Болотина Ольга Вячеславовна – Воспитатель МДОУ Кубринский детский сад «Рябинка» с. Кубринск, Переславский район, Ярославская область
Дата поступления работы на конкурс: 21.10.2018г.
Проект
«Что нам Осень принесла»
(краткосрочный) с 15 по 19 октября
Тип: практико – ориентированный
Средняя группа
Проблема:
1. Дети плохо знакомы с овощами и фруктами, их жизненными проявлениями (рост, уход).
2. Низкий уровень включенности родителей в воспитательно – образовательный процесс ДОУ.
Цель проекта:
Развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе
экологического воспитания в ДОУ.
Задачи:
1. Формирование знаний об овощах и фруктах (питание, рост, развитие);
2. Формирование представлений о тесной взаимосвязи человека и природы;
3. Развитие эмоционально-доброжелательного отношения к живым объектам природы в процессе общения с ними;
4. Вовлечение родителей в разнообразные виды детской деятельности
5. Способствовать взаимодействию детского сада и семьи по воспитанию бережного отношения детей к природе.
Выполнение проекта:
Работа с детьми:
Интегрированное занятие «Дары Осени».
Цель:
- дать знания об овощах и фруктах (особенностях, пользе и т.д.),
- учить различать характерные признаки овощей при помощи различных анализаторов;
- развивать тактильную память;
- развивать любознательность, наблюдательность.
Занятие по ознакомлению с художественной литературой «Вечер загадок»
Цель:
- учить узнавать овощи и фрукты по характерным особенностям;
- развивать образное мышление;
- развивать интерес к устному народному творчеству.
Занятие «Весёлый огород» (лепка)
Цель:
- продолжать учить лепить предметы различной формы, сплющивать пальчиками;
- воспитывать отзывчивость, доброту
Занятие «Ваза с фруктами» (аппликация)
Цель:
- продолжать учить пользоваться ножницами;
- воспитывать эмоциональное отношение к продуктивной деятельности.
Спортивное развлечение «Во саду ли в огороде»
Цель:
- формировать умение применять свои знания в играх;
- развитие основных видов движений.
Раскраски на тему овощей и фруктов.
Дидактические игры «Угадай по описанию», «Третий лишний», «Путаница», «Угадай по контуру», «Найди пару», «В саду, в огороде»
Работа с родителями:
Наглядная информация «Поговорите с ребёнком дома».
Консультация: «Овощи и фрукты – основа питания ребёнка»
Совместная деятельность детей и родителей – изготовление поделок из овощей и фруктов.
Презентация проекта:
Проведение праздника «Что нам Осень принесла»
Дидактическая игра: «Узнай по писанию», «Узнай на вкус».
Оформление выставки поделок из овощей и фруктов: «Осенняя фантазия»
Приложения
«Дары осени» — конспект занятия для средней группы с презентацией
Задачи:
• Обогащение активного словаря за счет существительных, обозначающих овощи и фрукты, прилагательных, обозначающих признаки и свойство предмета.
• Совершенствование умений согласования прилагательных с существительными.
• Развитие логического мышления, внимания.
• Воспитание чувств сострадания, желания помочь в трудную минуту.
Наглядные пособия
Предметные картинки овощей и фруктов, муляжи овощей и фруктов,
корзинки, «чудесный мешочек», костюм зайца.
Ход занятия:
1. Пальчиковая игра «С добрым утром!»
С добрым утром, глазки!
Вы проснулись?
С добрым утром, ушки!
Вы проснулись?
С добрым утром, ручки!
Вы проснулись?
С добрым утром, ножки!
Вы проснулись?
С добрым утром, солнце!
Мы проснулись!
2. Беседа о временах года.
– Какое сейчас время года?
– Какое время года вы любите? Почему?
Вы любите осень?
– Я люблю осень. Осень очень красивое, щедрое время года. Она приносит много подарков. Что это за подарки? Слайд № 1.
Сегодня мы с вами поговорим об овощах и фруктах. Это самые вкусные, полезные подарки осени.
(Слышится, плачь). Приходит заяц с мешком, плачет.
