Педагогический проект «Печка кормит, печка греет – всех вокруг себя лелеет. Печка манит нас к себе – праздник нам подарит всем»

Травина Елена Валерьевна – Воспитатель МБДОУ «Детский сад №1» г. Кострома
Дата поступления работы: 23.04.2024г.

Познавательно-творческий проект:
«Печка кормит, печка греет – всех вокруг себя лелеет.
Печка манит нас к себе – праздник нам подарит всем»

Аннотация

Цель: воспитание духовно-нравственной личности посредством приобщения к народным традициям, культурерусского народа.

Задачи:

  1. Познакомить детей с особенностями жизни и быта русского народа.
  2. Через знакомство с русской избой раскрыть незнакомые ребёнку, живущему в современных городских условиях,стороны жизни деревенского человека.
  3. Воспитывать любовь к прекрасному, творчеству.
  4. Развивать познавательные способности, творческое мышление.
  5. Формировать навыки поисковой и исследовательской деятельности.

Результатом проекта стало решение задачи, прописанной в ФОП ДО–поддержка детской любознательности по отношению к родному краю.

Дети расширили свои представления о смысле и назначении печи в жизни человека, об устройстве русской избы, познакомились со старинными предметами домашнего обихода, обогатили словарный запас. В свободной игре дети стали пользоваться названиями предметов русского народного быта, апробируют различные способы постройки. Воспитанники пробуют устанавливать коммуникацию и сотрудничество через работу в малых группах.

Данный педагогический проект рассчитан на педагогов детских садов. В нём раскрыты формы работы по приобщению детей к истории родного края, а также приёмы поддержания детского интереса и инициативы.

Особенности проекта

Тип проекта: познавательно-творческий, групповой.
По продолжительности: краткосрочный.
По уровню контактов и масштаба организации: уровень ДОУ.
Оборудование: декорация печи, экспонаты музея детского сада, проектор, глиняный конструктор, деревянный конструктор

Введение

В современном обществе особенно актуальной является задача воспитания духовно-нравственной личности, она может быть решена только в процессе глубокого познания духовного богатства своего народа. Поэтому проявляющийся интерес детей к прошлому, к своим корням, истории и культуре своего народа должен быть поддержан окружающими взрослыми, педагогами. Только на основе изучения прошлого можно понять настоящее и предвидеть будущее. 

Дети задаются вопросами: Где и как жили русские люди? Как строили избу, печь, из каких материалов? Чем украшали свой дом и быт? Мы задумались, что совместный поиск ответов на эти вопросы может восстановить связь времён, поколений.

Крестьянский дом – особое явление народной культуры. Дом, будучи материальным объектом, служит защитой человеку от сил природы и олицетворяет вещный мир его, вместе с тем является объектом для изучения духовной жизни русского крестьянина, поскольку с понятием «дом» соотносятся все важнейшие категории картины мира у человека. Крестьянский дом в массовом сознании ассоциировался со словом «изба». Причем в это слово вкладывалось несколько значений: во-первых, изба – это крестьянский дом вообще, со всеми надворными постройками, хозяйственными помещениями; во-вторых, это лишь жилая часть дома; в-третьих, только отапливаемое русской духовой печью помещение.

Поддерживая интерес детей к русской печи, как важнейшей части быта русского человека, мы способствуем обращению к культурным истокам, решая задачу нравственного воспитания личности старших дошкольников.

Основная часть

В декабре дети проживали сказку «По щучьему веленью»: работа с текстом произведения, оформление группы совместно с родителями в стиле произведения, новогодний утренник по сказке. После каникул в игровое пространство группы внесли объёмную печь (декорация к сказке). Дети проводили много времени рядом с печкой: сажали кукол, ставили посуду, всевозможно украшали.

Педагоги увидели возникший интерес к печи, но также недостаток знаний о функциях и назначении её для человека.

Целью работы в проекте стало:
Воспитание духовно-нравственной личности посредством приобщения к народным традициям, культуре русского народа.

Задачи:
1.    Познакомить детей с особенностями жизни и быта русского народа.
2.    Через знакомство с русской избой раскрыть незнакомые ребёнку, живущему в современных городских условиях, стороны жизни деревенского человека.
3.    Воспитывать любовь к прекрасному, творчеству.
4.    Развивать познавательные способности, творческое мышление.
5.    Формировать навыки поисковой и исследовательской деятельности.

Предполагаемые результаты проекта:

Дети расширят свои представления о смысле и назначении печи в жизни человека, об устройстве русской избы, познакомятся со старинными предметами домашнего обихода. Обогатят словарный запас названиями предметов русского народного быта. Апробируют различные способы постройки. Умение устанавливать коммуникацию и сотрудничество через работу в малых группах.

