Травина Елена Валерьевна – Воспитатель МБДОУ «Детский сад №1» г. Кострома
Дата поступления работы: 23.04.2024г.
Познавательно-творческий проект:
«Печка кормит, печка греет – всех вокруг себя лелеет.
Печка манит нас к себе – праздник нам подарит всем»
Аннотация
Цель: воспитание духовно-нравственной личности посредством приобщения к народным традициям, культурерусского народа.
Задачи:
- Познакомить детей с особенностями жизни и быта русского народа.
- Через знакомство с русской избой раскрыть незнакомые ребёнку, живущему в современных городских условиях,стороны жизни деревенского человека.
- Воспитывать любовь к прекрасному, творчеству.
- Развивать познавательные способности, творческое мышление.
- Формировать навыки поисковой и исследовательской деятельности.
Результатом проекта стало решение задачи, прописанной в ФОП ДО–поддержка детской любознательности по отношению к родному краю.
Дети расширили свои представления о смысле и назначении печи в жизни человека, об устройстве русской избы, познакомились со старинными предметами домашнего обихода, обогатили словарный запас. В свободной игре дети стали пользоваться названиями предметов русского народного быта, апробируют различные способы постройки. Воспитанники пробуют устанавливать коммуникацию и сотрудничество через работу в малых группах.
Данный педагогический проект рассчитан на педагогов детских садов. В нём раскрыты формы работы по приобщению детей к истории родного края, а также приёмы поддержания детского интереса и инициативы.
Особенности проекта
Тип проекта: познавательно-творческий, групповой.
По продолжительности: краткосрочный.
По уровню контактов и масштаба организации: уровень ДОУ.
Оборудование: декорация печи, экспонаты музея детского сада, проектор, глиняный конструктор, деревянный конструктор
Введение
В современном обществе особенно актуальной является задача воспитания духовно-нравственной личности, она может быть решена только в процессе глубокого познания духовного богатства своего народа. Поэтому проявляющийся интерес детей к прошлому, к своим корням, истории и культуре своего народа должен быть поддержан окружающими взрослыми, педагогами. Только на основе изучения прошлого можно понять настоящее и предвидеть будущее.
Дети задаются вопросами: Где и как жили русские люди? Как строили избу, печь, из каких материалов? Чем украшали свой дом и быт? Мы задумались, что совместный поиск ответов на эти вопросы может восстановить связь времён, поколений.
Крестьянский дом – особое явление народной культуры. Дом, будучи материальным объектом, служит защитой человеку от сил природы и олицетворяет вещный мир его, вместе с тем является объектом для изучения духовной жизни русского крестьянина, поскольку с понятием «дом» соотносятся все важнейшие категории картины мира у человека. Крестьянский дом в массовом сознании ассоциировался со словом «изба». Причем в это слово вкладывалось несколько значений: во-первых, изба – это крестьянский дом вообще, со всеми надворными постройками, хозяйственными помещениями; во-вторых, это лишь жилая часть дома; в-третьих, только отапливаемое русской духовой печью помещение.
Поддерживая интерес детей к русской печи, как важнейшей части быта русского человека, мы способствуем обращению к культурным истокам, решая задачу нравственного воспитания личности старших дошкольников.
Основная часть
В декабре дети проживали сказку «По щучьему веленью»: работа с текстом произведения, оформление группы совместно с родителями в стиле произведения, новогодний утренник по сказке. После каникул в игровое пространство группы внесли объёмную печь (декорация к сказке). Дети проводили много времени рядом с печкой: сажали кукол, ставили посуду, всевозможно украшали.
Педагоги увидели возникший интерес к печи, но также недостаток знаний о функциях и назначении её для человека.
Целью работы в проекте стало:
Воспитание духовно-нравственной личности посредством приобщения к народным традициям, культуре русского народа.
Задачи:
1. Познакомить детей с особенностями жизни и быта русского народа.
2. Через знакомство с русской избой раскрыть незнакомые ребёнку, живущему в современных городских условиях, стороны жизни деревенского человека.
3. Воспитывать любовь к прекрасному, творчеству.
4. Развивать познавательные способности, творческое мышление.
5. Формировать навыки поисковой и исследовательской деятельности.
Предполагаемые результаты проекта:
Дети расширят свои представления о смысле и назначении печи в жизни человека, об устройстве русской избы, познакомятся со старинными предметами домашнего обихода. Обогатят словарный запас названиями предметов русского народного быта. Апробируют различные способы постройки. Умение устанавливать коммуникацию и сотрудничество через работу в малых группах.
