ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА «ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Тушева Людмила Анатольевна – Музыкальный руководитель МДОУ детский сад комбинированного вида №46 г. Комсомольск-на-Амуре
Дата поступления работы: 16.09.2018г.

«Фольклор как средство развития музыкальных способностей дошкольников»

Сообщение из опыта работы

           В наше время особо остро стоит задача формирования духовного мира человека, возрождение культурных традиций, поэтому так важно знакомить детей с культурой своего народа, народной музыкой, фольклором.

           Фольклор… Всё чаще это слово радует слух взрослых и вызывает восторг у детей. Произведения народного фольклора бесценны, они поучительны чистотой и непосредственностью, несут в себе к тому же огромный воспитательный заряд. За время работы в детском саду я заметила необычайный интерес детей к русскому искусству, русскому фольклору. Он наиболее привлекателен для дошкольников своими яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции. Я сама люблю русскую музыку и песню и считаю, что именно музыкальный фольклор служит средством формирования мировоззрения ребёнка в целом, развивает образное мышление, а развитие музыкальных способностей происходит в занимательной и увлекательной игровой форме. В процессе игры ребёнок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения и навыки, развивает свою фантазию. Всё это говорит о том, что музыкальный фольклор должен стать одной из основ музыкального репертуара в детском саду. Поэтому поставила перед собой задачу – развивать музыкальные способности дошкольников средствами фольклора.

Приступив к реализации поставленной задачи, я изучила теоретический материал, касающийся музыкальных способностей детей дошкольного возраста, взгляды психологов на данный вопрос. Глубокий и всесторонний анализ проблемы музыкальных способностей детей дал в своих работах Б.М. Теплов. Опираясь на его исследования, музыкальные способности можно определить, как индивидуально-психологические особенности человека, являющиеся условием успешного выполнения различных видов музыкальной деятельности.

В перечень музыкальных способностей детей включены и такие способности как музыкальная память, исполнительские способности (согласованность движений в ритмике, при игре на музыкальных инструментах, владение исполнительскими средствами), творческие способности т.е. индивидуальное своеобразие в замыслах, фантазия, воображение и т.д.

Целенаправленную работу по развитию музыкальных способностей детей через народный фольклор начинаю с раннего возраста. Ребёнок откликается на потешки, приговорки, попевки. Роль этих малых форм трудно переоценить: вслушиваясь в их слова, ритм, малыш начинает хлопать в ладоши, притопывать, приплясывать, двигаться в такт произносимому тексту. Народные попевки, игры, хороводы самый подходящий материал для занятий с детьми, т.к. их мелодии просты и доступны дошкольникам.

В раннем возрасте использую колыбельные песни:

Ой, баиньки, баиньки, купим сыну валенки,

Купим сыну валенки, бегать по завалинке,

Сапожки на ножки бегать по дорожке.

     Пестушки:       Ай, туки-туки-туки, застучали молотки,

Застучали молотки, заиграли в локотки,

Кулачок на бочок, будет танец «Гопачок».

           Во второй младшей группе продолжаю знакомить детей с русскими народными песнями. Это такие песенки как: «Петушок», «Ладушки», «Зайка», «Солнышко», «Дождик», «Сорока-сорока», и т.д. Дети не просто поют, но сопровождают пение простыми игровыми действиями.

           Большинство плясок в младшей группе мы исполняем под русские народные мелодии: «Полянка», “Из-под дуба”, “Ах вы сени”, “Как у наших у ворот”, “Пойду ль выйду ль я”, “Ах ты берёза”, “Я на горку шла”, “Я рассею своё горе”. Плясовой, зажигательный характер этих мелодий вызывает у детей оживление. Используем характерные для народных плясок атрибуты: ложки, платочки, ленточки, веночки, колокольчики, бубны.

           Малыши очень любят народные хороводные игры «Заинька», «У медведя во бору», «Ходит Ваня», “Кто у нас хороший”, «Карусель». Игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры.

           В средней группе наши дети уже владеют простейшими танцевальными движениями русской пляски: поочерёдное выставление ног на пятку, полуприседания, притопы, кружение в паре, продолжаю обучать навыкам инсценирования песен. В репертуаре средней группы встречаются такие песни как: «Две тетери», «Кисонька-мурысонька», «Гуси», повторяем песни, с которыми дети знакомились в младшей группе.