– Здравствуйте!
– Здравствуй, заяц! О чем это ты так горько плачешь?
– Меня Филя и Степашка пригласили на День рождение. Филя любит овощи, а Степашка – фрукты. Я купила им подарки, а в мешке все перемешалось (плачет). Помогите, пожалуйста.
-Не плачь, заинька. Мы тебе поможем. Сегодня с ребятами говорим об овощах и фруктах. Вот тебе стульчик, ты посиди и слушай.
– Ребятки, а где растут овощи и фрукты?
– Да, они растут в саду-огороде. Сейчас мы пойдем в сад-огород, а в пути мы поиграем, будьте очень внимательны. Если я называю овощи, вы идете на пятках, если я называю фрукты, вы идете на носках.
Вот мы и пришли. На деревьях растут фрукты, на грядках растут овощи. (детям раздаю рисунки овощей и фруктов, они описывают по схеме овощи, затем фрукты) слайд №2, слайд №3
3. Рассматривание овощей и фруктов.
-Что это? Какой формы? Какого цвета? Какой?
Какие овощи круглые? (слайд № 4)
Какие овощи треугольной формы? (слайд № 5)
Какие овощи красного цвета? (слайд №6)
Какие овощи растут в земле? (слайд № 7)
4. Физкультминутка:
В огороде мы гуляем,
Помидоры собираем.
Помидоры хороши – наедимся от души.
5. Собираем овощи и фрукты.
– Ребята, посмотрите, кого вы видите в сад-огороде? (мальчика и девочку). Они пришли собирать овощи и фрукты. Мальчик собирает овощи, а девочка – фрукты.
6. Дидактическая игра: «Что лишнее?» (слайд №8)
7. Составление загадок по схеме (слайд № 9)
8. Игра «Узнай на вкус».
9. Игра – соревнование “Кто быстрее?”
Досуг-вечер загадок «Что нам осень принесла» в средней группе
Задачи:
1. Развивать воображение, речевую и двигательную активность.
2. Учить отгадывать описательную загадку посредством перечисления признаков предмета без его называния.
3. Активизировать словарь детей.
4. Формировать интерес к окружающему, совместным играм, преодолевать трудности в общении.
5. Закреплять знания об овощах.
6. Создать радостное настроение.
Материалы и оборудования: муляж овощей, корзина, осенние листья.
Ход досуга:
Воспитатель: читает стихотворение
Долго трудились разноцветные краски,
Природа вышла красивой как в сказке!
Вся разноцветная – вот красота!
Вы посмотрите, какие цвета!
Воспитатель: Дети, о каком времени года идет речь в стихотворении?
Дети: Осень!
Воспитатель: Как мы можем описать осень, какая она бывает?
Дети: Ранняя, золотая, дождливая и т. д…
Воспитатель: А почему осень называют урожайной?
Дети: Потому- что осенью собирают урожай.
Воспитатель: Послушайте, ребята, кто-то к нам сюда спешит,
И как будто бы шумит, посмотрите –ка ребята — это Осень к нам пришла.
Заходит осень.
Осень: Здравствуйте детишки! Не виделись мы целый год!
За летом следом мой черёд. Ребята, а вам нравится осень (ответы детей).
Я пришла к вам с подарками, а что именно попробуйте отгадайте.
Загадки:
1 загадка: Сидит красная девица в темнице,
А коса на улице.
Дети: Морковь.
Осень: Правильно (достает из мешка морковь)
2 загадка: Семьдесят одежек,
И все без застежек.
Дети: Капуста.
Осень: Молодцы ребята. (из мешка достает капусту).
3 загадка: И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко:
Под кустом.
Дети: Картошка.
Осень: Ай да молодцы! (достает из мешка картошку).
4 загадка: Сидит дед, в шубу одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
Дети: Лук.
Осень: Молодцы ребята. (достает из мешка достает лук).
5 загадка: Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют.
К осени краснеют.
Дети: Помидоры.
Осень: Умнички (достает из мешка достает помидор).
Сейчас посложнее загадку загадаю.
6 загадка: Без окон, без дверей
Полна горница людей.