Содержание проекта
I этап: Подготовительный.
1) Модель 3-х вопросов «Что мы знаем о русской печи? Что хотим узнать? Где это узнать?»
2) Поиск литературы по интересующему нас вопросу.
3) Подбор художественной литературы по теме для чтения детям.
4) Оформление предметно-пространственной среды: схемы, иллюстрации, объёмная печь, атрибуты русской избы, костюмы, конструкторы, фотоальбом «приобщение к истокам».
5) Предложить родителям познакомить детей с настоящей русской печкой, снять видео для других детей.
II этап: Основной.
Реализация проекта путем совместной деятельности воспитателей и детей. Привлечение родителей к проекту.
День недели | Проведение мероприятий |
Понедельник (27 февраля) | 1) Утренний круг: «Для чего нужна печь?» (опрос детей, запись их ответов). 2) Чтение стихов о русской печке современных авторов: Юлия Калякина «Посвящение русской печке». |
Вторник (28 февраля) | 1) Утренний круг: совместное планирование, составление с детьми сетки занятий, общих дел по теме проекта. 2) Просмотр и обсуждение видео-экскурсии «Русская изба». |
Среда (1 марта) | 1) Творческая мастерская: Аппликация «Русская печь. Очаг». Приложение 1. 2) Видео презентация «История создания русской печи». 3) Пословицы и поговорки о печке: обсуждение, заучивание. |
Четверг (2 марта) | 1) Проведение мастер-класса с родителями: изготовление посуды и кухонной утвари в технике папье-маше». Приложение 3 2) Русская народная игра «Золотые ворота». |
Пятница (3 марта) | 1) Обыгрывание эпизодов сказки «По щучьему веленью». 2) Творческая мастерская: лепка по мотивам сказки. |
Понедельник (6 марта) | 1) Утренний круг «Что мы печём с бабушкой и мамой». 2) Просмотр и обсуждение презентации «Предметы быта русского человека». |
Вторник (7 марта) | 1) Посещение музея в детском саду, рассматривание, изучение предметов обихода русской избы. 2) Творческая мастерская: создание предметов быта своими руками из любых материалов группы по замыслу детей. Приложение 5,6 |
Четверг (9 марта) | 1) Основы грамотности: фонетический разбор слов, названий предметов быта в русской избе. 2) Совместная постройка объёмной печи из бабашек, других деревянных конструкторов. Приложение 5 3) Вечерний круг, рефлексия «Что получилось, что мешало общей постройке». |
Пятница (10 марта) | 1) Развивающее видео для детей «Какие печки разные бывают» (изучение материалов и конструкций). 2) Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди». 3) Задание с родителями «Печка в русских народных сказках, её роль» – составление мини докладов. |
Понедельник (13 марта) | 1) Составление сказки «Если бы печка умела говорить…» 2) ОБЖ «Чем опасен огонь, спички, горячие предметы» |
Вторник (14 марта) | 1) Работа в малых группах, социо-культурные технологии: постройка модели печки из кирпичиков. 2) Обыгрывание постройки, сюжетно-ролевая игра. |
Среда (15 марта) | 1) Создание книжки-малышки «Печкины рассказы». 2) Познавательно-исследовательская деятельность «Измеряем, испытываем на прочность, выдержит не выдержит, сколько уместит на себе, катается – не катается». |
Четверг (16 марта) | 1) Рисование объёмной печи в формате видео урока. 2) Сюжетно-ролевая игра «Кафе у печки». Приложение 1 |
Пятница (17 марта) | 1) Домашнее задание: испечь что-то с мамой, бабушкой в русской или современной печи, сделать фото, видео, рассказать детям в группе. |
III этап: Заключительный.
Показатели эффективности:
- Дети расширили и обогатили свои знания о жизни и быте русского человека.
- Дети расширили представление о назначении, функциях, смысле русской печки для человека.
- Опытным путём определили способ постройки крепкого сооружения.
- Через совместную деятельность научились взаимодействовать, договариваться, выстраивать коммуникации для достижения результата.
- У родителей закрепился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей.
Список литературы
- Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
- Пространство детской реализации. Проектная деятельность. Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
- Проектная деятельность дошкольников. Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
- Русская изба: иллюстрированная энциклопедия: внутреннее пространство избы, мебель и убранство избы, домашняя и хозяйственная утварь. Д. А Баранов – СПб.: Искусство, 2004.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1