ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ НАРОДОВ РОССИИ»

Залукаева Ольга Павловна – Воспитатель МДОУ «Детский сад комбинированного вида №66» г. Саратов
Дата поступления работы на конкурс: 10.06.2019г.

Проект для подготовительной группы «Народная культура и традиции народов России»

Тема: «Народная культура и традиции русского народа».

Вид проекта: групповой, творческий, долгосрочный.

Продолжительность: 2,5 месяца.

Актуальность проекта: Приобщение детей к русским культурным традициям. К сожалению, сейчас на нас обрушился поток западной масс – культуры, который особенно сильно ударил по самым беззащитным – нашим детям. В России совсем иная культурная традиция, впитавшая в себя христианскую нравственность, основанную на любви и добре.

Участники: педагог, родители и дети подготовительной группы «Солнышко» МДОУ «Детский сад комбинированного вида №66».

Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».

Цель: Формирование у детей дошкольного возраста интереса к народной культуре на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.

Задачи:

1. Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры, через русские народные подвижные игры.

2. Знакомство с русскими народными календарными праздниками, обычаями и традициями.

3. Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм и т. д.

Предполагаемый результат:

Для детей:

  • Сформированная предметно-развивающая среда и условия для обогащения разнообразной художественной деятельности детей.
  • Самостоятельность, активность, проявления инициативы в художественной деятельности;

Для педагога:

  • Повышение профессионального уровня управления процессом художественно эстетического воспитания дошкольников. Созданная модель взаимодействия детского сада и семьи в художественно эстетическом развитии детей.

Поэтапная реализация проекта

1 этап – подготовительный (организационный)

1. Беседа о народных традициях и обычаях «Русские праздники» Цель: Знакомство с традициями и обычаями русского народа. Знакомство со способами, как веселились на Руси, к каким праздникам готовились, какие обычаи соблюдали, чем угощали соседей, в какие приметы верили. О том, почему в ожидании весны сжигали Масленицу, куда ходили девицы в ночь на Ивана Купалу, как на Рождество кликали мороз на угощение и т.д.

2. Чтение стихов, сказок русских народных, заучивание пословиц, поговорок. Цель: Познакомить детей с русским народным творчеством, пословицами, поговорками, прибаутками, закличками, сказками.

3. Дидактические игры: «Найди дымковскую игрушку», «Подбери узор к игрушке» Цель: Закреплять названия народных промыслов, формировать о них представление, умение отличать их. Знакомить с названиями игрушек, знакомить с основными узорами на изделиях народного промысла, орнаментами.

4. Вылепливание и роспись «Дымковской барышни»

5. Подвижные игры: «Лапта», «Ярмарка» Цель: Знакомить детей с русскими народными играми, развитие ловкости, выносливости.

2 этап – основной (продуктивный):

1. Беседа: «Русские промыслы» Цель: Рассказать детям о посуде, утвари русского народа, активизировать словарный запас детей.

2. Беседа: «Русская народная игрушка – какая она». Цель: Рассказать об особенностях игрушек, изготавливаемых в разных областях, чем они отличаются.

3. Беседа: «Костюмы народов России» Цель: Рассказать об особенностях костюмов народов, населяющих Россию, продемонстрировать костюмы некоторых народов в патриотическом уголке группы.

4. Декоративная лепка «Дымковской барышни» Цель: Вовлечение детей в активную творческую деятельность, развивать воображение. И последующая роспись вылепленной фигуры.

5. Рисование чайника гжельскими узорами Цель: Познакомить детей с таким русской народной росписью как «Гжель», развивать словарный запас детей.

6. Рисование блюда росписью «Золотая хохлома» Цель: Знакомство детей с особенностями хохломской росписи, развивать словарный запас.

7. Рисование подноса в стиле «Жостовской росписи». Цель: Знакомство детей с особенностями росписи подносов в селе Жостово для того, чтобы пить заморский напиток – чай.

8. Рисование разделочной доски в стиле Городецкой росписи. Цель: Знакомство с особенностями рисования прекрасных жар-птиц с разноцветными хвостами, вороных коней, пышных костюмов, ярких гирлянд цветов.

9. Дидактическая игра «Укрась посуду гжельским узором» Цель: Закреплять и совершенствовать приемы рисования, помогать осваивать специфику гжельской росписи.

10. Беседа «Что такое декоративные пластины?» Цель: Способствовать расширению словарного запаса детей, рассказать об изготовлении декоративных пластин.

3 этап – заключительный (результативный):

Мини праздник «Фестиваль народных промыслов» Цель: Естественное приобщение детей к народным традициям, утверждение в их сознании фундаментальных, духовных и эстетических ценностей. Использование детьми в активной речи, считалки, загадки, потешки.

Презентации проекта: Выставка детских работ Цель: Побудить детей принять участие в выставке, прививать уважение к народным традициям и обычаям, прививать детям эстетический вкус.

Создание уголка «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет». Цель: совместно с родителями организовать выставку предметов старины. Введение детей в особый самобытный мир, путем его действенного познания. Учить бережному обращению с предметами быта.

Вам также может понравиться...
16276