Дети: Огурец.
Осень: Замечательно. (достает из мешка достает огурец).
7 загадка: Круглое, румяное,
Сочное и сладкое,
Очень ароматное,
Наливное, гладкое,
Тяжелое, большое,
Что это такое?
Дети: Яблоко.
Осень: На все загадки вы мне ребятки ответили, все вы знаете, молодцы. Еще для вас у меня есть подарок- игра «Собери листочки». Давайте с вами поиграем.
Дети отвечают хором: Да!
Игра «Собери листочки» (кленовые – красные, берёзовые – желтые, дубовые – зелёные).
Воспитатель: Какая ты осень мастерица, такую хорошую игру ты для детей придумала!
Осень: Спасибо. И вы все молодцы, и хорошо на вопросы отвечали, и весело играли. Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей).
Мне было с Вами сегодня весело, но пора уходить. До свидания, ребята!
Конспект занятий по лепке в средней группе
«Весёлый огород»
Лепка сюжетная
Тема: «Во саду ли, в огороде (грядка с капустой и морковью)»
Цель: Учить лепить морковку и капусту передавая форму и характерные особенности овощей: морковь в форме конуса с кудрявым хвостиком, капуста из ленты, свернутой в вилок (в форме) бутона. Лепить параллельно осваивая новый способ. Уточнить представление о хорошо знакомых природных объектах. Вызвать желание создавать образ огорода детей совместного с родителями. Развивать творческое мышление и воображение.
Предварительная работа.
Загадывание и отгадывание загадок, рассматривание овощей, беседа об овощах как огородной культуре. Уточнение представлений о том, что такое овощи, кто какие овощи любят, что из ни можно приготовить, как овощи заготавливают на зиму.
Материал: пластилин оранжевого и зеленого цвета, бруски пластилина черного или коричневого цвета (для грядок), салфетки влажные и сухие, овощи (настоящие) для уточнения представлений о внешнем виде моркови и капусты.
Ход занятия
Под музыку заходит Осень.
Здоровается с детьми и родителями
– Вот и пришла моя пора
– Я- осень в гости к вам пришла
– Осень красит золотом рощи и леса
– Слышаться прощальные птичьи голоса
– Осень – время сбора урожая
– Все мы летом не ленились, в огороде потрудились
– Посмотрим все ли у них в порядке
– Много овощей выросло на грядке
(У осени в корзинке свекла, капуста, картофель, морковь)
Достаю и прошу назвать овощи (ответы детей)
– А сейчас я загадаю вам загадки, а вы должны отгадать
1. Сидит девица в темнице, а коса на улице (морковь)
2. Сто одежек и все без застежек (капуста)
– Молодцы дети, все отгадали.
Сегодня мы с вами будем лепить капусту и морковь. К нам на занятие пришли Ваши родители, чтобы помочь слепить…
Уважаемые родители, помогите вашим деткам слепить и красиво оформить огород. Можем слепить ограду, пугало и собачку, которая будет охранять наш урожай.
А вы дети садитесь за столы, и я вам объясню задание.
Дети садятся.
Дети, возьмите в руки пластилин зеленого цвета и держите в руках.
Сейчас мы будем лепить капусту. Раскатать пластилин в столбик и сплющить в ленту прищипывая края, чтобы получилось волнистая оболочка, сворачиваем ленту в бутон, чтоб получился вилок капусты.
Предложить «посадить» капусту на грядку.
А сейчас вытрем руки салфеткой, и мы с вами поиграем.
Встаньте возле своих столов.
Физкультминутка
Капуста
Мы капусту рубим-рубим
Мы капусту солим- соли
Мы капусту трем-трем
(движение прямыми ладонями)
Вверх- вниз, подушечками пальцев посыпаем, потирать кулачок о кулачок, сжимать и разжимать кулачки).
Отдохнули, а сейчас лепим морковку.
