ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА «ПОМОЩЬ ПЕДАГОГАМ, РОДИТЕЛЯМ И ДЕТЯМ С НАВЯЗЧИВЫМ СТРАХОМ ЗАБОЛЕТЬ»

Константинова Елена Павловна – Педагог – психолог МДОУ «Детский сад №106» г. Саратов
Дата поступления работы: 04.12.2021г.

Обобщение опыта педагога – психолога на тему:

«Помощь педагогам, родителям и детям с навязчивым страхом заболеть».

            По данным социологических исследований, каждый третий россиянин боится заразиться COVID-19, когда страх переходит в навязчивую форму, то он мешает нормально функционировать. К вам будут обращаться педагоги и родители, которые замечают эту проблему у себя или детей. Для этого я хотела бы представить вашему вниманию инструкцию, как им помочь.

            На консультации о страхе коронавируса соберите жалобы родителя, педагога или ребенка, используйте наблюдение и развивайте контакт с консультируемым. Проясните проблему с помощью техник прослеживания, имитирования и поддержки. Чтобы определить источник проблемы, примите конфронтацию и внутренние переговоры. Проработайте страх вируса с помощью арт-терапевтических приемов и вербализации. В конце консультации дайте консультируемому задание, которое поможет справиться с проблемой.

Используйте жалобы как «точку входа» для системной работы

Стремитесь работать не только с симптомом – страхом вируса, но и с причинами этого симптома. Используйте жалобы на страх как «точку входа» для комплексной работы. Чтобы собрать жалобы, задавайте вопросы и активно слушайте. Выстраивайте вопросы таким образом, чтобы детализировать состояние консультируемого и определять связь между его эмоциональными проявлениями. Узнайте об остроте и содержании переживаний и попросите вашего собеседника оценить страх: сказать, рационален ли он, приемлем ли. Выясните как проявляется переживание в динамике, в каких обстоятельствах оно возрастает и угасает, каковы возможности консультируемого поделиться своими чувствами с близкими. Узнайте о наполненности страха другими объектами, помимо вируса: например, страхом разлуки с близкими, наказания, нищеты, развода, войны. Чтобы проследить связь «чувствую-делаю», выясните, что человек делает, когда чувствует страх, а что – когда вынужден делать что-то вопреки страху или чтобы его преодолеть. Уточните, как действия человека влияют на его переживания и как страх влияет на его поведение. Узнайте, какие способы самопомощи он использует, когда переживает страх. Для вашего внимания — вот готовые примеры вопросов о страхе коронавируса для взрослых и детей.

Вопросыдетям и взрослым о их страхе заболеть вирусом
ВОПРОСЫ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХС чего бы вы хотели начать?Что вас беспокоит?Что самое страшное в этом для вас?Когда это началось?Расскажите еще об этомНасколько сильный ваш страх?Что-то поменялось в вашей жизни, когда появился этот страх?Что вы думаете об этом вирусе сейчас?Ваши близкие похоже думают/реагируют?Что вы делаете когда вам так тревожно?ВОПРОСЫ ДЛЯ ДЕТЕЙТебя что-то беспокоит да?Думаю, что-то случилосьРасскажи, что самое плохое/самое страшное?Насколько твой страх сильный?Что-то изменилось в твоей жизни, когда ты начала бояться?Сейчас тебе страшно?Расскажи, как ты узнал (а) про этот вирус?Расскажи, что ты знаешь о немА что говорят твои родители об этом?Что ты делаешь когда так страшно?

            На основании жалоб проанализируйте, присутствуют ли у консультируемого все три симптома страха, которые свидетельствуют о психологическом расстройстве.

Первый симптом –             устойчивое переживание страха перед вирусом или его последствиями, которое при этом слабо

                                               поддается контролю.

Второй симптом –              иррациональность опасений, когда человек продолжает переживать, страх без реальной угрозы.

Третий симптом –              ощущение человека, что опасения нарушают его привычную жизнь.

