ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА «ТРАДИЦИОННЫЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ»

Сагалакова Наталья Михайловна – Воспитатель МБДОУ «Детский сад «Зоренька» г. Абакан, Республика Хакасия
Дата поступления работы на конкурс: 15.11.2018г.

Традиционные народные игры

     Любовь к Родине большой начинается с любви к семье и к Родине малой. Поэтому особое значение в программе гражданско-патриотического воспитания в детском саду имеет раздел «Как жили люди в старину далёкую». Его содержание предполагает знакомство детей с традициями и укладом жизни в русских и хакасских семьях, осмысленным и целесообразным устройством предметной среды национального жилища предков, с особенностями женской и мужской работы, национальной одежды и украшений, с народными ремеслами и фольклором, праздниками и обрядами. Это знакомство целесообразно осуществлять средствами народной игры, которая есть «уникальный феномен “общечеловеческой культуры, поскольку у каждого века, у каждой эпохи, у каждого конкретного этноса, у любого поколения есть свои любимые игры». Народная игра содержит информацию, дающую представления о повседневной жизни предков – их опыте, труде, мировоззрении, о традициях многих поколений», которые именно через игровое общение усваивали культуру своего народа. Народная игра имеет такое же непреходящее значение, как и народная поэзия, сказки или легенды. Социокультурный смысл народной игры состоит в том, что она развивает у ребенка навыки социального поведения.

     Особенность игры как воспитательного средства в том, что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции: семейные, трудовые, празднично-игровые. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными считалками, жеребьёвками, которые дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор ведущего и точное выполнение правил, чему способствует ритмичность, напевность, характерное скандирование считалок.

     Эффективным видом игровой практики в детском саду является игротека, которая предполагает разучивание народных игр с разной развивающею направленностью. Дети знакомятся с играми-шутками, играми-состязаниями, играми-ловишками, играми с подражанием, овладевают традиционным компонентом игр – выбором водящего по считалкам, по жеребьёвке или по сговору.

     Игротека предполагает и домашние задания, направленные на развитие интереса к народным играм, например: узнать, в какие игры играли родители и взрослые старшего поколения, разучить эта игры и научить других. Игровые практикумы проводятся и в помещении, и во время прогулки, организуются на занятиях, при проведении праздников. Особенно интересны детям игротеки, объединённые одним сюжетом, например, «зимние игры» – игры со снегом; снежки, строительство снежных крепостей, взятие их. Вариантом игротеки может быть соревнование, когда подбираются народные игры спортивного типа, или проведение игровых турниров с использованием русских и хакасских народных игр.

     Народные игры способствуют приобщению детей не только к игровой практике народа, но и народной культуре в целом. Радость движения во время игры сочетается с духовным обогащением, у детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально-положительная основа для развития гражданско-патриотических чувств, для формирования взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

     Цель: охарактеризовать традиционную модель народной социализации у хакасов.

задачи:

– дать представление об обрядах, связанных с рождением и воспитанием детей;

– проследить процессы интеграции детей в мир взрослых, приобщения ребенка к хозяйственной деятельности семьи и общины;

– и наконец, охарактеризовать игры и игрушки как один из важнейших элементов народной педагогики в духовном и интеллектуальном развитии ребенка.

     Методологическая основа исследования. В основу исследования положен принцип историзма. Изучение особенностей воспитания детей у хакасов основано на изучении комплексов социальных явлений в составе единого целого – традиционной культуры.

     Исследование циклов, связанных с рождением ребенка, выявил один важный аспект проблемы осознания рождения человека в традиционных представлениях хакасов. У хакасов акт зачатия и рождения ребенка выступает в контексте представлений о кут – Умай, определявших соблюдение традиционных обрядов, бытовых правил и предписаний родителям, лицам особых статусов (повитуха, старшее поколение и др.) Именно поэтому новорожденного ребенка в колыбельный период следует считать по возрасту утробно-младенческим, имевшим тесную связь с Умай и только ей особо охраняемый в свой самый не защищенный период жизни.

     Главной направленностью семьи, семейно-родственного коллектива была трансляция ребенку уже с младенческого возраста традиций. Социализация детей осуществлялась усилиями и всей аальной общины, которая, по мере взросления ребенка, включала его в различные формы трудовой и ритуальной деятельности. Одновременно с этим становление, взросление ребенка происходило и на уровне общества сверстников братьев и сестер, с которыми совместно выполнялись тот или иной вид работы, игры.

     Обычаи и обряды хакасов, связанные с рождением ребенка, были направлены прежде всего на обеспечение здоровья ребенка, на его благополучие в дальнейшей жизни. Некоторые обряды, особенно связанные с последом и пуповиной, должны были обеспечить в дальнейшем рождение следующих детей. У хакасов существовало несколько приемов, в основном иррационального характера, для борьбы с бесплодие женщины и обеспечения легких родов.

     Взросление человека проходило несколько этапов.

1. Колыбельный, длится с утробного развития плода и примерно до трех лет. Для этого периода характерна незащищенность ребенка, его тесная связь с богиней Умай. Почти все время ребенок проводит колыбели. Проводятся первые обряды, вводящие его в мк людей – стрижка утробных волос, празднества, посвященным некоторым событиям его жизни, наречение имени и др. Начинается приучивание ребенка к традиционной системе питания – соска в виде курдюка, прямой кишки. Следующий этап игровой (от 4-х до 6-7 лет). Почти все время ребенок проводит в играх, которые играют важную, транслирующую социальные отношения роль. Интересно, что с этого возраста (3-4-х лет) хакасы выделяют в обращении к детям их половые признаки – “хыс” и “оолах” (девочка и мальчик).

2. Трудовое воспитание детей. Важным считалось физическое и психическое здоровье ребенка, усвоение и этических и нравственных норм поведения, знание о законе природы, фенологические знания и т.д. Передача и усвоение традиций происходило главным образом на уровне семейно родственного коллектива, хотя большое значение имела и аальная община. Воспитание происходило и при участии старших братьев и сестер, контролировали же воспитание родители. При этом уход за детьми, забота об их здоровье, как правило лежали на плечах матери. В обучении трудовым навыкам существовало половое разделение, т.е матери (или старшие сестры) обучали девочек, а отцы (старшие братья) мальчиков.

3. И, наконец, последний этап — это возраст “постан” (с 13-14 лет). Совершеннолетний ребенок получал право на вступление в брак, полностью овладевал всеми трудовыми навыками, участвовал в ритуальной деятельности.

Вам также может понравиться...
15392