Сайфутдинова Татьяна Александровна – Педагог – психолог МБДОУ Детский сад «Солнышко» ЯНАО г. Губский
Дата поступления работы на конкурс: 09.09.2017г.
Программа родительского клуба «Молодые родители»
В последние десятилетия наметились новые подходы к педагогическому взаимодействию детского сада и семьи. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка.
Преобладающая часть родителей – не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей и часто испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители должны вместе искать наиболее эффективные способы решения возникающих проблем, определять содержание и формы педагогического просвещения в этой связи. Для максимальной эффективности такого сотрудничества недостаточно простого информативного монологического общения, нужно стремиться к ведению равноправного диалога с семьями воспитанников.
Определяющая роль в установлении такого взаимодействия принадлежит педагогам и специалистам. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ними. Следует начинать работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни группы, детского сада. Постепенно, тактично вовлекать и остальных родителей в сотрудничество, опираясь на родителей-единомышленников, учитывая интересы детей и их семей.
На современном этапе в работе с родителями появилось понятие “вовлечение родителей” в деятельность дошкольного учреждения, т.е. активное участие родителей в работе ДОУ, которое оказывает влияние на его функционирование и развитие. Всю работу по вовлечению родителей к деятельности дошкольного учреждения можно разделить на три этапа:
– Выявление потребностей родителей в области воспитания и образования собственного ребенка;
– Педагогическое просвещение родителей;
– Партнерство педагогов и родителей в деятельности ДОУ.
На первом этапе педагогам помогут беседы с родителями, посещения на дому, наблюдение за детьми, анкетирование, опрос.
Педагогическое просвещение родителей – самый важный этап. Для реализации содержания этой работы в нашем ДОУ используются коллективные и индивидуальные формы взаимодействия: вечера вопросов и ответов, “круглый стол”, деловые игры, родительские собрания (общие и групповые), устные журналы, встречи с интересными людьми, родительские, семейные клубы, беседы, выполнение индивидуальных поручений, переписка, наглядная агитация.
Необходимо помочь родителям ориентироваться в литературе по семейному чтению, увлечь обсуждаемой на встрече темой, расположить их к анализу распространенных стереотипов в воспитании, вызвать ассоциации с собственным опытом. Важно заинтересовать родителей, вызвать их на откровенный разговор, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Если воспитатель смог затронуть сознание и чувства родителей, то их можно считать союзниками, они уже никогда не останутся равнодушными созерцателями происходящего. Все это поможет лучше понять ребенка, найти оптимальные способы решения проблем воспитания конкретной личности в детском саду и дома
Главная задача педагогов на третьем этапе – создание условий для развития нормальных отношений в семье, а это может быть достигнуто только при деятельности родителей и детей, которая может быть реализована в различных формах.
Практика работы педагогов с родителями выявила 2 вида форм совместной работы с родителями.
1. Совместные мероприятия педагогов, специалистов и родителей: родительские конференции, консультации, беседы, вечера для родителей, педагогические советы, диспуты, кружки для родителей, встречи с администрацией, тренинги и т.д.
2. Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей: дни открытых дверей, утренники и праздники, концерты, викторины, спортивные соревнования, турпоходы, выпуск газет, выставки совместного творчества, тематические вечера, благоустройство ДОУ и территории и т.д.
Не следует забывать и о наглядных формах работы: библиотеки, папки-передвижки, видеофильмы, памятки-рекомендации, открытки-приглашения, фотовыставки, Уголки для родителей.
Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка.
Некоторые родители считают, что, отдав своего ребенка в детский сад, ответственность за его воспитание и развитие они целиком и полностью переложили на воспитателей, а сами они должны лишь контролировать и оценивать действия воспитателей, не участвуя в самом воспитательно-образовательном процессе. Встречаются родители, которых вообще не интересует все происходящее в детском саду, не волнуют успехи или проблемы их ребенка.
Вместе с тем ни для кого не секрет, что в дошкольном возрасте именно родители оказывают самое большое влияние на развитие ребенка, и, если они не будут интересоваться тем, как протекает этот процесс, сотрудничать с воспитателями, усилия последних могут оказаться напрасными.
Становление родительства – кропотливый и нелегкий труд. Специалисты в области детско-родительских отношений (А.А. Бодалев, З. Матейчик) важнейшим показателем качества родительства признают компетентность матери и отца, проявляющуюся в гибкости, адаптивности, изобретательности их позиции. Нарушение связей в семье непосредственно отражается на эмоциональном состоянии ребенка (А.И.Захаров).
По мере осмысления родителями своих взаимоотношений с детьми у них происходят позитивные изменения, предполагающие нормализацию детско-родительских взаимоотношений, эмоционального самочувствия детей (Л.А. Абраманян, В.П. Дуброва).
