Кобежикова Татьяна Борисовна – Воспитатель МБДОУ «Детский сад «Зоренька» г. Абакан Республика Хакасия
Дата поступления работы: 08.02.2022г.
«Дробные части»
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе
Область: Познавательное развитие (ФЭМП)
Тема: «Дробные части»
Цель: создание условий для развития умений выкладывать примеры, закреплять порядковый счет до 10.
Задачи:
1) упражнять в счёте в пределах 10 в прямом порядке;
2) совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, на листе бумаги;
3) закреплять умение раскладывать число на два меньших в пределах 8, называть соседей заданных чисел;
4) учить называть дробные части в пределах 8;
5) создать условия для логического мышления, сообразительности, внимания;
6) воспитывать интерес к математическим занятиям.
Активизация словаря: дробь, четвертая часть, восьмая часть.
Используемые технологии (методы):
– игровые;
– наглядные;
– словесные;
– проблемные.
Демонстрационный материал: письмо, картинка «страна Математики», картинка с темными цветами, король Математики, картинка яблоко.
Раздаточный материал: листы бумаги, цветные карандаши, простой карандаш, карточки для игры «Дроби», цифры от 1до 10.
Ход занятия.
Организационный момент.
Воспитатель: – Ребята, я очень рада вас видеть. Встаньте, пожалуйста, в круг.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
Воспитатель: – Ребята, подарите друг другу улыбку.
Воспитатель: – Я пришла на работу в детский сад и увидела письмо. Интересно, от кого оно? Давайте, его прочтём и нам всё станет ясно.
Вводная часть.
Воспитатель читает письмо: «Дорогие ребята, в стране Математики случилась беда. Злой волшебник заколдовал всех жителей этой страны – все числа перепутались, а геометрические фигуры забыли свои имена, и страна распалась на части. Только вы можете снять колдовские чары. Выполнив все задания Злого волшебника. Жители страны Математики».
– Ребята, а вы хотите помочь жителям страны Математики, вас не пугают трудности? Как мы им можем помочь? Чем?
Ответы детей.
Воспитатель: – Молодцы! Я знаю, что вы обязательно расколдуете чары Злого волшебника. Каждое правильно выполненное задание поможет спасти страну от разрушения.
Основная часть.
Воспитатель: – На чём мы можем отправиться в страну? (Ответы детей). Садитесь за столы, перед вами листочек с заданием: необходимо соединить цифры от 1 до 10 карандашом, и вы узнаете, на чём мы полетим. (дети выполняют задание).
Воспитатель: – На чём мы с вами полетим? Что у нас получилось? (Ракета). Молодцы! Но, чтобы поднялась наша ракета, нам надо правильно сосчитать от 1 до 10. Сядьте прямо, пристегните ремни. Начинаем отсчёт! (дети по очереди считают до 10).
Воспитатель: – Что-то мелькнуло за иллюминаторами ракеты! Это Злой волшебник наколдовал “метеоритно-геометрический” дождь. Посмотрим на свои мониторы (листы бумаги) и определим, что же это за геометрические метеориты на нас летят:
– в правом верхнем углу летит голубого цвета метеорит (Дети рисуют геометрическую фигуру по указанию воспитателя, воспитатель на доске). Какая это фигура? (квадрат);
– в нижнем левом углу монитора показался жёлтого цвета метеорит. Какой он формы? (прямоугольной).
– в нижнем правом углу летит метеорит синего цвета. Как называется эта фигура? (трапеция).
– в верхнем левом углу метеорит зелёного цвета. Какой он формы (треугольной).
Воспитатель: – Молодцы! “Метеоритно-геометрический” дождь закончился. Значит, и это задание мы выполнили правильно.
Физминутка:
Мы с вами, дети
Летим на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два, три, четыре-
Вот летит ракета ввысь
(1-2 стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты; 3-4-основная стойка).
Воспитатель: – Посмотрите-ка, ребята, Злой волшебник даже красивые цветы раскрасил в темный цвет. (Воспитатель обращает внимание детей на картинку). От этого в стране Математики стало грустно, безрадостно. Чтобы снять его чары, необходимо выполнить следующие задания. Вы готовы продолжить путь?
Коллективная работа в парах.
Для того чтобы выполнить данные задания, надо разложить цифровой ряд от 1 до 10.
1. Поставить знак между цифрами 8 и 9.
2. Найти соседей числа 9
3. Найти соседа чисел 4 и 6
4. Поставить знак между цифрами 5 и 5
5. Поставить знак между цифрами 7 и 6
6. Какой знак надо поставить в данном примере: 7…1=8
Воспитатель: – Злой волшебник приготовил для вас хитрые задачки. Вы готовы их решить?
• Сколько ушей у двух мышей?
• Сколько хвостов у трёх котов?
• Упали два горшка: железный и глиняный. Каких осколков будет больше?
• На берёзе росло 3 яблока, 1 яблоко сорвали. Сколько яблок осталось на берёзе?
• На столе 4 моркови и 3 огурца. Сколько фруктов на столе?
Воспитатель: Посмотрите ребята, нас встречает король страны «Математики»! А почему ты такой грустный?
Воспитатель: Ребята, вы не догадались почему?
Воспитатель: Он хочет угостить нас 2-мя яблоками, но не знает, как поделить. Давайте мы ему поможем!
(Дети подходят к общему столу.)
Воспитатель: Ребята, а как мы должны поделить яблоки?
(Ответы детей.)
(Воспитатель делит одно яблоко на 4 части и второе на 8 частей.)
Воспитатель: – Когда я разделила яблоко на 4 части, эти части являются частями целого яблока. Давайте сосчитаем части целого яблока. (дети выполняют задание)
Воспитатель: – У каждой части есть свое название. Точно так, как у людей есть имена, у городов – названия… у частей этих кругов тоже есть свои имена-названия.
Воспитатель записывает в цифрах дробь ¼ с объяснениями (было 1 яблоко, разделили на 4 части получилось ¼, и второе яблоко на 8 частей получилось 1/8 часть).
Воспитатель: Спасибо Король страны «Математики». А хочешь мы тебя научим сравнивать части.
Воспитатель показывает круг, объясняет. Вот половина круга. Как это записать? Был 1 круг, разделили на 2 части получилось 1/2. Теперь я разрежу круг на 4 части, как будет называться 1 часть? Да четвертинка или ¼ часть. Какая часть больше?
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что больше ½ или 1/8? 1/2 или 1/3? Давайте посмотрим.
Самостоятельная работа детей с карточками «Дроби»
Воспитатель: К сожалению, нам пора прощаться. Молодцы!
Динамическая пауза.
Потрудились – отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Заключительная часть.
Воспитатель: Вот и соединились все части страны Математики! Мы с вами победили Злого волшебника, жители страны спасены! Внимание! Из космического центра Земля поступил сигнал о возвращении домой. Экипаж, занять свои места! Пристегните ремни! Обратный счёт от 10 до 1 (дети хором ведут счёт)
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, мы приземлились. Где мы с вами были? Что мы делали? Какие задания оказались самыми сложными?
Воспитатель: Жители страны Математики благодарят вас за помощь и отличную работу, ведь вы проявили не только смекалку и ум, но доброту и отзывчивость.