Токарев Алексей Алексеевич – Педагог – психолог ГБОУ Школа №1387, ДГ «Жар птица 1» г. Москва
Дата поступления работы на конкурс: 12.09.2017г.
ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ «ДЕТСКИЙ САД-ШКОЛА»
Ознакомившись с публикацией С.Н. Дмитриевой «Организационные условия реализации принципа преемственности в комплексе «Детский сад – школа» [3], в рамках которой она размышляет о необходимости соблюдения принципа преемственности каждым структурным подразделением образовательного комплекса, мы пришли к убеждению о том, что результативным является педагогический процесс, подчиняющийся следующим условиям:
– согласованность целей на всех этапах образования (на уровне планирования, использования форм и методов обучения);
– интеграция деятельности специалистов всех уровней;
– общение детей, находящихся на разных ступенях обучения с целью развития способности заботиться о других;
– мониторинг социально-психологического климата в коллективе [3, с. 131].
О необходимости формирования особого микроклимата в условиях образовательного комплекса также пишет исследователь Л.В. Гражданкина, которая считает, что для этого необходимо не только проводить мониторинг внутри образовательной организации, но и налаживать тесное взаимодействие с семьями воспитанников на основе личностно ориентированных технологий [2, с. 5].
Исследователь Л.В. Тимошенко считает, есть необходимость в реализации комплекса мероприятий, направленных на предотвращение дискретности в осуществление образовательной деятельности на всех этапах обучения и воспитания детей. Для этого необходимо сформировать единый педагогический коллектив, «где воспитатель и учитель совместно управляют педагогическим процессом: планируют, организуют, корректируют и анализируют результаты» [5, с. 13].
Формирование единого педагогического коллектива целесообразно осуществлять с организации общих курсов повышения квалификации, в ходе которых их знания существенно обогатятся по специфике возрастной психологии. Примечательно то, что к данному процессу рекомендуется привлекать и детей. Так, например, дети старшего дошкольного возраста могут присутствовать на уроках в начальной школе «в качестве пассивных или активных его участников в зависимости от цели и содержания урока» [5, с. 14].
Задаваясь вопросом о том, как на практике реализовать интеграцию педагогических коллективов, Л.В. Тимошенко анализирует результаты собственных наблюдений: так как образовательные комплексы работают в течение целого дня, то воспитатели могут руководить самоподготовкой школьников, проводить совместно с учителем начальных классов совместные мероприятия. В свою очередь, учителя могут привлекаться к проведению занятий с детьми старших и подготовительных групп.
В целом же, делает выводы Л.В. Тимошенко, организация педагогического процесса в образовательном комплексе «детский сад – школа» основывается на соблюдении следующих принципов:
1) работа по единому режиму и расписанию;
2) планирование мероприятий на всех ступенях обучения с учетом мнения специалистов дошкольного и школьного обучения;
3) организация на территории комплекса развивающих центров для удовлетворения потребностей детей разных возрастов [5, с. 15].
Список литературы:
1. Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. – СПб.: Норинт, 2001. – 1536 с.
2. Гражданкина Л.В. Преемственность реализации продуктивной технологии в образовательном комплексе «детский сад – начальная школа» // Вестник НГУ. Серия: Педагогика. – 2007. № 1. Т. 8.
3. Дмитриева С.Н. Организационные условия реализации принципа преемственности в комплексе «Детский сад – школа» // Наука и образование. – 2006. № 4.
4. Тарарухина Е.Ю. Объединение школ и детских садов в образовательные комплексы: плюсы и минусы // Практика управления. – 2016. № 2.
5. Тимошенко Л.В. Создании единого педагогического коллектива «Начальная школа – детский сад» // Начальная школа. – 2004. № 11.