Калинина Светлана Владимировна – Воспитатель МДОУ «Детский сад №106» г. Саратов
Дата поступления работы: 04.05.2022г.
Консультация для родителей
Что почитать детям. Знакомство с творчеством К.И. Чуковского.
Нам жалко дедушку Корнея
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве “Бармалея”
И “Крокодила” не читал,
Не восхищался “Телефоном”
И в “Тараканище” не вник.
Как вырос он таким учёным?
Не зная самых главных книг
Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский.
Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя – Николай Васильевич Корнейчуков.
Вставал он очень рано, как только вставало солнце, и сразу же принимался за работу. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега. Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свои книги.
С ранних лет стихи К.И. Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без “Айболита”, “Федорина горя”, “Телефона”…
Стихи Корнея Ивановича воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать. Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.
Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно.
А вышло это так:
Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: “Жил да был крокодил, он по улицам ходил”. Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.
Решая проблему выбора хорошей стихотворной книжки для ребенка поэт и литературовед Корней Иванович Чуковский на собственном опыте проверил важность соблюдения определенных правил, или «Заповедей», как он их назвал. «Заповеди» вошли в знаменитую книгу «От двух до пяти». Очень советую прочитать ее всем родителям, так как эта книга является актуальной для понимания того, как формируется детская речь. Эта книга- яркий пример внимательного и доброжелательного наблюдения над развитием ребенка.
Современные бабушки и дедушки могут припомнить, сколько их бабушки знали наизусть произведений. И не обязательно эти бабушки учились в гимназии. А зачем нам поэзия сегодня? Современному человеку нужна поэзия, потому, что она «помогает понимать другого человека, так же, как и сопереживаемая музыка, но она еще и дает слова для этого.
Чуковский много работал над созданием таких стихов, которые с раннего детства прививали бы любовь к бессмертной народной поэзии, помогали бы воспитывать высокие моральные качества и эстетический вкус, который позволит в будущем отличать подлинное искусство от фальши. Залогом создания удачного произведения для детей автор считает глубокое знание устного народного творчества.
Огромная педагогическая ценность народных сказок заключается в том, что они возвещают победу добра над злом, ума над глупостью, сердечности над жестокостью. Сколь ни тяжелы были бы испытания, какие бы трудности ни стояли на пути, в конечном итоге герой преодолевает их. Это воспитывает у детей уверенность в том, что счастливый финал не случаен, а является результатом настойчивого труда, упорства, смекалки. В народных сказках герои отчетливо разделены на отрицательных и положительных. Лисица- хитрая, заяц- трусливый и т. д. Герои произведений Чуковского и в этом отношении напоминают героев сказок. Чтобы сделать образ выпуклее и помочь детям быстрее разобраться в героях, поэт наделяет их какой – ни будь одной яркой чертой. Доктор Айболит- добрый, Федора- неряха, мальчик из «Мойдодыра»- грязнуля.
Такой прием, выработанный в практике народного творчества, помогает ребенку лучше представить себе, быстрее запомнить тот или иной образ, характер героя, определить свое отношение к нему.
Чуковский в сказках пользуется и отдельными приемами народного- поэтического творчества, например мотив побега от нерадивого или жестокого хозяина подвластных ему животных и предметов. Он нередко встречается в народных сказках. В сказке «Федорино горе» автор широко использует художественные приемы, характерные для фольклорных произведений.
Чуковский отмечает, что особенностями возраста читателя диктуется благополучное окончание произведений для маленьких. И действительно, посуда возвращается к раскаявшейся Федоре, храбрый комар освобождает Муху- Цокотуху от ненасытного паука и даже Бармалей становится мирным продавцом пряников и кренделей. Печальный исход сказки глубоко огорчает детей, зато сколько радости малышам несет победа полюбившихся героев, торжество красоты и добра над злом.
Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.
В век современных технологий, к великому сожалению, очень мало времени уделяется семейному чтению. Дети дошкольного возраста мало знают детских писателей и их произведения; родители не уделяют должного внимания чтению художественной литературы, заменяют чтение книг на просмотр мультфильмов. Следствие этого: дети не умеют выразительно рассказывать стихи, правильно строить предложения. Речь детей довольно скудна, что мешает им при общении.
Корней Чуковский – один из любимых детских авторов. Кто же не знает Муху Цокотуху, Мойдодыра, бабушку Федору и других персонажей Корнея Ивановича Чуковского? Его произведения написаны простым детским языком, эмоциональны, доступны для детей, легко воспринимаются, ведь К. И. Чуковский в своих сказках – играет с малышами, и для маленьких слушателей чтение этих сказок превращается в забавную игру. Но в то же время они очень ценны с точки зрения воспитания в детях бережного отношения к вещам, своему здоровью и внешнему виду, развития в детях умения постоять за себя, воспитания желания помочь слабым.
Необходимость приобщения ребёнка к чтению, начиная с раннего детства, бесспорна. Сказка способствует всестороннему развитию личности, помогает не только овладевать речью и развивать творческие способности, но и познавать окружающий мир.
Произведения К. И. Чуковского способствуют всестороннему развитию ребенка. Его книги помогают пробудить в детях воображение и фантазию, привить вкус к слову и культуре речи, учат доброте и справедливости, доставляют удовольствие.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
«Ребёнок и книга»
Вопрос. 1. Есть ли у Вашего ребенка домашняя детская библиотека?
Ответ:_____________________________________________
Вопрос. 2. Часто ли Вы читаете книги Вашему ребенку?
Ответ:_____________________________________________
Вопрос. 3. Какую литературу Вы читаете своему ребенку:
а) произведения русской классической литературы
б) произведения фольклора: сказки, потешки, прибаутки, песенки ит.д.
в) произведения современных авторов
Ответ: (нужное подчеркнуть)
Вопрос. 4. Кто выступает инициатором домашнего чтения:
а) ребенок
б) взрослый
Ответ: (нужное подчеркнуть)
Вопрос. 5. Отметьте особенности восприятия художественной литературы Вашим ребенком:
а) внимательно и с интересом слушает
б) слушает невнимательно, отвлекается.
в) эмоционально сопереживает героям произведения: радуется, грустит, смеется и т.д.
г) остается равнодушным
Ответ: (нужное подчеркнуть)
Вопрос. 6. Какие художественные произведения предпочитает слушать Ваш ребенок:
а) написанные в прозе
б) написанные в стихах
Ответ: (нужное подчеркнуть)
Вопрос. 7. Любит ли Ваш ребенок стихи?
Ответ:_____________________________________________
Вопрос. 8. Привлекаете ли Вы ребенка к ремонту книг детской домашней библиотеки?
Ответ:_____________________________________________
Вопрос. 9. Можете ли Вы поделиться своим опытом семейного воспитания по приобщению ребенка к миру книг?
Ответ:_______________________________________