ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА «ПРОБЛЕМЫ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ»

Маркевич Наталья Александровна – Музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №82» г. Саратов
Дата поступления работы: 25.12.22г.

«ПРОБЛЕМЫ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ»

   «В музыкальном мире столько загадочного и волшебного, что не знаешь, как о нём говорить: то ли это сказочная наука, то ли научная сказка». Нам (музыкантам) повезло – мы ежедневно погружаемся в этот мир музыки, где ребёнок – это своего рода готовый музыкальный инструмент, открытый для передачи мелодий и ритмов жизни музыки.

   Сегодня мы говорим, о проблемах, возникающих в процессе развития музыкальных способностях дошкольника.

   Только ленивый музыкант не знает, что такое музыкальные способности. Я позволю себе повториться и напомнить о ведущих компонентах музыкальных способностях ребёнка: это эмоциональный отклик на музыку и музыкальный слух, которые делятся на музыкальные сенсорные способности (высота, тембр, динамика, длительность) и на основные музыкальные способности (единство звуковых, ладовых, чувство ритма, музыкальная память, воображение, музыкальная чуткость). Есть еще способности к различным видам творчества (способность восприятия, исполнительские способности, творческие способности). Любой музыкальный слух, любая способность поддаётся тренировке и развитию. Чем раньше началась работа, тем выше результат.

   Почему сегодня звучит ключевое слово «проблема»? Потому что сами музыкальные способности, структура музыкальности ещё до конца не изучены, потому что проявление способностей всегда индивидуально и тема будет актуальна ещё, может быть, не одну сотню лет. И если бы, опираясь на колоссальный труд специалистов дошкольников в этом направлении, произошло решение всех проблем, то какие задачи ставили бы школы?

   А пока первая проблема – нет преемственности между садами и школами (общеобразовательными). К сожалению, работа там ведется не по нашим правилам. Я не говорю о музыкальных школах, которые надеются получить от нас совершенного ребенка, с развитыми музыкальными способностями. Нам же не на кого надеяться, только на свой опыт и глубокую заинтересованность.                

   Здесь сразу вытекает вторая проблема. Детские учреждения желают получить не просто квалифицированных работников, а талантливых, творчески развитых специалистов. Где их взять, как взрастить? Это огромный вопрос не только для нашего края, но и всей России. Огромное спасибо курсам повышения квалификации педагогов нашего края, которые помогают нам развиваться и образовываться далее. Но в основном мы самообразовываемся, ведь мы понимаем, чем выше качество профессионально- педагогической деятельности, тем менее стереотипным получается поисковым процесс, а конкретные способы решения отдельных задач образуют технологию. Педагогические технологии – это инструмент, позволяющий музыканту педагогу эффективно решать задачи своей профессиональной деятельности. Педагогические технологии всегда отличают: диагностика, ясность цели, определённая последовательность действий, прогнозирование и окончательного результата.

Вернемся к дошкольникам. Проблема, следующая звучит так: «значение музыкально-дидактических игр и дидактических пособий». Для более глубокого овладения музыкально-сенсорными навыками и умениями существует три типа музыкально – дидактических игр: подвижные, хороводные и настольные, и в комплексе с музыкально-дидактическими пособиями они расширяют музыкальное восприятие в целом, дают возможность провести занятие содержательней и интересней. Предложение: ввести в жизнь детских садов «дни ритма», «дни цвета», «дни мелодии» и т.д. Представляете, что получится? Чувство ритма, например, разовьётся по всему городу в этот день на порядок выше.

   Бесконечно актуальна тема, затрагивающая среду. Среда предметная – это система предметных сред, насыщенных играми, игрушками, пособиями, оборудованием и материалами для организации самостоятельной творческой деятельности ребенка, и среда развивающая предметная – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая творческой деятельности детей. Предложение – поднять музыкальное образование воспитателям, ввести в курсовую подготовку для них часы по музыкальному образованию, и самостоятельная игровая деятельность, жизнь ребёнка в детском саду в разы станет интересней и насыщенней.