Спросить детей как они будут лепить морковку. Уточнить и обобщить разные предложения и показать рациональный способ лепки (берем пластилин скатываем конус в ладошках так, будто катаем столбик(колбаску), но сильнее сжимаем ладошки с одной стороны, чтобы получился узкий тонкий кончик
– отдельно лепим хвостик- соединяем в пучок несколько столбиков разной длинны и слегка скручиваем, чтобы хвостик стал кудрявым
– Дети, как морковь будет расти на грядке, ведь она сидит в земле, а снаружи виден только хвостик
Дети предлагают свои варианты.
1. Прижать морковку узким концом к грядке, чтобы она слегка сплющилась и крепко держалась.
2. Отрезать часть морковки стенок
3. Вдавить ямку карандашом или вырезать и поместить туда морковку
В конце занятия предложить рассмотреть «грядку» с овощами и весь огород,
что слепили родители
– Молодцы
– Ах, какие получились сочные морковки
– А какая пышная, красивая капуста.
– А сейчас мама (Ф.И.О) расскажет о пользе овощей
Давайте поблагодарим маму за хороший полезный рассказ.
Конспект занятия по аппликации для средней группы на тему:
«Ваза с фруктами» (коллективная).
Цель: Учить детей создавать коллективную работу-натюрморт – в технике «бумаго-пластика».
Программное содержание: Формировать у детей навыки овладения нетрадиционной техникой аппликации. Учить детей изображать фрукты путём скатывания бумаги. Закреплять знания детей о жанре живописи – натюрморт. Развивать мелкую моторику и координацию в системе «глаз-рука». Воспитывать стремление к творческому труду. Формировать навыки коллективной работы
Предварительная работа: Игры и беседы о фруктах; рассматривание репродукций и художественных открыток с изображением натюрмортов, рисование с натуры, катание шариков из салфеток и выкладывание из них узоров.
Материал к занятию: Салфетки жёлтого, оранжевого, красного и зелёного цветов, заранее изготовленные шарики из салфеток, клей, кисточки, салфетки, клеёнки.
Ход занятия:
– Ребята, я предлагаю вам сегодня быть художниками. Перед вами картина, но она не завершена.
– Что на ней нарисовано?
– Ваза для фруктов.
– А почему её так называют?
– В неё кладут фрукты.
– Да, наша ваза пустая. Я предлагаю вам изготовить плоды для вазы из салфеток.
Перед вами силуэты фруктов. Возьмите по одному силуэту. Рассмотрите их.
– Силуэт какого фрукта у тебя, Рома?
– Что ты держишь в руках? И т.п.
Подумайте, салфетки какого цвета вам понадобятся, чтобы украсить ваш фрукт.
Салфетки какого цвета нужны для украшения апельсина, сливы, яблока.
А сейчас пододвиньте тарелочки с шариками и салфетками нужного цвета.
Если вам не хватит шариков нужного цвета, скатайте их из салфеток пальчиками. Работайте аккуратно. Начинайте приклеивать сверху. Шарики должны быть приклеены близко друг к другу.
Чтобы не замарать руки вам поможет кисточка. Начинаем работать.
А сейчас немного отдохнём. Встанем.
Пальчиковая гимнастика. «Компот».
Будем мы варить компот.
Фруктов много вот, вот, вот.
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмём лимонный сок.
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ.
Глаза у нас тоже работали и устали. Сделаем зарядку для глаз.
«Фрукты»
Много фруктов есть на свете (вращение по кругу)
Яблоки и апельсины, (вправо- влево)
Абрикосы, мандарины (вправо- влево)
И бананы, и гранаты (вверх- вниз)
Витаминами богаты. (зажмурить глаза).
Отдохнули, а сейчас продолжаем работать.
Молодцы, постарались. Очень красивые фрукты у вас получились. Сейчас их нужно красиво расположить на картине.
– Ребята, а как называется жанр живописи, на которой художники рисуют вазы с цветами, с фруктами, посуду.
– Это натюрморт. Правильно, натюрморт-это композиция, составленная из цветов, овощей, фруктов, красивой посуды. А сегодня мы с вами создали красивую картину с помощью салфеток,
клея, нашей фантазии и взаимопонимания. Наш натюрморт с фруктами мы поместим в рамку как настоящую картину.