Детский сад не может заменить семью, он лишь дополняет ее, выполняя свои особые функции. Для успешного воспитания важно, чтобы отношения между ДОУ и родителями были доверительными, чтобы родители были вовлечены в совместный воспитательный процесс, чтобы родители совместно с педагогами помогали своему ребенку развиваться. Поэтому каждый педагогический коллектив, работая по той или иной программе, ищет новые формы и методы работы с семьей.
При тесном контакте со взрослыми, в первую очередь ответственными за жизнь и здоровье своих детей, выявляется, что многие из них занимают деструктивную позицию во взаимоотношениях с ребенком, поэтому их воспитательные методы не приводят к эффективному завершению. Причинами подобного родительского поведения, на наш взгляд, являются:
– неумение взрослых слушать и быть внимательными друг к другу;
– педагогическая и психологическая неграмотность;
– нежелание менять свои эгоистические позиции в актуальных вопросах воспитания;
– нерешенные личные проблемы, мешающие полноценному развитию ребенка.
Многолетняя практика убеждает, что “пассивные методы” весьма неэффективны, поэтому мы ориентировались на такую форму работы, как “Родительский клуб”.
Дискуссии, ролевые игры, творческие задания помогают понять, насколько важно помимо безусловной любви к ребенку иметь знания:
– основных возрастных особенностей детей и тех проблем, с которыми чаще сталкиваются родители, общаясь с ребенком;
– правил основных игр для родителей и детей, имеющих в своей основе психокоррекционные принципы;
– как поступать в критических ситуациях.
Так был организован родительский клуб «Молодая семья». Участниками этого клуба являются дети 2-3 лет и их родители, педагоги, а также специалисты.
ЦЕЛЬ: Преодоление барьера недоверия родителей к ДОУ, установление и развитие доверительно-партнерских отношений между родителем и ребенком, семьей и педагогами, удовлетворить потребности родителей в психолого-педагогическом образовании в вопросах развития и воспитания детей на протяжении всего времени пребывания ребенка в ДОУ, а также осуществление адаптационных мер при переходе детей из домашней среды в ДОУ, пропаганда положительного опыта семейного воспитания.
Основные задачи программы:
– Повысить родительскую компетентность в понимании внутренних переживаний и потребностей ребенка.
– Помочь родителям научиться играть и общаться со своим ребенком, адекватно оценивать его (уровень развития, достижения, проблемы и пр.) и определять оптимальные пути взаимодействия с ним.
– Просвещение родителей в вопросах воспитания и обучения дошкольников.
– Вовлекать родителей в жизнь детского сада.
В содержании работы включены следующие методы:
– методы телесно-ориентированной терапии;
– метод продуктивной деятельности (аппликация, рисование);
– метод игровой терапии – позволяет смоделировать и проконтролировать ситуацию; (театрализованная деятельность, психогимнастические упражнения, этюды, игровые задания);
– метод музыкальной терапии;
– метод психомышечной тренировки.
– метод групповой дискуссии – способствует повышению психолого-педагогической грамотности родителей, помогает выявить индивидуальные и стереотипные формы взаимодействия с ребенком;
– метод обсуждения и разыгрывания ситуаций – помогает найти оптимальный способ взаимодействия;
– метод обучающего эксперимента – помогает родителям применить полученные знания на практике;
– метод анализа поступков детей и родителей – помогает вскрыть причины возникновения конфликта;
– метод анализа типов коммуникативных взаимоотношений – позволяет выявить причины ухода родителей от решения проблем;
– метод анализа ситуаций – помогает научить родителей принимать проблему, понимать мотивацию ребенка в совершении тех или иных действий, корректировать поведение ребенка, т.е. развивать у него умение анализировать ситуацию и находить способы решения проблем самостоятельно.
Основным средством профилактики отношений в развитии детей служит информированность родителей, педагогов, повышение их психолого- педагогической культуры. Эффективность психопрофилактической работы определяется еще и грамотным отбором тем для выступлений. Темы встреч для клуба формируются по результатам диагностики, из запросов и интересов родителей, а ток же возможно из решения годового плана и единой методической темой годового плана ДОУ. В круг актуальных вопросов, предлагаемые родителям входят:
– возрастные особенности детей;
– условия, необходимые для полноценного психологического развития;
– адаптация к условиям ДОУ;
– новообразования в развитии детей (кризисы одного, трех лет)
– медицинская информация;
– игры и упражнения для развития и обучения детей.
Другими словами, родители должны получать своевременную информацию об актуальном состоянии ребенка (процессе его развития, сформированности каких-либо навыков и т. д.), а также о возможных проблемах, которые могут возникнуть в будущем при несоблюдении правил.
Общая структура занятия
Приветствие. Оно служит для формирования позитивного интереса и сплочения группы.
Разминка. Данный вид деятельности снимает эмоциональную напряженность, формирует благоприятный психологический климат, развивает чувство внутренней устойчивости и доверительности.