            Проанализируйте, насколько жалобы соответствуют клиническим проявлениям страха: соматическим, эмоциональным, когнитивным и поведенческим. Проследите, насколько индивидуальные факторы, которые повышают риск возникновения страха коронавируса, свойственны вашему собеседнику.

Индивидуальные факторы,которые увеличивают риск, того что страх вируса возникает
Повышенная озабоченность здоровьем до пандемии, ипохондричностьНевроз, тревожные расстройства, фобии и навязчивые действияЗаболевание близкого человека коронавирусной инфекцией, особенно в тяжелой форме или с летальным исходом.Низкий уровень критического мышления, доверчивость, внушаемостьСоциальная незрелость, инфантильностьПривычка постоянно смотреть телевизор; включенный телевизор как фон для домашних дел и общенияБиполярное мышление – черно-белое, категоричноеКонверсионные расстройства в анамнезе – патологии истерического спектра в виде нарушений сенсорики или моторики в ответ на внутриличностный эмоциональный конфликтДоминирующая гиперопротекция в семье ребенка 

            На основании жалоб совместно сформулируйте запрос. Добейтесь, чтобы он звучал так, чтобы вы могли его выполнить: например, «найти причины страха», «понять…», «выбрать…», «научиться…», «принять решение…»

Страх – отражение фонового эмоционального неблагополучия. Обычно это внешний пласт, за которым стоит более серьезное психологическое расстройство
Вариант трактовки страха коронавирусаСтрах перед коронавирусом может быть замаскированным страхом смерти. По мнению известного психотерапевта Ирвина Ялома, человек боится в смерти того же, чего он боится в жизни. Поэтому в нескольких случаях страх вируса может проявиться не только как страх физического ущерба, но и в виде социальных страхов: одиночества, потери, наказания

Примените техники прослеживания, имитирования поддержки

            Используйте консультативные техники, чтобы прояснить и в дальнейшем устранить психологическую проблему взрослого или ребенка. Например, комбинируйте три техники из системного подхода: прослеживание, имитирование и поддержку. С помощью техники прослеживания определите важные для вашего собеседника, но не обязательно проблемные темы и следуйте за ними.

            Пример. Если женщина несколько раз повторила, что из-за пандемии и дистанционных занятий ее сын совсем отбился от рук и занимается плохо – исследуйте детско-родительские отношения и установки матери по поводу развития ребенка и ее роли в нем. А если ребенок неоднократно упоминает, что его ругают – исследуйте его умение защититься, канализировать негативные эмоции, восприятие родительского отношения и собственных качеств.

            Техника имитирования поможет приспособиться к стилю поведения и речи вашего собеседника. Если он называет COVID-19 «этот страшный вирус», используйте эту формулировку и в своих репликах.

            Техника поддержки предполагает позитивное определение роли, поведения, чувств консультируемого – то есть позицию «все, что делает клиент, он делает для своего блага, и все это ему для чего – то нужно»

            Пример. Если ребенок жалуется, что ему стало страшно играть на площадке рядом с другими детьми или родитель говорит, что не пускает ребенка играть на площадках из-за угрозы вируса, то скажите им, что вы понимаете эти опасения: «вы так защищаете себя (ребенка)». Или, когда мать говорит, что не успевает заниматься с детьми из-за удаленной работы и переживает из-за этого, поддержите ее: «взрослые вынуждены в первую очередь работать, ведь сейчас сохранить работу и работоспособность очень важно»

            Во время консультации наблюдайте, как ваш собеседник выстраивает взаимодействие с вами. Сосредоточьтесь на трех параметрах: психической сохранности, ресурсности и контактности. Под параметром «сохранность» подразумевайте сохранность психического здоровья, под ресурсностью – наличие физических и душевных сил, чтобы решать проблемы, а под контактностью – готовность контактировать с другими людьми и раскрываться, а также позицию, которую ваш собеседник занимает в общении. Чтобы провести наблюдение по этим параметрам, используйте следующую шпаргалку:

Три параметра наблюденияво время консультации
Сохранность. В ходе наблюдения выясните, правильно ли взрослый или ребенок ориентирован в собственной личности – в том, кто он, какой он, его прошлом и планах на будущее, а также месте, времени ситуации. Составьте видение, адекватно ли он понимает на своем возрастном уровне роль и возможности педагога-психолога, адекватно ли ведет себя на консультации в широком смысле. Заключите, сохранна ли его способность к самокритике, здравый смысл.
Ресурсность. Определите преобладающее эмоциональное состояние консультируемого, целостность или расщепленность состояния – одновременно «хочу и боюсь», на заднем плане сознания все время тревога. Оцените степень ухоженности, опрятности. Отнесите поведение человека к полярностям: решительности или нерешительности, уверенности или неуверенности; тонусу, энергичности, бодрости или вялости, истощенности.
Контактность. Оцените дистанцию в общении – отстранен ли консультируемый, быстро сближается или нарушает границы; его доступность контакту – готов ли говорить, делится мыслями и переживаниями, в том числе по своей инициативе. Определите его позицию в контакте: пытается «подавить» или ищет авторитетную фигуру, ведет себя на равных, старается понравиться.
СОВЕТ: Помните правило: на начальных этапах работы, особенно в расспросе о жалобах, психолог принимает концепцию клиента: не спорит, не переубеждает, не интерпретирует

Используйте конфронтацию и внутренние переговоры

            Применяйте конфронтацию и внутренние переговоры, чтобы понять откуда берется страх, какой мотив его порождает, как он связан с характером и отношениями консультируемого. Эти техники помогут вам выяснить, что он не осознает и избегает благодаря страху, какой ценой это делает, а также какими здоровыми способами помочь ему достичь его целей. Используйте конфронтацию, когда видите, что в поведении или высказываниях консультируемого есть противоречия. Воспринимайте ее как способ показать собеседнику, как действуют его психологические защиты. Назовите иррациональные суждения, которые вы заметили, но не давайте им оценки. Например, скажите, когда человек «перцептивно невнимателен», он пропускает одни сигналы от окружения и фиксирует избыточное внимание на вторых. Обратите внимание консультируемого на то, от обсуждения каких сторон проблемы он уходит. Помогите увидеть путаницу мотивов: например, если человек одновременно хочет избежать контактов и сохранить прежний уклад жизни.

ПРИМЕР.

Скажите:    

  • «У вас много страха, который связан с ребенком. Вместе с тем я не слышу ничего, что говорило бы, что вы боитесь за себя». Или: «Заболеть страшно, но заболеть придется, правильно я вас понимаю?»;
  • «С одной стороны, вы считаете, что этот вирус действительно опасен, с другой стороны, вы лично знаете несколько случаев, когда люди даже не заметили, что болели». Или: «Замечаете ли вы, что, как только мы об этом заговариваем, вы меняете тему?»
  • «Вы считаете, что в группе опаснее, и в то же время посещение детского сада было бы лучше для вас и для ребенка». Применяйте конфронтацию, чтобы человек начал осознавать свои переживания и проблемы, которые сейчас скрыты.

Используйте внутренние переговоры для того, чтобы обратиться к тем личностным ресурсам консультируемого, которые помогут ему преодолеть страх и способствуют психологическому оздоровлению. Обратитесь к нему с предложением «поговорить» с теми его мыслями, чувствами и ресурсами, которые не воспринимают вирус и его последствия катастрофически. Например, если человек вскользь упомянул, что иногда страх отступает, скажите: «Я хочу поговорить с той частью вас, которая не боится вируса». Другой вариант – обратиться к той части собеседника, которая приветствует психологическую выгоду от страха: «Я хочу поговорить с той частью вас, которая была бы даже рада, если самоизоляция возобновится».