Содержание проекта

I этап: Подготовительный.
1) Модель 3-х вопросов «Что мы знаем о русской печи? Что хотим узнать? Где это узнать?»
2) Поиск литературы по интересующему нас вопросу.
3) Подбор художественной литературы по теме для чтения детям.
4) Оформление предметно-пространственной среды: схемы, иллюстрации, объёмная печь, атрибуты русской избы, костюмы, конструкторы, фотоальбом «приобщение к истокам».
5) Предложить родителям познакомить детей с настоящей русской печкой, снять видео для других детей.

II этап: Основной.

Реализация проекта путем совместной деятельности воспитателей и детей. Привлечение родителей к проекту.

  День недели    Проведение мероприятий
Понедельник
(27 февраля)
1) Утренний круг: «Для чего нужна печь?» (опрос детей, запись их ответов).
2) Чтение стихов о русской печке современных авторов: Юлия Калякина «Посвящение русской печке».
Вторник
(28 февраля)
1) Утренний круг: совместное планирование, составление с детьми сетки занятий, общих дел по теме проекта.
2)  Просмотр и обсуждение видео-экскурсии «Русская изба».
Среда
(1 марта)
1) Творческая мастерская: Аппликация «Русская печь. Очаг». Приложение 1.
2) Видео презентация «История создания русской печи».
3) Пословицы и поговорки о печке: обсуждение, заучивание.
Четверг
(2 марта)
1) Проведение мастер-класса с родителями: изготовление посуды и кухонной утвари в технике папье-маше». Приложение 3
2) Русская народная игра «Золотые ворота».
Пятница
(3 марта)
1) Обыгрывание эпизодов сказки «По щучьему веленью».
2) Творческая мастерская: лепка по мотивам сказки.
Понедельник
(6 марта)
1) Утренний круг «Что мы печём с бабушкой и мамой».
2) Просмотр и обсуждение презентации «Предметы быта русского человека».
Вторник
(7 марта)
1) Посещение музея в детском саду, рассматривание, изучение предметов обихода русской избы.
2) Творческая мастерская: создание предметов быта своими руками из любых материалов группы по замыслу детей. Приложение 5,6
Четверг
(9 марта)
1) Основы грамотности: фонетический разбор слов, названий предметов быта в русской избе.
2) Совместная постройка объёмной печи из бабашек, других деревянных конструкторов. Приложение 5
3) Вечерний круг, рефлексия «Что получилось, что мешало общей постройке».
Пятница
(10 марта)
1) Развивающее видео для детей «Какие печки разные бывают» (изучение материалов и конструкций).
2) Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди».
3) Задание с родителями «Печка в русских народных сказках, её роль» – составление мини докладов.
Понедельник
(13 марта)
1) Составление сказки «Если бы печка умела говорить…»
2) ОБЖ «Чем опасен огонь, спички, горячие предметы»
Вторник
(14 марта)
1) Работа в малых группах, социо-культурные технологии: постройка модели печки из кирпичиков.
2) Обыгрывание постройки, сюжетно-ролевая игра.
Среда
(15 марта)
1) Создание книжки-малышки «Печкины рассказы».
2) Познавательно-исследовательская деятельность «Измеряем, испытываем на прочность, выдержит не выдержит, сколько уместит на себе, катается – не катается».
Четверг  
(16 марта)
1) Рисование объёмной печи в формате видео урока.
2) Сюжетно-ролевая игра «Кафе у печки». Приложение 1
Пятница
(17 марта)
1) Домашнее задание: испечь что-то с мамой, бабушкой в русской или современной печи, сделать фото, видео, рассказать детям в группе.

III этап: Заключительный.

Показатели эффективности:

  1. Дети расширили и обогатили свои знания о жизни и быте русского человека.
  2. Дети расширили представление о назначении, функциях, смысле русской печки для человека.
  3. Опытным путём определили способ постройки крепкого сооружения.
  4. Через совместную деятельность научились взаимодействовать, договариваться, выстраивать коммуникации для достижения результата.
  5. У родителей закрепился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей.

Список литературы

  1. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
  2. Пространство детской реализации. Проектная деятельность. Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
  3. Проектная деятельность дошкольников. Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
  4. Русская изба: иллюстрированная энциклопедия: внутреннее пространство избы, мебель и убранство избы, домашняя и хозяйственная утварь. Д. А Баранов – СПб.: Искусство, 2004.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Вам также может понравиться...
15720