Основная часть. В этой части решаются цели и задачи занятия. В нее входит комплекс психологических упражнений и приемов, продуктивная деятельность.
Рефлексия занятия. Оценка занятия взрослыми с позиции заинтересованности, продуктивности, полезности, оправданности ожиданий. Дети делятся своими эмоциями (как себя чувствуют «здесь и сейчас»).
Прощание. Оно необходимо для формирования ощущения целостности и завершенности занятия, эмоционального сплочения группы.
Программа клуба предусматривает 4 занятия в год. Группа формируется на свободной основе (по желанию родителей). Каждое занятие для родителей рассчитано на 40-60 минут.
Работа клуба организована по трем этапам:
Подготовительный: определение потребностей родителей через собеседование и анкетирование. Дифференцирование обозначенных проблемных ситуаций соответственно возрасту детей.
Организационный: составление перспективного плана работы клуба, утверждение графика проведения занятий. Данный этап оснащается методическим сопровождением: составляются конспекты занятий, подбирается стимульный материал.
Непосредственная работа “Родительского клуба”.
Мне хотелось бы сказать еще об одной общеизвестной форме работы с родителями – проведение родительских собраний. Проведение их по старой структуре не оправдывает ожидания родителей. Здесь следует помнить, что родители являются заказчиками образовательных услуг и имеют право принимать участие в организации образовательного процесса, создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы самостоятельно на родительских собраниях. Поэтому, следует изменить не только их структуру, но и считаться с мнением родителей при определении тематики.
Таким образом, работа родителей и педагогов в условиях дошкольного учреждения носит ярко выраженный специфический характер сотрудничества, так как изменились и содержание, и формы взаимоотношений между родителями и работниками дошкольного учреждения
В результате данной работы педагога-психолога, педагогов с родителями взрослые учатся признавать за ребенком право на собственное мнение, на собственный выбор. Это обеспечивает понимание и лучшее взаимодействие в семье. Родители осознают, что мир ребенка отличается от мира взрослых, приобретают навыки активного слушания, развивают умения разрешать конфликтные ситуации, безоценочно принимать собственного ребенка.
Перспективно – тематический план занятий.
Цель: оптимизация детско-родительских отношений в диаде «ребенок — родитель».
Тема занятия | Участники | Форма | Сроки |
1. «Адаптация детей раннего возраста к ДОУ!»Цель: Помочь родителям понять своих детей; способствовать проявлению заботы о психологическом здоровье своего ребенка. | родители, педагоги, психолог | Практическое занятие,буклеты, наглядная информация | октябрь |
2. «Секреты здоровья детей раннего возраста!»Цель: помочь родителям понять своих детей; способствовать проявлению заботы о психологическом здоровье своего ребенка. | родители, педагоги, психолог | Обучающий семинар с элементами тренинга,буклеты, презентация | декабрь |
3. Игрушки детей раннего возраста».Цель: показать значение игрушки в жизни детей, её развивающие функции. | родители, педагоги, психолог | Практическое занятие с элементами тренинга,буклеты, наглядная информация, печатный журнал | февраль |
4. «В царстве упрямства и капризов».Цель: познакомить родителей с психологическими особенностями ребенка 3 лет; актуализировать проблемы воспитания и развития детей 3-летнего возраста и найти пути их решения; повысить педагогическую культуру родителей. | психолог, родители | семинар с элементами тренинга,буклеты, презентация | Апрель –Май |
Литература
1. Е.К. Лютова, Г.Б. Монина., Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.—СПб.: ООО Издательство «Речь», 2001.—190., ил.
2. Е.К. Лютова, Г.Б. Монина., Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными античными детьми.—СПб.: Издательство «Речь»; «ТЦ Сфера», 2002.—136с.: ил.
3. Смирнова Т.П., Психологическая коррекция агрессивного поведения у детей. Серия «Психологический практикум».—Ростов н/Д: «Феникс», 2003.—160с.
4. Романов А..А., Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей. Диагностические и коррекционные методики. Пособие для детских психологов, педагогов, дефектологов, родителей.—М.: Школьная Пресса. – 48 с.—(«Воспитание школьников. Библиотека журнала»; Вып. 39).
5. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей.—М.: «Издательство ГНОМ и Д» , 2000.—160 с. (В помощь психологу.)
6. Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. Работа педагога-психолога В ДОУ: Методическое пособие.-М.: Айрис – пресс, 2005.- 384 с. (Дошкольное воспитание и развитие).
7. Широкова Г.А. справочник дошкольного психолога/ Серия «Справочники». – Ростов н/Д.: Феникс, 2003 – 384 с.
8. Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду: – М.: ВАКО, 2009.- 320 с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
9. Елена Лютова-Робертс, Галина Монина. Статья № 23/2006 журнала “Школьный психолог” издательского дома “Первое сентября”. Программа тренинга для родителей гиперактивных детей. «Учимся понимать своего ребенка».