ПРИМЕР. Склонная к гиперопеке мать жалуется на страх отпускать тревожного и пугливого сына в детский сад. Она «между прочим» говорит, что весной во время самоизоляции мальчик был спокойнее, веселее, капризничал и плакал гораздо меньше, чем обычно. В это время ей «не приходилось постоянно переживать из-за того, что в группе его часто доводят до слез другие дети и воспитательница». Страх матери – условно выгодный для нее и сына. Дистанционный режим работы матери и временная свобода сына от детского сада позволяют ребенку не контактировать напрямую с воспитательницей и ровесниками, которых он боится. У матери снижается тревога по поводу неуспехов сына в социуме и появляется повод дальше избегать сепарации. В такой ситуации с помощью конфронтации и внутренних переговоров можно показать, что маме не обязательно бояться вируса, чтобы признать, что так легче ей и сыну. Например: «Я вижу, что вы боитесь вируса, но в целом позитивно относитесь к ограничениям из-за пандемии. Я заметила, что вирус для вас – это и «минус», поскольку вам страшно, и «плюс», поскольку дистанционный формат помогал вам и сыну справляться с эмоциональными трудностями. Я хочу поговорить с той частью вас, которая была бы даже рада дистанционному режиму работы. Я хочу обратиться к той части вас, которой легче быть дома с сыном, чем вернуться к прежнему ритму жизни».

СПРАВКА: Внушаемые люди часто болеют именно тем заболеванием, о котором слышат.

Проработайте проблему с помощью символических методов

            Используйте символические методы, чтобы облегчить канализацию негативных эмоций и помочь консультируемому обнаружить ресурсы, с помощью которых он может совладать с трудностями и страхом. Символические методы подходят и для взрослых, и для детей. Среди таких методов – арт-терапевтические приемы и вербализация.

            Используйте арт-терапевтические приемы, чтобы выразить проблему с помощью творческих средств и символически «победить» ее. Например, предложите нарисовать или слепить страх, или вирус, рассмотреть его, поговорить от его лица. Попросите консультируемого «победить» страх или вирус на рисунке или в поделке – обезвредить, сделать добрым, найти защитника, сделать маленьким, разорвать, размазать. Можно использовать парные рисунки: попросить изобразить самое опасное место и обсудить, что делает его опасным, а затем превратить изображение в самое безопасное место»

            Вербализация позволяет словесно выразить эмоции и убеждения. Например, используйте прием «Досматриваем кошмар»: попросите консультируемого проговорить в слух, что произойдет, если его страхи станут реальными, «досмотреть» до конца пугающие мысленные сценарии, страшные сны. Когда человек проговаривает катастрофические переживания, они снижаются, более того, беседа о самых пугающих событиях чаще всего становится проводником к наиболее тяжелому эмоциональному опыту клиента.

Выдайте рекомендации и предложите задание

            Рекомендуйте взрослым ограничить и фильтровать источники информации о вирусе: меньше СМИ, меньше чатов, спокойные авторитетные источники. Попросите их отказаться от просмотра новостей с сенсационными и скандальными заголовками. Рекомендуйте начать учиться чему-то новому, получать культурные впечатления, читать. Предложите почитать популярную литературу о страхах, способах их преодолеть или разрешить психологические проблемы, которые вскрылись на консультации – например, о созависимости, о жизни здесь и сейчас. Обсудите, как оптимизировать режим питания и отдыха.

            Научите взрослого или ребенка простым приемам релаксации: дышать медленно, максимально сильно сжимать и разжимать кулаки, расслаблять челюсти и брови, наблюдать за небом. Рекомендуйте делать что-то привычное неторопливо, без спешки – идти по улице, выбирать яблоко, ужинать. Предложите создать уголок уединения и покоя дома, и проводить там время спокойно, без гаджетов и спешки. Детям посоветуйте играть и говорить о том, что пугает. Обучите возвращаться из тревоги в настоящее, ведь тревога всегда направлена в будущее: «что происходит сейчас, что я смогу сделать прямо сейчас, как себя чувствую в этот момент, на что могу повлиять». Дайте рекомендации, как защищать личные границы и уважать границы окружающих. Начните обучать умению выражать свои эмоции и потребности прямо, не заставлять других угадывать, а также самому не угадывать, что хочет или чувствует другой.

Вам также может понравиться...
15417