ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО-РОЛЕВУЮ ИГРУ И КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ»

Чернокова Ирина Альбертовна, Пименова Виктория Георгиевна – Воспитатели МБДОУ №96 «Сосенка» г. Архангельск

Дата поступления работы на конкурс: 18.11.2016г.

«Развитие коммуникативной компетентности детей через сюжетно-ролевую игру и коммуникативные игры»

     Обучить детей дошкольного возраста навыкам и умениям общения нелегко – нет определенной системы. К тому же, нужно учитывать, что каждый ребенок индивидуален, каждый получает разное воспитание в семье и общение его зависит от эмоционального развития, чувственного восприятия, от отношения ребенка к людям. Учитывая многовековой опыт игрового обучения, можно сказать, что правильно организованное общение является не только залогом успешной профессиональной деятельности в будущем, но и условием сохранения культуры общения.

     В начале учебного года я проанализировала особенность взаимодействия детей в нашей группе.                                                                                                                                                    

Как показали результаты:

50% детей не умеют договариваться.                              

У 25%   детей выявилась обидчивость.                                  

20% застенчивы.

5% демонстративны.

     Для формирования коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста я выбрала два направления работы:

  1. Развитие сюжетно-ролевой игры.
  2. Коммуникативные игры

     Коммуникативная компетентность — это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии

     Развитие коммуникативной компетенции – важное звено в социальной адаптации ребенка поскольку, совершенствуя свои коммуникативные умения, ребенок в дальнейшем будет более успешен в установлении контактов с окружающими людьми, легче пройдет процесс социализации. Освоение элементов коммуникативной культуры в дошкольном возрасте позволит детям успешнее реализовать свой потенциал.

     Сегодня современное образование ставит пред педагогом задачу совершенствовать традиционные и находить новые технологические подходы к организации учебно-воспитательного процесса. Среди средств, способствующих формированию коммуникативной компетентности в пяти – семилетнем периоде развития ребенка в условиях обучения, называются: диалог, создание сюжетных ситуаций, организация самостоятельной деятельности, игровые ситуации.

     Самый естественный путь в освоении коммуникативного опыта — игра. Изменяясь с возрастом, она сопровождает ребенка всю жизнь. Играя, он изучает себя, других, окружающий мир, примеряя на себя различные роли, формирует свое мировоззрение, систему оценок и ценностей. 

Игры позволяют открыть новые возможности для эффективного формирования коммуникативных умений, так как основываются на таких естественных способностях человека 

как:

– способность к подражанию от рождения до семи лет;

– потребность в общении;

– природная предрасположенность человека к игре;

– реализация воображаемых ситуаций;

– свобода выбора и свобода действий. 

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.

Игра – отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего; действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка – только игрушки, но любит их как живых, понимает, что он не «поправдашний» летчик или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по-настоящему гордится своей победой.

Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.

Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование! В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли, как актеры. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра – всегда импровизация.

В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанные на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

Для формирования коммуникативной компетентности у детей я взяли систему игр, разработанную известным детским психологом, доктором психологических наук Е. О. Смирновой и кандидатом психологических наук В.М. Холмогоровой, адаптировав ее для своих воспитанников.

1 этап. Общение без слов.                                                                                                                                  

Игра “Волны”.                                  

Задача: побуждать детей к непосредственному общению, без привычных для них вербальных и предметных способов взаимодействия.

Игры: “Жизнь в лесу”, “Волны”, “Ожившие игрушки”, “Театр теней”, “Хлопок».

2 этап. Внимание к другому.

Задача: отвлечь детей от сосредоточенности на собственном Я и на отношении к себе ровесников; обратить внимание ребенка на других.

Игры: “Зеркало”, “Эхо”, “Испорченный телефон”, “Передай движение”, “Кто сказал?” (“Ты мой голос не узнаешь, кто сказал – не угадаешь”), “Из семечка – в дерево”, “Разговор сквозь стекло”, “Тень”.

3 этап. Согласованность действий.
Задача: 
учить ребенка согласовывать свои действия с действиями других детей.

Игры: “Горошинки”, “Работаем вместе”, “Лепим скульптуры”, “Живые картины”, “Слепой и поводырь”, “Мостик”, “Змейка”, “Продолжи движение” , «Торт».

4этап. Общие переживания.
Задача
: дать детям возможность ощутить единение с другими, разрушать отчуждение, снять защитные барьеры, учить поддерживать друг друга.

Игры: “Злой дракон”, Шторм”, “Мышата в мышеловке”, “Кто смешнее засмеется”, “0бнималки”, “Курица с цыплятами”, “Актеры”.

5 этап. Взаимопомощь в игре. 

Задачи: создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения, эмоциональной близости и взаимопомощи; проявление сопереживания и сострадание.

Игры: “Старенькая бабушка”, “Живые куклы”, “Шляпа волшебника”, “День помощника”, “Заблудившийся ребенок”, “Гномики”.

6 этап. Дари добро.

Задачи: Учить детей замечать положительные качества других и выражать словами свое отношение к ним, желать им добра, делать комплименты.

Игры: “Обзывалка”, “Спящая красавица”, “Пожелания”, “Комплименты”, “Конкурс хвастунов”, “Я хотел бы быть таким (умным, красивым, веселым), как ты».

Работа по развитию коммуникативной компетентности я начала с сентября 2012 года. 

За это время ребята научились:

– вступать в процесс общения;

– доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаются;

– согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями товарищей по общению;

– оценивать эмоциональное поведение друг друга.

Вам также может понравиться...
16025