Для развития представления о высоких и низких звуках использую такие потешки, например:               Вот коровушка-бурёнушка

Травку жуёт, молочко даёт,

Свою песенку поёт.

Как коровка поёт? Му-у-у! (низким голосом).

А как её маленький сынок отвечает? Му-у-у! (высоким голосом) и др.

           Достаточно много существует потешек, которые знакомят детей с музыкальными инструментами, способствуют развитию музыкальных способностей:            

                                       Трынцы-брынцы, бубенцы.

       Раззвонились удальцы.

       Диги, диги, диги, дон,

       Получается трезвон. (Дети звенят бубенцами) и т.д.

          С детьми старшего возраста разучиваю более сложные песни, пляски, хороводы. Перед разучиванием песен исполняем знакомые народные попевки в различных тональностях, такие попевки как: «Чики-чикалочки», «Бай-качи», «Лиса по лесу ходила», «Андрей-воробей», «Котя-коток», «Скок-скок, поскок» и др. Использую такие приёмы: прошу детей движением руки показать направление движения мелодии, передать ритмический рисунок мелодии на детских музыкальных инструментах (бубен, бубенцы, румба, ложки), пение в разных тональностях. Вызывает интерес детей пение со звучащими жестами (хлопки, шлепки по коленям, притопы, прихлопы, различные движения по тексту).

           Продолжаю развивать у детей навык инсценирования песен. Народные песни исполняем соло, хором, с приплясом, в хороводе, в сопровождении народных инструментов. В детском репертуаре появляются такие песни: «Как у наших у ворот», «Тень-тень, потетень», «Как на тоненький ледок», «Где был, Иванушка?», «Ой, вставала я ранёшенько». Исполняя песню по ролям у детей развиваются воображение, творческие и актерские способности. Участие детей в драматизациях русских сказок также способствует развитию музыкальных, творческих способностей. Удачно прошли инсценировки сказок: «Колосок», «Теремок», «Репка», «Маша и медведь» и др.

           Продолжаю знакомить детей с новыми жанрами русской песни: это частушки, которые учат детей понимать народный юмор; лирические песни, отражающие жизнь человека, его горести и радости, а также трудовые песни, которые воспитывают в детях уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.

Со старшими дошкольниками слушаем произведения предыдущих групп. Цикличность в прослушивании одних и тех же музыкальных произведений позволяет детям глубже постигать язык музыки, открывать для себя её новый смысл.

Для развития чувства ритма, разучивания и закрепления плясовых движений, использую подговорки– это малый фольклорный жанр, в котором в стихотворной форме раскрывается техника исполнения танцевального движения, его название.

Например:   «Ковырялочку», ребята, я хочу вам показать,

                      Вы попробуйте за мною все движенья повторять!»

Уникальный материал для развития основных музыкальных способностей – игры, хороводы.Они даютвозможность детям проявлять свои эмоции, способствуют развитию у них чувства ритма, познавательных интересов, воспитанию волевых и нравственных качеств личности. Одновременно с разучиванием хороводных игр наши дети осваивают новые считалки. Дошкольники используют считалки в хороводных и подвижных играх как сюрпризы для остальных, а ребёнок, знающий свою считалку, выступает в роли обучающего. Разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки, которые делают игру более интересной, обогащают её содержание.

           В своей работе использую речевое музицирование. В речевых играх текст дети поют или проговаривают хором, соло или дуэтом. К звучанию добавляю музыкальные инструменты, звучащие жесты, движения. Использование речевых упражнений, помогает развивать чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию. Для этого подбираю небольшие стихи, потешки, прибаутки.

Например:

1. «Ай, гу-гу, ай, гу-гу, не кружись на лугу.

   На лугу-то лужица, голова закружится.

   Прямо в лужу упадёшь, мокрый к ужину придёшь!»

2. Ехал Ваня на быке, балалаечка в руке,

Балалаечка упала быку ноженьку сломала!

3. Дети делятся на две подгруппы.