Спортивное развлечение для детей средней группы
«Веселый огород»
Задачи: развивать эмоциональную сферу ребенка,
память, внимание;
развивать элементы творчества в играх;
закреплять знания об овощах.
Оборудование: лук по количеству детей, морковь по
кол-ву детей, 4 картофеля, 2 корзины, 16 шаров зеленого цвета, 2 шнура, костюм для пугала, 2 лейки, 4 грядки, конверт с загадками, овощи для угощения, 2 грядки с сорняками.
Ход развлечения:
Дети под музыку входят в зал.
Здравствуйте, ребята!
Я предлагаю вам побывать сегодня на огороде и убедитесь, что овощи можно не только кушать, с ними можно хорошо повеселиться.
Итак, перед тем как мы отправимся на огород, предлагаю провести разминку.
Проводится весёлая зарядка «Огород у нас в порядке»
Огород у нас в порядке,
Мы весной вскопали грядки (имитируем работу с лопатой).
Мы пололи огород (наклоняемся, достаем руками пол).
Поливали огород (показываем, как поливали лейкой).
В лунках маленьких не густо
Посадили мы капусту (присесть на корточки, обхватить руками колени).
Лето все она толстела,
Разрасталась вширь и ввысь (медленно поднимаемся).
А сейчас ей тесто, бедной,
Говорит: «Посторонись!» (топнуть ногой в конце фразы)
Ведущий: Ребята я знаю, какой прекрасный огород на подоконнике вы смогли вырастить. А если вы смогли вырастить огород значить отгадаете загадки про овощи.
А вы загадки умеете отгадывать? Тогда послушайте внимательно.
1 загадка:
Кто на свете всех полезней?
Кто спасёт от всех болезней?
Кто обидит нас без рук?
Маленький, коварный… (лук)
Проводится подвижная игра: «Быстро возьми лук»
Лук разбросан по залу (луковиц меньше чем количество детей), дети бегают под музыку выполняя различные виды ходьбы. По окончании музыки быстро берут луковичку. Кому не хватило делает упражнение плакса.
Ведущий: Вы славно размялись на луковой грядке, хорошо разогрели свои мышцы, и пора послушать следующую загадку.
2 загадка:
Клубень этот под землей ты лопатою отрой.
Откапай-ка ты немножко очень круглую (картошку)
А сейчас я предлагаю бросить все силы на посадку и сбор картофеля.
ПОСАДИ И СОБЕРИ УРОЖАЙ!.
1-й участник «пашет землю» (кладет обручи).
2-й участник «сажает картошку» (кладет картошку в обруч).
3-й участник «поливает картошку» (обегает каждый обруч с лейкой).
4-й участник «убирает урожай» (собирает картофель в ведро).
Побеждает более быстрая команда.
Ведущий: Быстро вы справились с этим трудным заданием. Потому что все были дружные, быстрые, ловкие.
А сейчас послушайте о каком овоще следующая загадка?
3 загадка:
Я – и свежий, и соленый.
Весь пупырчатый, зеленый.
Не забудь меня, дружок,
Запасай здоровье впрок. (Огурец)
Ведущий: Я предлагаю поиграть на огуречной грядке.
Подвижная игра: «Братцы – огурцы»
Эй, ребята молодцы, (дети окружают водящую, сидят на корточках)
превращайтесь в огурцы
День за днем мы растем (дети поднимают руки вверх)
Под ветрами и дождем (дети постепенно поднимаются, разгибая колени)
В одиночку и вдвоем.
Солнышко нас нарядило, (Маршируют на месте, размахивая в такт руками)
Как солдатиков, в мундиры.
Раз- два- три- раз- два –три,
Мы шагаем, посмотри.
Лишь созреем мы в низинке, (Снова присаживаются, подкладывают под щеку)
То уложат нас в корзинки. (Сложенные вместе с ладони)
Сразу всех кто вырос тут, (Дети поднимаются на ноги и разбегаются по своим местам)
С огорода унесут
Ведущий: А у нас в конверте еще есть загадки. Послушайте внимательно.
