Черноусова Ирина Владимировна – Воспитатель МБОУ «Петропавловская СОШ имени Героя Советского Союза Жукова Д.А.», структурное подразделение
«Детский сад «Радуга» Алтайский край, Петропавловский район, с. Петропавловское
Дата поступления работы: 23.04.2024г.
Познавательный проект по региональному компоненту
«Моя малая Родина»
2 младшая группа
(дети 3-4 лет)
срок реализации проекта: 1 год (сентябрь 2023г. – август 2024 г.)
участники: воспитанники, родители воспитанников
Содержание
- Пояснительная записка
- План реализации проекта
- Результаты работы
- Список литературы и информационных ресурсов
- Приложения
- Пояснительная записка
Продолжительность: долгосрочный, один год (сентябрь – август).
Участники проекта: воспитатели, дети второй младшей группы, родители.
Актуальность: Воспитание гражданина начинается с любви к малой Родине – это к дому, семье, детскому саду, родному селу. Воспитание любви к самому близкому – это основа из основ нравственно – патриотического воспитания, это первая и самая важная ступень. Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью малой родины. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Семья – источник любви, привязанности, уважения, то на чем строится любое цивилизованное общество. Успех патриотического воспитания во многом зависит от родителей, от семьи, от атмосферы, которая царит в семье. Поэтому необходимо объединить усилия детского сада и семьи, чтобы достигнуть успеха.
Проблема: отсутствие у детей младшей группы систематизированных знаний о семье, детском саде, малой Родине.
Гипотеза: если систематически проводить работу по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с малой Родиной, то у детей сформируются представления о малой Родине, его природно-климатических, национально-культурных и исторических особенностях.
Цель: Создать условия, для формирования общего представления о малой Родине – Петропавловском районе Алтайского края, его природно-климатических, национально-культурных и исторических особенностях.
Задачи
- Формировать у детей общее представление о детском саде, селе Петропавловское, в котором проживает.
- Знакомить с ближайшим окружением (основными объектами сельской инфраструктуры): дом, улица, магазин, школа, библиотека, парк.
- Знакомить с природными объектами, расположенные вблизи детского сада, своего дома, домашних животных своей семьи.
- Продолжать знакомить с инфраструктурой здания и территории детского сада.
- Вызывать желание проявлять бережное отношение и заботу об окружающих его объектах дома и в детском саду.
- Знакомить с профессиями своих родных.
- Содействовать пониманию детьми родственных связей в своей семье.
- Проявляет интерес и уважение к традициям своей семьи, детского сада.
- Испытывают чувство любви и гордости к своей семье, селу.
- Развивать эмоциональную отзывчивость, интерес к событиям в семье и детском саду, предметам искусства и творчества близких, взрослых в детском саду и сверстников в группе, объектам природы села Петропавловское, местным фольклорным произведениям.
Планируемые результаты:
- Имеет общее представление о детском саде, селе Петропавловское, в котором проживает. Знаком с ближайшим окружением (основными объектами сельской инфраструктуры): дом, улица, магазин, школа, библиотека.
- Ориентируется в здании и на территории детского сада, его инфраструктуре.
- Знает природные объекты, расположенные вблизи детского сада, своего дома, домашних животных своей семьи.
- Способен проявлять бережное отношение и заботу об окружающих его объектах дома и в детском саду.
- Знает профессии своих родных, понимает родственные связи своей семьи.
- Проявляет интерес и уважение к традициям своей семьи, детского сада.
- Испытывают чувство любви и гордости к своей семье, селу.
- Проявляют эмоциональную отзывчивость к событиям в семье и детском саду, предметам искусства и творчества близких, взрослых в детском саду и сверстников в группе, объектам природы села Петропавловское, местным фольклорным произведениям.
