Шилова Наталья Викторовна – Музыкальный руководитель МБДОУ детский сад «Жемчужинка» комбинированного вида С/П детский сад № 25 город Нижний Тагил, Свердловская область
Дата поступления работы на конкурс: 13.07.2018г.
Музыкальная среда как одно из средств обогащения процессов развития
ребёнка дошкольного возраста
Для полноценного музыкального развития ребенка недостаточно занятий с педагогом. Ребенку необходимо предоставить возможность самостоятельно играть на различных музыкальных инструментах, заниматься творческим музицированием, закреплять полученные умения и навыки с помощью музыкально-дидактических игр. Для достижения этой цели необходима разнообразная музыкальная развивающая предметно-пространственная среда.
Развивающая предметно-пространственная среда в образовательном учреждении выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности ребенка.
Для ребёнка дошкольного возраста среду можно представить, как совокупность нескольких главных функциональных зон:
- среда дошкольного учреждения (музыкального зала, группы, холла, территории образовательного учреждения),
- среда социума – взаимодействие с социальными партнерами (договор с камерным оркестром «Классик», Нижнетагильский театр кукол, Нижнетагильский музей ИЗО (выставки детских работ), дома детского творчества (участие в конкурсах детского творчества),
- среда семьи – Сотрудничество с семьёй
– Реализация совместных детско-взрослых проектов
– Участие родителей в городских конкурсах детского творчества в номинации «Семейное творчество»
-Активное участие в праздниках
– Музыкальные интересы семьи
– Творческие профессии родителей.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть
ФГОС ДО (3.3.4.):
– безопасной;
– доступной (свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, исправность и сохранность материалов и оборудования);
– насыщенной (материалы и оборудование соответствует возрастным возможностям);
– трансформируемой (трансформируемость пространства предполагает возможность изменений среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей);
– полифункциональной (возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм);
– вариативной (разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей).
Пространство музыкального зала условно можно разделить на несколько блоков (зон):
• Зона для спокойной деятельности;
• Зона для двигательной активности;
• Зона для познавательной и продуктивной видов деятельности.
Музыкальная развивающая предметно-пространственная среда в группах ДОУ должна быть ориентирована на пройденный материал и индивидуальные возможности детей.
Содержание развивающей предметно-пространственной среды групп по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» отражает принцип системности в овладении музыкальной деятельностью: она соответствует возрасту детей и содержанию их музыкальной деятельности, поэтому содержание среды усложняется по возрастным ступеням. Содержание обеспечивает возможность для музыкально-творческого развития детей и получения из среды необходимой им информации для музыкально-творческой деятельности.
На слайдах вашему вниманию представлены различные формы организации музыкальных зон в группах, которые были представлены нами педагогическому сообществу в рамках городского семинара для музыкальных руководителей «Развитие восприятия музыки и самостоятельная творческая деятельность детей в контексте ФГОС ДО». Представленные формы отвечают требованиям вариативности, трансформируемости и полифункциональности. Оформление музыкальных уголков для детей раннего и младшего дошкольного возраста должно быть сюжетным, а для детей старшего – иметь дидактическую направленность.
В представленных формах музыкальных зон содержатся различные музыкальные инструменты (приобретённые и самодельные), графические пособия, альбомы, дидактические пособия, атрибуты для игр и танцевального творчества, элементы костюмов материалы для экспериментирования со звуками, а также музыкально-дидактические игры.
Использование игровых технологий привело к необходимости создания тактильной музыкальной книги, содержание страниц которой отражают программный музыкальный репертуар обучения детей пению, музыкально-ритмическим движениям, слушанию детей 2-5 лет. Книга создана в технике аппликация с использованием материалов разной фактуры. Съёмные детали изображений, которые крепятся с помощью липкой ленты, крючков, кнопок, прорезей, ленточек, шнуровок, позволяют менять содержание страницы в соответствии с сюжетом песни. Такой приём помогает визуализации музыкального образа, развивает тактильные ощущения, сенсомоторные навыки, повышает эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения, развивает творческую активность.
В организации развивающей предметно-пространственной музыкальной среды активно используем технические средства обучения и информационные компьютерные технологии. Созданные презентации, видеофильмы являются наглядным сопровождением при проведении совместных мероприятий с детьми.
Один из приемов использования информационных компьютерных технологий, способствующих развитию восприятия музыки, пониманию детьми музыкального образа, основанный на синтезе искусств – приём «Вхождение в картину» или «Ожившая картина».
При ознакомлении с музыкальным произведением, например, Д. Кабалевского “Клоуны”, дети рассматривают репродукции картин “Пьеро и Арлекино” (Поля Сезанна, Болотного В.И., Новиковой Е.), выбирая наиболее подходящую характеру музыкального произведения (картину Елены Новиковой “Пьеро и Арлекин”).
«Пьеро и Арлекин». Елена Новикова
Педагог беседует с детьми о характере музыки и персонажей, рассматривает разные эмоции клоунов, все вместе смотрят фрагмент фильма “Приключения Буратино” (эпизод с Пьеро и Арлекино). Затем дети одевают костюмы Пьеро и Арлекина. Репродукция картины проецируется на стену, дети замирают в позах изображённых персонажей. С началом звучания музыки дети двигаются, передавая в движении особенности своего образа. С окончанием звучания музыки клоуны вновь замирают.
Движение под музыку в данном приёме позволяет перейти эстетическим переживаниям из внутренней, свернутой формы в форму развернутого действия с помощью свободных, естественных пантомимических движений. Эмоциональные состояния, возникающие под влиянием музыки и сюжета, приобретают внешнее выражение, становятся управляемыми. Музыкальное движение позволяет проанализировать и выразить понимание структуры музыкального произведения, его ритмических особенностей.
Данный прием тесно связан с игрой, творческой фантазией и позволяет детям как бы «перенестись в картину», воссоздать предшествующие и последующие содержанию картины события. Использование музыки помогает уловить и точно передать характер образа, тем самым, проникаясь к нему, как к себе подобному существу, идентифицируя себя с ним.
Территория дошкольного учреждения.
Территория позволяет организовать зоны вокального и танцевального творчества.
В работе с детьми мы уделяем большое внимание проведению массовых мероприятий на площадке детского сада.
Взаимодействие с социумом.
Частым гостем нашего дошкольного учреждения является камерный оркестр «Классик», выступление которого позволяет детям слышать «живое» звучание музыкальных инструментов и по-особому эмоционально реагировать на него. Гостем нашего учреждения является и Нижнетагильский театр кукол.
Сотрудничество с домами творчества расширяет возможность детей проявить свои музыкальные способности, участвуя в конкурсах разного уровня.
Активными участниками проектов и всех мероприятий являются родители. Они принимают участие в играх, хороводах, танцах (в некоторых они танцуют рядом или в паре со своим ребёнком, а в некоторых повторяют движения, сидя на местах). Родители принимают активное участие в городских конкурсах детского творчества в номинации «Семейное творчество».
Таким образом, развивающая предметно-пространственная музыкальная среда обеспечивает:
– эмоциональное благополучие детей
– учёт возрастных особенностей детей
– поддержку инициативы детей в различных видах деятельности
– характер взаимодействия взрослого и ребенка
– характер взаимодействия ребенка со сверстником
– возможность выбора детьми материалов, видов активности
– вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность
– способствует проявлению самостоятельности детей,
одним словом, является средством обогащения процессов развития ребёнка дошкольного возраста.