Чернокова Ирина Альбертовна, Пименова Виктория Георгиевна – Воспитатели МБДОУ №96 «Сосенка» г. Архангельск
Дата поступления работы на конкурс: 18.11.2016г.
«Развитие коммуникативной компетентности детей через сюжетно-ролевую игру и коммуникативные игры»
Обучить детей дошкольного возраста навыкам и умениям общения нелегко – нет определенной системы. К тому же, нужно учитывать, что каждый ребенок индивидуален, каждый получает разное воспитание в семье и общение его зависит от эмоционального развития, чувственного восприятия, от отношения ребенка к людям. Учитывая многовековой опыт игрового обучения, можно сказать, что правильно организованное общение является не только залогом успешной профессиональной деятельности в будущем, но и условием сохранения культуры общения.
В начале учебного года я проанализировала особенность взаимодействия детей в нашей группе.
Как показали результаты:
50% детей не умеют договариваться.
У 25% детей выявилась обидчивость.
20% застенчивы.
5% демонстративны.
Для формирования коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста я выбрала два направления работы:
- Развитие сюжетно-ролевой игры.
- Коммуникативные игры
Коммуникативная компетентность — это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии
Развитие коммуникативной компетенции – важное звено в социальной адаптации ребенка поскольку, совершенствуя свои коммуникативные умения, ребенок в дальнейшем будет более успешен в установлении контактов с окружающими людьми, легче пройдет процесс социализации. Освоение элементов коммуникативной культуры в дошкольном возрасте позволит детям успешнее реализовать свой потенциал.
Сегодня современное образование ставит пред педагогом задачу совершенствовать традиционные и находить новые технологические подходы к организации учебно-воспитательного процесса. Среди средств, способствующих формированию коммуникативной компетентности в пяти – семилетнем периоде развития ребенка в условиях обучения, называются: диалог, создание сюжетных ситуаций, организация самостоятельной деятельности, игровые ситуации.
Самый естественный путь в освоении коммуникативного опыта — игра. Изменяясь с возрастом, она сопровождает ребенка всю жизнь. Играя, он изучает себя, других, окружающий мир, примеряя на себя различные роли, формирует свое мировоззрение, систему оценок и ценностей.
Игры позволяют открыть новые возможности для эффективного формирования коммуникативных умений, так как основываются на таких естественных способностях человека
как:
– способность к подражанию от рождения до семи лет;
– потребность в общении;
– природная предрасположенность человека к игре;
– реализация воображаемых ситуаций;
– свобода выбора и свобода действий.
Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.
Игра – отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего; действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка – только игрушки, но любит их как живых, понимает, что он не «поправдашний» летчик или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по-настоящему гордится своей победой.
Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.
Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование! В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли, как актеры. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра – всегда импровизация.
В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанные на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.
Для формирования коммуникативной компетентности у детей я взяли систему игр, разработанную известным детским психологом, доктором психологических наук Е. О. Смирновой и кандидатом психологических наук В.М. Холмогоровой, адаптировав ее для своих воспитанников.
1 этап. Общение без слов.
Игра “Волны”.
Задача: побуждать детей к непосредственному общению, без привычных для них вербальных и предметных способов взаимодействия.
Игры: “Жизнь в лесу”, “Волны”, “Ожившие игрушки”, “Театр теней”, “Хлопок».
2 этап. Внимание к другому.
Задача: отвлечь детей от сосредоточенности на собственном Я и на отношении к себе ровесников; обратить внимание ребенка на других.
Игры: “Зеркало”, “Эхо”, “Испорченный телефон”, “Передай движение”, “Кто сказал?” (“Ты мой голос не узнаешь, кто сказал – не угадаешь”), “Из семечка – в дерево”, “Разговор сквозь стекло”, “Тень”.
3 этап. Согласованность действий.
Задача: учить ребенка согласовывать свои действия с действиями других детей.
Игры: “Горошинки”, “Работаем вместе”, “Лепим скульптуры”, “Живые картины”, “Слепой и поводырь”, “Мостик”, “Змейка”, “Продолжи движение” , «Торт».
4этап. Общие переживания.
Задача: дать детям возможность ощутить единение с другими, разрушать отчуждение, снять защитные барьеры, учить поддерживать друг друга.
Игры: “Злой дракон”, Шторм”, “Мышата в мышеловке”, “Кто смешнее засмеется”, “0бнималки”, “Курица с цыплятами”, “Актеры”.
5 этап. Взаимопомощь в игре.
Задачи: создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения, эмоциональной близости и взаимопомощи; проявление сопереживания и сострадание.
Игры: “Старенькая бабушка”, “Живые куклы”, “Шляпа волшебника”, “День помощника”, “Заблудившийся ребенок”, “Гномики”.
6 этап. Дари добро.
Задачи: Учить детей замечать положительные качества других и выражать словами свое отношение к ним, желать им добра, делать комплименты.
Игры: “Обзывалка”, “Спящая красавица”, “Пожелания”, “Комплименты”, “Конкурс хвастунов”, “Я хотел бы быть таким (умным, красивым, веселым), как ты».
Работа по развитию коммуникативной компетентности я начала с сентября 2012 года.
За это время ребята научились:
– вступать в процесс общения;
– доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаются;
– согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями товарищей по общению;
– оценивать эмоциональное поведение друг друга.