2. План реализации проекта
Этапы реализации проекта
№ п/п | Тема/содержание | Форма | Сроки |
I | Подготовительный этап | ||
1. | Мониторинг развития детей на начало года | Мониторинг знаний детей | Сентябрь |
2. | Моя малая Родина Алтайский край Петропавловский район | Подбор и изучение литературы, интернет ресурсов | Октябрь |
3. | Пополнение РППС | Изготовление альбомов. Изготовление дидактических игр, оформление картотек, оформление уголка «Моя малая Родина» | В течении года |
II | Основной этап | ||
1 | «Дом», «Детский сад», «Семья», «День рождения». | Сюжетно – ролевые игры | В течении года |
2 | «Что такое хорошо, что такое плохо? », «Мои хорошие поступки», «Как мы живем в детском саду», «Мое имя», «Найди предметы», «Дарю подарки», «К нам гости пришли», «Кукла Таня идет в гости», «Покажи кукле наш город», «Буду делать хорошо и не буду плохо», «Правильно – не правильно», «Исправь ошибку» | Дидактические игры | В течении года |
3 | «Пустим имя по ветру», «Назови ласково» | Коммуникативные игры | В течении года |
4 | «Что такое детский сад» «Кто работает в детском саду» «Осень на участке нашего детского сада» «Что растет на грядке на нашем участке» | Экскурсия по детскому саду Наблюдение | 05.09.23 12.09.23 19.09.23 26.09.23 Сентябрь |
5 | «Члены моей семьи» «Дом в котором я живу» «В какие игры мы играем в семье» «Деревья нашего парка осенью» «Что растет у нас в саду дома» | Беседа Рассматривание альбома Беседа Наблюдение Беседа | 03.10.23 10.10.23 17.10.23 24.10.23 31.10.23 |
6 | «Село, в котором я живу» «Профессии нашего села» «Где я люблю гулять с мамой» «Транспорт нашего села» | Презентация Рассматривание альбома Рассматривание альбома Экскурсия | 07.11.23 14.11.23 21.11.23 28.11.23 |
7 | «Достопримечательности нашего села» «Улицы нашего села» «Безопасность на улицах нашего села» «Новогодние традиции нашей семьи» | Рассматривание альбома Экскурсия Фотоальбом | 05.12.23 12.12.23 19.12.23 26.12.23 |
8 | «Дикие животные нашего села» «Какие животные живут у нас дома» «Природа нашего села зимой » | Рассматривание альбома Фотоальбом Наблюдение | 09.01.24 16.01.24 23.01.24 30.01.24 |
9 | «Библиотеки нашего села» «Профессии родителей» «Птицы нашей местности» | Экскурсия Рассматривание альбома | 06.02.24 13.02.24 20.02.24 27.02.24 |
10 | «Природа нашего села весной» «Растения моего села» «Водные объекты нашего села» «Полезные ископаемые моего села» | Наблюдение Рассматривание альбома Виртуальная экскурсия Рассматривание | 09.03.24 16.03.24 23.03.24 30.03.24 |
11 | «Села нашего района» «Природа нашего села весной» «Музей нашего села» | Виртуальная экскурсия Наблюдение экскурсия | 09.04.24 16.04.24 23.04.24 30.04.24 |
12 | «Герои нашего села» «Мое любимое село» | Бессмертный полк Экскурсии по селу | 09.05.24 16.05.24 23.05.24 30.05.24 |
13 | «Наше село летом» | Экскурсии-наблюдения | Летний период |
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ | |||
«Мой воспитатель» | Выставка рисунков | сентябрь | |
«Таланты наших бабушек и дедушек» | Выставка дпт | октябрь | |
«Наши бабушки и дедушки» | Развлечение | октябрь | |
«Вместе с папой» | октябрь | ||
«Мамин день» | Развлечение | ноябрь | |
«Папа, мама, я – дружная семья | Развлечение | ||
«Масленица» | Развлечение | март | |
III | Заключительный этап | ||
«Мой дом, моя семья. мое село» | Викторина | Август |
- Результаты работы
Список литературы и информационных ресурсов:
1. Беседы с детьми о труде и профессиях (Шорыгина Т.А.)
2. Беседы с детьми о чувствах и эмоциях (Алябьева Е.А.)
3. Беседы с детьми о безопасном поведении дома и на улице (ШорыгинаТ.А.)
4. Картушина М.Ю. Коммуникативные игры для дошкольников:
Методическое пособие. – М.:Издательство «СКРИПТОРИЙ 2003», 2014
5. Народная культура и традиции (В.Н. Косарева)
6. Пантелеева Н.Г. Народные праздники в детском саду: Методическое пособие.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014.- 72 с.