4 – загадка:
Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали вы, кто я? … (свекла)
Красная мышка с белым хвостом
В норке сидит под зеленым кустом… (редиска)
Кафтан на мне зеленый,
А сердце, как кумач.
На вкус, как сахар сладок,
На вид-похож на мяч. (Арбуз)
Ведущий: Молодцы отгадали загадки, а сейчас помогите разгрузить машину с овощами.
Затем проводится эстафета «РАЗГРУЗИ МАШИНУ!»
Детям предлагается разгрузить «машины» с «овощами». Машины ставят у одной стены, а напротив них у другой стены помещают две корзины. Около корзин встают по одному игроку и по сигналу бегут к машинам. Переносить овощи можно по одной штуке. Овощи должны быть во всех машинах одинаковые как по количеству, так и по объему. Затем другие участники могут «нагружать» машины; В этом случае игроки встают у машин, по сигналу бегут к корзинам и переносят овощи в машины. Машинами могут быть коробки, стулья; овощами — кегли, кубики и т. п.
Быстро вы справились с этой работой. А у нас в конверте есть еще загадки, попробуйте их отгадать.
И зеленый, и душистый.
И, как елочка, пушистый.
Нужен он зимой и летом,
Для засолки и омлетов …. (укроп)
Словно юбочки на сборке
Твои листики в оборках.
А за складочкой – смотри,
Витаминчики внутри!
Каждый будет очень рад,
Съесть зелёненький… (салат)
Ведущий: Ребята, вы столько интересного рассказали об овощных культурах, а теперь пора и собрать горох.
«Чья команда быстрее заполнит стручок горошинами»
Первый участник берет один мячик и выкладывает горошины в стручок сделанный из шнуров и лежащий на полу.
Ведущий: Молодцы ребята справились с заданием, но наш горох зарос сорняками и нам нужно прополоть грядки.
Эстафета «СОБЕРИ СОРНЯКИ!»
Напротив команд стоят грядки с сорняками бумажные вьюны, васильки и листья одуванчика. По сигналу они должны собрать один сорняк.
Побеждает команда, выполнивший задание быстрее других.(повторяется 2-3 раза).
Ведущий: А сейчас задание для капитанов. Нужно угадать по вкусу какой овощ. «ЧТО ЭТО ЗА ОВОЩИ?»
С завязанными глазами играющие должны по вкусу определить овощи, которые им предлагают.
Ведущий: Ой, а у нас в конверте осталась последняя загадка.
В огороде стоит
Ничего не говорит
Сам не берет
И воронам не дает (огородное пугало)
Ребята, а кто знает, что это еще за пугало огородное. (Пугало – молчаливый сторож огорода.) От кого он охраняет огород? Вы все правильно ответили, он отпугивает ворон и других птиц, чтобы они не уничтожали посевы и не расклевывали урожай.
А наше огородное пугало отгоняет не только ворон, но и зайцев, которые пришли на наш огород полакомиться морковкой.
Подвижная игра: «Пугало и зайцы»
Из шнура сделан большой круг – огород. В нем разбросана морковь. Ребенок в шляпе – «пугало» стоит в центре круга, зайцы за кругом. Зайцы запрыгивают в огород схватить морковку, пугало старается их заманить.
(Дети встают в круг).
Мы сегодня с вами славно потрудились, давайте сейчас приляжем на травку, закроем глаза и вспомним какой веселый огород был у нас сегодня. Мы разминались на грядке с луком, сажали и собирали картофель, собирали морковь, перевозили урожай в хранилище и конечно отдохнули. Ручки вверх потянули, глаза открыли, встали. Пока вы отдыхали пугало приготовил вам угощение овощи.
Результат проекта:
Таким образом, комплексная реализация мероприятий по экологическому воспитанию через организацию проектной деятельности способствовала:
1. Росту профессионализма воспитателя, реальным достижениям в работе с детьми, знанием и практическим владением методами экологического образования и воспитания;
2. Более глубокому расширению экологических знаний воспитанников, осознанию детьми бережного отношения к природе.
3. Включению родителей в педагогический процесс в ДОУ.
4. Установлению эмоционально – положительных взаимоотношений родитель – ребёнок – педагог.