1-я группа: Ди-ди-ли, ди-ди-ли, где вы Машу видели?

Пропевают текст на одном звуке и одновременно играют на ложках ритмический рисунок.

2-я группа: Заглянули в огород Маша пляшет у ворот.

1-я группа: Дидили, дидили, где вы Катю видели?

2-я группа: Заглянули в зелёный сад Катя щиплет виноград.

1-я группа: Дидили, дидили, где вы Дуню видели?

2-я группа: Заглянули под крылец грызёт Дуня огурец.

1-я группа: Дидили, дидили, где вы Ваню видели?

2-я группа: На полянке у колодца Ваня с курицей дерётся!

           Огромную радость детям дошкольного возраста доставляет игра на музыкальных инструментах. Музицирование помогает развивать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Знакомство с инструментами начинаем с младшей группы. Чаще использую ударно-шумовые инструменты со звуками неопределённой высоты: бубны, погремушки, треугольники, колокольчики, бубенцы, ложки, барабан. Эти незатейливые инструменты в руках малышей становятся волшебными, оживают и обретают свой голос. Дна металлофоне, ксилофоне дети играют различные ритмические прибаутки, считалки, несложные песенки, народные мелодии такие как: «Андрей-воробей», «Сорока-сорока», «На зелёном лугу», «Я на горку шла», «Во саду ли, в огороде».

Наиболее полно музыкальные способности проявляются при участии детей в календарных обрядовых праздниках и развлечениях с элементами фольклора, в сценарий которых включаем ранее выученные песни, пляски, хороводы, игру на музыкальных инструментах, а также драматизации русских народных сказок. Фольклорные праздники, которые проводятся в детском саду – это яркая образная игра, где обыденное превращается в сказочное, где действие сопровождается нарядными костюмами, играми, песнями, частушками, скороговорками, закличками, считалками, столь близкими детскому восприятию. Это такие праздники как «Осенины», «Посиделки», «Пришли святки – запевай колядки!», «Масленица», «Встреча Весны» («Жаворонки»), «Семик» (праздник русской берёзки»), «Длинная коса – девичья краса» и другие.

Работу по успешной реализации поставленных задач трудно осуществить без взаимодействия с воспитателями, ведущих непосредственную работу с детьми. Решать поставленные задачи позволяют следующие формы совместной деятельности: педагогические советы, индивидуальные и групповые консультации, практикумы, совместные праздники и развлечения, подбор тематического фольклорного материала на режимные моменты. Мною разработан план развлечений на каждый месяц для каждой возрастной группы, совместно проводятся комплексные занятия по ознакомлению детей с русским народным творчеством. В группах созданы мини – музеи «Русской избы», которые знакомят детей с русским народным бытом. Согласно моим рекомендациям в группах созданы условия для развития у детей музыкальных способностей и формирования эстетического вкуса: оборудованы музыкальные уголки для самостоятельной, театрализованной деятельности и свободного музицирования детей.

Проводится необходимая работа с родителями. Это совместные праздники и развлечения, а также консультации, например, такие: «О воспитании девочек и мальчиков в народных традициях», «Ладушки-ладушки», «Пойте детям перед сном» выступаю на групповых собраниях, рекомендую музыкальные записи для слушания, предлагаю посещать театральные постановки для дошкольников.Систематически обновляю информационный стенд для родителей.

Проделанная работа показала, что фольклор является не только действенным средством воспитания духовности и нравственности у детей дошкольного возраста, но и положительно влияет на развитие их музыкальных способностей.Дети стали более активными, эмоциональными, проявляют интерес к русской народной музыке. Перспективу своей работы вижу в продолжении реализации задач по формированию музыкальных способностей детей через народный фольклор. Закончить выступление хочется такими словами:

                                               Если ребёнок родился и рос

                                               На родной стороне, среди русских берез.

                                               Слышал русские песни, колядки справлял,

                                               Со светлым праздником Пасхи родных поздравлял.

                                               Был воспитан в труде, милосердье, добре.

                                               В уважении к старшим, родным и Земле.

                                               Эту заповедь предков в душе сбережет.

                                               Только радость и счастье с собой принесёт.

Вам также может понравиться...
16204