ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА: «НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОУ»

 округе, стране;

•      Знакомство детей с символами государства (гербом, флагом, гимном);

•      Развитие чувства ответственности и гордости за достижения своей страны;

•      Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, труде, быту. Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение его к истокам национальной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально – действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. Первые чувства патриотизма: гордость за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Полученные на тематических утренниках и других досуговых мероприятиях знания позволят подвести ребенка к пониманию неповторимости культуры своего народа.

Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста – формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, воспитание чувства сопричастности к окружающему, развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность, коммуникабельность, ответственность, чувство собственного достоинства.

Задачи нравственно – патриотического воспитания:

– формирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, своему городу / селу, округу, стране;

– формирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

– формирование духовно – нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;

– воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей (своим сверстникам и их родителям, соседям и другим людям);

– воспитание любви и уважения к истории своей семьи, истории Родины и малой Родины.

Каждый педагог строит свою работу в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников на основе следующих принципов:

•      Принцип расширения связей ребенка с окружающим миром;

•      Принцип приоритетности регионального культурного наследия;

•      Принцип опоры на эмоционально – чувственную сферу ребенка;

•      «Позитивный центризм» (усвоение ребенком знаний, наиболее актуальных для его возраста);

•      Непрерывность, преемственность и интегративность педагогического процесса;

•      Дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом его психологических особенностей, возможностей и интересов;

•      Рациональное сочетание разных видов детской деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

•      Деятельностный подход;

•      Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Основные методы образовательного процесса:

– игровые;

– поисково – исследовательские;

– проблемные;

– воспитывающие ситуации;

– анализ и самоанализ;

– похвала, одобрение;

– пример;

– обращение к книге и к другим культурным источникам.

Содержание нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста:

– приобщение детей к культурному наследию, народным праздникам, традициям, народному декоративно – прикладному искусству, устному народному творчеству, к музыкальному фольклору, народным играм;

– знакомство с семьей: историей семьи, названиями членов семьи, родственников, с понятием «предки», «родословная», «семейные традиции»; с детским садом: его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; со своим городом / селом, округом: его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами / селянами прошлого и настоящего, с достопримечательностями;

– проведение целевых наблюдений за состоянием объектов природы в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе (посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое);

– организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой они проявляют сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года (в связи с приспособлением к новым жизненным условиям), помощь взрослым (ежедневно и по мере необходимости).

Планирование воспитательно – образовательной работы осуществляется по следующим доминирующим целям:

1.    Охрана и укрепление здоровья ребенка;

2.    Формирование чувства сопричастности к родному дому, культурному наследию, природе родного края;

3.    Развитие любознательности;

4.    Формирование желания и умения заботиться о ближних, оказывать помощь окружающим;

5.    Развитие стремлений к познавательной и другим видам деятельности;

6.    Формирование коммуникативных способностей.

Планирование образовательной деятельности соответствует следующим требованиям:

1.    Разные виды детской деятельности логично и естественно связаны друг с другом (беседа может подкрепляться целевой прогулкой, экскурсией к памятным местам, в музей);

2.    В занятия включены разнообразные формы организации детей с преобладанием подгрупповых и индивидуальных форм;

3.    Основное содержание образовательной деятельности – воспитание патриотизма – пронизывает все виды НОД, в том числе прямо не относящиеся к данному направлению (ФМЭП, конструирование, музыкальные и физкультурные занятия).

Каждый вид деятельности создает благоприятные возможности для осуществления определенных задач воспитания: на занятиях целесообразно решать задачи, связанные с умственным развитием ребенка, в игре развивать навыки коллективизма, в процессе трудовой деятельности – уважение людям труда, трудолюбие и бережливость, организованность и чувство ответственности и долга. Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то все, что усвоено в этот период – знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера, – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности.

Для более эффективной работы по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста используются следующие необходимые педагогические условия: эвристическая среда в детском саду и в семье, тесное сотрудничество с членами семьи, подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма у детей. Эвристическая среда характеризуется насыщенностью положительными эмоциями и является для ребенка полем проявления его творчества, инициативы, самостоятельности. Тесное сотрудничество педагога с членами семьи выражается:

– в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников;

– в обеспечении родителей минимумом психолого – педагогической информацией, обучении их способам общения с ребенком;

– в обеспечении регулярного взаимодействия детей, воспитателей и родителей;

– вовлечение членов семьи в педагогический процесс;

– создание в детском саду и семье предметной развивающей среды.

Необходимым условием проведения целенаправленной работы является наличие образовательного проекта или перспективного плана, которые включают в себя как специально организованные занятия, так и совместно организованную и самостоятельную деятельность детей.

Занятия проходят на доступном для понимания детей материале, начиная с рассматривания семейных реликвий, наград, предметов военного быта, имеющихся в семьях. Проводятся встречи с участниками войны, тружениками тыла, «детьми войны». Хорошо, если это люди – родственники детей, посещающих группу. Немаловажно изучение улиц, названных в честь героев, проведение тематических экскурсий специалистами – экскурсоводами.

Необходимо привлекать к работе родителей, их помощь детскому саду возможна в организации встреч с ветеранами, изготовлении самиздатовских книжек, рисунков и пр.

Целесообразно создание в группах мини – музеев, в которых могут находиться:

– художественная и публицистическая литература;

– малые скульптурные формы;

– фотоальбомы;

– семейные альбомы;

– реальные награды или их художественное изображение;

– запись рассказов участников сражений, их воспоминаний;

– запись рассказов детей;

– аудио-видео, CD записи с песнями времен войны;

– диафильмы, слайды, презентации.

Вам также может понравиться...
15392