   Очень мало раскрыта тема индивидуальной работы с детьми. Эта огромная проблема. Неумение специалиста поминутно распределять рабочее время, составлять график рабочего время, где должна быть отражена индивидуальная работа с детьми. Индивидуальный, дифференцированный подход – эти методы ведут к успеху решению многих задач. Диагностические данные собираются только через индивидуальную работу. А если в саду на одного специалиста 8, а то и 12 групп!? Где берут время, и как «обходят» СанПиН? Это вопрос еще тот. Так и хочется сказать: «пора менять регламент музыкальных занятий в детских садах, взять опыт Венгрии, где есть экспериментальные сады с расширенным музыкальным обучением».

   Сегодня невозможно представить, что у музыкального руководителя будет время заниматься развитием внимания, памяти, координации, реакции, чувства ритма, тактильности, мелкой моторики, творчества, ассоциативно – образного мышления по отдельности. Предлагаю в решение проблемы – одну и ту же модель трансформировать, видоизменять, дополнять. Метод модулирования одного материала очень ценно для детей. Если при повторении последует иная работа с тем же упражнением, получиться сюрприз, радость и удовольствие!

   Всем музыкальным руководителям пожелание – вам так необходима помощь, понимание и поддержка заведующей детским садом, методиста, всего коллектива! Так пусть решиться у кого-то хоть эта проблема. Только при этом условии музыкальная работа с детьми будет по- настоящему развивающей, только при этом условии будет радость в детском саду.

     Музыкальное развитие ведёт обучение. Задачи ставят перед собой педагоги на всех этапах работы с дошкольниками. И на каждой возрастной ступени они просто (а кому не просто) видоизменяются и усложняются. Проблема состоит в умении ставить задачи, планировать свою работу, предполагать результат. Ведь за целью всего продуманного стоит важная задача, которая заключается в том, чтобы интерес ребенка сменялся интересом к самой музыке. В то же время не надо быть рабом своего плана, надо овладевать таким профессиональным качеством – умением вовремя перестраивать во всяких возникших педагогических ситуациях.

   Музыкальный слух – центральное ядро всей системы музыкальных способностей. Корень проблемы – одна из методических установок вокальной работы рекомендует использовать определенный ограниченный диапазон. Новейшие данные научных исследований позволяют по- новому взглянуть развитие певческого голоса. Речь идет о фальцетном пении. Предлагаю на базе опытных педагогов проводить семинары-практикумы на эту тему.

   В соответствии с ФГОС в каждом ДОУ утверждается и реализуется основная общеобразовательная программа, плюс   разрабатывается собственный проект дополнительной программы, который связан с особенностями педагогического коллектива ДОУ. Вы можете использовать вам понравившуюся программу, по которой тоже развиваете музыкальные способности детей. Рассказывать о программах парциальных и комплексных я уже не буду, просто предложу самостоятельно поинтересоваться соответствующей литературой. Известно, что эффективность любой программы зависит, прежде всего, от педагога. И все же, авторы своих парциальных и комплексных программ должны знать своих, если можно так выразиться, «фанатов». У меня следующее предложение. Для авторов программ должно быть важно подготовить специалистов к реализации своих программ. Значить, надо добиться, чтобы одного – два специалиста от региона отправляли на освоение программ в центр России, за счет министерства образования, для дальнейшего просвещения нас на месте, в регионе. Возможно, это обойдётся намного дешевле, чем вызывать авторов сюда. Хотя я не спорю – с талантливыми профессионалами очень интересные и плодотворные происходят встречи.

   И последнее предложение. Выйти с предложением на региональный уровень о разработке собственного музыкального пособия с методическими рекомендациями по музыкальному воспитанию в детском саду (речь идет о материале регионального компонента). Включить в предложение формулировки проблем, научной новизны, описание актуальности, определить ее теоретическую и практическую значимость. Выбрать творческую группу для реализации проекта.

   О проблемах, возникающих в процессе развития музыкального воспитания можно говорить долго, но в этой части пока поставим точку и сделаем вывод.

   Вывод – надо чаще напоминать обществу о проблемах музыкального руководителя в педагогической деятельности в дошкольном образовании.

Вам также может понравиться...
15405