельность детей в контексте ФГОС ДО». Представленные формы отвечают требованиям вариативности, трансформируемости и полифункциональности. Оформление музыкальных уголков для детей раннего и младшего дошкольного возраста должно быть сюжетным, а для детей старшего – иметь дидактическую направленность.

     В представленных формах музыкальных зон содержатся различные музыкальные инструменты (приобретённые и самодельные), графические пособия, альбомы, дидактические пособия, атрибуты для игр и танцевального творчества, элементы костюмов материалы для экспериментирования со звуками, а также музыкально-дидактические игры.

Использование игровых технологий привело к необходимости создания тактильной музыкальной книги, содержание страниц которой отражают программный музыкальный репертуар обучения детей пению, музыкально-ритмическим движениям, слушанию детей 2-5 лет. Книга создана в технике аппликация с использованием материалов разной фактуры. Съёмные детали изображений, которые крепятся с помощью липкой ленты, крючков, кнопок, прорезей, ленточек, шнуровок, позволяют менять содержание страницы в соответствии с сюжетом песни. Такой приём помогает визуализации музыкального образа, развивает тактильные ощущения, сенсомоторные навыки, повышает эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения, развивает творческую активность.

В организации развивающей предметно-пространственной музыкальной среды активно используем технические средства обучения и информационные компьютерные технологии. Созданные презентации, видеофильмы являются наглядным сопровождением при проведении совместных мероприятий с детьми.

Один из приемов использования информационных компьютерных технологий, способствующих развитию восприятия музыки, пониманию детьми музыкального образа, основанный на синтезе искусств – приём «Вхождение в картину» или «Ожившая картина».

При ознакомлении с музыкальным произведением, например, Д. Кабалевского “Клоуны”, дети рассматривают репродукции картин “Пьеро и Арлекино” (Поля Сезанна, Болотного В.И., Новиковой Е.), выбирая наиболее подходящую характеру музыкального произведения (картину Елены Новиковой “Пьеро и Арлекин”).

«Пьеро и Арлекин». Елена Новикова

Педагог беседует с детьми о характере музыки и персонажей, рассматривает разные эмоции клоунов, все вместе смотрят фрагмент фильма “Приключения Буратино” (эпизод с Пьеро и Арлекино). Затем дети одевают костюмы Пьеро и Арлекина. Репродукция картины проецируется на стену, дети замирают в позах изображённых персонажей. С началом звучания музыки дети двигаются, передавая в движении особенности своего образа. С окончанием звучания музыки клоуны вновь замирают.

Движение под музыку в данном приёме позволяет перейти эстетическим переживаниям из внутренней, свернутой формы в форму развернутого действия с помощью свободных, естественных пантомимических движений. Эмоциональные состояния, возникающие под влиянием музыки и сюжета, приобретают внешнее выражение, становятся управляемыми. Музыкальное движение позволяет проанализировать и выразить понимание структуры музыкального произведения, его ритмических особенностей.

Данный прием тесно связан с игрой, творческой фантазией и позволяет детям как бы «перенестись в картину», воссоздать предшествующие и последующие содержанию картины события. Использование музыки помогает уловить и точно передать характер образа, тем самым, проникаясь к нему, как к себе подобному существу, идентифицируя себя с ним.

Территория дошкольного учреждения.

Территория позволяет организовать зоны вокального и танцевального творчества.

В работе с детьми мы уделяем большое внимание проведению массовых мероприятий на площадке детского сада.

Взаимодействие с социумом.

Частым гостем нашего дошкольного учреждения является камерный оркестр «Классик», выступление которого позволяет детям слышать «живое» звучание музыкальных инструментов и по-особому эмоционально реагировать на него. Гостем нашего учреждения является и Нижнетагильский театр кукол.

Сотрудничество с домами творчества расширяет возможность детей проявить свои музыкальные способности, участвуя в конкурсах разного уровня.

Активными участниками проектов и всех мероприятий являются родители. Они принимают участие в играх, хороводах, танцах (в некоторых они танцуют рядом или в паре со своим ребёнком, а в некоторых повторяют движения, сидя на местах). Родители принимают активное участие в городских конкурсах детского творчества в номинации «Семейное творчество».

Таким образом, развивающая предметно-пространственная музыкальная среда обеспечивает:

– эмоциональное благополучие детей

– учёт возрастных особенностей детей

– поддержку инициативы детей в различных видах деятельности

– характер взаимодействия взрослого и ребенка

– характер взаимодействия ребенка со сверстником

– возможность выбора детьми материалов, видов активности

– вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность

         – способствует проявлению самостоятельности детей,

одним словом, является средством обогащения процессов развития ребёнка дошкольного возраста.

Вам также может понравиться...
16204