ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА «ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Кобежикова Татьяна Борисовна – Воспитатель МБДОУ «Детский сад «Зоренька» г. Абакан Республика Хакасия
Дата поступления работы на конкурс: 23.08.2017г.

Проблема формирования представлений о национальной культуре у детей дошкольного возраста

     В такой многонациональной стране как Россия эта проблема всегда актуальна. Знакомство дошкольников с национальной культурой должно начинаться с создания чувственной основы представлений. Для этого широко используют устное, музыкальное народное и декоративно- прикладное творчество. Но взятое вне связи с обычаями, бытом, ремеслами народа оно остается оторванным от действительности.

     В ознакомлении детей дошкольного возраста с народной культурой можно использовать разные формы работы: познавательные занятия, театрализованные и сюжетно- ролевые игры, занятия по изобразительной деятельности и музыкальные. Целесообразно использовать театрализованную деятельность для решения данных культурологических задач. Уклад современной семьи, особенно городской, слишком далек от традиционного, поэтому дошкольникам трудно понять назначение многих предметов, о которых говорится в народных сказках, потешках. Все объяснения, сопровождаемые показом иллюстраций, малозффективны. Знания без практического опыта- безжизненны. Нужно создавать в группах детского сада макеты народной избы, где можно воспользоваться ухватом, чтобы достать из печи горшок с кашей, а в сундуке хранить наряды для кукол. На таких макетах можно рассмотреть и сравнить устройство русской избы и хакасской юрты, что покажет много общего в, казалось бы, различных укладках жизни. Народное жилище всегда имеет строгое деление на зоны: мужскую и женскую половину, хозяйственную зону, где встречают и угощают гостей. Важно дополнить игру куклой в национальной одежде. Во многих детских садах имеются красиво одетые куклы в национальных костюмах, но они играют роль демонстрационных пособий. Лучше использовать более доступные народные куклы – завертки, которые вызывают у детей живой эмоциональный отклик, пробуждают фантазию и творчество.

     Для знакомства с народной одеждой в группах необходимо иметь национальные костюмы, которые можно использовать не только в театрализованной игре, но и в сюжетно- ролевой.

     Нужно показать дошкольникам, как в народной одежде через символику украшений раскрывается быт и обычаи народа. Элементы украшений в одежде народов, населяющих нашу страну, имеют много общего. Например, широкое использование красного, черного цвета в вышивке, отделке в использовании желтого цвета в виде тонких строчек или отдельных точечных элементов характерно как для русского, так и хакасского народов.

     «Ребенка, – говорил Б. М. Неменский, необходимо привязать всеми его чувствами к древу культуры его народа», поэтому представление о народной культуре необходимо формировать у детей с ранних лет.

Вам также может понравиться...
15417